КАРТЕЗИАНСТВО.
ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ ДЕКАРТА
НА НАУКУ И ФИЛОСОФИЮ XVII--XIX
ВЕКОВ
Учение Декарта
быстро распространилось и приобрело
многочисленных приверженцев не только
во Франции и Голландии, но и в
Англии, Германии, Италии. Картезианский
механицизм и рационализм стали
знаменем в борьбе идеологов растущей
буржуазии против реакционной церковно-перипатетической
догматики. Церковники злобно обрушились
на картезианство. В многочисленных
памфлетах они инкриминировали
картезианцам измену христианскому
вероучению и травили их как еретиков
и безбожников. Верная подозрительной
неприязни, с какой она всегда
относилась к философии Декарта
и к его учению о мире, римская
церковь внесла сочинения Декарта
в список запрещённых книг. Если
бы Декарт дожил до этой даты, он мог
бы убедиться в том, насколько
призрачны были его усилия добиться
путём компромиссов, оговорок и умолчания
признания со стороны церкви и
королевской власти. Но никакие преследования
и запреты не могут уничтожить
идеологическое явление, имеющее глубокие,
жизненные, исторические корни. Картезианство,
преодолевая препятствия, получает
все большее распространение
и влияние. Комплекс философских
и естественнонаучных теорий второй
половины XVII века, носящий название
картезианства, является далеко не однородным
и отнюдь не ограничивается воспроизведением
и популяризацией учения самого Декарта.
Под «картезианством» разумеются не
только различные, но и прямо противоположные,
борющиеся друг с другом философские
учения. Такая возможность коренилась
в наличии противоположных тенденций
в самой половинчатой дуалистической
метафизике Декарта. Опираясь на различные
стороны его учения, последователи
Декарта создали новые разновидности
как материалистических, так и
идеалистических воззрений. «Картезианство»
представляет собой яркую картину
борьбы двух лагерей в философии
вокруг наследия гениального французского
мыслителя. Декарт открывает собой
эпоху философского расцвета, сопутствовавшую
буржуазным революциям, эпоху, развернувшую
в борьбе против феодальной реакции
знамя разума и свободы.
Декарт -- классик
механицизма и рационализма, гениальный
представитель той стадии развития
человеческого познания, которая
опосредствует переход от первой,
античной формы диалектики ко второй
исторической форме диалектики, воплощенной
в творчестве Канта, Фихте и Гегеля.
По мнению великого
русского мыслителя B.C. Соловьева философия
Декарта (картезианство) в самой
себе содержит коренной недуг всей
последующей европейской философии.
Этот недуг картезианства заключается
в том, что оно разложило мир
на две отвлеченности (духовную субстанцию
и протяженную субстанцию), от которого
(недуга) пытался избавиться Лейбниц
и после него Шеллинг. «Между тем
ни чистого вещества, состоящего в полном
протяжении, ни чистого духа, состоящего
в одном мышлении, на самом деле не существует
и - как было показано еще Лейбницем - существовать
не может.»[7].
Избавление от этого
недуга, по мнению B.C. Соловьева, возможно
в будущем, но путем «иным, не умозрительным»,
а значит иррациональным, мистическим.
Ум не способен разом охватить целостность
бытия, по мнению русского мыслителя, а
в силу этой способности отвлечения
(абстрагирования) останавливает свое
внимание на той или иной стороне
существующего (реальности). «Философия
занимается не столь простым и
ясным предметом как числа, и
поэтому здесь случаются такие
ошибки, которые невозможны в математике.
Будучи приверженцем
механического воззрения на природу
Декарт не видел качественного различия
между явлениями неорганического
и органического мира. Он говорил
о животных, как о своего рода
машинах. Этот механистический характер
материалистического мировоззрения
Декарта проявился также и
в его взглядах на человека, которого
он тоже считал своеобразным механизмом.
Отличие человека от животных он видел
только в том, что в организме
человека совмещаются две субстанции
- материальная и духовная и якобы
имеются отсутствующие у животных
врожденные идеи. Типично механистическую
характеристику Декарт давал и движению
материи, следствием чего являлась его
позиция, отрицающая качественное многообразие
форм материального движения. Французский
мыслитель сводил, редуцировал многообразие
форм движения материального мира к
самой простейшей его форме - перемещению
тел в пространстве.
Научные и философские
идеи пережили Декарта. Механистическое
воззрение в науках о природе,
в создании которого Декарту принадлежит
выдающаяся роль, стало господствующим
в течение не только XVII, но и XVIII столетия.
Однако влияние Декарта не ограничивается
той долей, какую он внёс в разработку
общих принципов этого мировоззрения
и которая уже сама по себе была
значительной. Учение Декарта продолжало
оказывать воздействие не только
как одна из механических теорий естествознания.
В истории науки существует не
только механический период развития
естествознания и психологии. В истории
науки существует -- внутри этого
периода -- также и история картезианской,
т. е. декартовской, физики. Механистами
в естествознании были и Галилей,
и Ньютон, и многие другие умы, менее
значительные. Но декартовская физика
-- особая форма механицизма. Чтобы
понять характер влияния, оказанного учением
Декарта на дальнейшее развитие науки
и философии, надо помнить, что влияние
это было двояким -- в соответствии
с двойственностью и противоречивостью
мировоззрения самого Декарта. Идеализм
и идеалистический рационализм
теории познания Декарта, а в особенности
мысль Декарта, будто идеализм необходим
для объяснения достоверности науки,
были причиной огромного влияния, оказанного
Декартом на развитие философского идеализма
нового времени -- вплоть до наших дней.
