Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 11:34, контрольная работа
Каждая культура, по Шпенглеру, обладает своей неповторимой душой. Предсказать заранее рождение новой великой культуры нельзя, это – тайна. Предсказать смерть культуры можно. Когда творчество иссякает и душа культуры, отплодоносив, умирает, культура перерождается в цивилизацию. Цивилизация – это омертвление и тиражирование культуры
Введение……………………………………………………………………….....2
Основная часть………………………………………………………………..…3
1. Русская материалистическая философия……………………………………3
1.1. Характеристика философии в советский период……………………...3
1.2. Характеристика философии в постсоветский период…………….…..5
1.3. Деятельность русских мыслителей (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин,
Г.Г. Шпет, В.И.Вернадский)……………………………………………..….6
2. Философия и культура……………………………………………………....11
2.1. Теория происхождения культуры……………………………..…...….11
2.2.Человек в мире культуры…………………………………………. .…12
2.3. Типология культуры………………………………………….…… …13
2.4.Цивилизация, типы………………………………………………. ……14
2.5. Культура и цивилизация………………………………………… …..16
2.6. Кризис культуры и пути его преодоления……………….……… …17
Заключение…………………………………………………………………. …19
Список литературы……………………………………………………… ..….20
Вариант 9
Содержание
Введение…………………………………………………………
Основная часть…………………………………………
1. Русская материалистическая философия……………………………………3
1.1. Характеристика философии в советский период……………………...3
1.2. Характеристика философии в постсоветский период…………….…..5
1.3. Деятельность русских мыслителей (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин,
Г.Г. Шпет, В.И.Вернадский)………………………………………
2. Философия и культура……………………………………………………..
2.1. Теория происхождения культуры……………………………..…...….11
2.2.Человек в мире культуры…………………………………………. .…12
2.3. Типология культуры………………………………………….…… …13
2.4.Цивилизация, типы………………………………………………. ……14
2.5. Культура и цивилизация……………………
2.6. Кризис культуры и пути его преодоления……………….……… …17
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Вариант 9
Введение
Более всего русская философия была занята вопросами смысла и целей истории, где главная тема – человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души. Философская мысль в России формировалась под влиянием достижений мировой философии, социально-культурных процессов, происходивших на Руси: предпосылки для возникновения философского сознания созревали уже в культуре языческой Руси. Ее христианизация (Х в.) сыграла важную роль в становлении русской философской культуры.
Русская философская мысль имеет своим источником произведения киевского философа – митрополита Иллариона, поставившего вопрос о месте русского народа в мировой истории, об историческом значении принятия им христианства [6;154].
В нашей работе мы рассмотрим русскую философию XIX – XX вв.
Что касается культуры, то некоторые исследователи называют ее смысловой сферой и подчеркивают, что это «система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов». Первая проблема, которая стоит перед любым философом культуры, - это сама культура [2;437].
Каждая культура, по Шпенглеру, обладает своей неповторимой душой. Предсказать заранее рождение новой великой культуры нельзя, это – тайна. Предсказать смерть культуры можно. Когда творчество иссякает и душа культуры, отплодоносив, умирает, культура перерождается в цивилизацию. Цивилизация – это омертвление и тиражирование культуры [2;446].
Основная часть
1. Русская материалистическая философия
В русской философии ХХ в. явно выделяются своим своеобразием три периода, связанных в первую очередь с социально-политическими событиями в России, а также с влиянием на нее философских идей В. Соловьева.
Первый период – «серебряный век» (1901 – 1917) характеризуется бурным и свободным развитием культуры и философии. Этот период связан с такими именами как Бердяев, Мережковский, Лосев и т.д. [6;160].
Второй период – советский (1917 – 1991).
Третий период – постсоветский (1991 – по настоящее время).
Второй и третий период рассмотрим подробнее.
