Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2015 в 16:20, реферат
Самостоятельность философии проявляется в том, что, отражая жизнь общества и соответствуя, в общем, характеру экономического базиса, философская мысль в своем развитии может отставать от него или опережать его. Так, в период освободительных движений против феодального строя, господствующей идеологией которого была религия, передовая философская мысль, связанная с этими движениями, нередко отставала в развитии форм сознания, принимая идеалистические, религиозные формы.
Своеобразие философии можно наблюдать при изучении мифологии, религии и становлении культуры.
1. Введение стр. 3
2. История возникновения философии стр. 3
2.1. Европейская философия стр. 4
2.2. Индийская философия стр. 4
2.3. Китайская философия стр. 4
3. Самостоятельность философии стр. 5
3.1. Философия как форма познания мира стр. 5
4. Своеобразие философии стр. 6
4.1. Мифология и религия стр. 6
4.2. Философия как форма культуры стр. 7
5. Заключение стр. 8
6. Список используемой литературы стр. 9
Содержание
1. Введение стр. 3
2. История возникновения философии стр. 3
2.1. Европейская философия
2.2. Индийская философия стр. 4
2.3. Китайская философия стр. 4
3. Самостоятельность философии
3.1. Философия как форма познания мира стр. 5
4. Своеобразие философии
4.1. Мифология и религия стр. 6
4.2. Философия как форма культуры стр. 7
5. Заключение стр. 8
6. Список используемой литературы стр.
9
1. Введение
Термин «философия» (от греч. phileo – любовь и sofia – мудрость)
буквально означает «любовь к мудрости» и впервые встречается у древнегреческого философа Пифагора. Истолкование и закрепление в европейской культуре этого термина связано с именем Платона.
Вначале содержание термина «философия» составляло синкретическое (нерасчлененное) знание о мире и человеке, об устройстве мира
и природе человека, о месте человека в мире. В дальнейшем представления о сущности и предмете философии эволюционировали на протяжении всей ее истории. Сегодня приняты два основных подхода к философии – как к типу мировоззрения и как к науке.
2. История возникновения философии.
В историческом плане выделяются различные периоды зарождения и становления философской мысли. Философия впервые в истории человечества возникла в древности в первых классовых обществах древнего Востока - в Египте, Вавилонии, Индии, Китае и впоследствии особого расцвета достигла на первом этапе в античном мире - древней Греции и древнем Риме.
Первые философские учения возникли примерно в одно и то же время, с VI в. по Х, в трёх центрах древней цивилизации - Древней Греции, Индии и Китае. В первом из них были заложены основы так называемой "западной" цивилизации. Второй и третий объединяются понятием "Древнего Востока" (наряду с первыми ближневосточными цивилизациями). В этих центрах сложились общества разного типа, и различия между ними вызвали проблему "Запад - Восток". Различие обществ выразилось и в несходстве духовной жизни. Поэтому всю совокупность философских учений, созданных за две с половиной тысячи лет, принято разделять прежде всего на две большие группы: западную философию и восточную философию. Западной философией называют философские учения, возникшие в Европе, начиная с Древней Греции, и распространившиеся на остальные регионы земного шара. Под восточной философией имеются в виду преимущественно философские учения, возникшие в Древней Индии и Древнем Китае.
2.1. Европейская философия.
Западноевропейская философия средних веков – это разум и вера, истина и знание, сомнение и откровение. Философская мысль этого времени своими корнями уходит в единобожие (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и именно с ними связано развитие европейской философии средних веков. Известно, что христианская религия возникла в 988 г. (I век). Начиная с восточных провинций Римской империи она распространяется по Средиземноморскому побережью. Укрепляя свои позиции, христианство противопоставляло себя язычеству. Подвергалась критике старая философия, находящаяся, якобы, под его влиянием. В начале VI века в Афинах были запрещены философские школы старого образца. Европейская философия переходила на новые позиции, осознавая себя служанкой богословия.
2.2. Индийская философия.
Для этой эпохи характерно критическое отношение к прошлому, к традиции (к обычаю, "позитивному", "данному") и авторитету (особенно церковному) и вера в будущее, в прогресс. Неиссякаемым источником прогресса человечества может и должен быть разум. Вера в Бога уступает первенство оптимистической вере в разум. Власть церкви просветители хотели заменить властью науки.
Просвещение - значит распространение света, изгнание тьмы. Свет - знание, наука. Тьма - невежество, предрассудки, церковный обскурантизм, религиозный фанатизм.
2.3. Китайская философия.
Древнекитайская философия не сильна в познания природы. Происхождение мира она объясняла скорее мифологически, чем философски. Вначале был Хаос, затем в нём возникли два начала - мужское ("Ян" - небо) и женское ("Инь" - земля). Их взаимодействие (оплодотворение посредством дождя, который играл роль "мужского семени") привело к рождению видимых вещей. В древнекитайских философских учениях нет понятия "бытие" или его аналога. Китайцев больше интересовала не природа вещей, а их ценностные аспекты, полезность для человека.
Преуспели же китайские философы в разработке теорий государства и гражданина. Каким должно быть совершенное устройство государства? Каким должен быть идеальный гражданин? Как сделать так, чтобы каждому человеку жилось хорошо, и чтобы государство было богатым и могущественным? Эти и подобные им вопросы волновали их в первую очередь. Наиболее крупным философом Древнего Китая, почитаемым и по сей день, был Конфуций (551-479 до н.э.).
3. Самостоятельность философии.
