Специфика постклассической философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Всю философию после Гегеля можно назвать постклассической, поскольку он создал столь грандиозную систему, обобщив весь опыт мировой философии, что добавить уже, казалось бы, было нечего.
Тема работы актуальна, так как наступило совсем другое время: конец XIX в. – это период расцвета наук, их появляется все больше и больше, и становится очевидным, что мир гораздо более сложен и многообразен, чем казалось ранее.

Файлы: 1 файл

Специфика пстклассической философии.doc

— 99.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПЛАН 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Всю  философию  после  Гегеля  можно  назвать  постклассической, поскольку  он  создал  столь  грандиозную  систему,  обобщив  весь  опыт мировой  философии,  что  добавить  уже,  казалось  бы,  было  нечего. 

     Тема  работы актуальна, так как  наступило совсем  другое  время:  конец XIX  в. – это период  расцвета наук, их появляется все больше и больше, и становится очевидным, что мир гораздо более сложен  и многообразен,  чем казалось  ранее.

       Философию начинают критиковать  как  попытку «объять необъятное»,  и  в  ХХ  в.  она постепенно отходит на второй план.

     Философия была дискредитирована как пустое теоретизирование: «философы во все времена объясняли  мир, хотя суть заключается в том, чтобы его изменить» - сказал Карл Маркс, перевернувший гегелевскую  философию  идеализма  и  создавший  на  ее  основе диалектический  материализм. 

     Для  его  последователей  философия  стала поводом  для  обоснования  коммунистической  социальной  утопии.  Другие также  говорили,  что  она  не  должна  быть  предоставлена  сама  себе,  а  должна приносить пользу.

     Тема  работы выбрана потому, что многие пытались похоронить философию, но она не  умерла,  она  была  радикально  преобразована  и  получила новую жизнь благодаря таким выдающимся  мыслителям  как Фридрих Ницше и Мартин Хайдеггер. Если Гегель систематизировал всю историю философии, то они попытались  ее  пересмотреть,  взглянуть на  нее,  и прежде  всего – на  ее античные  истоки,  совершенно  новым  взглядом. 

     Цель  исследования – изучить специфику постклассической философии.

     Задачи  исследования:

  1. Изучить антропологический материализм Л. Фейербаха;
  2. Рассмотреть марксистскую философию;
  3. Изучить неофрейдизм;
  4. Проанализировать постмодернизм и философию на рубеже веков.

1 АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ     МАТЕРИАЛИЗМ    ЛЮДВИГА    ФЕЙЕРБАХА

         ЛЮДВИГ    ФЕЙЕРБАХ (1804-1872). Философия этого мыслителя - с одной стороны, прямое порождение немецкой классической философии, с другой стороны - одна из первых серьезных попыток ее критики, рационализма в целом, это своеобразный симптом будущего рождения нового типа философствования. Фейербах обвинял гегелевскую философию в спекулятивном характере (оторванном от действительности), в примиренческом отношении к действительности, в которой царит несправедливость, неравенство. 1

     Обращаясь к анализу религии («Лекции о  сущности религии»), и в частности  христианства («Лекции о сущности христианства»), которая стала для  него основным предметом анализа, Фейербах указывает на то, что характеристики, которыми наделяется Бог, в действительности оказываются отчужденными и перенесенными на абстрактного носителя характеристиками человеческого рода: под понятием «Бог» скрывается сущность человека, вынесенная за пределы человека и ставшая самостоятельным существом.

     Подлинная философия должна стать антропологией - всесторонним учением о человеке, о его теоретическом и практическом отношении к миру, о его жизненных запросах и чаяниях. В этой новой философии образ человека будет формироваться как плод спекулятивного мышления, а на основе данных естественных, социальных наук. Человек в учении Фейербаха - универсальное природное существо одновременно единичное, чувствующее, эмоциональное существо. Он - родовое существо, то есть все свои способности человечество может реализовать только сообща, и в этом залог его будущего величия.  
 

2 МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.  К. МАРКС (1818-1883) И Ф. ЭНГЕЛЬС(1820-1895).

 

     Основные  работы: «Тезисы о Фейербахе», «Капитал», «Немецкая идеология», «Философско-экономические рукописи 1844 года», «Манифест Коммунистической партии», «Анти-Дюринг», «Диалектика природы».

     Философия марксизма - это подлинный конец  немецкой классической философии, философии активности, деятельности. Философия не хочет больше оставаться совой, вылетающей в полночь и толкующей прошлое. Ее дело - создать будущее. Она призвана предвидеть будущее, возвещать новую эру, хочет непосредственно вмешиваться в жизнь, создавать планы социального переустройства.

