Русская философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 22:46, реферат

Краткое описание

Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построений – в конечном счете не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине, противоречивости.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2
Особенности русской философии………………………………...……………..3
Русская религиозная философия………………………………………………...8
Основные представители русской философии……………………...…………15
Заключение………………………………………………………………...……..21
Список использованной литературы..…..………………………………….….23

Файлы: 1 файл

Русская философия_реферат_финал.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Неотъемлемой частью реализма является стремление к пользе, благодаря чему достигается рост умственного капитала, который в  свою очередь позволяет обеспечить рост благосостояния людей. Достижение определенного умственного минимума является важнейшим условием революции, главная движущая сила которой – интеллигенция.

Писарев возвел в культ  естественные науки, нигилистически относясь к гуманитарным наукам и религии  из-за их бесполезности, с его точки зрения, для человека.

  1. Марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). Российский марксизм представляет собой многоплановое явление, вобравшее и отразившее всю сложность процесса развития России на рубеже двух веков. Одной из особенностей марксизма в России была его практическая направленность, связанная с задачей изменения общественно-политического строя. Первым российским марксистом, который взялся за теоретическое обоснование этой задачи, был Г. В. Плеханов. Он был народовольцем, но в 1883 г. порвал с идеологией и практикой народничества и создал марксистскую группу "Освобождение труда".

Г. Плеханов становится первым пропагандистом и теоретиком марксизма  в России. В своих работах он много внимания уделяет вопросам материалистического понимания  истории, проблемам исторической необходимости, свободы, диалектике взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания, теории классовой борьбы и др. Высоко оценивая диалектику Гегеля, Плеханов неоднократно указывает на ее противоположность материалистической диалектике, которую он считает аналогом объективного мира, отражением его законов в сознании человека.

В теории познания Плеханов отстаивает принцип познаваемости  мира и существование объективной  истины, которую он представляет как  процесс, резко критикует русских махистов, но полагает, что наши ощущения есть лишь "условные знаки", "иероглифы", которые доводят до нашего сведения то, что происходит в действительности.

В понимании истории  Плеханов разделяет взгляды К. Маркса, считая всеобщей причиной общественного  движения, развитие производительных сил, изменение которых обусловливает изменения в общественных отношениях людей. Творец истории для Плеханова – народные массы. Однако, с его точки зрения, социалистическая революция может начаться лишь в высокоразвитых капиталистических странах, поэтому он отрицательно относился к Октябрьской революции, полагая, что она нарушает законы истории.

Дальнейшее развитие марксизм в России получает в трудах основателя политического течения, названного большевизмом. В. Ленин был  руководителем Октябрьской социалистической революции 1917 г., первым председателем Совета Народных Комиссаров РСФСР, а затем – СССР.

Теоретическая разработка В. Лениным проблем социального  развития была неразрывно связана с  практикой революционной деятельности. В его работах по социальным проблемам анализируются вопросы, связанные с пониманием роли народных масс и личности в истории, классов и классовой борьбы, сущности и роли государства. Он занимается разработкой теории государства, исследует сущность революции, демократии и диктатуры пролетариата.

В. Ленин обращается к  решению философских проблем, имеющих  отношение к диалектике природы, исследует причины философско-методологического  кризиса в естествознании, возникшего на рубеже XIX-XX вв., с позиций диалектического материализма дает убедительную критику русских махистов, выдвигает положение о неисчерпаемости материи, исследует ряд проблем теории познания (проблема истины, диалектика относительной и абсолютной истины, ее критерий и др.).

  1. Религиозная философия (В. Соловьев, Н. Федоров, С. Булгаков, Н. Бердяев, П. Флоренский и др.). Ведущими идеями русской религиозной философии этого периода были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека.

Под соборностью понималось единство людей на основе любви к богу и друг другу. Соборность проявляется в коммунитарности, общности людей и не знает над собой никакого внешнего авторитета.

Всеединство понималось в трех аспектах:

  • гносеологическом – как единство трех видов знания: эмпирического (науки), рационального (философии) и мистического (религиозного созерцания), которое достигается не в результате познавательной деятельности, а интуицией, верой;
  • социально-практическом – единство государства, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия;
  • аксиологическом – единство трех абсолютных ценностей добра, истины и красоты, при условии примата добра. Абсолютная ценность человека определяется тем, что он стоит выше мертвой, слепой природы (Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Бердяев и др.).

Духовный мир человека двойственен. Ему изначально присуще зло. Он своеволен. В его поступках много того, что не поддается логическому и психологическому объяснению. Пагубно преувеличивать роль рассудка. Жизнь не одно только извлечение из корня (Достоевский). Все пороки человека - следствие утраты веры, которая является необходимым условием нравственности.

Начинать совершенствование  общества необходимо с совершенствования  человека. Для этого важно укреплять "царство Божие" внутри нас, умножать добро и действовать в согласии с принципом непротивления злу насилием (Толстой).

