Рационалим Декарта

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:03, реферат

Краткое описание

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.
Субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Оглавление

1. Учение Декарта о субстанции. Дуализм Декарта. 3
2. Доказательство первичности разума (Я мыслю, следовательно я существую). 6
3. Индуктивный метод Декарта. 10
4. Учение о «врожденных идеях». 13
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 43.80 Кб (Скачать)

В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в  строго математическом смысле – от общего к частному, а в философском).

Смысл философского гносеологического  метода Декарта в том, что в  процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя  полностью достоверные логические приемы, получить дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь  достоверного знания во всех сферах познания.

Также Декарт при использовании  рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить следующие  приемы исследования:

  • допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;
  • сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи;
  • последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным;
  • строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

В то время, когда в Англии закладывались основы эмпирико-индуктивного метода, во Франции начал формироваться  иной, дедуктивно-рационалистический метод научного познания. Крупнейшим представителем рационализма XVII в. был  Р. Декарт (1596-1650). Его основные работы – "Рассуждения о методе", "Начала философии".

Главной целью своей деятельности Декарт считал создание философии нового типа, философии, которая поможет  в практических делах людей, дабы они стали господами природы. Подлинная философия должна быть единой как в своей теоретической  части, так и по методу. Кроме того, она должна стать наукой, основанной на математических методах. Главный  принцип классификации наук состоит  в порядке, которому следуют в  целях лучшего усвоения материала, но этот порядок отображает и этапы  развития природы: физика должна следовать  за логикой и математикой, а после  нее, в свою очередь, идет этика, то есть наука об обществе.

Всю философию Декарта  пронизывает убеждение в беспредельности  человеческого разума и в то же время доверие к чувствам. Поэтому  свой метод научного познания он строит на двух основаниях. Прежде всего, он воспринимает как само собой разумеющееся бэконовский  принцип сомнения в старых авторитетах  в науке. Такими авторитетами в средние  века были схоласты. Декарт подвергает критике схоластические силлогизмы, как неспособные привести к какому-либо качественно новому знанию. Он предлагает заменить логические силлогизмы точными  математическими методами движения от простого к сложному. Систему  сформулированного им математического  метода Декарт излагает в "Рассуждениях о методе".

Первое правило метода гласит, что истинным является все  то, что воспринимается в ясном  и отчетливом виде и не дает повода к сомнениям, то есть самоочевидно. Критерием самоочевидности является разумная интуиция как исходный элемент  познания. Она безошибочна и не нуждается в каком-либо особом напряжении духа. То, что интуитивно, несомненно, а то, что не подпадает под интуицию, подлежит сомнению и не может считаться  истинным. Возникает вопрос: что  такое интуиция? Декарт поясняет: интуиция есть осознание "всплывших" в разуме первичных истин и их соотношений  и высший вид интеллектуальной деятельности. Первичные истины присутствуют в  сознании как врожденные. Они не могут быть чувственными истинами, поскольку свободны от созерцания и  субъективизма. Интуиция разума признает существование объективных истин (бог, математическая точка, время, движение и пр.) в самом предмете.

Второе правило метода предлагает делить каждую сложную вещь (ради успеха ее изучения) на более простые  составляющие, чтобы затем устремить  внимание на эти простые, то есть не поддающиеся дальнейшему делению  умом части. В ходе деления желательно дойти до самых простых, ясных  и самоочевидных вещей, до тех, что  познаются уже интуицией. Иначе  говоря, "анализ" имеет целью  открыть исходные элементы знания. Сюда входят как элементы самой действительности, так и элементы мышления о ней. В свое время и Ф. Бэкон пытался найти "простые элементы мира". Но он искал эти элементы в природе, а Декарт в мышлении.

Третье правило метода утверждает: в познании мыслью следует  идти от простейших, то есть элементарных и наиболее доступных для нас  вещей, к вещам более сложным  и, соответственно, трудным для понимания. Это выведение есть формально-логическая рационалистическая дедукция."Для человека нет иных путей к достоверному познанию истины, кроме отчетливой интуиции и необходимой дедукции" (29. С.133). Отправными пунктами рационалистической дедукции являются результаты рациональной интуиции. От них начинается движение к сложному.

Четвертое правило декартовского  метода ориентирует на достижение полноты  знания. Это означает, что все  предыдущие правила должны действовать  вместе и порознь с полной интенсивностью, в строгом порядке и последовательности.

По замыслу Декарта, его  метод был дедуктивным, и этой его направленности были подчинены  как общее содержание метода, так  и его отдельные правила. Он мечтал реализовать идею "панметрии" (всеизмерения) и построить "всеобщее исчисление", которое, опираясь на построения Евклида, свело бы всю физику к  геометрии, а геометрию к алгебре. Последняя же должна быть сконструирована  строго дедуктивно.

Однако сам Декарт понимал, что "всеобщее исчисление" невозможно. Отсюда возник его интерес к возможностям чувственного познания. Декарт возражает  против преувеличения чувственного опыта, и в некоторой степени  он прав, когда замечает, что сущности вещей мы воспринимаем не посредством  чувств, а посредством разума.

 

  1. Учение о «врожденных  идеях».

Одновременно Декарт выдвигает  учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что большинство  знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается  ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые  существуют всегда в разуме Бога и  разуме человека и передаются из поколения  в поколение.

Данные идеи могут быть двух видов: понятия и суждения.

Примером врожденных понятий  могут служить следующие: Бог (существует); «число» (существует), «воля», «тело», «душа», «структура» и т.д.; врожденных суждений: «целое большое своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть».

Декарт был сторонником  не отвлеченного, а практического  познания. Целями познания, по Декарту, являются:

  • расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;
  • использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;
  • изобретение новых технических средств;
  • усовершенствование природы человека.

