Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:06, реферат
Общая идея о бессознательном встречается еще в древнеиндийском учении Потанджали, в котором бессознательное трактовалось как высший уровень познания, как интуиция и даже как движущая сила Вселенной. Оно восходит к демонии Сократа, утверждавшего, что он постоянно прислушивается к своему внутреннему голосу, как к своего рода велению совести и непререкаемому авторитету. Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как воспоминании, тесно связанном с идеей о наличии в душе скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект может даже и не подозревать. Платон полагал, что человек не искал бы того, что ему еще не известно, если бы он предварительно не имел его бессознательно в своей душе. Августин анализировал бессознательное в “Исповеди”, где он сравнивал сф
Истоки теории бессознательного и сознания. Сознание и бессознательное в трудах разных философов
Сознание и бессознательное в концепциях З. Фрейда и К-Г Юнга.
Неофрейдизм, эволюция фрейдизма.
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Неофрейдизм, эволюция фрейдизма.
Проблема бессознательного
и сознательного развивалась
и другими представителями
Американский неофрейдист, социальный
психолог и социолог Э. Фромм выступил
против биологизации и эротизации бессознательного
и подверг критике теорию Фрейда об антагонизме
между сущностью человека и культурой.
Но вместе с тем он отверг и социологизаторские
трактовки человека. По его собственному
признанию, его точка зрения является
«не биологической, и не социальной». Одним
из наиболее важных факторов развития
человека, по Фромму, является противоречие,
вытекающее из двойственной природы человека,
который является частью природы и подчинен
ее законам, но одновременно это и субъект,
наделенный разумом, существо социальное.
Это противоречие он называет экзистенциальной
дихотомией. Она связана с тем, что ввиду
отсутствия сильных инстинктов, которые
помогают в жизни животным, человек должен
принимать решения, руководствуясь своим
сознанием. Но получается так, что результаты
при этом не всегда оказываются продуктивными,
что порождает тревогу и беспокойство.
Поэтому «цена, которую человек платит
за сознание», — это неуверенность его.
Впрочем, эволюция
фрейдизма свидетельствует о
том, что представители психоанализа
все больше отходили от ортодоксальной
концепции Фрейда, склоняясь в
сторону все большего признания
роли сознания и влияния социального
фактора на развитие личности. Так,
по Фромму, новая эпоха, связанная с функционированием
рыночных отношений в условиях «развитого
капитализма», рождает и «человека нового
типа», обладающего рыночным характером.
Альтернативой обществу «обладания»,
порождающего «рыночного человека», должно
быть, по Фромму, общество, в котором на
первое место ставится бытие самого человека.
Изменение способа существования человека
и его характера связывается им как раз
с изменением самого общества, в котором
основным принципом существования человека
будет «быть», а не «иметь».
Таким образом, разработка проблемы бессознательного
внесла существенный вклад в исследование
структуры индивидуального и общественного
сознания, разграничив область человеческой
психики на сферу сознательного и бессознательного.
В этой связи необходимо обратить внимание
и на такое ныне широко распространенное
понятие, как менталитет (ментальность)
(от лат. mens — ум, мышление, душевный склад),
под которым понимают глубинный уровень
индивидуального и коллективного сознания,
включающий и бессознательное. Он содержит
в себе совокупность установок и предрасположений
индивида или социальной группы действовать,
мыслить и воспринимать мир определенным
образом. Если иметь в виду менталитет
личности, то он формируется на основе
традиций, культуры и социальной среды
человека и, в свою очередь, оказывает
на них влияние. Менталитет человека имеет
свое основание в социокультурных традициях
и ценностных образцах исторического
прошлого народа.
Заключение
Оценивая роль
бессознательного в концепции Фрейда
и его последователей, следует
сказать, что сама постановка проблемы
является несомненной заслугой Фрейда.
Подход к человеку и его существованию
через соотношение
Глоссарий
Метод свободных ассоциаций- психоаналитическая процедура изучения бессознательного, в процессе которого индивидуум свободно говорит обо всём, что приходит в голову, невзирая на то, насколько абсурдным или непристойным это может показаться.[1] Один из первых проективных методов. Метод активно используется в психологии, социологии, психиатрии, социальной работе, психолингвистике.
Пансексуализм- это теория в психологии, которая утверждает, что «вся заинтересованность и желание происходят от полового инстинкта»[1] или же, иными словами говоря, что «половой инстинкт играет первостепенную роль во всей человеческой деятельности как психической, так и физической»
Архетип- универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок.
Неофрейдизм- направление в психологии, развившееся в 20—30-е годы XX века из фрейдизма, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны, например, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека.
Принцип удовольствия- принцип регуляции психической жизни, заключающаяся в стремлении избегать неудовольствия и получать наслаждение. Царит в Оно.
Либидо- психическая энергия, лежащая в основе всех сексуальных проявлений индивида, синоним сексуального влечения, влечения к жизни (Эроса)
Сублимация-
отклонения энергии сексуальных влечений
от их прямой цели получения удовольствия
и воспроизводства рода и направление
ее к несексуальным целям.
Список
использованных источников:
http://socfil.narod.ru
А.Г.Спиркин «Философия»
http://www.kulichkovvk.ru
http://zigmund.ru
З.Фрейд «Психология бессознательного»