Русская идея в философии Серебряного века

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 20:34, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос о том, что такое русская идея и как ее воплотить, весьма актуален. Ее основные положения развиты в русского космизма с его Центральным учением о всеединстве. Именно проблема реализации актуальна сейчас. Прав А.Гулыга, говоря, что русский космизм сказал все, теперь дело за практиками, историческая миссия которых - воплотить русскую национальную идею, с которой россияне обращаются ко всему миру.
Цель данной работы - это раскрыть суть понятия и истоки развития "Русской идеи" по Соловьеву, Бердяеву и другим ученым философам.

Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ
2. РУССКАЯ ИДЕЯ
2.1 "РУССКАЯ ИДЕЯ" ПО СОЛОВЬЕВУ
2.2 "РУССКАЯ ИДЕЯ" ПО Н.А. БЕРДЯЕВУ
2.3 "РУССКАЯ ИДЕЯ" ПО И.А. ИЛЬИНУ
2.4 "РУССКАЯ ИДЕЯ" ПО Е.Н.ТРУБЕЦКОМУ
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

экзамен.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

«Сердечное  созерцание» - это особое состояние, своеобразное внутреннее «зрение», направленное к совершенству и открывающее  человеку духовные предметы. Это характерная русская черта, которая выражается в потребности «увидеть любимое вживе и въяве и потом выразить увиденное поступком, песней, рисунком или словом. Вот почему в основе всей русской культуры лежит живая очевидность сердца, а русское искусство всегда было чувственным изображением нечувственно-узренных обстояний». Это и есть проявление русской идеи в народной жизни. Воспитанное бесконечной широтой и красотой русской природы, «сердечное созерцание» воплотилось и в духовно-творческую силу народа, и в небезызвестную русскую ментальность и «созерцающую лень». 
Однако сердечная любовь и созерцание неизбежно исчезают при отсутствии свободы. В философии Ильина можно выделить два типа свободы: внутреннюю и внешнюю. Последняя является лишь необходимым условием развития первой, которая в свою очередь и воплощается в сердечном стремлении к совершенству. По мнению И.А. Ильина, желание свободы, как внешней, так и внутренней, есть явление исконно русское, которому соответствовала и православная концепция христианства: не формальная, не законни-ческая, не морализующая, но освобождающая человека к живой любви и к живому совестному созерцанию. Свобода всегда была важнейшим компонентом русской идеи, исторически отразившемся в том «органическом свободолюбии», который проявил русский народ в эпоху иноплеменного порабощения и крепостного права. Тем не менее, обладание свободой не должно переходить в своеволие и самораз-нуздание, поэтому созерцание должно быть не просто свободным, но и предметным. Предметность в жизни человека, по словам И.А. Ильина,-это «прекрасная и священная» духовная цель жизни, значимая и в объективном и в субъективном отношении, ради которой стоит «жить, бороться и умереть». Предметность вселяет в человека чувство радостного служения, духовного достоинства и высшей ответственности. Таким образом, русская национальная идея выступает в творчестве И.А. Ильина в качестве идеи созерцающей любви и свободной предметности, углубляясь в которую мы сможем восходить к Богу. В связи с этим все состояния человека Ильин подразделяет на «первичные силы» (сердце, созерцание, свобода, совесть) и «вторичные силы» (воля, мысль, форма, организация). С этой позиции смысл русской идеи может быть выражен иначе, как подчинение и формирование вторичных сил на основе первичных, т.е. создание духовной культуры. В сфере общественно-политической организации государства, по мнению И.А. Ильина, наиболее приемлемой формой правления для России является Монархия. «Россия росла и выросла в форме Монархии не потому, что русский человек тяготел к зависимости или политическому рабству -писал мыслитель, - но потому, что государство в его понимании должно быть художественно и религиозно воплощено в едином лице, беззаветно любимом и укрепляемом всеобщей любовью». Иван Александрович был убежден, что заимствование западной культуры губит Россию, что «мы Западу не ученики и не учителя. Мы ученики Богу и учителя самим себе», - и в этом он видел смысл русской идеи. 
Вне всякого сомнения, И.А. Ильин оставил глубокий след в истории русской религиозной философии.

 

 

 

 

 

2.4   "РУССКАЯ ИДЕЯ" ПО Е.Н.ТРУБЕЦКОМУ.

 

Трубецкой —  один из основных представителей метафизики всеединства, созданной Вл. Соловьевым и развитой далее его последователями. В русле этого направления  философия Трубецкого отличается наиболее тесной связью с учением Соловьева.

