Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:49, курсовая работа
Макс Вебер является одним из классиков социологии. Его взгляды формировались, с одной стороны, под сильным влиянием марксистской методологии с ее материалистическим понимание истории, с другой - неокантианства и Ф. Ницше. Макс Вебер в своих работах «Наука как призвание или профессия» и «Политика как призвание и профессия» рассматривает как молодежь смотрит на роль науки, на роль политики в современном обществе. Он объясняет как призвание и стремление человека достичь успеха в своем деле помогает достигать великих открытий, постигать и познавать этот мир.
Введение 3
Глава 1. Наука как призвание 5
Глава 2. Политика как призвание 10
Заключение 19
Список использованной литературы 20
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
Факультет культуры
Кафедра философии и культурологии
Курсовая работа
Смысл призвания и его отношение к профессии в работах М.Вебера
Выполнила студентка
6 группы I курса факультета культуры
(специальность «Социальная
Богомягкова Дарья Дмитриевна
______________________
(подпись)
Научный руководитель:
кандидат философских наук,
доцент О.И. Ставцева
_____________________
(подпись)
Санкт-Петербург
2011 г.
Введение 3
Глава 1. Наука как призвание 5
Глава 2. Политика как призвание 10
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Призвание, или своего рода предназначение, является основным фактором в выборе человеком профессии. Склонность человека к тому или иному делу определяет какие способности он в себе будет развивать, какие навыки улучшать. Призвание – это любимое и общественно ценимое дело, в котором человек может считать себя профессионалом. Каждый человек хочет полностью реализовать себя и свои способности в жизни, он хочет чтобы его ценили и уважали за то дело, которому он себя посвящает. Именно поэтому определение призвания играет важную роль в жизни каждого человека.
Макс Вебер является одним из классиков социологии. Его взгляды формировались, с одной стороны, под сильным влиянием марксистской методологии с ее материалистическим понимание истории, с другой - неокантианства и Ф. Ницше.
Макс Вебер в своих работах «Наука как призвание или профессия» и «Политика как призвание и профессия» рассматривает как молодежь смотрит на роль науки, на роль политики в современном обществе. Он объясняет как призвание и стремление человека достичь успеха в своем деле помогает достигать великих открытий, постигать и познавать этот мир.
Но и в наше время эта тема не перестает быть актуальной. Ведь как много молодых людей которые не могут реализовать себя и свои способности. В суетливой и скучной жизни люди часто не успевают найти себя, не успевают понять что им действительно интересно и что им нужно. Цель моей работы рассмотреть, как оценивает призвание М. Вебер, проанализировав его произведения и научные статьи. Также необходимо понять как он оценивает науку и политику, как он понимает призвание и является ли осознание значимым того дела, которым занимается человек, важным для достижения благополучия в жизни как духовной, так и социальной.
Для объяснения это проблемы придется рассмотреть несколько задач. Во-первых, рассмотреть понятие призвание в вышеназванных работах М. Вебера. Во-вторых, охарактеризовать веберовское понимание политики как сферы исследования и профессиональной деятельности. В-третьих, изучить веберовское понятие науки и представление о роли ученого, особенно гуманитария в обществе. В-четвертых, выяснить, как же осознание значимости своей профессии помогает человеку с выбором своей профессии.
Объектом нашей работы является призвание, как таковое, и его роль в самоопределении человека. Необходимо отметить, что в моей работе будут затронуты наука и политика и также то, кто по мнению М. Вебера может и должен ими заниматься. Предмет работы - это смысл призвания и его отношение к профессии.
«Наука как призвание и профессия» - это доклад, прочитанный Максом Вебером зимой 1918 г. в Мюнхенском университете. Цель его доклада - показать студентам, в чем состоит их призвание как будущих ученых и преподавателей.
М.Вебер говорит о проблеме превращения духовной жизни в духовное производство, связанные с этим вопросы разделения труда с этой сфере, изменения роли интеллигенции в обществе и судьбы европейского общества и европейской цивилизации, вообще.
Для Германии всегда была высока роль университета, как воспитывающего и развивающего заведения. Также высоко оценивается и сама наука, открывающая человеку все истины. Большое влияние на такую оценку университета и профессоров связано с протестантским характером религиозности в Германии. Протестантизм рационализировал духовную жизнь, отсюда и огромное значение воспитательной роли философии и науки вообще, иными словами университета.
