Шпаргалка по "Истории философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 13:20, шпаргалка

Краткое описание

История философии — раздел философии, изучающий исторические типы философии. В его рамки включены как философские системы отдельных философов, так и развитие их взглядов в рамках философских школ.

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

Философские мотивы прослеживаются во многих литературных произведениях эпохи Киевской Руси. Так в "Повести временных лет" легендарного летописца Нестора предпринята интересная попытка осмысления истории Киевской Руси в контексте мировой христианской истории. В своей летописи Нестор размышляет над преемственностью истории, роли божественного проведения в судьбах народов и государств, причинах войн и междоусобиц. Размышляет о мировой истории в своём "Слове о законе и благодати" киевский митрополит Илларион. По его мнению, история является воплощением бытия, выраженного в движении все новых и новых нардов к благодатному христианскому откровению. Илларион отстаивал принципы гармонии во взаимоотношениях небесного и земного, духовного и телесного и повторял тезис Августина о настоящем, как моменте синтеза прошлого и будущего.

Судьба  отдельного человека в контексте  исторических событий, проблема счастья  на фоне "войны и мира", вопрос о единстве человека и природы, её стихий - вот только некоторые философские  темы, затронутые в шедевре литературы Киевской Руси "Слове о полке Игореве"). Образ главной героини этого произведения, Ярославны, является, по нашему мнению, символом украинского мировоззрения и его мета-исторической судьбы.

В целом, культура Киевской Руси даёт богатый  материал для философских интерпретаций. И хоть мы не можем говорить в этот период о философии как автономной и самобытной сферы человеческой культуры, можно с уверенностью утверждать, что мышление наших предков было достаточно философичным, подтверждением чего является богатое глубокими смыслами культурное наследие Киевской Руси.

Философское знание в братских школах и Киево-Могилянской  академии.

Преемственность развития философской и культурной традиции Киевской Руси была, к сожалению, прервана монголо-татарским нашествием, которое нанесло значительный урон нашей культуре. Однако, начиная с 14 века происходит активное формирование украинской культурной традиции. Подробнее об украинской философии Вы можете прочесть в работе О.В.Ковалевской "Украинская философия. Краткий обзор" - http://www.k701.xai.edu.ua/learning/programs/. В условиях борьбы с монголо-татарским игом и противостояния наступлению католицизма с Запада, происходит консолидация украинского этноса. Важным этапом на этом пути стало вхождение украинских княжеств в состав Великого княжества Литовского, которое положило конец монголо-татарскому игу на наших землях. Однако сближение Литвы и Польши существенно усиливают католические влияния на украинских землях. В этих условиях, в украинских городах возникают православные организации - братства, ставящие своей целью сохранение национальной образовательной и культурной традиции.

Объединение Литвы и Польши в Речь Посполитую и последовавшая за этим попытка подчинить украинскую православную церковь папе римскому (Брестская уния 1596 года, результатом которой стало появление Греко-католической или униатской церкви) вызвали негативную реакцию среди части украинской общественности, что выразилось в появлении "полемической литературы", богатой историко-философским содержанием. Критикуя наступление католицизма на украинские земли, писатели-полемисты попутно поднимали многочисленные философские вопросы, такие как проблема соотношения Бога и мира (Иван Вишенский), проблема самопознания как морального самосовершенствования и реализации себя в "умном делании"(Исайя Копинский), проблема культурно-исторического развития этнической самобытности и взаимодействия с другими субъектами национального самосознания (Захария Копыстенский), рассмотрение человека как активного и творческого начала общественной жизни (Герасим и Мелетий Смотрицкие). О полемической литературе Вы можете более детально прочесть по адресу - http://www.ifw.fils.us.edu.pl/konfer/statja.html.

