Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 13:20, шпаргалка
История философии — раздел философии, изучающий исторические типы философии. В его рамки включены как философские системы отдельных философов, так и развитие их взглядов в рамках философских школ.
Философские мотивы прослеживаются во многих литературных произведениях эпохи Киевской Руси. Так в "Повести временных лет" легендарного летописца Нестора предпринята интересная попытка осмысления истории Киевской Руси в контексте мировой христианской истории. В своей летописи Нестор размышляет над преемственностью истории, роли божественного проведения в судьбах народов и государств, причинах войн и междоусобиц. Размышляет о мировой истории в своём "Слове о законе и благодати" киевский митрополит Илларион. По его мнению, история является воплощением бытия, выраженного в движении все новых и новых нардов к благодатному христианскому откровению. Илларион отстаивал принципы гармонии во взаимоотношениях небесного и земного, духовного и телесного и повторял тезис Августина о настоящем, как моменте синтеза прошлого и будущего.
Судьба отдельного человека в контексте исторических событий, проблема счастья на фоне "войны и мира", вопрос о единстве человека и природы, её стихий - вот только некоторые философские темы, затронутые в шедевре литературы Киевской Руси "Слове о полке Игореве"). Образ главной героини этого произведения, Ярославны, является, по нашему мнению, символом украинского мировоззрения и его мета-исторической судьбы.
В целом, культура Киевской Руси даёт богатый материал для философских интерпретаций. И хоть мы не можем говорить в этот период о философии как автономной и самобытной сферы человеческой культуры, можно с уверенностью утверждать, что мышление наших предков было достаточно философичным, подтверждением чего является богатое глубокими смыслами культурное наследие Киевской Руси.
Преемственность
развития философской и культурной
традиции Киевской Руси была, к сожалению,
прервана монголо-татарским нашествием,
которое нанесло значительный урон нашей
культуре. Однако, начиная с 14 века происходит
активное формирование украинской культурной
традиции. Подробнее об украинской философии
Вы можете прочесть в работе О.В.Ковалевской
"Украинская философия. Краткий обзор"
- http://www.k701.xai.edu.ua/
Объединение
Литвы и Польши в Речь Посполитую
и последовавшая за этим попытка подчинить
украинскую православную церковь папе
римскому (Брестская уния 1596 года, результатом
которой стало появление Греко-католической
или униатской церкви) вызвали негативную
реакцию среди части украинской общественности,
что выразилось в появлении "полемической
литературы", богатой историко-философским
содержанием. Критикуя наступление католицизма
на украинские земли, писатели-полемисты
попутно поднимали многочисленные философские
вопросы, такие как проблема соотношения
Бога и мира (Иван Вишенский), проблема
самопознания как морального самосовершенствования
и реализации себя в "умном делании"(Исайя
Копинский), проблема культурно-исторического
развития этнической самобытности и взаимодействия
с другими субъектами национального самосознания
(Захария Копыстенский), рассмотрение
человека как активного и творческого
начала общественной жизни (Герасим и
Мелетий Смотрицкие). О полемической литературе
Вы можете более детально прочесть по
адресу - http://www.ifw.fils.us.edu.
В 17 веке
центром украинской философии становится
созданный в 1632 году по инициативе Киевского
митрополита Петра Могилы Киево-Могилянский
коллегиум, впоследствии реорганизованный
в Академию. Философия преподаётся в этом
учебном заведении в качестве самостоятельной
дисциплины. Изменяется и предметное поле
философии - она переориентируется с богословских
вопросов на проблемы познания природы
и человека. Философия трактуется как
самостоятельная система знаний, включающая
в себя рациональную, натуральную и моральную
философию. То есть, можно утверждать,
что благодаря деятельности преподавателей
Киево-Могилянской академии существенно
усиливается западноевропейское влияние
на украинскую философию. В сферу научных
интересов профессоров этого заведения
входят философские учения Макиавелли,
Галилея, Френсиса Бекона, Декарта, Спинозы,
Лейбница. То есть, преподавание философии
велось на современном философском материале
в соответствии со сложившимися в Европе
традициями. Крупнейшими представителями
философской школы Киево-Могилянской
академии были Феофан Прокопович (http://www.krugosvet.ru/
Крупнейшим
украинским философом 18 века, и, наверное,
одним из наиболее самобытных и глубоких
славянских мыслителей всех времён, был
Григорий Сковорода (http://www.krugosvet.ru/
В основе
философии Сковороды лежит
Важное место в учении Сковороды занимает концепция трёх миров: 1) макрокосмос или окружающий мир; 2) микрокосмос или внутренний мир человека; и 3) символический мир, воплощенный в Священном Писании, которое помогает открывать универсальные смыслы и даёт подлинные знания. Оптимальным путём познания для Сковороды является самопознание, поэтому вслед за Сократом он исповедует принцип: "Познай самого себя". На пути самопознания и самосовершенствования может раскрыться божественная сущность человека, осуществиться его преображение. И своеобразным смысловым двигателем на этом пути является сердце как воплощение эмоционально-волевой сущности человека. Поэтому учение Сковороды часто называют "философией сердца".
