Рационалистическая философия Рене Декарта

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:47, реферат

Краткое описание

В центре внимания философии Нового времени стояли проблемы создания эффективного метода познания природы. Во Франции к решению этой задачи приступил Рене Декарт, который свой главный труд «Рассуждение о методе» посвятил разработке универсального метода познания, одинаково приемлемого для всех отраслей человеческого знания, с позиций рационализма.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

БИОГРАФИЯ

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИКИ ДЕКАРТА

УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ

МЕТАФИЗИКА

ДУАЛИЗМ

КАРТЕЗИАНСТВО. ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ ДЕКАРТА НА НАУКУ И ФИЛОСОФИЮ XVII--XIX ВЕКОВ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 39.96 Кб (Скачать)

КАРТЕЗИАНСТВО. ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ ДЕКАРТА  НА НАУКУ И ФИЛОСОФИЮ XVII--XIX ВЕКОВ

Учение Декарта  быстро распространилось и приобрело  многочисленных приверженцев не только во Франции и Голландии, но и в  Англии, Германии, Италии. Картезианский  механицизм и рационализм стали  знаменем в борьбе идеологов растущей буржуазии против реакционной церковно-перипатетической догматики. Церковники злобно обрушились на картезианство. В многочисленных памфлетах они инкриминировали  картезианцам измену христианскому  вероучению и травили их как еретиков и безбожников. Верная подозрительной неприязни, с какой она всегда относилась к философии Декарта  и к его учению о мире, римская  церковь внесла сочинения Декарта  в список запрещённых книг. Если бы Декарт дожил до этой даты, он мог  бы убедиться в том, насколько  призрачны были его усилия добиться путём компромиссов, оговорок и умолчания  признания со стороны церкви и  королевской власти. Но никакие преследования  и запреты не могут уничтожить идеологическое явление, имеющее глубокие, жизненные, исторические корни. Картезианство, преодолевая препятствия, получает все большее распространение  и влияние. Комплекс философских  и естественнонаучных теорий второй половины XVII века, носящий название картезианства, является далеко не однородным и отнюдь не ограничивается воспроизведением и популяризацией учения самого Декарта. Под «картезианством» разумеются не только различные, но и прямо противоположные, борющиеся друг с другом философские  учения. Такая возможность коренилась в наличии противоположных тенденций  в самой половинчатой дуалистической метафизике Декарта. Опираясь на различные  стороны его учения, последователи  Декарта создали новые разновидности  как материалистических, так и  идеалистических воззрений. «Картезианство»  представляет собой яркую картину  борьбы двух лагерей в философии  вокруг наследия гениального французского мыслителя. Декарт открывает собой  эпоху философского расцвета, сопутствовавшую  буржуазным революциям, эпоху, развернувшую в борьбе против феодальной реакции  знамя разума и свободы.

Декарт -- классик  механицизма и рационализма, гениальный представитель той стадии развития человеческого познания, которая  опосредствует переход от первой, античной формы диалектики ко второй исторической форме диалектики, воплощенной  в творчестве Канта, Фихте и Гегеля.

По мнению великого русского мыслителя B.C. Соловьева философия  Декарта (картезианство) в самой  себе содержит коренной недуг всей последующей европейской философии. Этот недуг картезианства заключается  в том, что оно разложило мир  на две отвлеченности (духовную субстанцию и протяженную субстанцию), от которого (недуга) пытался избавиться Лейбниц  и после него Шеллинг. «Между тем  ни чистого вещества, состоящего в полном протяжении, ни чистого духа, состоящего в одном мышлении, на самом деле не существует и - как было показано еще Лейбницем - существовать не может.»[7].

Избавление от этого  недуга, по мнению B.C. Соловьева, возможно в будущем, но путем «иным, не умозрительным», а значит иррациональным, мистическим. Ум не способен разом охватить целостность  бытия, по мнению русского мыслителя, а  в силу этой способности отвлечения (абстрагирования) останавливает свое внимание на той или иной стороне  существующего (реальности). «Философия занимается не столь простым и  ясным предметом как числа, и  поэтому здесь случаются такие  ошибки, которые невозможны в математике.

