Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 01:10, реферат
Социально-гуманитарные и естественные науки относительно чётко выделяются в предметной области науки. Если вторые мы относим к знаниям о природе, то первые включают в себя системы знаний о позитивно значимых ценностях бытия человека, групп государства, человечества. Наука, в том числе и социальная наука, является формой специализированной деятельности по производству знания, осуществляемой в социально-организованной форме и на основе исторически выработанных и развиваемых собственных методов.
Общество отличается от природы наличием действующего субъекта - человека.
Москва - 2014
Социально-гуманитарные
и естественные науки относительно чётко
выделяются в предметной области науки.
Если вторые мы относим к знаниям о природе,
то первые включают в себя системы знаний
о позитивно значимых ценностях бытия
человека, групп государства, человечества. Наука, в том числе и социальная
наука, является формой специализированной
деятельности по производству знания,
осуществляемой в социально-организованной
форме и на основе исторически выработанных
и развиваемых собственных методов.
Общество отличается от природы
наличием действующего субъекта - человека.
К числу общенаучных закономерностей
относится исходная ориентация социального
познания на критерии научности естествознания.
Однако элиминация субъекта плохо согласуется
с самой его представленностью в обществе
как важной составляющей объекта познания.
К специфике социально-гуманитарных
наук относится то, что социальное познание
ориентировано преимущественно на нормы
и идеалы неклассической и постнеклассической
научности.
Под объектом
понимается тот фрагмент реальности, объективной
или мысленной, на изучение которой направлено
научное познание. Например, таким объектом
могут быть деятельность государства
или ценности общества, коммуникационные
процессы.
Длительная ориентация
философии и методологии науки на идеалы
естествознания существенно продвинула
развитие понятийного аппарата, представлений
о структуре, методах и формах познания,
создала высокую культуру логико-методологических
исследований. Вместе с тем уже достаточно
давно было подмечено, что такого рода
«крен» в целом не оправдан. Он не оправдан
прежде всего потому, что огромная гуманитарная
область знания, корни которой уходят
в культуру, не находит должного отражения
в категориях и принципах теории и методологии
познания. Философское знание обладает
также рядом существенных черт, присущих
гуманитарным наукам, и исследует сходные
проблемы. Среди них: познавательные и
ценностные отношения человека к миру;
духовный опыт человека в постижении смысла
жизни; проблемы жизни и смерти, свободы
и ответственности; исторические типы
личности, ее взаимоотношения с культурой,
обществом в целом; культурно-исторические
изменения содержания и форм ментальности
и др.
Философское и гуманитарное знание соотносятся как универсально-всеобщее и конкретно-специальное знание о человеке, его мире и культуре.
Философские
проблемы социально-гуманитарных наук.
Определить область гуманитарного
знания чрезвычайно трудно. Трудно прежде
всего потому, что надо провести как минимум
две границы. Первая - граница, отделяющая
гуманитаристику от естествознания, вторая
- отделяет гуманитаристику от творчества,
прежде всего, словесного. Однако, с другой
стороны, поиск этих границ есть составляющая
часть процесса формирования гуманитарного
знания как отдельной отрасли научного
знания, имеющего свою собственную предметную
область.
Специфика
социально-гуманитарного познания.
Познание представляет собой один из
видов деятельности человека как разумного
существа. Как и всякая деятельность, познание
предполагает возможность определения
субъекта и объекта. Если понять разум
как способность ставить цели, направляющие
волю, и выбирать средства их достижения,
то познание должно пониматься как стремление
к определенной цели - знанию, которое
должно соответствовать объекту. При этом
очевидно, что необходимо предположить
различные типы познания, поскольку могут
различаться: 1) объекты познавательной
деятельности, которым должно соответствовать
искомое знание (определенность предмета);
2) пути достижения субъектом этого знания
(определенность метода). Указанные взаимосвязанные
пункты всякий раз необходимо определять
для того, чтобы иметь возможность осмысленно
говорить о том или ином реально существующем
виде познания, в том числе о той или иной
реально существующей науке. В самом общем
виде социально-гуманитарное познание
предполагает достижение знания о законах
действия людей как разумных существ,
о тех законах, которые они устанавливают
себе сами как разумные существа, т.е. о
законах свободы. Когда ставится вопрос
о специфике социально-гуманитарного
типа познания, то имеется в виду возможность
выделить черты, отличающие его от другого
или других типов познания (по преимуществу,
от естествознания). Возможность такого
определения типических черт не исключает
того, что в реальной научной практике
наблюдается их совмещение, взаимное дополнение,
что позволяет говорить о единстве научного
знания.
В разные исторические периоды существования наук возможны следующие ситуации:
2) происходит подчеркнутое
выделение (до противопоставления
иному) специфических черт какого-
3) совмещаются принципы и методы
различных видов познания; это совмещение
не только оказывается предметом специального
интереса методологии научного познания,
но и наблюдается в реальной исследовательской
деятельности.
Можно сказать, что современный
тип научной рациональности в его неклассической
и постнеклассической формах связан с
признанием характеристик социально-гуманитарного
познания в качестве не только самостоятельных,
но и определяющих более или менее полно
отдельные виды социальных и гуманитарных
наук. Эти характеристики начинают выступать
в качестве образцов научной рациональности
в целом. Такое возрастание значения этого
вида познания связано, во-первых, с развитием
социальных и гуманитарных наук и, соответственно,
с разработкой и обоснованием собственных
принципов и методов; во-вторых, с признанием
значения этих принципов и универсальности
методов в различных областях наук, традиционно
противопоставляющих себя корпусу социально-гуманитарного
знания; и, в-третьих, с острым осознанием
необходимой ответственности ученого
за результаты непосредственно научной
деятельности. Эта ответственность возможна
при условии осмысления собственной социальной
и исторической укорененности, т.е. при
осмыслении необходимости дополнения
своей позитивной научной деятельности
(направленности на собственный предмет)
критическим взглядом на самого себя как
на объект социально-гуманитарного познания.
Во-вторых, можно привести в пример невозможность "чистого" эксперимента и необходимость "включенного наблюдения" в социально-гуманитарных науках, подтверждая в первом случае зависимость объекта от средств и условий наблюдения, а во втором - необходимость преодоления различия дистанций для достижения знания об объекте. Можно, правда, отметить, что и современное естествознание допускает возможность подобного понимания объекта исследования, констатируя определенную зависимость эффектов наблюдения от его средств и возможностей. Для социально-гуманитарного знания нужно понять именно необходимость (а не только лишь допустимость) такого отношения к объекту, причем именно эта необходимость и должна обеспечить определенность этого вида познания.