1.1. Характеристика философии в советский период
Советский период (1917 – 1991) распадается на два параллельных течения: русская философия в эмиграции (примерно 1917 – 1950) и собственно «советская философия» в России.
Русская философия в эмиграции. После Октябрьской революции 1917 г. ситуация для философии в России значительно ухудшилась. Значительная часть выдающихся философов оказалась в эмиграции. Каждый из них пережил личную трагедию, лишившись родины, друзей и близких, привычного образа жизни т.д. С этим было связано дальнейшее обсуждение «русской идеи». Особое развитие эта проблема получила в творчестве Ильина и Бердяева. С этим же связано появление концепции «евразийства», основоположниками которой можно считать Н.С. Трубецкого и Флоровского [6;161].
Подавляющее большинство русских философов-эмигрантов принадлежали различным школам религиозной философии, и практически все они в этот период развивали идеи, основы которых у них сформировались еще в период «серебряного века». Поэтому тема «судьбы России» получила у них различное преломление, и всегда в рамках религиозного (православного) мировоззрения. Для всех них характерно неприятие советской власти и ее деяний и ее деяний, однако в годы второй мировой войны многие из них заняли патриотическую позицию.
Советская философия в России. Судьба философов «серебряного века», оставшихся в России, складывалась по-разному, некоторые из них подверглись репрессиям. Они уже не могли публиковать свои философские работы «немарксистского» содержания.
Примерно к 1930-м гг.
в стране сложилась ситуация, когда
единственно допустимой стала философия
марксизма в виде марксизма-ленинизма или марксизма-ленинизма-
Но и в таких условиях многие талантливые люди сумели достичь значительных успехов. В 1930-1960-е гг. продолжалось развитие русского космизма (Вернадский, Чижевский). К оригинальным работам «немарксистского» содержания относятся также книги и статьи М.М. Бахтина, посвященные философии культуры, философии языка и герменевтике. Говоря о философии советского периода в России, необходимо также упомянуть о том, что философские идеи находили свое выражение в художественном творчестве крупнейших писателей и поэтов, режиссеров тетра и кино, композиторов и художников [6;161-162].
1.2. Характеристика философии в постсоветский период
Третий период – постсоветский (1991 г. – по настоящее время) – составляет чуть более 10 лет, поэтому в развитии философии пока еще нельзя отметить каких-то особенно ярких отличий от предыдущего периода. К числу уже проявившихся особенностей можно отнести то, что:
1.3. Деятельность русских
В.И.Ленин, Г.Г. Шпет, В.И.Вернадский)
В нашей стране развитие и поддержку получила исключительно материалистическая традиция в философии. Хотя надо отметить, что на этом пути возникали длительные временные провалы. Они связаны с политическими методами руководства наукой, репрессиями, созданием непреодолимых сложностей в деле публикации и других форм обнародования результатов философского исследования. Но два плодотворных этапа в ней есть бесспорно. Первый связан с развитием российского варианта марксистской философии: В.И. Ленин (1870 - 1924), Л.Д. Троцкий (1879 - 1940), Н.И. Бухарин (1888 - 1938).
Владимир Ильич Ленин – русский политический мыслитель, партийный и советский государственный деятель, автор философских работ, основатель одного из политических течений – ленинизма-сталинизма.
На раннем этапе развития философской личности Ленина значительное влияние на него оказывал Плеханов, на трудах которого воспиталось целое поколение русских марксистов.
Можно выделить три основных периода в истории ленинской мысли: первый – 1893-1908 гг., второй – 1909-1917 гг., третий – 1917-1923 гг. Характерная черта всех трех этапов – разработка всех составных частей марксизма, их изменение в соответствии с новыми историческими веяниями. На каждом новом этапе происходило изменение ранее выдвинутых теорий в соответствии с новыми проблемами. В первую очередь Ленин известен как философ, значительно развивший марксизм с очки зрения его практического применения политической реальности. Говоря о развитии марксизма, Ленин выделяет ряд объективных (общие условия возникновения, развитие и упрочение идеологии, накопленные объем и количество знаний, уровень развития науки) и субъективных (научная работа марксистов, внесение учения его идеологами в рабочее движение) сторон.
