Развитие представлений о материи в истории философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 10:58, реферат

Краткое описание

Проблема определения сущности материи весьма сложна. Сложность заключается в высокой степени абстрактности самого понятия материи, а также в многообразии различных материальных объектов, форм материи, ее свойств. В связи с этим перед философией и другими науками стоит множество вопросов. Целью данной работы является рассмотрение этих вопросов: что такое материя, как развивались представления о ней, что является причиной ее формирования и изменения, а также все, что связано с материей – движение, пространство и время.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….........……..3
Глава 1. Развитие представлений о материи в истории философии.
1.1. История взглядов на материю…………………………………………….....4
Глава 2. Движение - способ существования материи. Виды движения материи.
2.1. Понятие движение…………………………………………………………..7
2.2. Связь движения с материей. Критика «энергетизма»…………………….8
2.3. Движение как атрибут материи. Основные формы движения материи…9
Глава 3. Пространство и время как формы существования материи.
3.1. Пространство и время – формы существования материи………………...11
Глава 4. Материальная эволюция с точки зрения синергетики.
4.1. Синергетика и диалектическая концепция развития……………………..14
Заключение……………………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение……………………………………………………………………….........……..3

Глава 1. Развитие представлений о материи  в истории философии.

            1.1. История взглядов на материю…………………………………………….....4

Глава 2. Движение - способ существования материи. Виды движения материи.

              2.1. Понятие движение…………………………………………………………..7

              2.2. Связь движения с материей. Критика «энергетизма»…………………….8

              2.3. Движение как атрибут материи.  Основные формы движения материи…9

Глава 3. Пространство и время как формы существования материи.

            3.1. Пространство и время –  формы существования материи………………...11

Глава 4. Материальная эволюция с точки  зрения синергетики.

            4.1. Синергетика и диалектическая концепция развития……………………..14

Заключение……………………………………………………………………………….15

Список  литературы………………………………………………………………………16

 

      Введение.

     Проблема  определения сущности материи весьма сложна. Сложность заключается в  высокой степени абстрактности  самого понятия материи, а также  в многообразии различных материальных объектов, форм материи, ее свойств. В связи с этим перед философией и другими науками стоит множество вопросов. Целью данной работы является рассмотрение этих вопросов: что такое материя, как развивались представления о ней, что является причиной ее формирования и изменения, а также все, что связано с материей – движение, пространство и время.

 

Глава 1. Развитие представлений о материи в истории философии.

     История взглядов на материю.

     В истории философии понятие материи  возникло в связи с попытками древних мыслителей объяснить единство мира. Многоликость и гармония окружающего уже в античности породили стремление найти устойчивую, сохраняющуюся при любых изменениях конечную основу многообразных вещей и явлений – субстанцию. [1, стр.38].

     Первое, что порождает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, - это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Нас окружают леса, горы, реки, моря. Разнообразие мира не поддается счету. Нужно было совершить величайший научный подвиг, чтобы увидеть за многообразием вещей и явлений мира их общность и единство.

     Наблюдая  явления роста и распада, соединения и разложения, первые мыслители заметили, что некоторые свойства и состояния  вещей во всех превращениях сохраняются. Эту постоянно сохраняющуюся основу вещей они назвали первоматерией. Одни философы считали, что все вещи состоят из жидкой материи (воды), другие – из огненной материи, третьи – из воды, огня, земли и воздуха. Это естественное воззрение на происхождение всего многообразия мира положило начало научному объяснению многих явлений природы и общества. На этой основе возникли первые теории о происхождении Солнечной системы и Земли, гипотезы о строении вещества. [2, с.261]В дальнейшем представление о материи углубляется и одновременно утрачивает чувственно-конкретные черты, становится более абстрактным. Еще в V в. до н.э. возникла идея об атомном строении материи. В XVII – XVIII вв. она становится господствующей. Материя мыслится в виде совокупности абсолютно плотных, неделимых частиц – атомов, совершающих механическое движение в пустоте. Практическое воплощение знаний о строении и свойствах материи – это использование машин и пара в производственной деятельности людей. В конце XIX в. атомистическая концепция строения материи перешла границы своего механического толкования: выяснилось, что атом делим и состоит из более элементарных электрически заряженных частиц – ядер, электронов. За этими открытиями последовали и другие. Среди них центральное место заняло представление  об электрической природе материи, нашедшие широкое применение на практике – телеграф, телефон, радио, электрическое освещение, диномомашины, электродвигатели. Наступил век электричества.

