Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 17:00, реферат
В своей работе я собрала наиболее интересные работы ученых, изучающих данную проблему. Предметом исследования становятся сущностные черты проблематики смысла жизни, а также взаимосвязь данной категории с иными. Целью работы будет выявление важнейших характеристик категории смысла жизни, установление взаимозависимости её с другими категориями на примерах теорий абсурда А. Камю и творчества Н.А. Бердяева. Работа состоит из четырех частей, рассматривающих суть категории смысла жизни (тезис), отказ от признания смысла жизни (антитезис) и возврат от абсурда вновь к осмысленности посредством творчества (синтез) и дополнительная часть, отразившая мой особый интерес к проблеме (осмысление вопроса о предназначении человечества на Земле;русский космизм)
Введение3
1. Смысл жизни как философская категория4
2. Абсурд как альтернатива смыслу жизни9
3. Творчество как эсхатология абсурда13
4. Осмысление вопроса о предназначении человечества на Земле……………………………………16
Заключение21
Список используемой литературы………………………………………………………………………….22
3. Творчество как эсхатология абсурда
А. Камю уделяет место в своей концепции творчеству, говоря о нём как о компоненте абсурда, позволяющем описать жизнь в стиле абсурда. Но творчество абсурдного творца не претендует на объяснение описанного или придание ему некоего глубокого смысла. „Абсурдное произведение предполагает художника, осознающего пределы своих возможностей, и искусство, в котором конкретное не означает ничего, кроме самого себя. Такое произведение не может служить для жизни целью, смыслом и утешением. Творить или не творить – это ничего не меняет” .11
Но
такой статус творчества не удовлетворял
некоторых философов-
Совершенно противоположную теорию творчества разрабатывает Н. А. Бердяев, наделяющий творчество не только оправдывающей человека функцией, но и видящий в нём залог эсхатологии. „Творчество, согласно Н А. Бердяеву, оправдывает человека, оно есть антроподицея. Обосновывая эту идею, Н. А. Бердяев показывает, что мир существует во времени, а не только в пространстве, а это значит, что мир не закончен, не завершен в своем творении, что он продолжает твориться” 12. Итак, творчество – это действие, роднящее человека с Богом, оно является ответом человека на творческий акт Божества и прямой обязанностью человека как образа божьего. Более того, сам Бог нуждается в творчестве человека, ждёт этого ответа и тоскует по нему. Творчество, будучи продолжением акта создания мира, приближает Царство Божье.
Именно творчество призвано вывести человека из состояния духовного упадка и отсутствия надежды, из осознания греховности и несовершенства. Оно зависит только от человека и непосредственно связано со свободной волей. „Творческий акт человека нуждается в материи, он не может обойтись без мировой реальности, он совершается не в пустоте, не в безвоздушном пространстве. Но творческий акт человека не может целиком определяться материалом, который даёт мир, в нём есть новизна, не детерминированная извне миром. Это и есть тот элемент свободы, который привходит во всякий подлинный творческий акт. В этом тайна творчества. В этом смысле творчество есть творчество из ничего”13. Свобода связана с небытием, иначе творчество превратилось бы в простое перераспределение элементов наличного мироздания. Творчество является именно актом, который связывает человека с трансцендентным, по которому человек всю жизнь тоскует. В отличие от Камю, Бердяев не сдерживает свою тоску по трансцендентному, не отвергает присутствия Бога. Кстати, согласно Камю, божественные легитимации деятельности были бы единственно воспринимаемыми для человека абсурда, если бы он только верил в Бога. Но именно в этом центральном пункте расходятся две теории: существование Бога предоставляет мораль, надежду, легитимность и, в конце концов, – смысл жизни. Всё зависит лишь от принятия этого фактора или его непринятия.
Итак,
в противопоставление теории абсурдного
творчества Камю можно взять теорию
спасительного творчества Бердяева,
где человеческое творчество является
фактором не только культурного развития,
но и религиозного развития, эсхатологическим
рычагом в руках исключительно
самого человека, являющегося свободным
и подобным Богу. Именно признание
существования трансцендентного и
взаимного стремления трансцендентного
и человеческого начал отличает, по сути,
исследуемые теории друг от друга. Признание
бытия Бога влечёт за собой признание
истинной морали, свободы и надежды у человека.
Наоборот, отрицание бытия Бога отбирает
мораль, свободу, надежду и подлинный смысл
жизни, оставляя лишь постоянное бунтарское
поддерживание в себе осознания абсурдности
своего бытия.
