Проблема свободы и ответственности современной целостной личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:59, реферат

Краткое описание

Свобода (Freedom) - одна из основных категорий социальной философии, характеризующих сущность человека и его бытие. Она предполагает возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего принуждения. Это понятие прошло в истории философской мысли длительную эволюцию - от «отрицающей» (свобода «от») до «утверждающей», «положительной» (свобода «для») трактовки. «Философия свободы человека была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью («познанная необходимость»), с произволом и анархией, с равенством и справедливостью».

Файлы: 1 файл

Проблема свободы и ответственности современной целостной личности.doc

— 204.50 Кб (Скачать)
stify">   А для этого необходимо признать ответственность за каждый момент своего бытия «здесь и сейчас». Конечно, «легче творить, не отвечая за жизнь, и легче жить, не считаясь с искусством». Но такое существование невозможно и недопустимо для настоящей личности, ибо она «должна стать сплошь ответственной». «И тогда стремление к подлинной жизни» будет являться тем, к чему человек стремится больше всего».

   Сделаем краткое резюме к изложенному.

   1. В философии отсутствует единство  в понимании идеи свободы. Она  описывается чрезвычайно широко: от отсутствия возможности осуществления  свободного выбора в материальном  мире из-за жесткой детерминации  до провозглашения «бегства от свободы» в современную эпоху. Обосновывается иллюзорность достижения абсолютной свободы. Утверждается ее относительный характер, т.е. разная оценка в разных системах ценностей.

   2. Интерпретация свободы А. Баамом  как «способности делать то, что Вы хотите делать», восходит своими корнями к концепции либерализма XVIII века. Способность в данном случае представляет собой соответствие между «умениями» и «возможностями». Указывается смысловая взаимозависимость и детерминированность глаголом «делать» или любым другим на его месте обоих частей определения. Местоимение «Вы» сущностно относится к личности. «Хотения» обозначают все виды желаний, которые связываются со словом «что», обозначающим процессы и предметы реальной действительности.

   3. Основываясь на «принципе органичности» зарубежный мыслитель включает в понятие свободы рациональные моменты различных философских теорий и отвергает их негативные аспекты. Поэтому «органическая свобода» соединяет в себе и отсутствие ограничений, и обладание индетерминизмом и самодетерминизмом, и соответствие способностей и возможностей, подчинение низшего высшему в «Я», и волю принимать себя в качестве свободного и ответственного агента, и органическую взаимозависимость всех этих сторон в целом, что позволяет по-новому взглянуть на проблему свободы человека. Особое внимание уделяется вопросу о единстве и противоположности индетерминизма и детерминизма. Он решается, исходя из теории «органической причинности» А. Баама. Свобода, предопределенность и обусловленность являются неотъемлемыми категориями бытия и представляют собой постоянно наличествующие аспекты причинности и в этом смысле не противостоят, но гармонично дополняют друг друга. Кроме индивидуальной свободы А. Баам выделяет понятие «социальной свободы», определяемой как «способность группы делать то, что она хочет».

   4. Свобода неразрывно связывается  с понятием «ответственности»,  определяемой как способность  сознательно соблюдать установленные  в обществе требования и запреты  с целью сохранения и совершенствования ВПЦ. У А.Баама «ответственность» имеет «юридическую окраску» и включает в себя следующие аспекты: 1) «ответственность» за все совершаемые поступки как свободного агента и инициатора своих действий; 2) «ответственность» как способность признать последствия своих поступков и отвечать за них; 3) «ответственность» как способность возместить причиненный ущерб в соответствии с принципом взаимности и справедливости; 4)»ответственность» как способность разумного ее соотношения со сложившейся ситуацией; 5) «ответственность» перед другими людьми за их благосостояние (социальный аспект). Моральная сторона рассматриваемого феномена выражается в ответственности за сохранение ВПЦ. Это является главным гарантом сохранения целостности личности.

   5. Таким образом, свобода личности - это возможность сознательных действий, основывающихся на доброй воле поступающего, направленных на сохранение ВПЦ и неразрывно связанная с ответственностью.

   Некоторые из мыслей А. Баама созвучны тому, что  писал об этом российский философ  М.М. Бахтин. Его идеи об активном характере ответственности, «не-алиби» в бытии и другие были по-своему представлены в учении американского исследователя.

Информация о работе Проблема свободы и ответственности современной целостной личности