Русская философия в контексте российской культуры XIX - начала XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 13:56, реферат

Краткое описание

Русская культура конца XIX – начала XX веков – сложный и противоречивый период в развитии русского общества. Культура рубежа веков всегда содержит в себе элементы переходной эпохи, включающей традиции культуры прошлого и новаторские тенденции новой зарождающейся культуры. Происходит передача традиций и не просто передача, а зарождение новых, все это связано с бурным процессом поиска новых путей развития культуры, корректируется общественным развитием данного времени.

Файлы: 1 файл

СРС философия.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

 В жизни  происходит постоянная эстетизация,  которая отчеканивалась в театральные и поэтические формы. Все эти качества русского символизма в полной мере были выполнены в творчестве Брюсова, Бальмонта, Ф. Сологуба, а также «младосимволистов»: Анненского, В. Иванова, А. Белого, А. Блока и др.

 Русский  символизм можно рассматривать скорее как некий нескончаемый творческий процесс, который самоценен своей активной стороной, чем неким конкретным результатом, отсюда на первый план выходит процесс художественного творчества, процесс философствования, богоискательства ит.д. В этом плане русские феноменологи; Флоренский, Шпет, Лосев, Бахтин, Выготский выросли на почве русого символизма. Музыка творит мир, философия творит мир, поэзия творит мир, искусство в целом творит мир, все виды духовной деятельности творят мир, воссоздавая его из хаоса, звуков, криков, слов, идей, и в этом главное назначение русского символизма.

 Это, прежде  всего некое священное, чисто  ритуальное и магическое действо,  посредством которого должны  решиться дела вселенские. Это  некое спасительное в хаосе  мира состояние, входя в которое человек-борец, художник- борец уподобляется богу и становится неким демиургом - он сам творит окружающий мир по собственному представлению и пониманию, продиктованному в то же время и некими общими принципами. Программы символистов, исповедуемой как некий кодекс, диктующий и образ жизни и поведение личности.

 В каждом  явлении художники видят идею, символ высшей реальности через  высшие реальности уже и рассматривает  мир. П.Флоренский писал по  этому поводу: «Метафизический смысл символики этой, как и всякой другой подлинной символики, не надстраиваться над чувственными образами, а в них содержится, собою их определяя… Метафизическое прямо переходит в физическое, находит в нем свое продолжение. Они, как форма и отливка по ней, или как два оттиска одной печати, повторяют друг друга… Отсюда- символика цветов…» [6]. Главная идея символизма как метода наиболее точно сформулировано одним из основоположников символизма А.Белым : «Символизм- писал он-, это метод изображения идей в образах» [7]. Одним словом он не замещает художественного образа. Образ, включающий и рациональные элементы, свойственные логическому мышлению, и эмоциональное восприятие всегда шире символа, а тем более эмблемы и знака. Помимо символического смысла символ- образ несет и информационное, познавательное значение. Художественный образ многозначен, символ глубок.

 Идея символа  как метода художественного мышления  заимствована из Средневекового  принципа «соответствий», т.е. не  тождественности и даже не  подобия, а некой трансцендентной связи явлений- высших, небесных и земных, материальных. Отсюда невозможность адекватного изображения идей, а установление их «соответствия» видимым формам. Символическое мышление в изобразительном искусстве персонифицируется в аллегориях, чтобы стать образным и зримым.

 Аллегория-  это символ «спроецированный  на поверхность изображения». Символ  превращает явление в идею  и идею в образ, но так,  что идея запечатленная в образе, навсегда остается бесконечно  действенной и недостижимой, и,  даже будучи выраженной, на всех языках, она все же останется невыразимой8. Аллегория основывается на внешнем, легко прочитываемом уподоблении формы идее, символ- на иррациональной интуиции, смутном ощущении, провидении. Символ абстрагирует конкретное, аллегория конкретизируют абстрактное.

 Символические  образы отражают неповторимое  состояние души художника, в  то время как аллегория следует  традиции. Подробно это состояние  души анализирует А.Белый: «часто  художник- символист более сосредотачивается  на одном из членов трехчленного символического построения. Это построение: 1) образ (плоть), 2) идея (слово), 3) живая связь, предопределяющая и идею, и образ (слово, ставшее плотью). Если метод, как считает Белый, оформляет энергию творчества, то оформленное творчество облекается в грубую форму, форма закрепляет энергию творчества. Символизм как выражение энергии творчества обособился и замкнулся: так возник мир искусства. Творчество создало мифы о Апполоне. Скульптура изваяла Апполона из мрамора. Так возник фетиш, искусство поклонилось мраморному богу, так возникло искусство для искусства.