Будучи приверженцем механического воззрения на природу  Декарт не видел качественного различия между явлениями неорганического  и органического мира. Он говорил  о животных, как о своего рода машинах. Этот механистический характер материалистического мировоззрения  Декарта проявился также и  в его взглядах на человека, которого он тоже считал своеобразным механизмом. Отличие человека от животных он видел  только в том, что в организме  человека совмещаются две субстанции - материальная и духовная и якобы  имеются отсутствующие у животных врожденные идеи. Типично механистическую  характеристику Декарт давал и движению материи, следствием чего являлась его  позиция, отрицающая качественное многообразие форм материального движения. Французский  мыслитель сводил, редуцировал многообразие форм движения материального мира к  самой простейшей его форме - перемещению  тел в пространстве.

Научные и философские  идеи пережили Декарта. Механистическое  воззрение в науках о природе, в создании которого Декарту принадлежит  выдающаяся роль, стало господствующим в течение не только XVII, но и XVIII столетия. Однако влияние Декарта не ограничивается той долей, какую он внёс в разработку общих принципов этого мировоззрения  и которая уже сама по себе была значительной. Учение Декарта продолжало оказывать воздействие не только как одна из механических теорий естествознания. В истории науки существует не только механический период развития естествознания и психологии. В истории  науки существует -- внутри этого  периода -- также и история картезианской, т. е. декартовской, физики. Механистами  в естествознании были и Галилей, и Ньютон, и многие другие умы, менее  значительные. Но декартовская физика -- особая форма механицизма. Чтобы  понять характер влияния, оказанного учением  Декарта на дальнейшее развитие науки  и философии, надо помнить, что влияние  это было двояким -- в соответствии с двойственностью и противоречивостью  мировоззрения самого Декарта. Идеализм и идеалистический рационализм  теории познания Декарта, а в особенности  мысль Декарта, будто идеализм необходим  для объяснения достоверности науки, были причиной огромного влияния, оказанного Декартом на развитие философского идеализма  нового времени -- вплоть до наших дней. Именно за эти стороны учения Декарта  всегда цеплялся идеализм, за них идеалисты  высоко ценили Декарта, и их они стремились использовать как опору для собственных  построений. В XX веке таким было отношение к Декарту неокантианцев марбургской школы: Когена, Наторпа, Кассирера. Таким было отношение к Декарту и Эдмунда Гуссерля.

Но в философии  природы Декарта была и другая, противоположная тенденция -- материалистическая. Учение о рефлексе, как об основном акте нервной системы, учение о зависимости  психического от физического, изгнание телеологии, т. е. учения о целесообразном плане природы, из естествознания, попытка  механистического объяснения возникновения  современного строения солнечной системы  привлекали к Декарту внимание философов  и натурфилософов -- материалистов. Частично они усваивали эти учения Декарта и развивали их в соответствии с последующими успехами естественных наук. Частично же они стремились освободить учение Декарта от его очевидных  противоречий. Наконец, некоторые из последекартовских философов пытались распространить указанные Декартом методы и принципы механистического материализма на те области, на какие  их не решался перенести Декарт, например на область социальной и  государственной жизни.

Учение Декарта  оказалось исходным теоретическим  источником для голландского мыслителя  Спинозы (1632-- 1677). Спиноза принимает  декартовское сведение материи к  одной лишь протяжённости и сведение души к деятельности мышления. Но вместе с тем Спиноза отвергает характерное  для Декарта, как идеалиста в  философии, резкое противопоставление и отделение души от тела, мышления от протяжённости. Душа и материя  рассматривались Декартом как две  самостоятельные сущности и именовались  поэтому «субстанциями», т. е. тем, что  существует само по себе и не нуждается  для своего существования в существовании  другого. Напротив, у Спинозы душа и тело рассматриваются уже не как две «субстанции», а лишь как  два «атрибута» (т. е. как два свойства) единой субстанции. Субстанция эта -- бесконечная, никем не сотворенная и вечная природа. И протяженность, и мышление выражают -- каждое особым образом -- бесконечную  и вечную природу субстанции. Протяжённость  и мышление не воздействуют друг на друга, как полагал Декарт, а соответствуют  друг другу, и в этом соответствии неотделимы друг от друга и от субстанции, атрибутами которой они являются. Они подобны внешней и внутренней сторонам одной и той же окружности.