В 17 веке центром украинской философии становится созданный в 1632 году по инициативе Киевского  митрополита Петра Могилы Киево-Могилянский  коллегиум, впоследствии реорганизованный в Академию. Философия преподаётся в этом учебном заведении в качестве самостоятельной дисциплины. Изменяется и предметное поле философии - она переориентируется с богословских вопросов на проблемы познания природы и человека. Философия трактуется как самостоятельная система знаний, включающая в себя рациональную, натуральную и моральную философию. То есть, можно утверждать, что благодаря деятельности преподавателей Киево-Могилянской академии существенно усиливается западноевропейское влияние на украинскую философию. В сферу научных интересов профессоров этого заведения входят философские учения Макиавелли, Галилея, Френсиса Бекона, Декарта, Спинозы, Лейбница. То есть, преподавание философии велось на современном философском материале в соответствии со сложившимися в Европе традициями. Крупнейшими представителями философской школы Киево-Могилянской академии были Феофан Прокопович (http://www.krugosvet.ru/articles/77/1007772/1007772a1.htm), Стефан Яворский (http://www.krugosvet.ru/articles/77/1007790/1007790a1.htm), Иннокентий Гизель, Григорий Щербацкий.

Григорий  Сковорода. Жизнь  и учение.

Крупнейшим  украинским философом 18 века, и, наверное, одним из наиболее самобытных и глубоких славянских мыслителей всех времён, был  Григорий Сковорода (http://www.krugosvet.ru/articles/21/1002193/1002193a1.htm). Значительную часть своей жизни Сковорода провёл в странствиях, излагая жителям украинских городов и сёл своё учение и подтверждая это учение собственной жизнью. Не случайно, Сковороду называют часто "украинским Сократом". Подобная цельность, единство жизни и учения является редким явлением в истории философии. Наверное, поэтому судьба и учение Сковороды вызывало интерес не только философов, но и поэтов. Например, Арсения Тарковского -http://www.litera.ru/stixiya/authors/tarkovskij/ne-iskal-ni.html.

В основе философии Сковороды лежит учение о двух природах: видимой и невидимой, внешней и внутренней, сотворенной  и божественной. Для Сковороды  значимой является невидимая, внутренняя, божественная сущность бытия. Только постигая её человек может открыть смысл жизни и обрести подлинное счастье, "мир душевный".

Важное  место в учении Сковороды занимает концепция трёх миров: 1) макрокосмос  или окружающий мир; 2) микрокосмос  или внутренний мир человека; и 3) символический мир, воплощенный  в Священном Писании, которое помогает открывать универсальные смыслы и даёт подлинные знания. Оптимальным путём познания для Сковороды является самопознание, поэтому вслед за Сократом он исповедует принцип: "Познай самого себя". На пути самопознания и самосовершенствования может раскрыться божественная сущность человека, осуществиться его преображение. И своеобразным смысловым двигателем на этом пути является сердце как воплощение эмоционально-волевой сущности человека. Поэтому учение Сковороды часто называют "философией сердца".

Сковорода настаивал на том, что каждый человек  предрасположен к определённому  виду деятельности. В соответствии с этим учением о сродном труде, главная задача педагога - помочь человеку открыть эту предрасположенность, найти своё жизненное призвание. Реализация этого призвания позволяет человеку реализовать смысл собственной жизни. Сковорода достаточно критично относился к окружающей действительности, отстаивая за собой право на философский "взгляд извне", позицию странника, по-настоящему преданного высшей, невидимой натуре. Даже на своей могиле он попросил написать эпитафию: "Мир меня ловил, но не поймал". Естественно, Сковорода имеет в виду видимый, материальный мир, погрязший во зле и неправде. Поднять и одухотворить этот мир и было главной задачей его учения.

Украинская  философия 19-20 века.

В начале 19 века происходит так называемое Слобожанское возрождение, для которого характерен значительный интерес к украинскому  фольклору, истории, культуре. Центром  этого возрождения стал созданный  в 1804 году Харьковский университет. Значительным событием интеллектуальной и культурной жизни на Украине стало открытие в 1834 году Киевского университета. Таким образом, были созданы основные центры науки и образования, которые сохраняют своё ключевое значение в украинской системе образования и по сей день.

В это  время формируется украинская философская  традиция с ярко выраженным национальным вектором. Одним из её представителей был первый ректор Киевского университета Михайло Максимович (http://kolibry.astroguru.com/01130092.htm), издатель нескольких сборников украинских песен и автор интересной философской концепции понимания природы как произведения искусства, каждая часть которого свидетельствует о божественном целом.