Можно отметить, что немецкое слово «Beruf» переводится двояко. Оно может означать как профессию, так и призвание. М. Вебер считал, что такая двузначность не случайна, она происходит из представления профессиональной деятельности как божественного призвания.
Тема, затронутая М. Вебером в его выступлении, очень интересна для 20 века. Изменение роли науки и изменение в связи с этим общественного статуса ученого очень актуальный процесс для той эпохи.
В то время, происходила глубокая специализация науки. Как утверждает М. Вебер, «отдельный индивид может создать в области науки что-либо завершенное только при условии строжайшей специализации»1. Только при такой строжайшей специализации человек, работающий в науке, может ощутить всю полноту того, что ему удалось создать то, что останется в науке надолго. В наши дни завершенная работа – это специальная работа, и как считает М. Вебер, к такому способен не каждый человек, не каждый может почувствовать то, что называют увлечением наукой. Личностью в науке сфере является только тот, кто служит одному делу.
«Без странного упоения, вызывающего улыбку у всякого постороннего человека, без страсти и убежденности в том, что "должны были пройти тысячелетия, прежде чем появился ты, и другие тысячелетия молчаливо ждут", удастся ли тебе твоя догадка, - без этого человек не имеет призвания к науке, и пусть он занимается чем-нибудь другим. Ибо для человека не имеет никакой цены то, что он не может делать со страстью»2.
Действительно, человек, который не желает делать то, что он делает, никогда не достигнет в этом деле высот. Человеку нужно испытывать страсть к своему делу, и также знать, что его дело нужно обществу, что его оценят по заслугам. Он хочет получить признание за выполняемую им работу, это необходимо для положительного развития той отрасли, которую выбрал человек. Страсть необходима для вдохновения – главного составляющего духовной жизни и научного творчества.
Для творчества человеку нужна верная идея, благодаря которой он сможет сделать что-то полноценное. Одним только холодным рассудком он не сможет сделать ничего полноценного, человек должен отдаваться науке всей душой, ведь ничего не приходит в голову по желанию. Идея подготавливается только на основе упорного труда.
«Вдохновение отнюдь не играет в науке, как это представляет себе ученое чванство, большей роли, чем в практической жизни, где действует современный предприниматель. И с другой стороны, - чего тоже часто не признают - оно играет здесь не меньшую роль, чем в искусстве»3.
Это не правильно, считать, что к примеру математик приходит к своему открытию просиживая долгие часы за письменным столом. К нему также приходит озарение, как к писателю или художнику. Научный процесс также сложен как и процесс творческий, ведь они оба являются частью духовной жизни человека. Наука процесс создания чего-то нового, процесс открытия неизвестных доселе вещей, функций, свойств. Следовательно, необходимой частью научной деятельности является вдохновение.
М. Вебер также рассуждает и о различии между наукой и искусством. Это различие он видит в том, что наука движется в сторону прогресса, а в искусстве, напротив, прогресса нет. Научные открытия и достижения со временем теряют свою актуальность и значение, за место них приходят новые открытия, гораздо прогрессивнее прежних. Произведение искусства же наоборот, свою актуальность и значение не теряет, так как значение того или иного произведения каждые человек определяет для себя самостоятельно, соответственно своему эстетическому вкусу. Поэтому научный деятель, включенный в движение прогресса, увлечен процессом, так как он может превзойти открытия, сделанные задолго до него, он может достичь вершины в своем деле.
Макс Вебер рассуждает об обязанностях академического преподавателя. Он утверждает, что преподаватель не имеет права с кафедры внушать аудитории взгляды на те или иные проблемы. «Пророку и демагогу не место на кафедре в учебной аудитории»4 - так утверждает М. Вебер. В аудитории не возможна критика, поэтому в ней рассуждать, а особенно высказывать свои мысли, преподаватель не имеет право. Это ставит студентов в тупик, так как они не могут противоречить и критиковать позицию своего лектора, они могут лишь молча слушать. Преподаватель не должен навязывать свою политическую позицию своим студентом, он должен лишь сделать так, чтобы у них сформировалась своя позиция, на основе знаний, которые им дает преподаватель – в этом и заключается призвание университетского преподавателя.