В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.

Учение о врожденных идеях  появляется у Декарта после попыток  построения всеобщего знания. Когда  он понял беспочвенность своих замыслов, тогда и появляется признание  врожденных идей. К ним относятся: бытие, бог, понятия, числа, длительности, телесность и структурность тел, факты сознания, свободная воля. Кроме того, к врожденным идеям  относятся и некоторые суждения-аксиомы: "у ничто не бывает свойств", "нельзя одновременно быть и не быть", "целое больше части", "дважды два четыре" и др.

Сама по себе идея о врожденности знаний была ошибочной, но не абсурдной: ведь мы всегда опираемся на знания предшествующих поколений, не задумываясь, откуда мы черпаем информацию. Хотя и теория врожденных идей, и признание  мыслящей субстанции прямо вели к  солипсизму, Декарт вовсе не стремился  к этому. Его задача – познание природы, и потому он нуждался в доказательстве достоверности человеческих познаний о внешнем мире.

Ради получения этого  доказательства он пытается предварительно увериться в бытии Бога как  необходимого, по его мнению, посредствующего  звена между "Я" и природой.

Декарт ссылается на то, что Бог нужен нам как гарант существования мира, его познания и вообще безошибочного действия человеческого разума, ибо только Бог мог бы быть надежным источником "естественного света", противоположным всякой лжи и обману. Недопустимость лжи есть первое доказательство бытия Бога. Второе доказательство, формулируемое Декартом, – только Бог в состоянии вселить в души людей как существ несовершенных мысль о существовании всесовершенного существа. Третье доказательство логически вытекает из декартовского рационализма: "Никто, мыслящий, что такое Бог, не может помыслить, что Бога нет". Последнее доказательство весьма близко средневековым схоластическим доказательствам.

Все три доказательства весьма сомнительны и логически плохо  доказуемы. По-видимому, чувствуя это, Декарт вводит еще одно, четвертое  доказательство бытия Бога, хитроумно  выводя его из факта самого сомнения. Оно гласит, что под интуицией  сомнения в нас находится интуиция о всесовершенном бытии. Так Декарт замыкает круг: ссылаясь на Бога как  на гаранта надежности принципа интуиции, порождающей истину, он обосновывает само бытие Бога путем ссылки на интуитивное усмотрение ума. Но из этого  заключения вытекает неожиданное следствие: Декарт сделал понятие бога зависимым  от человеческого разума и его  действий. По сути, Декарт устанавливает  принцип деизма.

Деизм означает, что Бог, хоть и является последней причиной бытия  мира, не может изменить фактический  состав прошлого времени, не может творить  чудеса и не способен отменить им же самим установленные законы природы. Поэтому, создав законы и наделив  ими мир, Бог как бы самоустраняется  и предоставляет природе развиваться  самостоятельно. Дальнейшая его функция – быть гарантом законов сохранения природы, истинности познания и неизменности уже полученных истин. Он обеспечивает общую устойчивость и незыблемость мироздания.

Вместе с тем вопрос о создании мира Богом вызывает у  Декарта некоторые сомнения. Рассматривая структуру физического мира, Декарт делает допущение о возможности  возникновения мира без божьего  вмешательства. Он предполагает, что  в природе господствует единая телесная субстанция, обладающая неизменными свойствами – объемностью и протяженностью. В мире нет пустоты, потому что она должна занимать место (протяженность). А протяженностью обладают только материальные объекты. Так Декарт наделяет материальный мир математическими свойствами.

Поскольку протяженность  неограниченна, то материальная Вселенная  беспредельна, и нет нигде места  ни для рая, ни для ада. Не было и "всеобщей бестелесной пустоты" до создания мира, иными словами материальная Вселенная существует вечно. Если материальный мир беспределен, то всякое движение тел возможно только как относительное взаимосмещение, и никаких "идеальных" движений в надлунном мире нет.

Возникает вопрос: как быть с границей между телами? Ведь пустоты  нет. Проблема делимости материи  и различной ориентированности  движения ее частиц оказалась непосильной  задачей для Декарта. Он не может  объяснить различий в плотности  тел, потому что его телесный континуум  столь же однороден и бескачественен, как и пространство, а структурные  границы между фрагментами телесных образований представляют собой  что-то эфемерное.

Так как всеобщность касаний, примыканий и сцеплений тел обеспечивает передачу где-то происходящего движения на все прочие уголки Вселенной, приводя  в движение весь материальный мир, то абсолютного покоя нет, а есть абсолютное движение. Объяснение происхождения  геометрии движения, как бы ни было оно механистично, вело к диалектической идее об изменчивости и развитии всех движений и состояний. На основе этой идеи он создал учение о генезисе Вселенной, известное как "теория вихрей", – одна из самых ранних гипотез возникновения солнечной системы и подобных ей космических систем.

Многие идеи Декарта были вскоре критически осмыслены и развиты  в других философских системах, таких, как философия Т. Гоббса (1588-1679).

 

Список литературы

 

  1. Губин В.Д. Философия: учебн. - М.: Велби, Изд-во Проспект, 2005.
  2. Чанышев А.В. Философия древнего мира: Учебн. - М.: Высшая школа, 2003.
  3. Ильин В. Философия: учебник в 2-х томах.: Изд-во Феникс, 2006. Асмус В.Ф. Декарт. учебн. - М.: Изд-во Высшая школа, 2006.
  4. Фишер, Куно. История Новой философии. Декарт:  Его жизнь, сочинения и учение. - СПб.:2004.
  5. Декарт Р. Сочинения в двух томах. Том 1.– М.: Мысль, 1989.
  6. Соколов В.В. Философия Рене Декарта.– М., 1986.
  7. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М., 2001.

 


Информация о работе Рационалим Декарта