     Все это подтолкнуло философию и  естествознание к решению сложных вопросов определения дальнейших путей познания структуры материи.[2, с.262] Некоторые физики и философы считали, что материально лишь то, что вещественно, что можно непосредственно видеть, осязать, обонять. Но микроявления недоступны непосредственному восприятию органами чувств. В этом странном для обычных представлений мире материя предстала в новом свете – без цвета, запаха, твердости, без тех свойств, с которыми люди привыкли связывать понятие материального. [2, с.263] С точки зрения диалектики, материя есть объективная реальность – причина, основа, содержание и носитель (субстанция) всего многообразия мира. Она проявляется в бесчисленных свойствах. Наиболее кардинальные свойства материи – объективность существования, структурность, неуничтожимость, движение, пространство, время, отражение. Это атрибуты материи, т.е. всеобщие, непреходящие её свойства, без которых невозможно ее бытие.

     У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они  существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи. Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не можем видеть, осязать, например, отдельных атомов.

     Нередко встречается выражение: «Вещи состоят  из материи». Это неточно. Вещи не состоят  из материи, а есть конкретные формы  ее проявления. Когда человек ставит себе цель отыскать единообразную материю как некоторое первоначало всего, то он поступает таким же образом, как если бы вместо вишен и груш захотел съесть плод вообще. Но это тоже абстракция. Материю нельзя противопоставлять отдельным вещам как нечто неизменное – изменчивому. Материю вообще нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими, внутри или в основе их. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Не существует «безликой» материи. Материя – это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие. [2, с.265]

 

      Глава 2. Движение - способ существования материи. Виды движения материи.

     Понятие движение.

     В основе диалектико – материалистического  понимания движения лежат два  исходных положения. Согласно первому, движение есть неотъемлемое свойство, способ существования материи. «Материя без движения, - писал Ф.Энгельс, - так же немыслима, как и движение без материи».1 Согласно второму, оно определяется как изменение вообще.  «Движение, в применение к материи, - это изменение вообще».2

     Движение  представляет собой необходимое, существенное, неотъемлемое свойство материи, без которого она не может существовать. Иными словами, движение есть атрибут материи. Ни при каких условиях не было, нет и не будет материального объекта, который был бы лишен движения. Движение неразрывно связано с материей, представляет собой способ существования материи. [3, с.63]

 

      Связь движения с  материей. Критика  «энергетизма».

     В конце прошлого века возникло особое направление, получившее название «энергетизма». Его сторонники пытались обосновать идею возможности «отрыва» движения от материи. Основателем этого направления был немецкий химик В. Оствальд (1853-1932). Но если в развитие физической химии ему действительно удалось внести заметный вклад, то в области философии незнание и непонимание диалектики привело его к грубым ошибкам, в частности к утверждению, что не материя, а энергия является единственной субстанцией, основой всего существующего. Он считал, что природные, общественные и психические явления сводятся к различным состояниям энергии, и поэтому вполне сознательно поставил перед собой задачу «построить миросозерцание исключительно из энергетического материала, совершенно не пользуясь понятием материи»3 Если учесть, что энергия выступает в качестве общей мере различных форм движения, то здесь речь идет о сведении всего существующего к движению, о возможности движения без материи.

     В.И.Ленин  в «Материализме и эмпириокритицизме» показал, что «отрыв» движения от материи означает в конечном счете  признание лишь движения мысли, ибо  движения «самого по себе», без своего носителя не существует. «…Попытка мыслить движение без материи, - писал он, - протаскивает мысль, оторванную от материи, а это и есть философский идеализм».4 [3, с.63]

     Диалектический  материализм подчеркивает неразрывность  материи и движения, абсолютность движения. Нет материи без движения, движение абсолютно. Другого вывода сделать нельзя. Движение вечно, оно несотворимо и неразрушимо, как сама материя.5

 

      Движение как атрибут  материи. Основные формы движения материи.