Самостоятельность философии проявляется в том, что, отражая жизнь общества и соответствуя, в общем, характеру экономического базиса, философская мысль в своем развитии может отставать от него или опережать его. Так, в период освободительных движений против феодального строя, господствующей идеологией которого была религия, передовая философская мысль, связанная с этими движениями, нередко отставала в развитии форм сознания, принимая идеалистические, религиозные формы. Ярким примером опережения философской мыслью хода общественного развития является возникновение и развитие при капитализме диалектического и исторического материализма, который образует теоретическую основу социалистической идеологии.
Самостоятельность философии состоит также в том, что нередко философская мысль достигает высокого уровня в странах, сравнительно отставших от других стран по своему экономическому и политическому развитию.
3.1. Философия как форма познания мира.
Философия как определенная форма познания мира, система взглядов по наиболее общим вопросам бытия и мышления обладает своей внутренней логикой, выражает в обобщенном виде закономерности познания мира, представляющие собой отражение объективных закономерностей природного и общественного бытия. У философии есть свои специфические закономерности, в известной мере проявляющиеся и в других сферах общественного сознания (наука, искусство, общественно-политическая идеология), поскольку философия оказывает на них свое идейно-теоретическое влияние. Такими специфическими закономерностями развития философии являются борьба материализма и идеализма, борьба диалектики и метафизики и т. п.
Внутренняя логика развития философской мысли состоит в том, что этот процесс по преимуществу идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Этот процесс "приращения" философских знаний не прямолинейный, а зигзагообразный. В ходе его нередко происходят и отступления от правильного познания действительности в сторону идеализма, мистики, религии. В целом же этот процесс восходящий и, в конечном счете, ведущий к познанию объективной истины.
4. Своеобразие философии.
Своеобразие философии можно наблюдать при изучении мифологии, религии и становлении культуры.
4.1. Мифология и религия.
Своеобразие философии как способа осмысления мира открывается в сравнении ее с мифологическим постижением действительности. Мифология - это мировоззрение первобытнообщинного, родового общества. Мифология состоит из стихийно складывающихся легенд, сказаний о жизни, о происхождении, о возникновении ремесел, которые передаются через поколения. Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. В этом смысле он включает в себя совокупность сведений, преданий, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались попытки дать ответ на происхождение и устройство мира, происхождение человека и его рода (племени). Первобытные люди выстраивали объяснение природы на основе того простейшего знания, которое люди уже имели о себе самих. Таким образом, самые первые представления о мире существовали как мироощущение, формируемое мифом. По мере совершенствования понятийного мышления часть мифологии, которая рассматривала проблемы первоосновы мира, его природы, устройства, взаимосвязи с человеком, стала "праматерью" философии.
На первых порах, и в особенности на Востоке (индийская и китайская философия), философское знание было слито с религиозным. И лишь затем постепенно произошло отделение философии от религии. Однако история их взаимоотношений знает одновременно как противостояние философии и религии, так и попытки объединения философского знания и религиозной веры.
4.2. Философия как форма культуры.
Как особая форма культуры и духовного освоения мира философия сформировалась в эпоху перехода от патриархальных обществ, регулируемых мифологическим сознанием, к первым земледельческим и городским цивилизациям древности. Произошедшее в этот исторический период усложнение социальных связей, возникновение классовых отношений и многообразия новых видов деятельности потребовало выработки новых мировоззренческих ориентаций. Как ответ на этот исторический вызов появились первые философские учения в Китае, Индии и Древней Греции, Египте, Персии, Вавилоне.
5. Заключение.
Философия формирует у человека не только мироощущение и мировосприятие, а миропонимание, которое основывается не только на чувствах, образах и здравом смысле, но прежде всего на рационально-теоретическом знании.
Первые философы были универсалами, энциклопедистами, они с равным любопытством исследовали природу и человека, космос и жизнь общества, не отделяя одно от другого. Это были такие разговоры, в которых ставился вопрос о сущности и проблемы обсуждались основательно, так, что собеседники стремились дойти до оснований, до основы всех основ, до первого основания или первой причины. И философия здесь выступала как поиск первых причин, начал и оснований, наука о началах и причинах, о принципах. Это исследование первых оснований и предпосылок мышления и духовной и практической деятельности, имеющей универсальное, общечеловеческое значение.
Экспериментальных методов ещё не существовало, поэтому в первых теориях было много фантазии и интуитивных догадок. Наибольшее развитие в это время получают области знания, требующие "чистого" мышления: логика, геометрия, философия. Однако именно эти знания со временем легли в основу зарождения и развития таких наук, как астрономия, механика, медицина и т.п. Впоследствии, с развитием философии, рождается как самостоятельная отрасль науки - психология. Поэтому философию часто называют "матерью всех наук", сравнивая её с корнями дерева, от которых, как ветви, произрастают и питаются другие области знания.
6. Список используемой литературы
1. Корниенко А. А. Философия: учебное пособие. – 2-е изд., стер. – Томск:
Изд-во ТПУ, 2007. – 104 с.
2. Лавриненко В.Н. Философия, 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юристъ, 2004г. - 511 стр.
3. Балашов Л.Е. Философия, 3-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2009г. - 664 стр.
4. Канке В.А. Философия, 5-е изд., перер. и доп. - М.: Логос, 2007г. - 272 стр.
5. <http://otmart.net>
6. <http://filosofij.ucoz.ru>
7. <http://www.you-need-it.ru>
Информация о работе Самостоятельность и своеобразие философии