Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 11:34, контрольная работа
Каждая культура, по Шпенглеру, обладает своей неповторимой душой. Предсказать заранее рождение новой великой культуры нельзя, это – тайна. Предсказать смерть культуры можно. Когда творчество иссякает и душа культуры, отплодоносив, умирает, культура перерождается в цивилизацию. Цивилизация – это омертвление и тиражирование культуры
Введение……………………………………………………………………….....2
Основная часть………………………………………………………………..…3
1. Русская материалистическая философия……………………………………3
1.1. Характеристика философии в советский период……………………...3
1.2. Характеристика философии в постсоветский период…………….…..5
1.3. Деятельность русских мыслителей (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин,
Г.Г. Шпет, В.И.Вернадский)……………………………………………..….6
2. Философия и культура……………………………………………………....11
2.1. Теория происхождения культуры……………………………..…...….11
2.2.Человек в мире культуры…………………………………………. .…12
2.3. Типология культуры………………………………………….…… …13
2.4.Цивилизация, типы………………………………………………. ……14
2.5. Культура и цивилизация………………………………………… …..16
2.6. Кризис культуры и пути его преодоления……………….……… …17
Заключение…………………………………………………………………. …19
Список литературы……………………………………………………… ..….20
Раскрывая тему природы философского знания, Шпет доказывает, что, во-первых, современная философия является знанием, во-вторых, знанием специфическим как по отношению к другим видам знания, так и по отношению к своим более ранним историческим формам (например, античной философии). При этом он убедительно показывает, что анализ историко-философского процесса, опирающийся на традиционное деление «материализм — идеализм», «объективный идеализм — субъективный идеализм», не выдерживает критики и безнадежно устарел.
Современная философия, по Шпету, существует в двух формах: положительной и отрицательной. Отрицательная философия присваивает себе квалификацию научной философии, отличая тем самым себя от ненаучной, псевдофилософии. Невольно, обосновывая собственную научность, она апеллирует к завоевавшим заслуженный авторитет конкретным областям знания. И какие это области знания — математика, физика, психология, логика, — уже не столь важно, главное — потеря специфики философского знания, сводящейся к особенностям методов частных наук. Редукционизм и релятивизм являются неустранимыми моментами отрицательной философии.
Положительная философия является чистым знанием. Она начинается тогда, когда ее предметным полем, областью ее мудрствования становится мысль; мысль об истине, о бытии, не переживание истины, а рациональное исследование ее.
Концепция, на которую опирается философия Шпета, может быть названа герменевтической феноменологией. Выбор этого термина требует пояснения. Основной герменевтический труд Шпета «Герменевтика и ее проблемы» был закончен в 1918. В это время под герменевтикой обычно понимали искусство постижения смысла текста.
Герменевтика (с ее функцией осмысления и интерпретации), логика (функция выражения смысла), прагматическая телеология (функция разумной мотивации), феноменология (функция обнаружения смысла в различных его положениях) сплетены в деятельности разума в единый метод, зависящий от своеобразия эйдетического мира как «зеркала» осуществленных на уровне явлений объективации деятельности человеческого духа [8].
2. Философия и культура
2.1. Теория происхождения культуры
Культура – это тот специфический мир, который человек создает, чтобы поддерживать себя в своем человеческом состоянии. Культура – необходимая составная часть человека, его вторая природа, не менее важная, чем его биология и физиология.
Существует две точки зрения на происхождение культуры. Согласно первой, культура возникла тогда, когда человечество стало обрабатывать (культивировать) почву. Согласно второй точке зрения, культура возникла из культа. Ведь в древности и обработка земли была священным актом [3;192].