Свобода человека есть мощь духа творить не из природного, а  из себя. Необходимость – дурная, слабая свобода (Бердяев).

Кроме указанных направлений  русской философии XIX-XX вв., в ней  выделяют нередко философию русского космизма и эсхатологическую философию.

Русский космизм связан с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения, с  утверждением христианской любви и  божественной премудрости, с созданием  гармоничного мира, который свободен от распада и уничтожения (В. Соловьев).

Распространение деятельности человека на весь космос, овладение  пространством и временем с помощью  науки и техники позволит обрести  бессмертие и возвратить к жизни  все предыдущие поколения (Федоров).

Эсхатологическая философия возникает в России в связи с апокалиптическими настроениями и предчувствиями гибели западноевропейской культуры, глубоких потрясений в России, катастрофических последствий развития науки и техники (Соловьёв, Леонтьев).

Оригинальное толкование Апокалипсиса с позиций активной эсхатологии дал Н. Федоров. Он доказывал, что нельзя понимать конец мира как фатум. Это противоречило бы христианской идее свободы. Если человечество соединится для победы над смертью и всеобщего воскресения, то оно может избежать конца мира, страшного суда и ада, перейти в вечную жизнь.

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900 гг.). "В тумане утреннем неверными  шагами я шел к таинственным и  чудным берега"

Соловьев – самый  видный русский философ XIX в. Его  философия считается визитной карточкой всей русской философии. Соловьев оставил профессорскую должность после того, как призвал на публичной лекции не казнить убийц Александра II (1881). Для Соловьева на первом месте была не работа кабинетного ученого, а возможность отклика на животрепещущие вопросы русской общественно-политической и религиозной жизни.

Вклад Соловьева в  философию определяется его философией положительного единства.

Бердяев Николай Александрович (1874-1948 гг.). "Душа есть творческий процесс, активность. Человеческий дух всегда должен себя трансцендировать, подыматься к тому, что выше человека ..." Бердяев в молодости участвовал в социалистическом движении. Позднее он отошел от него и занялся разработкой философско-экзистенциального миросозерцания. В 1922 г. был выслан из Советской России. С 1926 по 1939 г. был главным редактором религиозно-философского журнала "Путь". Скончался за рабочим столом. В своих многочисленных трудах Бердяев отстаивал примат личности над обществом. Личность характеризуется в горизонтах свободы, духовности, творчества. Бердяев многократно давал свою трактовку судьбы России. Он считал, что России принадлежит мессианская роль.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русская философия содержит много ценных идей не только в области  религии, но и в области гносеологии, метафизики и этики. Основные проблемы, по моему мнению, которые рассматриваются в отечественной философии – это проблемы нравственности, совести, счастья, смысла жизни. Интерес к истории отечественной мысли пробудился в России еще в первой половине XIX века. Устойчивым и все более нарастающим он становится с конца XIX – начала XX веков. Все сколько-нибудь крупные представители русской философии XX века были вместе с тем и ее историками. В целом это отражает высокую степень зрелости отечественной мысли, внутреннюю потребность философов в рефлексии, в «оглядке» на свои собственные национально- историческое традиции и идейные корни.

Отечественная философия  долгое время оставалась для нас  «белым пятном», не признавалась и осуждалась как «белоэмигрантская». Долгое время в нашей стране официально признавалась только марксиско-ленинская философия, как единственно правильная и верная.  И поэтому работы советских философов по сути дела утратили философскую преемственность, ибо как правило не  касались целых пластов отечественной религиозной философской мысли.  Были существенно ограничены и историко-философские изыскания больших периодов в развитии русской философии, замалчивались и забывались имена очень многих мыслителей.

Но сейчас мы имеем  доступ к  трудам русских философов без предварительной цензуры. Знакомство с их  идеями будет полезным для развития нашей национальной культуры, для восстановления преемственности философской традиции.

Будем надеяться, что  в скором времени появятся на свет другие работы по исследованию разных проблем русской философии современных авторов. Такие работы позволят углубить и обогатить нашу национальную культуру. Дальнейшие исследования философского дореволюционного наследия, будем надеяться, позволит прояснить  и некоторые сложные проблемы нынешнего социального развития, будет способствовать духовному возрождению современной  России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Зеньковский В.В. История  русской философии. В 2 т. –  Л.: ЭГО, 1991.

2.Лосев А.Ф. Русская  философия // Русская философия. Очерки истории.–

Екатеринбург: УГУ, 1991.

3. Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. Т. I. – М.: Наука, 1991.

4. Бердяев Н.А. Русская  идея. Основные проблемы русской  мысли ХlХ и начала ХХ века // О России и русской философской  культуре. – М.: Наука, 1990.

5. Галактионов А.А., Нипандров П.Ф. Русская философия IX-XIX в. – М. 1989

6. Шпетт Г.Г. Очерки развития русской философии. – М. 1989.




Информация о работе Русская философия