Сковорода
настаивал на том, что каждый человек
предрасположен к определённому
виду деятельности. В соответствии
с этим учением о сродном труде,
главная задача педагога - помочь человеку
открыть эту
В начале 19 века происходит так называемое Слобожанское возрождение, для которого характерен значительный интерес к украинскому фольклору, истории, культуре. Центром этого возрождения стал созданный в 1804 году Харьковский университет. Значительным событием интеллектуальной и культурной жизни на Украине стало открытие в 1834 году Киевского университета. Таким образом, были созданы основные центры науки и образования, которые сохраняют своё ключевое значение в украинской системе образования и по сей день.
В это
время формируется украинская философская
традиция с ярко выраженным национальным
вектором. Одним из её представителей
был первый ректор Киевского университета
Михайло Максимович (http://kolibry.astroguru.com/
Влияние
концептуальных подходов Максимовича
испытал на себе выдающийся украинский
историк и писатель, один из основателей
и главных идеологов Кирилло-
Для развития украинской философии важное значение имеет творчество выдающихся украинских писателей и поэтов. Николай Гоголь, Леся Украинка, Иван Франко, Михайло Коцюбинський, Панас Мирный и другие писатели в своих произведениях художественными методами пытались осмыслить бытие украинского народа, специфику его культуры и менталитета, место в системе мировой культуры. Особенно важным в данной связи является жизнь и творчество Тараса Шевченко ставшего символом украинского народа и украинской культуры, ибо именно ему удалось наиболее аутентично выразить специфику украинского миропонимания, надежды и чаяния нашего народа, его противоречивую и не всегда благосклонную судьбу.
Крупнейшим представителем академической украинской философии 19 века был оригинальный мыслитель и историк философии Памфил Юркевич В 1861 году он оказался единственным на всю Российскую империю философом, способным без дополнительной подготовки возглавить кафедру философии Московского университета. В условиях господствовавшего в то время нигилизма и вульгарного материализма Юркевич в своих трудах отстаивает высокие принципы духовности, значение веры в Бога и религии для человеческого самосовершенствования.
Философское учение Юркевича называют "философией сердца", поэтому он фактически продолжает линию Григория Сковороды. Для Юркевича сердце - это не только центр человеческой духовности, но и главное основание человеческой природы, условие существования человека как средоточия божественного и земного. Именно философия даёт человеку единое и целостное мировосприятие, направляя его к вечному и божественному. В основе представлений Юркевича о божественном лежит учение об идеях Платона. Божественное начало является той идеальностью, которая наполняет мир смыслом, но в то же время не является чем-то абстрактным, запредельным человеку. В этом смысле Юркевич является сторонником православной традиции понимания божественного в мире, идущей из Византии.
Крупнейшим специалистом в области философии языка является украинский философ и языковед Александр Потебня Своими исследованиями Потебня предвосхищает многие подходы, сложившиеся в зарубежной философии 20 века, в частности в структурализме и структурной лингвистике. Большое влияние на формирование философских взглядов Потебни оказало учение Вильгельма фон Гумбольта, в частности, его идея о формировании языком мысли. Именно язык, считает Потебня, является основой человеческой реальности, её базовым конструктом. Он анализирует слово как главный структурный элемент языка и выделяет в нём внешнюю форму(звуковое воплощение), содержание(значение, смысл) и внутреннюю форму, которая отображает специфику этнического миропонимания, реализуемого в данном языке. Таким образом, язык является универсальной структурой, наиболее полно воплощающей феномен человеческого присутствия в мире.
Интересная модель развития естественной и человеческой истории была создана выдающимся украинским мыслителем, первым президентом Украинской академии наук Владимиром Вернадским мнению Вернадского, история проходит следующие этапы эволюции: 1) уровень геосферы, на котором главную роль играют эволюционные процессы в неживой природы; 2) уровень биосферы, когда ключевым фактором эволюции является живая природа и 3) уровень ноосферы, или уровень сознательной эволюции, связанный с появлением человека, деятельность которого является ключевым фактором мирового развития. Вернадский с оптимизмом смотрел на перспективы развития человеческой цивилизации и был уверен, что человечество, благодаря воплощенному в науке разуму, преодолеет все трудности и создаст гармоничную модель мироздания.