Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:33, контрольная работа
Актуальность этой темы вызвана тем, что и идея права и правового государства развивалась с древности, интересовала многих древнейших мыслителей, к примеру, Платона, Канта, и до современных времен осталась не до конца изученной.
Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других нормативно-правовых актов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов. Таким образом, эти два понятия тесно переплетаются между собой.
В правовом
государстве обеспечивается защита
прав собственности. Современная концепция
правового государства
Концепция
правового государства имеет глубокие
исторические и теоретические корни. Еще
Платон подчеркивал: "Я вижу близкую
гибель того государства, где закон не
имеет силы и находится под чьей-либо властью.
Там же, где закон – владыка над правителями,
а они – его рабы, я рассматриваю спасение
государства и все блага, какие могут даровать
государствам боги" [5]
3.
Современное правовое
состояние российского
общества
В современную эпоху вопрос о взаимосвязи и взаимодействии государственной политики с правом приобретает важнейшее значение еще и потому, что право только тогда справедливо и гуманно, когда оно одинаково обязательно, а права и обязанности равны для всех граждан, в том числе и для чиновников госаппарата, депутатов, руководителей государства. “Неправильны те законы, – писал Платон, – что установлены не ради общего блага всего государства в целом. Мы признаем, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственное устройстве, а о внутренних распрях, и то, что считается там справедливостью, носит вотще это имя”. [3]
Правовое государство является термином, понятием и основополагающим принципом Конституции Российской Федерации. Статья 1 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»
Однако существует мнение, что на практике этот принцип воплощён далеко не полностью. Процесс формирования правого государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности. Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством.
У России
такой опыт правовой государственности
минимален. В соответствии с международными
рейтингами, оценка независимости судебной
системы и эффективности
Термин «правовое государство» появился в России еще в XIX веке, в ходе судебной реформы, но дальнейшего развития не получил.
В современной России в области правосознания сложилась интересная ситуация. Нельзя сказать, что правовой нигилизм охватил полностью сознание наших граждан, но приходится констатировать, что знаний в области права основной массы населения недостаточно. Для рядового гражданина обычно изучение права идет с бытового уровня. Это, например, твердая уверенность и знание того, что в подтверждение покупки продавец должен давать товарный/кассовый чек, что если вас затопили соседи сверху – они должны возместить ущерб, и что если вас грабят – нужно звонить 02. Это те знания, которые усваиваются из поколения в поколение и считаются обыденными.
Как ни жаль, но в нашем российском обществе с начала перехода к демократической форме правления формируется нигилистическое отношение к праву, его реализации. Правовой нигилизм означает не только отрицание права как социальной ценности в обществе, но и неуважительное отношение к нему, к деятельности органов государственной власти и правоохранительных органов.
Причиной
правового нигилизма можно
Также важной причиной правового нигилизма является и подрыв доверия народа к законодателю и низкое качество самих законов. Сегодня в России принципы демократии сочетаются с элементами личной власти. Принцип разделения властей в его современном западном варианте в России не наблюдается, поскольку в руках у главы государства находится как законодательная, так и исполнительная власть в лице Правительства; полномочия Думы в плане законотворчества ограничены президентским вето; власть Конституционного суда незначительна. Неуклонно набирают силу и требуют участия во власти финансовая олигархия. [10]
Все эти факторы затормаживают развитие общества, государства в целом: как показывает опыт, успешное развитие страны может быть обеспечено только в рамках реализации элементов правового государства, в том числе в экономической сфере. Поэтому принципиальным условием прогрессивного развития современной России как правового государства, является соблюдение и совершенствование ее законов, норм международного права, реализации “духа и буквы” этих документов в политической практике. Конечно, полное достижение принципов правового государства является идеалом, который труднодостижим, но к которому нужно стремиться. [6]
Сейчас начинают все же закладываться принципы правового государства: созданы некоторые гарантии прав человека от произвола чиновников, действует закон «об обжаловании в суде действий, нарушающих права и свободы граждан», приняты многие законодательные акты, создающие основы для развития демократии в нашей стране. Также большое значение имеет установление политического и идеологического плюрализма, многопартийности.
Таким образом, на практике Российскую Федерацию нельзя назвать правовым государством, она находится только на этапе его формирования, сделаны только первые шаги для осуществления данной цели.
Заключение
Право есть система общепризнанных, формально определенных, гарантированных государством норм, т.е. правил поведения общего характера, выступающих в качестве регулятора общественных отношений. Право является средством организации государственной власти. Посредством юридических норм государство осуществляет необходимые функции, делает свои веления общеобязательными для всего населения.
Сущность права составляют не правила поведения, а то, что они призваны регулировать: взаимные притязания индивидов, их ожидания и требования адекватного общественного ответа на свои действия и усилия. Юридические же нормы, законы есть лишь внешнее выражение права.
Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. В правовом государстве существует развитая и непротиворечивая правовая система с эффективным контролем политики и власти. Концепция правового государства обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства, невмешательство государства в дела гражданского общества.
Изучив данные понятия в работе, можно сделать вывод, что сегодня общество с развитой правовой структурой не развито. Еще менее осуществимыми практически являются концепции правового государства, коим уже объявила себя Россия.
Однако не все так плачевно: в данное время всё больше внимания уделяется этому вопросу. Поэтому определенные положительные тенденции уже дают первые результаты для достижения такой непростой, но определённо очень значимой для развития всей страны цели – построению идеального, справедливого, правового государства.
Список использованной литературы
Литературные источники:
Материалы из Интернета:
Информация о работе Современное правовое состояние российского общества