Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:14, реферат
В итоге российская мысль вплоть до XVII в. Развивалась замкнуто, если не считать архаического влияния афонских (от Афона — «Святой горы» на с. — в. Греции, центра православного монашества) монахов. Даже богословская схоластика в русские духовные учебные заведения проникла лишь в XVII в., Когда Запад уже располагал полнокровными философскими системами. В России, в различие от передовых европейских государств, возникновение светской культуры, естествознания и философии, свободной от религии, запоздало на 200-300 лет. Но религиозные формы сознания давали о себе знать и в последующее за XI-XVII вв. Время, во всяком случае на протяжении всего XVIII в.
российская философия
Развитие мировой философии представляет собой единый процесс, закономерности которого определяются ходом истории и соединены с выявлением все новейших и новейших заморочек, требующих философского осмысления. История философии в этом смысле также владеет значимой неоднородностью. Отсюда — необходимость определения специфичных черт той либо другой государственной философской школы. Особенное значение эта неувязка имеет для России, потому что её историческое и культурное развитие постоянно различалось значимой непредсказуемостью, не укладывалось в традиционные схемы и эталоны: совсем частенько долгие периоды упадка и застоя в её истории сменялись периодами экономического, политического и культурного расцвета. Это, непременно, отражалось и на развитии философии.
но с чего начать определение этих особенностей? Начать, разумеется, следует с ответа на вопрос о том, как российская философия соотносится с западной и восточной традициями внутри мировой философии. Общий ответ в данном случае очевиден: российская философия, непременно, вписывается в западную философскую традицию, и все её развитие связано с активным усвоением и переработкой западной философии (что, естественно не исключает взаимовлияния, взаимообогащения). Восточная философия еще меньше, чем западная, конкретно воздействовала на русскую мысль. Её влияние в основном сводилось к эпизодическому заимствованию отдельных идей. Более охотно российские философы принимали предельный мистицизм неких восточных систем, но для них совсем неприемлемым было отрицание значимости личного начала в человеке, его особенности. Лишь в начале XX в. Увлечение восточной культурой сопровождалось формированием философских концепций, всецело нацеленных на восточные мистические системы (Е. Блаватская, Н. Рерих).
Этот общий ответ нас не может удовлетворить. Чтоб понять самое основное, мы обязаны сделать второй шаг: установить серьезные, глубочайшие различия меж традициями западного и российского философствования. Он-то и дозволит нам в общем виде сконструировать главные характерные признаки нашей государственной философии:
1. Первой и главной
особенностью российской
Во-первых, ориентация на
западную культуру решительно определилась
лишь с принятием Русью христианства
Во-вторых, христианство на Русь пришло из Византии в его восточном варианте, в форме православия. В этом акте проявилось рвение сохранить определенную дистанцию в отношении культурной и религиозной традиций, характерных для западной Европы. Не следует забывать и о том, что в течение нескольких веков Россию от западноевропейских государств отгораживала религиозная нетерпимость меж западной и восточной церквами. Углублению разносторонних связей с Западом мешали также практически 300-летнее татаро-монгольское иго, его нехорошие последствия.
В итоге российская мысль вплоть до XVII в. Развивалась замкнуто, если не считать архаического влияния афонских (от Афона — «Святой горы» на с. — в. Греции, центра православного монашества) монахов. Даже богословская схоластика в русские духовные учебные заведения проникла лишь в XVII в., Когда Запад уже располагал полнокровными философскими системами. В России, в различие от передовых европейских государств, возникновение светской культуры, естествознания и философии, свободной от религии, запоздало на 200-300 лет. Но религиозные формы сознания давали о себе знать и в последующее за XI-XVII вв. Время, во всяком случае на протяжении всего XVIII в.
В-третьих, довольно позже внедрение православия на Руси и необыкновенный метод его принятия («сверху») препятствовали однозначному господству христианских идей. В процессе усвоения они причудливо соединились с глубоко укоренившимися и самобытными языческими верованиями старых славян, те есть значительно модифицировались (это в особенности типично было для неподконтрольных церкви сфер культуры, православие исключало существование остальных воззрений).
2. Вторая характерная
черта российской философии:
Нечто схожее наблюдалось и в понимании человека. Российский человек, с одной стороны, конкретно принадлежит временному, материальному бытию, с другой, столь же конкретно, интимно связан с Богом, т. Е. Укоренен в вечном, духовном бытии.
Эта же черта характеризует и восприятие истории в российской философии. История в ней осознается не лишь в её эмпирическом, зримом воплощении как процесс всестороннего публичного развития, но и в её мистическом, божественном измерении как реализация некоего божественного плана.
Причем, осознание противоречий, укорененных в мире, человеке и истории, не приводит к их разрешению либо хотя бы к сглаживанию, а лишь более остро выявляет трагизм человеческого существования. Противоречие в российской философии, следовательно, воспринимается как абсолютное, не способное к гармоническому разрешению, «снятию». Такая изюминка её диалектики.