     В Античности первые философские концепции  исходили из признания вечности движения, в них мир представлялся как постоянно изменяющийся, образующийся и разрушающийся в результате соединения различных начал (Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит). Эти концепции абсолютизировали факт изменчивости, перехода от одного к другому, отодвигая на второй план проблему устойчивости, сохранения количества движения. [4, с.232]

     В понимании движения в целом выявляется две концепции: метафизическая и  диалектическая.

     Метафизическая  концепция понимает движение как  простое перемещение, сложение и  разложение различных начал, отклонение от некоторого статического совершенства и возвращения к нему. Классической научной теории, построенной на базе принципов метафизического мышления, является механика. Диалектическая концепция исходит из того, что само движение представляет как противоречивый феномен. Противоречия движения мыслятся не просто как противоречия в его описании, но как фундаментальное свойство мира.[4, с.233]

     Движение  различается не только по типам, но и по формам. При этом под формами  движения материи понимаются группы изменений, подчиненные определенным объективно действующим законам. Формы движения находятся в определенном соподчинении, отношении друг к другу, и поэтому их можно классифицировать по некоторому общему признаку. Классификация форм движения материи играет особо важную роль в познании. Ф.Энгельс писал, что «различные формы и виды самого вещества можно познать…только через движение; только в движении обнаруживаются свойства тел; о теле, которое не находится в движении, нечего сказать. Следовательно, природа движущихся тел вытекает из форм движения»6 [3, с.67]

     Формы движения материи теснейшим образом  связаны между собой и в  то же время качественно отличаются друг от друга. Сравнивая их, можно, например, выделить низшие и высшие, простые и сложные формы. Причем эти формы, по-видимому, подчиняются особой закономерности, согласно которой каждая более высокая форма движения по сравнению с более низкой связана с более узким кругом материальных объектов, выступающих в роли ее специфических носителей, то есть таких объектов, при отсутствии которых отсутствует и данная форма движения.

     Так, механическое движение вообще не имеет  своего строго определенного конкретного носителя. Его носителем является любое материальное тело. Отсутствует он и у физической формы движения в целом, но зато существует у отдельных физических процессов (например, фотон для электромагнитного взаимодействия). Специфический носитель химической формы можно определить уже более точно. Это прежде всего атом, а для более сложных химических реакций – органических процессов – углеводород. Для биологической формы движения таким носителем является нуклеопротеид, для социальной – общество.

     Существует другой критерий сложности форм движения материи, пользоваться которым гораздо легче. Каждая более простая форма движения является своеобразной основой, «фундаментом», на котором вырастают «этажи» более высокой формы. Не существует, например, ни одной химической реакции, в основе которой не лежал бы физический процесс. Химический процесс всегда «сопровождается» процессом физическим. В основе биологического процесса лежат физико-химические закономерности. Социальная форма возвышается над всеми остальными, но это означает, что жизнь человеческих индивидов не зависит от биологических, химических и других процессов.[3,с.68]

     Познание  каждой более высокой формы движения материи связано как с познанием  ее фундамента, то есть действия в этой форме движения закономерностей более низких форм, так и с познанием ее специфических законов, то есть законов, проявляющихся только в данной форме движения.[3, с.69]

 

      Глава 3. Пространство и время как формы существования материи.

     Пространство  и время – формы  существования материи.

     Исторически сложились два подхода в толковании пространства и времени – субстанциональный  и реляционный. Первый из них связан с пониманием пространства и времени  как самостоятельных сущностей  наряду с материей. Пространство сводилось  к бесконечной пустоте, вмещающей все тела, время – к «чистой» длительности. Это идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона. Согласно этой концепции существует абсолютно пустое пространство, вакуум, которое непрерывно по своей природе. Именно благодаря пустоте в пространстве может осуществляться движение дискретных материальных тел. Пространство и время составляют абсолютную систему отсчета, в которой определенным образом распределены тела (инертные материальные образования), движение которых может осуществляться благодаря внешнему, привнесенному действию. Субстанциональная концепция пространства и времени, сформулированная Ньютоном как физическая модель мира, приобрела в науке и философии XVII-XVIII вв. доминирующее значение. [1, с.58] Идея абсолютного пространства и времени хорошо вписывалась в обыденное понимание вещей и событий: наличие механического движения казалось неопровержимым доказательством существования неподвижного абсолютного пространства.

Информация о работе Развитие представлений о материи в истории философии