Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 03:35, реферат
Философия права – это самостоятельная дисциплина, которая обладает собственной богатой традицией и специфическим понятийным аппаратом.
В современной мировой науке существует несколько определений философии права, которые, порой различны между собой. Сегодня с уверенностью можно констатировать, что философия права является особым, строго очерченным направлением изучения на стыке правоведения и философии.
Философия права занимается исследованием сущности, понятия и смысла права, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, государства и общества. Право — это средство, которое позволяет решать множество социокультурных проблем.
Федеральное
агентство по образованию
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический
университет»
Факультет
права и экономической
Кафедра государственного и административного права
Философия
права
Тема: «Различие между концепциями
естественного
и позитивного права»
студент _1_ курса_2 г., 5 мес. направление 030900.68 «Юриспруденция»
Специализированная
магистерская программа
«Предпринимательское,
коммерческое право»
группа________
№ зачетной книжки
Подпись:
Преподаватель: Гаврилов А.А.
Должность:
_____ доц., к.ист.н., доц ______________________________
Оценка:
_____________Дата:
Подпись:
______________________________
2011
Философия права – это самостоятельная дисциплина, которая обладает собственной богатой традицией и специфическим понятийным аппаратом.
В
современной мировой науке
Философия права занимается исследованием сущности, понятия и смысла права, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, государства и общества. Право — это средство, которое позволяет решать множество социокультурных проблем.
Вполне объяснимо, что при изучении данных вопросов исследователи сталкивались с проблемой различения и соотношения права и закона. Наличие множества вариантов правопонимания способствует обозначению предметной области философии права, что приводит к возникновению различных теорий, учений и философско-правовых концепций. Различные философские интерпретации права оказывали и продолжают оказывать заметное влияние на всю юридическую науку и на развиваемые в ее рамках философско-правовые подходы и концепции. В то же время юриспруденция, теоретические положения о праве, проблемах его становления, совершенствования и развития оказывают большое влияние на философские исследования правовой тематики.
Прошлые
и современные философские
Под естественным правом обычно понимают совокупность универсальных норм и принципов, находящихся в основании всех правовых систем мировой цивилизации. Позитивным правом называют те правовые нормы, которые оформлены как система законодательства, поддерживаемого силой данного государства в данный исторический период. Обозначим основные различия между ними.
Естественно-правовой
подход связывает рассмотрение юридических
проблем с основными
Естественно-правовой подход при рассмотрении вопросов права имеет существенное методологическое значение еще и потому, что требования естественного права обладают свойствами, близкими к свойствам явлений природного, естественного порядка. А именно – абсолютной безусловностью, категоричностью, неподвластностью конкретным ситуациям (в том числе произволу, усмотрению отдельных лиц), неотвратимостью спонтанного наступления отрицательных последствий при игнорировании естественно-правовых требований.
В свете позитивно-правового подхода считается достаточным внешнее соблюдение человеком предписаний закона. Он не настаивает на необходимости глубинной вовлечении права в индивидуальную психику, нравственное, религиозное и философское воззрение. Но для естественно-правовых учений характерно стремление к такому воссоединению.
Особенностью естественно-правовых учений является универсализация их предмета. Они расширяют предмет права до такой степени, что вбирают в себя все взгляды на мироздание и существующую реальность. Рассмотрение метафизической реальности, связи всего сущего между собой путем физических, химических и биологических структур учитывается и при изучении права. Ведь рассматривать правовые основы обособленно, в отрыве от всего того, что правом не является, но так или иначе в силу метафизической природы вещей связано с ним, можно лишь на предварительных ступенях анализа. Это очень напоминает рассуждения юридического позитивизма, осуществляемые при помощи его собственных познавательных технологий. Однако право не должно восприниматься как сугубо социальное явление, его нельзя считать исключительно лишь производной общества. Оно, как и все сущее, есть порождение мироздания. Его формы в своих наиболее существенных признаках несут на себе отпечатки космологических и метафизических явлений.
Детальное рассмотрение универсальных принципов мирового порядка позволяет рассматривать правосознание в качестве логики приобщения к высшим смыслам бытия. Однако право ограничено в своих функциях, в своем прикладном значении оно не выходит за пределы социальной реальности.