Согласно другому источнику существует несколько теорий, каждая из которых по-своему объясняет причины возникновения культуры у человека. Основными являются орудийно-трудовая, натуралистическая, магическая, игровая, символическая, трансцендентальная и космологическая теории происхождения культуры. Представим эти теории в таблице:
Теория |
Авторы |
Основная идея |
Орудийно-трудовая |
Ф.Энгельс, К. Маркс |
Труд – единственный первоисточник материальной и духовной культуры общества. |
Натуралистическая |
Ч.Дарвин, Г.Спенсер, К.Лоренц |
Культура как естественное выражение эволюции человеческого рода. |
Магическая |
Дж. Фрэзер, Л.Леви-Брюль, Б.Малиновский |
Специфика первобытного мышления – в доминировании магических представлений, компенсирующих недостаточность знаний о мире |
Игровая |
Й.Хёйзинга, Г.Гадамер |
Культура возникает как |
Символическая |
Э.Кассирер, К.Г.Юнг |
Символ – исходная форма культурного выражения мира. |
Трансцендентальная |
П.А.Флоренский, В.С.Соловьев |
Источник культуры – не в самой земной жизни, а привнесен в нее свыше. |
Космологическая |
В.И.Вернадский, Л.Н.Гумилев, П.Тейяр де Шарден. |
Причина возникновения культуры – в действии особых космических факторов. |
2.2.Человек в мире культуры
Культура каждой эпохи представляет собой единство стиля (или формы), объединяющего все ее материальные и духовные проявления: технологию и архитектуру, физические концепции и живописные школы, музыкальные произведения и математические исследования. Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознает и чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры, ее стиль [3;195]. Если в стремлении к более совершенному образцу вы реализуете собственные физические и духовные возможности, значит, работает еще одно, важнейшее определение культуры – быть мерой развития человеческих качеств, быть средством реализации творческих сил и способностей человека. Нельзя реализовать себя, не обрекая это стремление в какую-либо форму. Культура представляет для этого готовые формы, нормы и образцы, но наполняют эти образцы содержанием и смыслом сами люди [2;441].
Наделение стандартной культурой формы личным смыслом и использование ее для индивидуального развития – важнейшая задача. Это работа, которую бессмысленно поручать другому человеку. Здесь каждый абсолютно незаменим. В рамках этой задачи культуру нельзя потреблять , ее можно только творить. Творит не только писатель, но и читатель, не только музыкант, но и слушатель, потому что меняется сознание читателя или слушателя. Известный специалист по истории Возрождения Л.М. Баткин замечает по этому поводу, что культура – это «внесение в мир смысла и уже одним этим – изменение мира и самоизменение субъекта культуры» [2;442].
Культура не является набором внешних институтов, правил, регламентаций, которыми человеку надо овладеть как чем-то внешним, культура – это совокупность «трансляторов», которые постоянно переводят наши субъективные психические состояния в нечто общечеловеческое, сверхчеловеческое и тем самым «очищают», «исправляют» нашу несовершенную природу [3;196].
2.3. Типология культуры
Человеческая деятельность создает самые разные вещи, и все они являются артефактами культуры. Саму культуру принято делить на материальную и духовную.
Материальная культура связана с практическим освоением человеком природы, она включает всю совокупность материальных благ, средства их производства. Артефактами материальной культуры являются орудия труда, транспорт, жилища и т.д.
Духовная культура охватывает совокупность всех знаний на теоретическом и обыденном уровне, язык, произведения литературы и искусства, проявляет себя в состоянии образования, просвещения, медицинского обслуживания и т.п. Разумеется, такое деление условно, граница между духовной и материальной культурами подвижна: явления материальной культуры тоже говорят о развитии человеческого духа в конкретную историческую эпоху, а артефакты духовной культуры имеют материальное воплощение [2;439].
Согласно другому источнику, по О. Шпенглеру (немецкий философ-идеалист, представитель философии жизни) выделяется 8 типов культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, античная (апполоновская), византийско-арабская, западно-европейская (фаустовская), южно-американская культура майа. Каждая культура неповторима и замкнута.
Античная (аполлоновская) культура телесная, ее первосимвол – прекрасное тело. Западно-европейская (фаустовская) устремлена вдаль, в бесконечность, в ней царит не чувственный образ, а идея. Если античная этика воспринимает человека как существо телесное и многое ему прощает, то в западной этике личность – это общественное, исторически ответственное лицо. Мечта о прекрасном, «дальнем» будущем, так же как и ностальгия о прошлом, - характерная черта европейской культуры [5;178].
2.4.Цивилизация, типы
Цивилизация является формой существования и развития общества. Цивилизация – это высшая степень развития общества. Это результат общественного развития, совокупность материальных и духовных ценностей, материализованных в форме городской культуры. Это означает, что цивилизация возникает тогда, когда на Земле появляются земледелие, города, их своеобразная культура.
В научной литературе в понимании содержания термина «цивилизация» сосуществуют два противоположных подхода: оптимистический (позитивный) и пессимистический (негативный).
Смысл оптимистического
подхода: цивилизация связана с
прогрессом развития общества. Смысл
пессимистического подхода: цивилизация
воплощает в себе все негативные
последствия общественного
К числу основных признаков цивилизации, по О. Шпенглеру относятся:
1) развитие индустрии и техники, которое ведет к различным катаклизмам;
2) скопление в городах огромного числа людей;
3) падение морали;
4) деградация искусства [1;182-183].