Большой вклад  в обоснование философских основ  символизма внес В.Соловьев. Идеи коллективизма  и соборности своеобразно соединяются  защитой творческой индивидуальности; идеи всемирной отзывчивости с мессианством (национальной избранностью); идеи межкультурного диалога, вселенского единства дополняются верностью русским культурным традициям и стремлением активно усваивать традиции других культур.

 Одним из  существенных, главных понятий в  культуре Серебряного века в целом и в философии и искусстве В. Соловьева, в частности, стало понятие символа- образа.

 Проникновение  философских религиозных идей  в искусстве также одна из  характерных черт культуры Серебряного  века также находит отражение  в творчестве В. Соловьева. В философской лирике В.Соловьева символ- образ концентрирует в себе как мирское художественное, так и священное божественное, философское начала.

 Философские  идеи западно – европейской  культуры под влиянием позднего  немецкого романтизма, французской традиции – на русской почве философских взглядов Вл.Соловьева трансформировались весьма своеобразно: так ницшеанская идея «сверхчеловека» преобразовалась из проповеди волевого утверждения личности, поставившей себя «по ту сторону добра и зла» - в «залог высшей природы в глубине души человеческой» (Вл.Соловьев). «Сверхчеловеческое» понималось как «всечеловеческое» или богочеловеческое». Вместо эгоцентризма и вседозволенности появляется идея возвышения личности, отдающей себя «общему благу». Таким образом, коллективизм русского национального самосознания одерживает верх над индивидуализмом западно – европейской культуры.

 Русский  символизм подготовил почву для  постсимволистских явлений русской  культуры, в частности: русский  авангард, акмеизм, эволюционизировавший в неоклассицизм и футуризм, который впоследствии приобрел статус революционной культуры вместе с конструктивизмом, имаженизмом.

 В дальнейшем  в процессе формирования тоталитарной  культуры в советской России  все постсимволистские явления перестали существовать, и были вытеснены под давлением пролетарской культуры.

 В эпоху  советского тоталитаризма одним  из следствий русского символизма  стал феномен «социалистического  реализма», утверждавшего «должное»  вместо «сущего» и поэтизировавшего потенциальное содержание жизни, вместо актуального.

 Декларация  действительности в ее «революционном  развитии» во многом перекликалась  с символистской утопией «всеединства».  Наиболее ярко это воплотилось  в творчестве предреволюционного  Горького. Его «буревестник» - воплощение неоромантического пафоса, условной символики.

 Данко –  символ преобразования действительности, утверждение личного подвига  во имя всех людей. Не случайно  именно Горький считался основоположником  «социалистического реализма», который  с конца 20-х годов XX века становится главным методом советской литературы. Многое сближает религиозно – философские искания Горького с «богостроительством» в русском символизме, его концепцией «нового религиозного сознания», основанного на единстве философских, религиозных идей русских философов – идеалистов конца XIX – начала XX веков: Вл.Соловьева, Н.Бердяева, П.Флоренского, А.Лосева, С.Булгакова и других.

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

1.Философия:  учебник для высших учебных заведений. - Ред. Л.Г.Кононович, Г.И.Медведева.- Ростов н/Д.: Изд. <<Феникс>>, 1998 г.

2. Философия:  учебник для высших учебных заведений (Издание 2-е переработанное и дополненное). – Ред. Т.И.Кохановская.- Ростов н/Д.: Изд.<<Феникс>>, 2001 г.

3. yanko.lib.ru/books/philosoph/yakushev=philosophy-konspekt_lekciy.htm

4. Крапивенский  С.Э.  Социальная философия: Учеб. для студ. гуманит.-соц. спец. высших  учебных заведений. – 4-е изд., теор. – М.: Гуманит. изд. центр  ВЛАДОС, 2003. – 416 с.

5. Соколов С.В. Социальная  философия: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – 440 с.

6. Филсофия: Учебник/Под ред.  В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. –  3-е изд., перераб. и доп. –  М.: Гардарики, 2005 – 828 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Русская философия в контексте российской культуры XIX - начала XX века