Сознание и бессознательное

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:06, реферат

Краткое описание

Общая идея о бессознательном встречается еще в древнеиндийском учении Потанджали, в котором бессознательное трактовалось как высший уровень познания, как интуиция и даже как движущая сила Вселенной. Оно восходит к демонии Сократа, утверждавшего, что он постоянно прислушивается к своему внутреннему голосу, как к своего рода велению совести и непререкаемому авторитету. Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как воспоминании, тесно связанном с идеей о наличии в душе скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект может даже и не подозревать. Платон полагал, что человек не искал бы того, что ему еще не известно, если бы он предварительно не имел его бессознательно в своей душе. Августин анализировал бессознательное в “Исповеди”, где он сравнивал сф

Оглавление

Истоки теории бессознательного и сознания. Сознание и бессознательное в трудах разных философов
Сознание и бессознательное в концепциях З. Фрейда и К-Г Юнга.
Неофрейдизм, эволюция фрейдизма.
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

реф.фил. оригинал.docx

— 32.47 Кб (Скачать)

Неофрейдизм, эволюция фрейдизма.

Проблема бессознательного и сознательного развивалась  и другими представителями психоанализа — последователями Фрейда, которые  уточняли и развивали его учение, внося в него свои коррективы. Так, австрийский психиатр А. Адлер подверг  критике учение Фрейда, преувеличивающего  биологическую и эротическую  детерминацию человека. По Адлеру, человек  — не только биологическое, но и  социальное существо, жизнедеятельность  которого связана с сознательными  интересами, поэтому «бессознательное не противоречит сознанию», как это  имеет место у Фрейда. Таким  образом, Адлер в определенной степени  уже социологизирует бессознательное и пытается снять противоречие между бессознательным и сознанием в рассмотрении человека. 
Американский неофрейдист, социальный психолог и социолог Э. Фромм выступил против биологизации и эротизации бессознательного и подверг критике теорию Фрейда об антагонизме между сущностью человека и культурой. Но вместе с тем он отверг и социологизаторские трактовки человека. По его собственному признанию, его точка зрения является «не биологической, и не социальной». Одним из наиболее важных факторов развития человека, по Фромму, является противоречие, вытекающее из двойственной природы человека, который является частью природы и подчинен ее законам, но одновременно это и субъект, наделенный разумом, существо социальное. Это противоречие он называет экзистенциальной дихотомией. Она связана с тем, что ввиду отсутствия сильных инстинктов, которые помогают в жизни животным, человек должен принимать решения, руководствуясь своим сознанием. Но получается так, что результаты при этом не всегда оказываются продуктивными, что порождает тревогу и беспокойство. Поэтому «цена, которую человек платит за сознание», — это неуверенность его.

Впрочем, эволюция фрейдизма свидетельствует о  том, что представители психоанализа все больше отходили от ортодоксальной концепции Фрейда, склоняясь в  сторону все большего признания  роли сознания и влияния социального  фактора на развитие личности. Так, по Фромму, новая эпоха, связанная с функционированием рыночных отношений в условиях «развитого капитализма», рождает и «человека нового типа», обладающего рыночным характером. 
Альтернативой обществу «обладания», порождающего «рыночного человека», должно быть, по Фромму, общество, в котором на первое место ставится бытие самого человека. Изменение способа существования человека и его характера связывается им как раз с изменением самого общества, в котором основным принципом существования человека будет «быть», а не «иметь». 
Таким образом, разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного. 
В этой связи необходимо обратить внимание и на такое ныне широко распространенное понятие, как менталитет (ментальность) (от лат. mens — ум, мышление, душевный склад), под которым понимают глубинный уровень индивидуального и коллективного сознания, включающий и бессознательное. Он содержит в себе совокупность установок и предрасположений индивида или социальной группы действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом. Если иметь в виду менталитет личности, то он формируется на основе традиций, культуры и социальной среды человека и, в свою очередь, оказывает на них влияние. Менталитет человека имеет свое основание в социокультурных традициях и ценностных образцах исторического прошлого народа.
 
 

Заключение

Оценивая роль бессознательного в концепции Фрейда и его последователей, следует  сказать, что сама постановка проблемы является несомненной заслугой Фрейда. Подход к человеку и его существованию  через соотношение бессознательного и сознания вносил новые моменты  в философское понимание этой проблемы. Трехкомпонентная модель личности позволяла разграничить понятие  о Я и о сознании, истолковать Я как самобытную психическую реальность и тем самым как фактор, играющий собственную роль в организации поведения. Наука о человеке призвана рассказать ему больше, чем он сам знает о себе. Сперва она открыла механизмы его восприятия окружающего мира, работы его сознания. Её следующим шагом было проникновение в глубины бессознательного. Фрейд первым отважился на этот шаг, и в этом историческое значение его психоанализа. Многие годы, погружаясь в изучение психических недугов, он в работе по их исцелению обогатил знание человеческой личности широким спектром подходов, проблем, понятий. 
 
 
 
 

Глоссарий

Метод свободных ассоциаций- психоаналитическая процедура изучения бессознательного, в процессе которого индивидуум свободно говорит обо всём, что приходит в голову, невзирая на то, насколько абсурдным или непристойным это может показаться.[1] Один из первых проективных методов. Метод активно используется в психологии, социологии, психиатрии, социальной работе, психолингвистике.

Пансексуализм- это теория в психологии, которая утверждает, что «вся заинтересованность и желание происходят от полового инстинкта»[1] или же, иными словами говоря, что «половой инстинкт играет первостепенную роль во всей человеческой деятельности как психической, так и физической»

Архетип- универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок.

Неофрейдизм- направление в психологии, развившееся в 2030-е годы XX века из фрейдизма, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны, например, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека.

Принцип удовольствия- принцип регуляции психической жизни, заключающаяся в стремлении избегать неудовольствия и получать наслаждение. Царит в Оно.

Либидо- психическая энергия, лежащая в основе всех сексуальных проявлений индивида, синоним сексуального влечения, влечения к жизни (Эроса)

Сублимация- отклонения энергии сексуальных влечений от их прямой цели получения удовольствия и воспроизводства рода и направление ее  к несексуальным целям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  использованных источников: 

http://socfil.narod.ru

А.Г.Спиркин «Философия»

http://www.kulichkovvk.ru

http://zigmund.ru

З.Фрейд «Психология  бессознательного»

Информация о работе Сознание и бессознательное