4.Осмысление вопроса о предназначении человечества на Земле (русский космизм)
Еще несколько лет назад понятие русского космизма брали неизменно в кавычки как приблизительное образование, условность. Сейчас русский космизм окреп в своих правах, обрел законное место в отечественном культурном наследии. Однако объем и содержание этого понятия и стоящего за ним течения философии остаются весьма расплывчатыми. „Под космизмом часто понимают целый поток русской, а то и мировой культуры, включающий в себя не только философов и ученых, но и писателей, художников, представителей других творческих профессий. Ведь связь человека и космоса была предметом изучения уже первых древнегреческих мудрецов. „14
Но
ведь не случайно говорится именно
о русском космизме. “Именно в
нашей стране начиная с середины
прошлого века, зародилось, а в ХХ
веке широко развернулось уникальное
космическое направление
Чтобы избежать произвольного толкования термина “русский космизм” и, следует выделить главное в космизме. “Человек для русских космистов - существо еще промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем призванное изменить не только окружающий мир, но и собственную природу. Космическая экспансия человечества - только одна из частей этой грандиозной программы. В русском космизме соединились в единое целое мысли о преобразовании как макрокосма (Земли, биосферы, космоса), так и микрокосма (человека, как биологического отражения макрокосма). Недаром такое важное место в русском космизме занимают рассуждения о продолжении болезней и смерти и, как логическое следствие, - о достижении бессмертия. Вера в человека, гуманизм - одна из ярчайших черт русского космизма.”16
“Родоначальником
всей космической мысли в России
был только в последние годы раскрывающийся
во всем многообразии творчества мыслитель
второй половины ХIX века Николай Николаевич
Федоров. В советское время имя
Федорова было предано забвению, хотя
до революции к его идеям
“Философия общего дела” открывала перед человечеством невиданные дали, призывала к титаническим преобразованиям как в мире, так и внутри каждого индивидуума. Мыслитель Федоров так развивает свои идеи эволюции природы и человечества: природная эволюция в своем все усложняющемся развитии привела к появлению человеческого вида и сознания.”17
“Человечество
призвано всеобщим познанием и трудом
овладеть стихийными силами как вне,
так и внутри себя, выйти в космос
для его активного
Чтобы
достичь полного владычества
над временем и пространством, Н.Ф.
Федоров ставит перед человечеством
ряд задач. В их исторической последовательности
одной из первых должна была стать
регуляция, по выражению философа, “метеорических”,
космических явлений. Причем начинать,
по Федорову, можно уже сейчас. От
подобных, еще явно несовершенных
опытов человечество, по мере увеличения
знаний, должно перейти к овладению
всеми земными процессами, превратить
свою планету в полностью
Итак,
для Федорова регуляция определяется
как принципиально новая
Регуляция для Федорова - широко продуманная идея. И Федоров важнейшими задачами регуляции ставит решение продовольственного и санитарного вопроса, которые вмещают в себя весь спектр задач человечества в деле управления слепыми силами природы. “Голод и смерть происходят от одних и тех же причин, а потому вопрос о воскрешении есть вопрос и об освобождении от голода”, - писал Федоров. Санитарный вопрос философ понимает как всеобъемлющий “вопрос об оздоровлении Земли, и притом всей, а не какой-либо отдельной местности”.
“В
философской и научно-
В заключение этой главы хотелось бы еще раз подчеркнуть общие родовые черты космического, активно-эволюционного направления философского и научного поиска, осуществленного в России в последние десятилетия. Прежде всего, “это понимание восходящего характера эволюции, роста в ней разума и признание необходимости нового, сознательно-активного ее этапа, получающего различные названия - от “регуляции природы” до ноосферы.”20
“Утверждается
и несовершенство, “промежуточность”
нынешней природы человека, но вместе
- и высокое его достоинство, преобразовательная
роль в мироздании. Возникает новый
взгляд на человека как не только на
исторического социального
Течение
русского космизма имеет весомое
значение, оно дает глубокую теорию,
поразительные предвосхищения, глядящие
не только в современные, но и в
значительно более далекие
Заключение
Проблема
смысла жизни является одной из основополагающих
в русле философско-
Отказываясь
от трансцендентного Абсолюта, герой
абсурда при условии
Список используемой литературы.
Информация о работе Проблема смысла жизни человека в философии