3. В качестве третьей
отличительной черты
4. Из третьей вытекает еще одна, четвертая, изюминка российской философии: она являлась ФИЛОСОФИЕЙ ЖИЗНИ в полном смысле этого слова. Философия, отрешенная от жизни и замкнутая в умозрительных конструкциях, в России не могла рассчитывать на фуррор. Поэтому конкретно в России — ранее, чем где бы то ни было, — она сознательно подчинялась решению встававших перед обществом насущных задач. Естественно, наклонности к умозрительным спекуляциям, общефилософским проблемам имели место, но далеко не в таком виде и не в таком масштабе, как это было, к примеру, в Германии. Ей больше присуща некая социальность: общинное сознание, соборность, софийность («слово-мудрость-дело», что предполагает постановку вполне земных, человеческих вопросов).
5. В XVIII-XIX вв. Россия
из-за её отсталости сохраняла
феодальные дела и самодержавны
6. Сопоставление условий российской жизни с жизнью передовых европейских государств безизбежно породило в нашей философии одну из самых острых заморочек публичной мысли — делему РОССИИ И ЗАПАДА. Она, начиная с конца XVIII в., Не сходила со страниц российской печати и тревожила разумы людей, принадлежавших к самым разным фронтам. Более полно, философски и историко-фактологически, эту тему обосновал Н. А. Бердяев в собственном именитом труде «Русская мысль. Главные трудности российской мысли XIX и начала XX века».
российская философия самобытна, довольно оригинальна, плюралистична и актуальна. С XI по XX вв. В ней можно выделить ряд периодов, в рамках которых она характеризовалась определенной устойчивостью, известным единообразием:
1. Становление российской
философии, постепенное
2. Обособление философии
от религии и утверждение её
как теоретической науки (XVIII в.),
Благодаря научным достижениям
М. В. Ломоносова (1711-1765), основоположника
материалистической традиции в
российской философии, и своеоб
3. базовая разработка
заморочек методологии
В конце XIX — начале XX» вв. Критика исторического христианства, и без того обветшавшего в служении деспотической власти, уже не достаточно кого удовлетворяла. Требовалось новое откровение о человеке, новое религиозное сознание.
В. С. Соловьев — основатель нового религиозного сознания.
основателем нового религиозного сознания стал наикрупнейший российский философ Владимир Сергеевич СОЛОВЬЕВ. Его ставили в один ряд с Аврелием Августином, Ф. Шеллингом, сопоставляли с А. Шопенгауэром, Ф. Ницше. Он и в самом деле не вписывался в какое-то одно течение либо направление, синтезируя самые разнородные тенденции мировой философии.
Соловьев попытался
сделать целостную
Центральная мысль философии Соловьева — мысль ВСЕЕДИНСТВА. Онтологической основой его выступает божественная Троица (Отец, отпрыск и Дух Святой) в её связи со всеми божественными творениями и основное — с человеком. Основной принцип всеединства — «Все едино в Боге». Всеединство — это до этого всего единство творца и творения. Бог у Соловьева не уподобляется человеку, а стает как «космический разум», как «сверхличное существо», как «особая организующая сила».
«Космический разум», по мнению философа, состоит из множества элементарных сущностей, которые лежат в базе всякого явления либо предмета и именуются атомами. Атомы своими движениями и колебаниями образуют настоящий мир. Сами атомы Соловьев трактует как особенные истечения Божества, «живые элементарные существа» либо ИДЕИ, любая из которых владеет определенной силой.
Непосредственным же субъектом всех конфигураций у российского мыслителя выступает глобальная ДУША, которая владеет особой энергией, одухотворяющей все имеющееся. Но действует она не без помощи других, ей нужен божественный импульс. Таковым импульсом, данным мировой душе от Бога, является мысль ВСЕЕДИНСТВА как определяющая форма всей её деятельности.
Эта вечная божественная мысль в системе Соловьева получила заглавие СОФИИ (греч, софия — мастерство, знание, мудрость) — МУДРОСТИ. В ней София — ключевое понятие. Поэтому учение российского мыслителя носит также заглавие СОФИОЛОГИИ. В нем мировую душу-Софию он разглядывал как связывающее звено меж творцом и творением, которое придает общность Богу, миру и человечеству.
Механизм сближения Бога, мира и человечества Соловьев раскрывает через концепцию БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВА, настоящим и совершенным воплощением которого выступает Иисус Христос, соединяющий в себе два начала — божественное и человеческое. Его образ служит не лишь идеалом для каждого индивидума, но и высшей целью развития всего человечества.
Первичным условием на пути к богочеловечеству является христианское обращение, т. Е. Принятие христианского вероучения. Природный человек, не просветленный божественной истиной, противоборствует людям как чуждая и враждебная сила. Христос открыл человеку всеобщие моральные ценности, создал условия для его нравственного совершенствования. Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути собственного одухотворения. Это приобщение составляет содержание соловьевской историософии.