Специфика постклассической философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Всю философию после Гегеля можно назвать постклассической, поскольку он создал столь грандиозную систему, обобщив весь опыт мировой философии, что добавить уже, казалось бы, было нечего.
Тема работы актуальна, так как наступило совсем другое время: конец XIX в. – это период расцвета наук, их появляется все больше и больше, и становится очевидным, что мир гораздо более сложен и многообразен, чем казалось ранее.

Файлы: 1 файл

Специфика пстклассической философии.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

     «Философия  жизни» - философское направление, возникшее в последней трети 19-го века, главным образом в Германии и Франции. К представителям относят Ницше, Дильтея, Зиммеля, Бергсона, Шпенглера, Клагеса и др. Возникла как оппозиция классическому рационализму и как реакция на кризис механистического естествознания. Ф.ж. обратилась к жизни как первичной реальности, целостному органическому процессу, предшествующему разделению материи и духа, сознания и бытия. Само понятие жизни многозначно и дает возможность для различных трактовок: в биологическом смысле (Ницше, Клагес), в космологическом (А. Бергсон

     (1859-1941), основные сочинения: «Два источника морали и религии», «Творческая эволюция», «Материя и память»), в культурно-историческом (Дильтей, Зиммель, Шпенглер). В волюнтаризме Ницше жизненная реальность выступает в форме «воли к власти», к конепции А. Бергсона - как «жизненный порыв», возникающий из внутреннего переживания жизни. У Дильтея жизнь также выступает как поток переживаний, но сами эти переживания культурно обусловлены. Во всех трактовках жизнь представляет собой целостный процесс непрерывного творческого становления, развития, противостоящий неорганическим, механическим образованиям, всему определенному, застывшему, ставшему. Процесс жизни непостижим для аналитической деятельности рассудка. Разум безнадежно оторван от жизни, против жизни. Рациональное познание ориентировано утилитарно, на удовлетворение практических нужд. Такому рациональному познанию, науке противопоставляются внеинтеллектуальные, интуитивные, образно-символические способы постижения иррациональной в своей основе жизненной реальности, «веселая наука» (интуиция у А. Бергсона, Ницше и Шпенглера). Наиболее адекватными способами постижения жизни являются произведения искусства. Бергсон развивает идею эволюции, которая начинается с исходного взрыва, приведшего к развертыванию жизненного процесса. «Открытое общество» - общество, с будущим которого связано и будущего всего человечества (активные, творческие личности его составляют).

     Экзистенциализм - философское направление 20 века, представители которого выдвигают на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий, традиционной философии. Истоки этого направления - в творчестве С. Кьеркегора (1813-1855), который ввел в философский оборот понятие «экзистенция», которое есть в бытии человека то, что остается непроницаемо для мысли, не укладывается без остатка в ограниченное понятие, то, что ускользает от понимания посредством абстракций. Поэтому наука и ориентированная на нее философия никогда не смогут проникнуть в бытие человека.

     Основная  работа «Страх и трепет». Экзистенция есть внутреннее, которое переходит во внешнее -поведение, то, что Кьеркегор называет «предметным бытием». Это предметное бытие есть «неподлинное существование», обретение экзистенции предполагает решающий выбор, посредством которого человек переходит от созерцательно-чувственного способа бытия, детерминированного внешними факторами среды, к самому себе, единственному и неповторимому. Экзистенция - «подлинное существование». Переход к ней - через три стадии: эстетическую, этическую и религиозную. В 40-60-х годах 20 века это направление становится одним из самых популярных на Западе. Оно представлено именами Ж.П. Сартра (Соч.: «Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм», «Экзистенциализм - это гуманизм»), А. Камю («Бунтующий человек», «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде»), Г. Марселя («К трагической мудрости и за ее пределы»), а также М. Хайдеггером («Бытие и время»), К. Ясперсом («Истоки истории и ее цель», «Духовная ситуация времени»), Н. Бердяевым («Дух и реальность»). Для всего направления в целом характерен обостренный интерес к проблемам онтологии. Они стремятся дать определение экзистенции в общей структуре сущего, т.е. осуществить конкретизацию онтологической природы человеческой реальности в соотношении с остальными началами мироздания. Промежуточный характер человеческой реальности - «бытие-между» - ее принципиальная несамостоятельность, определимость через то, чем человек не является. Понятие «трансценденция» - то иное, через которое раскрывается человеческое существование - характерно для представителей так называемого религиозного экзистенциализма (Н. Бердяев, Г. Марсель, К. Ясперс). Хайдереггер определял экзистенцию как «бытие в мире». Он представитель атеистического экзистенциализма наряду с Сартром, Камю, Маркузе. «Мир - бытие-в мире - бытие»: экзистенция - это средний член триады, промежуточное звено, соединяющее подлинное бытие с «миром» как ареной повседневного обезличенного существования. Направленность человеческой реальности на мир означает неподлинное существование, заброшенность, а стремление к потустороннему - подлинное существование. Побуждение к подлинному существованию содержатся в таких феноменах, как «страх» (Хайдеггер), экзистенциальная тревога («тошнота» Сартр), «скука» (Камю). Подлинное существование описывается посредством этих понятий - его трудно вынести, это состояние неуверенности, потери покоя, самоуглубления. Сартр: «Человек есть проект».

