Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:13, курсовая работа
Русская философия сравнительно молодая. Она впитала в себя лучшие философские традиции европейской и мировой философии. В своём содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и совершенствование мира (что свойственно западноевропейской традиции), так и самого человека (что свойственно восточной традиции).
Введение_________________________________________________________2
Основная часть
1. Славянофильство и западничество__________________________________4
2. Народники и почвенники__________________________________________6 3. Философия всеединства___________________________________________8
4. Русская религиозная философия конца XIX – начала XX вв____________11
5. Русский марксизм_______________________________________________13
6.Философия в советской и постсоветской России______________________15
Заключение______________________________________________________16
Список использованной литературы_________________________________17
Соловьёв был сторонником диалектического подхода к действительности. По его мнению, действительное нельзя рассматривать в застывших формах. Самый общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений. Для того чтобы обосновать непрерывную динамику бытия, он наряду с активными идеями, вводит такое активное начало как мировая душа, она выступает субъектом всех изменений в мире. Но она действует не самостоятельно, деятельность её нуждается в божественном импульсе. Этот импульс проявляется в том, что Бог даёт мировой душе идею всеединства как определяющую форму всей её деятельности.
Эта вечная идея в системе Соловьёва получила название Софии - мудрости. София – ключевое понятие системы Соловьёва. Поэтому его учение носит также название софилогия. Понятие Софии вводится Соловьёвым для того, чтобы заявить, что мир - это не только творение Бога. Основой и существом мира является “ душа мира’’ - София, которую следует рассматривать как связующее звено между творцом и творением, придающее общность Богу, миру и человечеству.
Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается в философском учении Соловьёва через концепцию богочеловека. Реальным и совершенным воплощением богочеловечества, по Соловьёву, выступает Иисус Христос, являющийся, согласно христианскому догмату и полным Богом, и полным человеком. Его образ служит не только идеалом, к которому должен стремиться каждый индивид, но и высшей целью развития всего исторического развития исторического процесса.
На этой цели базируется история, софия Соловьёва. Целью и смыслом всего исторического процесса является одухотворение человечества, соединение человека с богом, воплощение богочеловечества.
Философия нравственности у Соловьева переходит в философию любви. По сравнению с высшей любовью всё является второстепенным, поэтому только любовь нуждается в бессмертии. Через божественную любовь происходит утверждение отдельной индивидуальности.
Соловьёв внёс значительный вклад в развитие такого феномена национального самосознания, как “ русская идея”. О “русской идее”, как об идее, в которой выразилась самобытность русской философской мысли, а самобытность видится им в Христианстве. Соловьёв приходит к выводу, что русская идея и долг России заключается в осуществлении (по аналогии с божественной) социальной Троицы - органического единства церкви, государства и общества. Христианская Россия, подражая самому Христу, должна подчинить мир “Вселенской церкви’’. В таком образе “русской идеи’’ Соловьёв хорошо соединил то содержание, которое было выработано в рамках этой концепции на протяжении всей истории России, а именно: идея ‘’ Святой Руси’’ (концепция Москва-Третий Рим ‘’), идея ‘’Великой Руси’’ связанная с реформами Петра Великого) и идея ‘’Свободной Руси’’ (начало которой положили декабристы).
Идеи
В.С. Соловьёва были продолжены соотечественниками:
С.Л. Франком, П.А. Флоренским, Л.П. Карсавиным.
4.
Русская религиозная
философия конца
XIX – начала XX вв
Данный рубеж XIX – XX вв. нередко называют Серебренным веком русской культуры, её религиозно – философским ренессансом. На это время пришёлся новый рассвет русской литературы, искусства, философии. Интерес к религии был пробуждением интереса общества к высшим, вечным истинам и ценностям, к тайне человека.
Своё духовное начало русская религиозно – философская мысль видела в идеях В.С. Соловьёва, в мировоззренческих взглядах славянофилов.
Одним из самых загадочных и противоречивых мыслителей этого времени был В.В. Розанов (1856 – 1919), замечательный мастер слова, оставивший после себя богатое литературное наследие.