Типы цивилизаций. В зависимости от степени технической оснащенности в сфере общественного производства, свободы личности в социальной и духовной сферах, типа культуры определяются и качественно различные типы цивилизаций, через которые исторически проходило человечество в своем развитии: космогенная (охватывающая древнее общество и эпоху средневековья); техногенная, или индустриальная (соответствующая капиталистической и социалистической общественно-экономическим формациям), и формирующаяся в настоящее время антропогенная (информационное общество) [7;252].
Космогенная как исторически первый тип цивилизации основывалась на орудийной технике и ручной технологии и характеризовалась большой зависимостью общества от природных сил, когда мировой космос определял смысл жизнедеятельности, диктовал законы, устанавливал жесткие формы общественной организации, связи индивидов с социальными институтами.
Основой техногенного типа цивилизации явились машинная техника, развитие науки и постепенное превращение ее в непосредственную производительную силу, наемный труд, рост профессиональной культуры во всех ее формах. Развитие техногенной цивилизации в ХХ в. как противоборство капиталистической и социалистической социально-политической систем определило необходимость ее замены более совершенным обществом.
Антропогенный тип в научной литературе именуется как информационно-технологическое или постиндустриальное общество. Источником прогресса все в большей степени становятся не внешние условия жизнедеятельности человека, а он сам. Особое значение при этом приобретают научно-информационные ресурсы, уровень социально-политического сознания, нравственные критерии, духовно-культурные установки и другие элементы духовной жизни. Формирование и развитие информационной цивилизации к концу ХХ в. превратилось в глобальный мировой процесс [7;253-254].
2.5. Культура и цивилизация
Культура, являясь результатом соответствующей деятельности личности и общества, составляет необходимый элемент их бытия, определяет содержание и масштабы их духовного потенциала. Именно культура формирует человека как личность, помогает понять цель и смысл жизни, значение таких высоких личностных качеств, как гуманизм, чувство долга перед страной и народом, ответственность за свои поступки и др. результаты духовного производства, их использование и применение в общественной жизни определяют уровень цивилизованности общества. Цивилизация как социокультурная общность выступает в качестве синтеза материальной и духовной культуры, их взаимообусловленного единства, в котором духовное определяется как содержание, а материальное как форма культуры, неотъемлемая от содержания.
Цивилизационный процесс исторически развивался по мере развития культуры, а типы цивилизации определялись типом культурной парадигмы.
Космогенная цивилизация (традиционное общество) как исторически первый тип цивилизации определялась сравнительно высоким уровнем развития культуры, ее различных материальных и духовных форм.
В индустриальном обществе возникает новый тип культуры, которая получила название книжной. Изобретение книгопечатания явилось важным событием в духовной жизни общества того периода.
В условиях информационной цивилизации возникает новый тип духовной культуры – экранный. Она охватывает своим воздействием все общество, доходит до каждого человека, формирует сознание и соответствующее общественное мнение, распространяется на сферу как чувственного, так и теоретического сознания.
Культура не может существовать и развиваться вне цивилизации [7;339-340].
2.6. Кризис культуры и пути его преодоления
Тема кризиса культуры была господствующей в европейской философии, начиная с Ницше. Философы давно говорили о кризисе человека, культуры. Смысл кризиса они видят в том, что «люди утратили веру, как в бога, так и в самих себя, в свой разум. Тот факт, что истоки кризиса уходят в глубь истории европейской культуры, был не только отмечен, но и проанализирован, в частности, русскими философами, например П. Флоренским и Н. Бердяевым.
Кризис, который переживает современное общество, несомненно, связан с проблемами экономики, экологии, энергетики и т. д. Однако поскольку в основании современной экономики и политики, энергетики и экологии лежат научные программы, все эти вопросы связаны с типом рациональности современного человека, форм его самосознания и познания. Кризис свидетельствует о том, что господствующая в мире форма рациональности неуниверсальна, т. е. не отвечает всем культурным и ценностным ориентациям, необходимым для выживания, а тем более гармоничного развития человеческого сообщества. Кризис становится явным и глобальным, он захватывает такие сферы, как окружающая среда, пища, климат, вода и др., которые составляют естественные основания бытия всех, показывает, как опасны бездуховность и безразличие, ведущие к кризису Человека [3;205].
Сегодня, в конце XX в., можно говорить о том, что в этом столетии человечество обращалось к реализации различных программ выхода из кризиса. Зародившись в социально-философских исследованиях (индустриально-технологический подход к развитию общества, концепция "радикального консерватизма", идеи социалистической, националистической, либеральной перспектив развития общества и т.д.), они перерастали во влиятельные социально-экономические и политические программы, представленные различными социальными силами и опирающиеся на весьма развитую идеологическую основу.