Значительным было также влияние идей Декарта на развитие логики и теории познания. В этой области Декарт поставил задачу, над решением которой философская  мысль работала в течение столетий. Эта задача надолго пережила её рационалистическое решение, предложенное самим Декартом. Это была проблема осознания логических условий достоверности точных наук: математики и математического естествознания. Учения Декарта о дедукции и интуиции, об их соотношении, о строении математического  дедуктивного рассуждения, о видах  достоверного знания, об аксиомах и  о доказуемых в науке положениях получили впоследствии дальнейшее развитие.

Вскоре после смерти Декарта исследования этих вопросов были продолжены под его прямым влиянием. В замечательном по точности и  ясности мысли небольшом этюде  о геометрии («De I'Esprit geometrique») великий  французский математик Блэз Паскаль  на основе идей Декарта дал сжатый очерк логического строения дедуктивной  теории. В свою очередь, развитое Паскалем понимание логики дедуктивного доказательства, его взгляд на определения и аксиомы и на их роль в доказательстве легли в основу так называемой «Логики Пор-Рояля» -- книги, написанной друзьями Паскаля Арно и Николем и опубликованной анонимно в 1662 г. Через всю эту книгу проходит декартовская мысль о логике, как о науке, формулирующей методы нахождения истины в науках о реальной природе и в математических науках. С этой точки зрения в Пор-Рояльской логике критикуется принятая схоластиками система изложения логики и развивается новое изложение, отбрасывающее несущественные схоластические тонкости. Вводится новый раздел логики -- учение о методе; теория понятия и, в частности, теория определения приводятся в большее соответствие с практикой научного мышления.

Одновременно с  влиянием, какое оказывали теоретико-познавательные и логические идеи Декарта на родине Декарта, во Франции, идеи эти воспринимались и производили действие также  и в Англии. Здесь учение Декарта  оставило глубокий след в разработке вопросов теории познания, развивавшейся  английскими материалистами XVII века Гоббсом и затем Локком. Выше уже  было показано, что эти мыслители  существенно разошлись с Декартом, поскольку Декарт строил свою теорию познания на основе философского идеализма. Они отрицали учение Декарта о  прирождённости некоторых идей нашему уму. Особенно обстоятельной и меткой была в этом отношении критика  теории врождённых идей, развитая Локком.

Однако, отделённые друг от друга противоположностью материализма и идеализма, они оставались объединёнными  общностью метафизического метода мышления. Именно этим объясняется, почему Гоббс не только усвоил у Декарта, но и развил его учение о том, будто  опыт и основанные на опыте обобщающие выводы не способны приводить к истинам, имеющим, безусловно, всеобщий и необходимый  характер. Мысль эта становится опорной  для всего последекартовского рационализма и даже для тех метафизических эмпириков, которые, признавая опытное  происхождение всех наших идей, не понимали, каким образом из истин, оправданных в границах обосновывающего  их опыта или наблюдения, могут  быть получены истины, справедливые для  всей области опыта, т. е. безусловно, всеобщие и необходимые [1].

Дух философии Декарта  был духом свободного и непредвзятого  исследования истины, уступки же, которые  он сделал, не расчищали дорогу истине, а лишь набросили на её черты искажающую дымку, которую могло рассеять только время, т. е. только добытые борьбой  успехи свободной науки и свободной  философии.

Информация о работе Рационалистическая философия Рене Декарта