     Религия для Маркса — «искаженная форма действительности», «душа бездушного мира, дух бездушных порядков». Религия и религиозное отношение к действительности - следствие отчуждения людей в обществе. Критика религии для Маркса должна стать поэтому критикой того общества, которое порождает религиозную идеологию. Идеология - такое сознание, в котором адекватно отражается неподлинная действительность, в которой оказываются люди, не замечающие ее неподлинности. Идеология является ложным сознанием, так как преходящее выдает за вечное.2

     Философия в качестве самостоятельной сферы познания - претендующая 
на создание особой картины мира, на взгляд на мир с точки зрения вечности - 
исчезнет, потому что именно эта претензия является полным идеологическим 
выражением отчуждения. Будущее философии - в союзе с конкретными науками, в 
избавлении ее от идеологических искажений (классовый характер социального 
творчества). Конкретные науки должны поставлять материал для обобщения на 
высшем всеобщем уровне, диалектика должна дать наукам универсальный метод 
мышления. 

     Материалистическая  диалектика - развивающаяся система категорий (всеобщих форм мышления: количество и качество, форма и содержание, причина и следствие и др.).

     Материалистическое  понимание истории — «Общественное бытие (материальное производство, труд, практика) первично, общественное сознание вторично и является отражением общественного бытия». В ходе истории человек осваивает природу, превращает ее в пригодную для него среду обитания, силы природы становятся в руках человека производственными силами..

     Параллельно в европейской и русской философии второй половины 19-первой половины 20-го века возникает иной взгляд на характер исторического развития общества: возникают так называемые цивилизационные концепции истории, созданные О. Шпенглером (1880-1936) («Закат Европы» (1918-1922), А. Тойнби (1889-1975) («Исследование истории»), Н.Я. Данилевским (1822-1885) («Россия и Европа»). О. Шпенглер: разведение культуры и цивилизации. Господство техники означает гибель культуры. Не существует единой линии исторического развития человечества. Каждая культура замкнута на себя и не может быть адекватно понята другими культурами. А. Тойнби: История есть смена зародившихся, расцветших и умерших цивилизаций. Развитие общества носит естествен ноисторический характер, будучи соединением свободы и необходимости. Как природный процесс, общественная жизнь предстает в виде совокупности дискретных единиц социальной организации, которые Тойнби называет «цивилизациями». «Возникновение», «рост», «надлом», «разложение» -связано с энергией и истощением «жизненного порыва» (Философия жизни А. Бергсона). Закон вызова и ответа. Не все цивилизации должны пройти все стадии. «Творческое меньшинство» и ведомое большинство - начало и расцвет. Конец цивилизации - «господствующее меньшинство», опирающееся на материальные инструменты власти. В конце жизни - признавал единую всемирную историю.

     В середине 20-го века постпозитивист Карл Поппер (1902-1994) в своей работе «Открытое общество и его враги» критиковал так называемый историцизм, характерный для марксистской концепции истории. Каждое историческое событие уникально, поэтому невозможно ни вывести каких-то законов, ни предвидеть будущее человечества.

     Позитивизм  - неопозитивизм - постпозитивизм

     Позитивизм  (лат. положительный) - философское направление, оформившееся в 30-х годах 19-го века и существующее до наших дней. Термин введен О. Контом (1798-1857). Первый позитивизм - О. Конт (Основное произведение «Курс позитивной философии»), Г. Спенсер (1820-1903), Д. С. Милль, Э. Ренан, Н. Михайловский. Второй позитивизм - эмпириокритицизм -Р. Авенариус, Э. Мах, А. Пуанкаре, А. Богданов. Неопозитивизм или логический позитивизм - Б. Рассел (1872-1970), Л. Витгенштейн, члены так называемого «Венского кружка» (М. Шлик, Р. Карнап, Гедель, НЕйрат, РЕйхенбах, А. Тарский). Постпозитивизм - К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд.

     В этом направлении наиболее ярко отразился  кризис во взаимоотношениях наук и философии, начавшийся в первой половине 19-го века в связи с бурным развитием физики, химии, биологии, других естественных наук. Ч. Дарвин создает эволюционную теорию, возникает микробиология. Открыто электричество. Безграничное доверие к философии как царице наук сменяется скептическим отношением к нем, все чаще звучат призывы освободиться от ее диктата: каждая наука сама себе философия.

     Первый  позитивизм - философия должна заниматься созданием единой картины мира, классификацией наук; второй - философия должна устанавливать принципы упорядочивания явлений в сознании исследователя, т.е. стремились подменить философию психологией сознания.

     Конт  называл свою философию позитивной, т.е. осуществившей синтез, «совокупность общих научных положений» всего положительного естественнонаучного и социального материала. Философия должна анализировать явления, подчиненных законам. Философия же, которая ищет начала и последние причины - метафизика, которая занимается «абсолютно недоступным и бессмысленным занятием». Конт считает, что позитивная философия - результат развития человеческого мышления. Три стадии: теологическая, метафизическая и позитивная. Ему же принадлежит идея о необходимости замены существующей христианской религией - «религией человечества».