Именно за эти стороны учения Декарта
всегда цеплялся идеализм, за них идеалисты
высоко ценили Декарта, и их они стремились
использовать как опору для собственных
построений. В XX веке таким было отношение
к Декарту неокантианцев марбургской
школы: Когена, Наторпа, Кассирера. Таким
было отношение к Декарту и Эдмунда Гуссерля.
Но в философии
природы Декарта была и другая,
противоположная тенденция -- материалистическая.
Учение о рефлексе, как об основном
акте нервной системы, учение о зависимости
психического от физического, изгнание
телеологии, т. е. учения о целесообразном
плане природы, из естествознания, попытка
механистического объяснения возникновения
современного строения солнечной системы
привлекали к Декарту внимание философов
и натурфилософов -- материалистов.
Частично они усваивали эти учения
Декарта и развивали их в соответствии
с последующими успехами естественных
наук. Частично же они стремились освободить
учение Декарта от его очевидных
противоречий. Наконец, некоторые из
последекартовских философов пытались
распространить указанные Декартом
методы и принципы механистического
материализма на те области, на какие
их не решался перенести Декарт,
например на область социальной и
государственной жизни.
Учение Декарта
оказалось исходным теоретическим
источником для голландского мыслителя
Спинозы (1632-- 1677). Спиноза принимает
декартовское сведение материи к
одной лишь протяжённости и сведение
души к деятельности мышления. Но вместе
с тем Спиноза отвергает характерное
для Декарта, как идеалиста в
философии, резкое противопоставление
и отделение души от тела, мышления
от протяжённости. Душа и материя
рассматривались Декартом как две
самостоятельные сущности и именовались
поэтому «субстанциями», т. е. тем, что
существует само по себе и не нуждается
для своего существования в существовании
другого. Напротив, у Спинозы душа
и тело рассматриваются уже не
как две «субстанции», а лишь как
два «атрибута» (т. е. как два свойства)
единой субстанции. Субстанция эта -- бесконечная,
никем не сотворенная и вечная
природа. И протяженность, и мышление
выражают -- каждое особым образом -- бесконечную
и вечную природу субстанции. Протяжённость
и мышление не воздействуют друг на
друга, как полагал Декарт, а соответствуют
друг другу, и в этом соответствии
неотделимы друг от друга и от субстанции,
атрибутами которой они являются.
Они подобны внешней и внутренней
сторонам одной и той же окружности.
Значительным было
также влияние идей Декарта на
развитие логики и теории познания.
В этой области Декарт поставил задачу,
над решением которой философская
мысль работала в течение столетий.
Эта задача надолго пережила её рационалистическое
решение, предложенное самим Декартом.
Это была проблема осознания логических
условий достоверности точных наук:
математики и математического естествознания.
Учения Декарта о дедукции и интуиции,
об их соотношении, о строении математического
дедуктивного рассуждения, о видах
достоверного знания, об аксиомах и
о доказуемых в науке положениях
получили впоследствии дальнейшее развитие.
Вскоре после смерти
Декарта исследования этих вопросов
были продолжены под его прямым влиянием.
В замечательном по точности и
ясности мысли небольшом этюде
о геометрии («De I'Esprit geometrique») великий
французский математик Блэз Паскаль
на основе идей Декарта дал сжатый
очерк логического строения дедуктивной
теории. В свою очередь, развитое Паскалем
понимание логики дедуктивного доказательства,
его взгляд на определения и аксиомы и
на их роль в доказательстве легли в основу
так называемой «Логики Пор-Рояля» -- книги,
написанной друзьями Паскаля Арно и Николем
и опубликованной анонимно в 1662 г. Через
всю эту книгу проходит декартовская мысль
о логике, как о науке, формулирующей методы
нахождения истины в науках о реальной
природе и в математических науках. С этой
точки зрения в Пор-Рояльской логике критикуется
принятая схоластиками система изложения
логики и развивается новое изложение,
отбрасывающее несущественные схоластические
тонкости. Вводится новый раздел логики
-- учение о методе; теория понятия и, в
частности, теория определения приводятся
в большее соответствие с практикой научного
мышления.
Одновременно с
влиянием, какое оказывали теоретико-познавательные
и логические идеи Декарта на родине
Декарта, во Франции, идеи эти воспринимались
и производили действие также
и в Англии. Здесь учение Декарта
оставило глубокий след в разработке
вопросов теории познания, развивавшейся
английскими материалистами XVII века
Гоббсом и затем Локком. Выше уже
было показано, что эти мыслители
существенно разошлись с Декартом,
поскольку Декарт строил свою теорию
познания на основе философского идеализма.
Они отрицали учение Декарта о
прирождённости некоторых идей нашему
уму. Особенно обстоятельной и меткой
была в этом отношении критика
теории врождённых идей, развитая Локком.
Однако, отделённые
друг от друга противоположностью материализма
и идеализма, они оставались объединёнными
общностью метафизического метода
мышления. Именно этим объясняется, почему
Гоббс не только усвоил у Декарта,
но и развил его учение о том, будто
опыт и основанные на опыте обобщающие
выводы не способны приводить к истинам,
имеющим, безусловно, всеобщий и необходимый
характер. Мысль эта становится опорной
для всего последекартовского рационализма
и даже для тех метафизических
эмпириков, которые, признавая опытное
происхождение всех наших идей, не
понимали, каким образом из истин,
оправданных в границах обосновывающего
их опыта или наблюдения, могут
быть получены истины, справедливые для
всей области опыта, т. е. безусловно,
всеобщие и необходимые [1].
Дух философии Декарта
был духом свободного и непредвзятого
исследования истины, уступки же, которые
он сделал, не расчищали дорогу истине,
а лишь набросили на её черты искажающую
дымку, которую могло рассеять только
время, т. е. только добытые борьбой
успехи свободной науки и свободной
философии.