Влияние концептуальных подходов Максимовича  испытал на себе выдающийся украинский историк и писатель, один из основателей  и главных идеологов Кирилло-Мефодиевского  братства Николай Костомаров.В своих исторических работах Костомаров отстаивает самостоятельность и самобытность украинской истории, языка и культуры, пытается дать характеристику украинского этноса, отличающую его от этноса российского. Историческим идеалом общественно-государственного устройства для Костомарова были Киевская Русь и Запорожская Сечь, ставшие наиболее чистым воплощением украинского духа. Костомаров отстаивал идею важности самоорганизации в процессе функционирования общества, активное введение элементов самоуправления в механизм реализации власти. В основу исторического развития, по мнению Костомарова, должны быть положены два принципа: любовь к человеку и любовь к Богу.

Для развития украинской философии важное значение имеет творчество выдающихся украинских писателей и поэтов. Николай Гоголь, Леся Украинка, Иван Франко, Михайло Коцюбинський, Панас Мирный и другие писатели в своих произведениях художественными методами пытались осмыслить бытие украинского народа, специфику его культуры и менталитета, место в системе мировой культуры. Особенно важным в данной связи является жизнь и творчество Тараса Шевченко ставшего символом украинского народа и украинской культуры, ибо именно ему удалось наиболее аутентично выразить специфику украинского миропонимания, надежды и чаяния нашего народа, его противоречивую и не всегда благосклонную судьбу.

Крупнейшим  представителем академической украинской философии 19 века был оригинальный мыслитель и историк философии  Памфил Юркевич В 1861 году он оказался единственным на всю Российскую империю  философом, способным без дополнительной подготовки возглавить кафедру философии Московского университета. В условиях господствовавшего в то время нигилизма и вульгарного материализма Юркевич в своих трудах отстаивает высокие принципы духовности, значение веры в Бога и религии для человеческого самосовершенствования.

Философское учение Юркевича называют "философией сердца", поэтому он фактически продолжает линию Григория Сковороды. Для Юркевича сердце - это не только центр человеческой духовности, но и главное основание человеческой природы, условие существования человека как средоточия божественного и земного. Именно философия даёт человеку единое и целостное мировосприятие, направляя его к вечному и божественному. В основе представлений Юркевича о божественном лежит учение об идеях Платона. Божественное начало является той идеальностью, которая наполняет мир смыслом, но в то же время не является чем-то абстрактным, запредельным человеку. В этом смысле Юркевич является сторонником православной традиции понимания божественного в мире, идущей из Византии.

Крупнейшим  специалистом в области философии  языка является украинский философ  и языковед Александр Потебня  Своими исследованиями Потебня предвосхищает  многие подходы, сложившиеся в зарубежной философии 20 века, в частности в структурализме и структурной лингвистике. Большое влияние на формирование философских взглядов Потебни оказало учение Вильгельма фон Гумбольта, в частности, его идея о формировании языком мысли. Именно язык, считает Потебня, является основой человеческой реальности, её базовым конструктом. Он анализирует слово как главный структурный элемент языка и выделяет в нём внешнюю форму(звуковое воплощение), содержание(значение, смысл) и внутреннюю форму, которая отображает специфику этнического миропонимания, реализуемого в данном языке. Таким образом, язык является универсальной структурой, наиболее полно воплощающей феномен человеческого присутствия в мире.

Интересная  модель развития естественной и человеческой истории была создана выдающимся украинским мыслителем, первым президентом Украинской академии наук Владимиром Вернадским мнению Вернадского, история проходит следующие этапы эволюции: 1) уровень геосферы, на котором главную роль играют эволюционные процессы в неживой природы; 2) уровень биосферы, когда ключевым фактором эволюции является живая природа и 3) уровень ноосферы, или уровень сознательной эволюции, связанный с появлением человека, деятельность которого является ключевым фактором мирового развития. Вернадский с оптимизмом смотрел на перспективы развития человеческой цивилизации и был уверен, что человечество, благодаря воплощенному в науке разуму, преодолеет все трудности и создаст гармоничную модель мироздания.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории философии"