Е.Н.Трубецкой, посвятивший немало страниц своих  трудов русской идее, упрекал своего  
учителя за то, что тот русскую идею представил как идею православную и отождествил с  
идеей вселенской, мировой. Однако данный упрек вряд ли справедлив, он бьет мимо  
цели, ибо Соловьев вовсе не стремился подменить вселенскую идею русской,  
православной, и тем самым, якобы, объективно подчеркнуть ее исключительность.  
Великий философ, как известно, ратовал за историческое воссоединение основных  
мировых религий. Только будущая единая мировая религия предстанет как абсолютная  
истина, объединяющая мировое сообщество и ведущая его в вечность. Однако в  
размышлениях Трубецкого о русской идее можно усмотреть важное предостережение об  
опасности подмены всемирной идеи идеей националистической, что, как он справедливо  
полагает, приведет к национальной исключительности (именно в этом духе подают  
русскую идею современные национал-патриоты). Национальная идея - это долг и  
историческая миссия того или иного народа по отношению к другим народам, духовно-  
культурный вклад в развитие мирового сообщества в движении к его окончательному  
объединению. Миссионизм такого рода вполне может быть трансформирован в  
мессианизм, когда национальная идея утверждается единственно верной,  
мирообъемлющей, исключительной. Именно такая бездоказательная подмена имела место  
в лозунге монаха Филофея о Москве как третьем Риме. В этой идеологеме русское  
православие квалифицировалось как единственно истинная вера, православное  
истолкование Бога объявлялось абсолютно верным, а "творец Вселенной единый Бог  
представлялся русским Богом". Мессианизм, считал Трубецкой, не только не способствует  
прогрессивному развитию русского народа, но и затмевает вселенскую идею. Трубецкой критиковал славянофильский право-славно-религиозный мессионизм, доказывая, что у каждого христианского народа есть своя национальная специфика в постижении и претворении истины Христа, однако это не дает ни одному народу права заявлять о своей национально-религиозной исключительности и избранничестве.  
       С точки зрения Трубецкого, вообще не следует отождествлять русских с христианами, а следует глубоко и обстоятельно, непредвзято и без всякого национализма тщательно изучать, что есть русскость и какова подлинная миссия и задача России среди других народов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

   3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По своему содержанию русская философия универсальна, она исследует различные темы. Нестандартность, противоречивость социального бытия обусловили ее особый интерес к социально-политическим проблемам. Причем русская философия занималась не столько социально-философской проблематикой вообще, сколько судьбами собственной страны. Интерес к этой теме особенно возрос в конце XIX - начале ХХ вв. связи с катастрофическим обострением социальной ситуации в России.

Проблемы особенностей русского самосознания и культуры, судеб России, ее роли в преображении человечества разрабатывались русскими философами в начале века на основе выдвинутой В.Соловьевым "русской идеи" (1886). Начатое им исследование судеб России было активно продолжено его единомышленниками Е.Трубецким, В.Ивановым и др. Суть выдвинутой ими "русской идеи" сводилась к обоснованию глубокого духовного единства России и Запада и к критике славянофильских установок на особое мессианское призвание русского народа как народа избранного. По Бердяеву, русская философия убедительно показала, что русская и европейская культуры несопоставимы, несовместимы. Русскому духу в отличие от европейского свойственны радикализм, нигилизм. Поэтому большевизм и стал судьбой России, ее частью. В силу этого коммунизм никогда не будет побежден в России силой, извне. Он будет преодолен только изнутри путем духовного перерождения народа, религиозного покаяния и возрождения. И хотя эти мысли Бердяева оказали огромное воздействие на целые поколения исследователей истории, судеб России, ими, конечно, не исчерпана эта вечная тема. Поэтому дискуссии вокруг этой проблемы не прекращаются и сегодня. Вячеслав Иванов в работе «О русской идее», написанной в 1909 году, как бы вторит В. Соловьеву в главном – «Общий склад русской души таков, что христианская идея составляет, можно сказать, её природу». (В.И. Иванов. Собр. соч., Брюссель. 1979, т. 3, с. 323). . Карсавин в работе «Восток, Запад и русская идея» пишет, что «русскому человеку свойственно ощущение святости и божественности всего сущего».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зеньковский  В.В. История русской философии. 

2. Лосев А.Ф.  Русская философия // Русская философия.  Очерки истории.-

3. Герцен А.И.  Русский народ и социализм  

4. Бердяев Н.А. "Русская идея

5. В.С. Соловьев. Сочинения в двух томах. 




Информация о работе Русская идея в философии Серебряного века