     Эмпириокритицизм - критика опыта. Опыт - неразрывное единство субъекта и объекта - так называемая «принципиальная координация».

       Неопозитивизм (логический позитивизм, аналитическая философия)- возникает в Европе в 20-х годах 20-го века - задачей философии является анализ языка вообще и научного языка преимущественно. Принцип верификации - основополагающий принцип неопозитивизма - состоит в сопоставлении предложений (высказываний) с базисными предложениями науки, «протокольными предложениями» (которые фиксируют наблюдаемое, чувственные данные на языке науки). Если они несопоставимы, то они лишены смысла, это предложения ни о чем. К таким относится большинство философских предложений. «Душа бессмертна» - то, что нельзя увидеть собственными глазами или зафиксировать с помощью приборов, не может быть предметом научного исследования.

     Постпозитивизм - не представляет собой единого  философского направления, течения или школы, он - этап в развитии философии науки, усвлоно: то, что после старого позитивизма. Начало - работа К. Поппера «Логика научного открытия» (1963) и Т. Куна «Структура научных революций». Представлен фальсификационизмом К. Поппера, концепцией научных революций Т. Куна, методологией научно-исследовательских программ Лакатоса и мн. др.

     Прагматизм  и утилитаризм. Прагматизм - философское направление, возникшее в 70-ых годах 19 века, наиболее широкое распространение получившее в США. Связано с деятельностью Ч.С. Пирса (1839-1914); основные работы: «Как сделать наши идеи ясными», «Закрепление верования», «Что такое прагматизм?»), У. Джеймса (1842-1910) основные работы: «Философское понятие и практические результаты»), Дьюи Джона (1859-1952), основные работы «Психология и педагогика мышления»). Доктрина прагматизма: значение понятий, идей и теорий определяется их практическими последствиями, сублимации - переведения сексуальной энергии в энергию созидания.

3. НЕОФРЕЙДИЗМ. К. ЮНГ (1875-1961), А. АДЛЕР (1870-1937). ЭРИХ ФРОММ

 

     Адлер    Альфред.    Основные сочинения:    «Нервный    темперамент», «Познание человека», «Практика и теория индивидуальной психологии»

  • отказывается от понятия «сексуального бессознательного», критикует 
    открытые Фрейдом механизмы вытеснения, переноса и др. «Воля к власти»
  • неудача - «комплекс неполноценности». Ребенку нужно предоставить 
    максимум      свободы      для      того,      чтобы      получить      максимум 
    «сверхполноценности». К. Юнг - «Архетип и символ», «Душа и миф», 
    «Типы личности», «Феномен духа в искусстве и науке» - критикует 
    «сублимацию», «эдипов комплекс», «вытеснение». Центральное понятие - 
    «коллективное   бессознательное».   Бессознательное,   освобожденное   от 
    сексуальности, но обладающее универсальной, надперсональной природой. 
    Оно формирует в человеке некие схемы, представления человека. Сами эти 
    схемы Юнг назвал «архетипами бессознательного». Они являются общими 
    для    всего    рода    человеческого,    являются    выражением    всеобщих 
    человеческих нужд, инстинктов, потенций. Это бессознательное - поток 
    жизненной энергии, которая может трансформироваться, переходить из 
    одного   вида  в   другой.   Э.   Фромм   (1900-1980)   -   «Душа   человека», 
    «Политика  и  психоанализ»,   «Психоанализ   и  этика»,   «Иметь   или 
    быть»,  «Пути из больного общества».  Соединил Маркса и Фрейда. 
    Психоанализ    может    принять    участие    в    конструктивном    решении 
    социологических проблем в той мере, в какой человек, т.е. его психика, 
    играет в этом роль. Фромм констатирует наличие глубинных психических 
    связей общих позиций, ориентиров, ценностей группы с экономическими, 
    социальными, политическими условиями, определяющими ее образ жизни. 
    Но для этого нужно отказаться от фрейдовской идеи, сводящей сознание, 
    мышление, творчество, поступки к сексуальным интересам. Именно Маркс 
    доказал, что человек - не биологическое, а именно социальное существо, 
    что общество формирует человека. А потому корни патологий,психических 
    в том числе,  следует искать в экономическом фундаменте и особенностях 
    социальной    организации.    Фромм    создал    предпосылки    объединения 
    марксизма   и   фрейдизма   в   рамках   так   называемой   «аналитической 
    социальной психологии». Социально-экономическая структура общества - 
    Характер общества - Идеология общества. Общественная обусловленность 
    индивидуального характера. + Г. Маркузе (1898-1979)

Информация о работе Специфика постклассической философии