Основная творческая мысль Розанова - глубокое беспокойство, тревога, вызванные переживанием кризиса культуры и религии и прежде всего религии христианской, которой приходится довольствоваться <<уголком>> в современной цивилизации. Кризис христианства мыслитель видел в том, что оно не находит общего языка с жизнью, так как зовёт не в земной, а в потусторонний мир. Христианский аскетизм чужд древнейшему светлому чувству плотской любви, радостям материнства.
В.В. Розанов – один из идеологов религиозного обновления, которое он рассматривал как условие и начало обновления социального. В этом мировом процессе ведущая, творческая роль отводится им славянским народом, как не утратившим, не израсходовавшим исторической энергии жизни, и поэтому, этим народам придётся на себя взять бремя европейской цивилизации.
Наиболее
типичный философ этого периода Н.Я. Бердяев
(1874-1948). Он является одним из важнейших
представителей русской религиозной философии.
Суть философии Бердяева - “познание смысла
бытия через субъекта’’, т. е. человека.
Исходным пунктом его философии является
превосходство свободы над бытием. В одном
ряду с ней находятся такие понятия, как
творчество, личность, дух, Бог. Бытие раскрывается
в человеке через человека. Он есть микрокосмос,
сотворенный по образу и подобию Бога,
а потому является существом беспредельным
и творческим. Бесконечность связана с
божественной стороной в человеке, конечность
- с его природной стороной. При этом сам
Бог понимается им не как природная сила,
а как смысл и истина мира. Поэтому, человек
без Бога, по мнению Бердяева, не является
существом самодостаточным . Если нет
Бога, нет и смысла и высшей правды и цели.
Если же человек есть Бог. То это самое
безнадежное и ничтожное. Таким образом,
Бердяев выступает против такого гуманизма,
который превращает в отрицание Бога и
самообожествление человека. Для социального
переустройства общества, по Бердяеву
нужно прежде всего не техническое переустройство,
а духовное возрождение. Для России оно
связано с утверждением “Русской идеи’’,
взгляды на которую у него во многом совпадали
с взглядами Соловьёва. Главной отличительной
чертой русской идеи является, согласно
по Бердяеву, религиозный мессианизм,
пронизывающий всё общество. Суть “ русской
идеи’’ - осуществление царства божьего
на земле. Таковы основные положения философии
Бердяева. Данное философское направление
представляли: Л.И. Шестов, А.И, Ильин, П.С.
Мережковский.
5.Русский
марксизм
В 80-90 гг. сопротивление российской духовности «обуржуазиванию» общественной жизни было всё ещё очень сильным. Именно в это время Россия начинает знакомиться с марксизмом. Знаменательно, что русский марксизм — антипод и критик народничества — сам если не теоретически, то организационно вырос из народнического подполья, хотя привлёк к себе поначалу и симпатии леволиберальной интеллигенции, увидевшей в философской и экономической теории Маркса высшее достижение социальной мысли своего времени.
Крупнейший знаток и теоретик марксизма — Г.В. Плеханов посвятил большинство своих трудов историко-философскому, гносеологическому и социологическому аспектам материалистического понимания истории, справедливо полагая, что именно в этом теоретическом построении сосредоточено центральное ядро марксистского учения в целом. Научный, материалистический взгляд на историю должен исключить, по Плеханову, волюнтаризм, субъективизм, как в теории, так и на практике (в политике). Но именно такая позиция выдающегося мыслителя подвергалась долгие годы остракизму со стороны официальной большевистской идеологии, а сам он понижен был ею до ранга лишь «пропагандиста» марксистской теории.
Вслед за Плехановым с критикой идей народничества выступили В. И. Ленин и «легальные марксисты» (Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк). Настаивая на единстве «трех составных частей» марксизма (философии, политической экономии и социально-политической теории), Ленин считал, вместе с тем, что философские проблемы приобретают особую актуальность не в годы подъёма, а в период спада революционного движения, когда перепроверки требуют коренные мировоззренческие принципы, на которые опирается революционная партия. Именно в эти годы, последовавшие после поражения первой русской революции, выходит книга Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 г.). В отличие от Плеханова, выступавшего в основном по социально-историческим проблемам марксистской теории, Ленин в своём главном философском сочинении в центр внимания поставил проблемы теории познания, связав их с новыми открытиями в области естествознания. Но даже в этой, казалось бы, весьма отдаленной от политики и социальных отношений сфере культуры Ленин требует видеть столкновение партийных, классовых интересов, оценивая любые проявления идеалистической и религиозной мысли как выражение идеологической, а в конечном счёте — политической реакции.