У преподавателя должно быть желание принести пользу своими знаниями и своим методом всем его студентам, независимо от того, каких религиозных, политических, социальных и каких-либо других взглядов эти студенты придерживаются. Вы спросите, как можно этого достичь, если человек не хочет признавать научные факты, а признает только религиозные теории? Но если преподаватель способный, то он должен научить своих учеников признавать неудобные для них факты. В этом случае преподаватель заставит своих слушателей привыкнуть к тому, что он совершает нечто большее, чем только интеллектуальный акт, таким образом он заставит учеников слушать его и принимать то, что он говорит.
М. Вебер поднимает проблему осознания преподавателя его студентами. Он говорит, что часто, мы – студенты, видим в учителях вождя, готового поделиться с нами своей точкой зрения и вложить в наши головы свои мысли, но он только учитель, которые не может подарить нам мировоззрение или жизненные правила, которыми нам следует руководствоваться.
Зачастую студенты ждут от преподавателей качества вождей, но это не то качество, которым должен обладать настоящий ученый или преподаватель.
«Профессор, чувствующий себя призванным быть руководителем юношества и пользующийся у него доверием, в личном общении с молодыми людьми может быть своим человеком. И если он чувствует себя призванным включиться в борьбу мировоззрений и партийных убеждений, то он может это делать вне учебной аудитории, на жизненной сцене: в печати, на собраниях, в кружке - где только ему угодно. Но было бы слишком удобно демонстрировать свое призвание там, где присутствующие - в том числе, возможно, инакомыслящие - вынуждены молчать»5.
Действительно, очень удобно говорить что-то с кафедры, зная, что тебе никто не сможет возразить. Поэтому М. Вебер критикует такое понимание призвания профессора и в его лице и науки. Свои идеи и свои взгляды на те или иные проблемы науки ученый должен высказывать соответственно компетентным людям, чтобы он мог выслушать свою долю критики. Если критика отсутствует, отсутствует и сама наука как таковая. В этом случае у преподавателя нет шансов доказать и себе, и другим, способен от или нет.
М. Вебер говорит, что наука разрабатывает технику овладения жизнью путем расчета и методы мышления и вырабатывает навыки обращения с ними, но кроме этого наука, а в её лице и ученый или преподаватель, содействует в обретении ясности. Учитель должен показывать нам необходимость выбора между целью и неизбежными средствами её достижения, большее он сделать не может, так как он является учителем, а не демагогом.
Последнее, что наука должна осуществить для достижения ясности – это «заставить индивида - или по крайней мере помочь ему - дать себе отчет в конечном смысле собственной деятельности»6. Преподаватель должен дать практические установки, которые ученик честно должен вывести в соответствии с их духом и из конкретной мировоззренческой позиции. Если такое и удастся какому-либо учителю, то он, по мнению М. Вебера, как бы будет служить «нравственным» силам, поскольку вносит ясность. Учитель будет лучше выполнять свою задачу, если будет добросовестно избегать внушения своей позиции и своей точки зрения своим слушателям.
М. Вебер утвердительно решает вопрос о том, что наука может стать чьим-то призванием и что у неё самой есть какое-то либо объективное призвание. Он говорит, что давая такой ответ на этот вопрос, мы принимаем то факт, что науке место в аудитории и что её можно в ней обсуждать.
Сегодня наука – это не что иное, как профессия, это специальная дисциплина, которая служит самосознанием и познанием фактических связей.
Политика с греческого переводиться как искусство управления государством. По определению, политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти власти. М. Вебер вкладывает в это понятие широкий смысл, говоря, что она охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Но для своей речи он выбирает одно из пониманий политики, а именно руководство или оказание влияния на руководство государством. По Веберу, политика это стремление к власти или к оказанию влияния на распределение этой власти между различными субъектами, которыми могут быть и люди, и государства.
Первый вопрос, который затрагивает М. Вебер – это вопрос о том, что же есть такое государство, что есть политический союз. Он говорит, что в наше время нет таких задач, которые политический союз бы не выполнял, но с другой стороны нет такой задачи, которую во все времена решало только государство. «Сегодня мы должны будем сказать: государство есть то человеческое сообщество, которое внутри определенной области — «область» включается в признак! — претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия»7. Но М. Вебер насилие по его мнению не является нормальным и единственным средством государства, но государство является единственным источником этого права. «Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство»8. то есть, люди, которыми управляют, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто господствует.
Информация о работе Смысл призвания и его отношение к профессии в работах М.Вебера