     Герменевтика  - философское направление, сделавшее своей основной задачей раскрытие способов понимания и научного постижения сферы культуры и шире - человеческого духа. У истоков герменевтики стоит Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Г. Гадамер. Основная задача философии - практика толкования и осмысления «текста». «Текстом» может рассматриваться сама культура. Понимать - значит проникать в механизм жизни, теоретически и опытно понимать жизнь. Понимание - это не одна из черт человека, это характеристика самого существования человека, способ его бытия. 
 
 
 
 

4. ПОСТМОДЕРНИЗМ И ФИЛОСОФИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

 

     Постмодернизм — то, что следует за современной эпохой, эпохой модерна, или современности. Сам термин появляется в 60-х годах прошлого века, становится общеупотребительным термином в 80-х. Ж. Ф. Лиотара (р. 1924) распространил дискуссию о постмодернизме на область философии (до этого - в искусстве).3

     Философии постмодернизма как таковой не существует по той причине, что постмодернизм в философии возник как раз из радикального сомнения в возможности философии как некоего мировоззренчески-теоретического и жанрового единства. Уместно говорить не о «философии постмодернизма», а о ситуации постмодернизма в философии.

     Постмодернисты  критикуют предшествующую философию  за ее панлогизм, рационализм, объективизм и историцизм. Философия есть акт говорения, текст - она уникальна и единична. Нет единого стиля философствования, единой истинной философии - множественность, поливариантивность систем, взглядов, идей, мнений - плюрализм и эклектичность (смешение старого и нового, классического и неклассического) как принцип философствования.

     Философы-постмодернисты свели на нет прежнюю философскую  проблематику: единого, сущего, субъекта, объекта, истины. От философии остается только способность давать интерпретацию, разум должен стать интерпретативным посредником между различными областями культуры. 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В заключение можно сделать вывод, что философия XIX в. от Ф. Ницше до В. Дильтея - это прежде всего философия поисков смысла человеческого существования, она не удовлетворялась больше классической, просветительской трактовкой природы человека, и пыталась найти, раскрыть некую истинную человеческую сущность и весьма преуспела на этом пути, дав массу интересных гипотез и конструкций человеческого бытия в его метафизическом и историческом облике.

     Постклассика - условное обозначение философских направлений на рубеже 19-20 веков, возникших как реакция на классическую философию, прежде всего, на философию Гегеля. О. Конта, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра и С. Кьеркегора, Фейербаха и Маркса, несмотря на то, что все они являются представителями разных философских направлений, многое объединяет: все они находились в оппозиции к учению Гегеля, а постольку поскольку Гегелевская философия была вершиной в истории идеалистической философии, то, следовательно, относились критически и ко всей идеалистической традиции:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Алексеев  П. В., Панин А. В. Философия: учеб. - 3-е  изд., перераб. и доп.-М.:Проспект,2006.
  2. Бессонов Б. Н. Философия. История и современные задачи. Учебник для вузов. М., НОРМА, 2006.
  3. Якушев А. Философия : конспект лекций
  4. Философия: учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. - М. : Норма, 2006.
  5. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 2006.

     Размещено на http://www.allbest.ru/ 

Информация о работе Специфика постклассической философии