Что касается философского понятия материи, то оно зачастую у Ленина совпадает с понятием бытия вообще. Например "материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях". Материя вообще признается неопределимой через род и вид, именно потому, что она есть всеобъемлющая реальность.
Философские труды Ленина: "Материализм и эмпириокритицизм", "Философские тетради", "О значении воинствующего материализма" [4;336-337].
Георгий Валентинович Плеханов (1856 — 1918) был выдающимся марксистским мыслителем конца XIX — начала XX в. Одной из особенностей философского творчества Плеханова является то, что он развивал марксизм в борьбе с теми, кто, по его мнению, фальсифицирует и ревизует это учение. Исторический материализм Плеханов рассматривал как общую методологию для всех общественных наук, подразумевая под этим использование тех принципов, на которые опирается учение Маркса.
Плеханов уделял внимание взаимодействию объективных условий и объективного фактора. Критикуя идейных противников за то, что они приписывали марксизму фатализм, он подчеркивал, что изменения, происходящие в обществе, осуществляются не автоматически, и не в малой степени под воздействием субъективного фактора, выступающего в лице класса, политической партии, отдельных личностей.
Анализ диалектики взаимодействия
объективных условий и
Существенное место в трудах Плеханова занимает анализ социально-классовой структуры общества, классовой борьбы и социальной революции. Согласно Плеханову, “понять различие классовых интересов — значит понять ход исторического развития”. Наряду с классовыми интересами существуют интересы общества. “В исторической жизни каждого класса… бывает период, когда его “частный” интерес есть также интерес поступательного движения и тем самым интерес всего общества”. Совпадение интересов и формирование общего интереса происходит, согласно Плеханову, в период борьбы за кардинальные прогрессивные преобразования в обществе.
Несмотря на некоторые расхождения с классической марксистской теорией, Плеханов рассматривается историками отечественной философии как один из крупнейших продолжателей и пропагандистов марксизма в России.
Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945) – основатель Академии наук Украины, специалист природоведения. Ноосферные идеи Вернадского по праву могут быть причислены к выдающимся достижениям отечественной мысли. По мнению Вернадского, биосфера – это пленка жизни, возникшая на поверхности планеты, способная поглощать энергию космоса и трансформировать с ее помощью земное вещество. Биосфера многократно усилила и ускорила эволюционные процессы за счет способности утилизировать солнечную энергию. Живое вещество выступило катализатором процесса развития. Согласно выводам Вернадского, на протяжении всей истории Земли количество живого вещества было практически постоянным благодаря так называемым геохимическим циклам, или круговороту веществ в природе.
С возникновением человека возник еще один могучий фактор природных взаимодействий. Ноосфера – сфера разума. Возникновение ноосферы указывает на специфику изменений геобиохимической миграции вещества и энергии под воздействием человеческой жизнедеятельности [Лешк;69].
С введением понятия «ноосфера» философия задумывается над значением нового вида энергии. По своему субстратному составу он представляет собой разновидность биохимических процессов, но по качественному проявлению – энергию разума, культурообразующую энергию, энергию научной мысли.
Формирование ноосферы, по Вернадскому, должно проходить под влиянием растущей научной мысли и основанного на ней производительного социального труда. Ученый не отрывал понятия «разум» и «наука» от понятий «труд» и «производство». Ноосферность предполагает и решение высших организационных задач жизнедеятельности человека, и идею сознательной и разумной регулируемости природно-космического порядка [5;70].
Густав Густавович Шпет (1879 – 1940) – русский философ, последователь феноменологии Э. Гуссерля. Его научные интересы были разнообразными: от истории и методологии наук до эстетики и психологии.