Развитие представлений о материи в истории философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 10:58, реферат

Краткое описание

Проблема определения сущности материи весьма сложна. Сложность заключается в высокой степени абстрактности самого понятия материи, а также в многообразии различных материальных объектов, форм материи, ее свойств. В связи с этим перед философией и другими науками стоит множество вопросов. Целью данной работы является рассмотрение этих вопросов: что такое материя, как развивались представления о ней, что является причиной ее формирования и изменения, а также все, что связано с материей – движение, пространство и время.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….........……..3
Глава 1. Развитие представлений о материи в истории философии.
1.1. История взглядов на материю…………………………………………….....4
Глава 2. Движение - способ существования материи. Виды движения материи.
2.1. Понятие движение…………………………………………………………..7
2.2. Связь движения с материей. Критика «энергетизма»…………………….8
2.3. Движение как атрибут материи. Основные формы движения материи…9
Глава 3. Пространство и время как формы существования материи.
3.1. Пространство и время – формы существования материи………………...11
Глава 4. Материальная эволюция с точки зрения синергетики.
4.1. Синергетика и диалектическая концепция развития……………………..14
Заключение……………………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

     Реляционный подход, который наметился ещё  у Аристотеля, развивали Р.Декарт, Г.Лейбниц, Дж. Толанд. Главное в этой концепции то, что пространство и  время рассматриваются в ней  не как особые субстанции, а как  формы существования вещей. Лейбниц, например, подчеркивал относительный характер пространства и времени, называет пространство «порядком существований», а время – «порядком последовательностей».

     Субстанциональная и реляционная концепция не связаны  однозначно с материалистическим или идеалистическим толкованием мира, обе развивались на той и другой основе. Диалектико – материалистическая концепция пространства и времени была сформулирована к контексте реляционного подхода.

     Пространство  и время являются всеобщими объективными формами координации материальных систем и их состояний. Они не самостоятельные сущности, а универсальные структуры отношений вещей и процессов. Пространство есть форма бытия, характеризующая порядок существования и рядоположенность материальных образований, их структурность и протяженность. Время – форма бытия материи, характеризующая взаимодействие объектов и смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.[1, с.59]

     Следует различать реальное, перцептуальное и концептуальное пространство; реальное, перцептуальное и концептуальное время. Реальное пространство и время – объективные формы бытия движущейся материи, всеобщие структуры сосуществования и изменения вещей в физическом мире. Перцептуальное пространство и время связаны с сосуществованием и последовательной сменой наших ощущений, т.е. предстают как отражение реальных пространства и времени человеком. Перцептуальное время является отражением реального времени, смены состояний реальных процессов, но вместе с тем зависит от состояния нашей нервной системы, нашего организма в целом. Когда мы с нетерпением ожидаем долгожданное или, наоборот, нежелаемое событие, в то время зачастую как бы растягивается, замедляется. Иногда же нам, напротив, кажется, что время ускоряет свой бег, спрессовывается.[1, с.60]В мыслях в течение мгновений мы можем «пролистать» события многих лет жизни. Но тем не менее перцептуальное время соответствует реальному, порядок смены ощущений определяется порядком реальных событий.

     Концептуальное  время и пространство – это  способ описания реальных пространства и времени, их различные теоретические модели. Примерами концептуальных пространств являются трехмерное евклидово пространство, четырехмерное пространство – время теории относительности, n-мерные математические пространства и др.

     У пространства и времени как формы  бытия материи выделяют ряд общих  и специфических свойств: объективность, вечность, безграничность, абсолютность, относительность, прерывность, непрерывность; трехмерность, симметричность, изотропность; одномерность, анизотропность, однонаправленность.

     Реальное  пространство и время обладают метрическими и топологическими свойствами. Первые выражают пространственную и временную  протяженность, они связаны с  измерением и характеризуют их количественный аспект. Метрическими свойствами пространства являются гомогенность, изотропность, кривизна; времени – однородность. Топологические свойства выражают пространственную и временную упорядоченность, качественный аспект пространства и времени. Топологическими свойствами пространства и времени являются трехмерность, непрерывность; времени – одномерность.[1, с.61]

 

      Глава 4. Материальная эволюция с точки  зрения синергетики.

     Синергетика и диалектическая концепция развития.

     Синергетика как новое направление междисциплинарных  исследований представляет особый интерес для конкретизации и разработки ряда фундаментальных положений диалектической концепции развития. Уже сам тот факт, что в рамках синергетики развитие систем изучается с точки зрения их самоорганизации, свидетельствует о неразрывной связи материи и ее движения.

     Новый подход к самоорганизации, выдвинутый синергетикой, может стать, во-первых, основой для создания единой концепции  глобального эволюционизма. Такая  концепция призвана показать, как  в результате самоорганизации и  усложнения структуры систем происходит процесс возникновения различных форм движения материи, начиная от простейших объектов неорганической природы и кончая живыми системами. Во-вторых, доказывая существование самоорганизации в открытых системах неживой природы, синергетика тем самым подтверждает, что принцип самодвижения и внутренней активности материи применим ко всем ее формам. Поэтому прежнее метафизическое и механистическое представление о неорганической материи как косной массе, приводимой в движение внешней силой, оказывается несостоятельным. В-третьих, результаты, полученные синергетикой, дают возможность лучше понять механизмы возникновения новых структур в результате взаимодействия элементов системы, приводящих к появлению кооперативных процессов. Все это способствует уточнению и конкретизации таких философских категорий, как структура и система, порядок и беспорядок, устойчивость и неустойчивость, простота и сложность, которые используются при характеристике процессов развития. Наконец, само развитие во многом предстает по-новому в свете достижений синергетики. [5, с.11]

 

      Заключение.

     Вопрос  о материи является коренным вопросом философии и естествознания на протяжении всей истории их развития. Это объясняется  тем, что понятие материи не только наиболее полно выражает общий уровень знания людей о явлениях объективного мира в каждую данную эпоху развития человеческого общества, но и обуславливает решение всех других проблем философии и естествознания.

 

      Список литературы.

1. Философия:  Учеб. пособие для студентов вузов./В.Ф.Берков, П.А.Водопьянов, Е.З.Волчек и др. Под общ.ред. Ю.А.Харина. 3-е изд., доп. и испр.- Мн.:ТетраСистемс, 2000. – 416с.

2. Философия:  Учебник. – М.:Гардарика, доп.  и испр., 2003. – 816с.

3.Диалектический  и исторический материализм/Под  общ. ред. А.П.Шептулина. – М.: Политиздат, доп. и испр., 2002. – 414с.

4. Философия:  учеб. пособие для студентов вузов/  А.В.Разин. – М.: Гардарики, 2006. –  459 с.

5. Рузавин Г.И. Учебник. Синергетика и диалектическая концепция развития /

Философские науки. М.,2002. 17с.

  
 
 
 

 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Развитие представлений о материи в истории философии