Однако уже опыт первой русской революции, братоубийственный, кровопролитный, заставил <<легальных марксистов>> (А.Н. Бердяева, П. Б. Струве, С.Л. Франка и др.) отказаться от марксистского материализма и атеизма. <<От марксизма к идеализму>> - так эти мыслители сами охарактеризовали эволюцию своего мировоззрения. Но в тоже время все они (в особенности Бердяев) до конца жизни продолжали ценить Маркса как великого, гениального мыслителя и учёного – экономиста, глубоко проникшего в сложную диалектику своего времени, но безосновательно абсолютизировавшего свои выводы.
Между
тем, бывшие << легальные марксисты
>> заявили о том, что идеология зла
и классового насилия для общества гибельна
и видели свой долг в том, чтобы убедить
в этом народные массы, уберечь их от соблазна
строить своё счастье на несчастье других.
6.
Философия в советской
и постсоветской
России
Начиная с 17-х годов XX века и вплоть до конца XX века, весь этот 80-летний этап новейшей российской истории объединил в себя революцию, войну с фашизмом, идеологическую монополию тоталитарной власти, крушение её и распад СССР.
С 20-х г. XX в. и до начала 90-х г. XX в. легальная русская философия развивалась, главным образом, как советская философия.
В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жёстких рамках марксисткой философии, что делало её несколько догматической.
Официальной идеологией, был провозглашен марксизм-ленинизм (в действительности – сталинизм). Но даже в условиях идеологического пресса и при Сталине и при Брежневе мыслили выдающиеся философы, труды которых со временем получили мировую известность и признание.
Среди них были и убеждённые марксисты (Б.П.Кедров, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), и мыслители других мировоззренческих ориентаций. В этот период оригинальные идеи о природе языка и сознания развивали феноменолог Г.Г.Шпет (1879-1940), культуролог и литературовед М.М.Бахтин (1895 – 1974), философ и физик В.В.Налимов (1910 – 1988). Несмотря на репрессии и преследования творил великий русский философ А.Ф.Лосев (1893 – 1988), автор классических трудов в различных областях философского знания. Научным подвигом мыслителя стал его грандиозный труд: <<История античной эстетики>> в восьми томах.
Мировое
значение русской философской мысли XX
в. ещё предстоит исследовать и изучать.
Заключение
По своему содержанию русская философия универсальна, она исследует различные темы. Нестандартность, противоречивость социального бытия обусловили её особый интерес к социально-политическим проблемам. Причём русская философия занималась не столько социально-философской проблематикой вообще, сколько судьбами собственной страны.
Русская философия предстаёт перед нами в стремлении организовать жизнь на европейский лад и желания оградить традиционные формы национальной жизни от иностранного влияния.
В целом русская философия XIX – XX вв. явилась отражением идейных исканий исторического пути развития России.
В
противоборстве идей славянофилов и западников
в конечном итоге победила западная ориентация,
но трансформировавшаяся на русской почве
в теорию марксизма- ленинизма.
Список
используемой литературы
1.Философия: учебник для высших учебных заведений. - Ред. Л.Г.Кононович, Г.И.Медведева.- Ростов н/Д.: Изд. <<Феникс>>, 1998 г.
2. Философия: учебник для высших учебных заведений (Издание 2-е переработанное и дополненное). – Ред. Т.И.Кохановская.- Ростов н/Д.: Изд.<<Феникс>>, 2001 г.
3. Философия: курс лекций – Ред. А.А. Радугин, - г. Момква. Изд.<<Центр>>, 1997г.
4. yanko.lib.ru/books/philosoph/