В реальной человеческой жизни некоторые элементарные требования жизнедеятельности (такие, как императивы “старшинства”, “первенства”, “очередности”) действительно довольно прочно утвердились в виде безусловных, бесспорных. Отсюда и последствия, имеющие важное значение для позитивного права, понимания его особенностей, качеств.
Позитивное право - это реальный, существующий в законах, иных документах, фактически осязаемый (и потому «позитивный») нормативный регулятор, на основе которого определяется юридически дозволенное и юридически недозволенное поведение и выносятся судами, другими государственными учреждениями юридически обязательные, императивно-властные решения.
«Позитивное право представляет собой институционное образование: оно существует в виде внешне объективированных институтов, формализованных юридических норм, выраженных в законах, иных общеобязательных нормативных юридических документах.»
Позитивное право является продуктом рационального, логического мышления и представляет собой систему источников публично признаваемого права, зафиксированного исходящим от государства законодательством. Позитивное право существует с одной единственной целью – обеспечить социальный порядок. В позитивизме право имеет прикладную направленность – его основной задачей является служение интересам конкретного государства.
Если неотъемлемым свойством естественного права является его вечность, то позитивное право складывается при переходе человечества к цивилизации, когда возникают основы для свободы отдельного человека - избыточный продукт в виде частной собственности и обособление отдельного индивида. Решающую роль в формировании права играет его выражение в письменном виде. Позитивное право - это по природе своей писаное право.
Нельзя не учитывать, что на начальных стадиях своего формирования и в некоторых своих разновидностях позитивное право выступает не только в писаном виде. Но именно в таких случаях оно является неразвитым и в значительной степени, сливаясь с правосознанием и неправовыми обычаями, не обладает в полной мере или вовсе не обладает изначальными для позитивного права достоинствами и свойствами нормативно - ценностного регулятора.
Вся
система позитивного права
Данный
принцип рассматривает право
как некоего «покровителя»
Но во всех определениях прочитывается нечто общее - нормы права зависят от интересов и воли государства. Там, где основой права считается государственная власть, господствует право силы. Соответствующая теория носит название философии легального деспотизма, в ней обосновывается прерогатива государства стоять над правом.
Позитивное право носит сугубо светский характер. Для него не существует никакой метафизической реальности, на право не влияют никакие генетические и космические явления, высший разум. В соответствии с позитивным правом человек — это мыслящее существо, обладающее рассудком, но лишенное души как бессмертной метафизической субстанции, индивидуальность и личностное «Я» не рассматриваются.
Философский
и юридический позитивизм рассматривают
право как самостоятельную
С позиции секулярности право наделено самодостаточностью, оно способно самостоятельно, без помощи религии и церкви, поддерживать необходимый социальный порядок, то есть выполнять заложенные в него функции
Позитивное право как бы отменяет все предшествующие ему религиозно-философские и религиозно-этические учения, связанные с появлением тех или иных конкретных норм и законов. Позитивно-правовому подходу не интересна культурно-историческая предыстория законодательства, ему важен сам закон, его суть. Важно, на сколько он будет действенным и эффективным при выполнении тех или иных функций. В таких условиях право освобождается от философско-метафизических компонентов, что приводит к росту роли факторов специализации, бюрократизации, в непомерном увеличении числа нормативных актов.
Позитивное право, несмотря на его отстраненность от религиозно-этических норм, нельзя считать аморальным, оно не чуждо этическим требованиям. Но те критерии, которыми оно пользуется, берутся им не из сферы естественной нравственности, а из области позитивной морали. Позитивное право предполагает способность гражданина не нарушать своим внешним поведением моральных норм. Что же касается отношения человека к установленным для него внешним нормам – для позитивного права не представляет существенного интереса. Важно лишь, чтобы в отношении человека к своим обязанностям и правам не было ничего, что не соответствовало бы моральным нормам, согласно которым строится социальная жизнь государства. Позитивное право берет свои цели из сфер морали и идеологии, служащих государству. Для него правомерным и морально оправданным является все, что служит благу государства.
Информация о работе Различие между концепциями естественного и позитивного права