Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:00, курсовая работа
Немецкая философия является уникальным религиозно-философским феноменом, основанным на протестантском типе мышления. Один из самых ярких представителей течения И. Кант новаторски подошел к постановке и решению многих проблем, в том числе и в области исследования религии. Он одним из первых в рамках философии выделил специальный раздел, посвященный рассмотрению религии и тем самым дал толчок формированию и развитию философии религии как части религиоведения. Кант обращался к анализу религии в учениях о познании, морали, суждении в работах “Критика чистого разума”, “Критика практического разума”, “Критика способности суждения” и других произведениях. Рассмотрению религии Кант посвятил ряд специальных работ — прежде всего это “Религия в пределах только разума” — и истолковывал ее в соответствии с основными принципами философской системы в целом. Согласно Канту, существуют.априорные (лат. a priori — от (из) первого, прежнего, предыдущего, стоящего выше) способности человеческого познания и соответственно — априорные знания. Априорные основания имеются и в интеллекте, и в чувственности, и в связанном с ней опыте. Признаками априорного знания .являются необходимость и всеобщность, безусловная независимость от всякого опыта, а чистым априорным знанием считается то, к которому не примешивается ничто эмпирическое. Априорные знания отличны от апостериорных (лат. а posteriori — от (из) следующего, последующего, более позднего), эмпирических.
Введение
1.Биография И. Канта
2. Философские идеи Канта.
3. Наиболее значительные работы Канта по философии религии.
Заключение
Список литературы.
Естественная религия может быть в то же время и откровенной, если люди посредством применения своего разума сами собой могут и должны прийти к религии, даваемой через Откровение. В этом случае религия объективно бывает естественной, хотя субъективно — откровенной. Постольку, с другой стороны, и откровенную религию можно рассматривать как естественную. Значит, откровение ее в известное время и в известном месте может быть мудрым и весьма полезным для человеческого рода.
Естественная религия есть чисто практическое понятие разума. Она представляет собой мораль (в отношении свободы субъекта), соединенную с понятием о том, что может способствовать достижению ее конечной цели (с понятием о Боге как моральном творце мира) и в ее отношении к человеческому веку, который соразмерен с это целью (к бессмертию). Христианство (и прежде всего его протестантская разновидность) — “истинная”, “совершенная религия” , оно является естественной, ученой и откровенной религией. Кант рассматривает христианскую веру (признание догматов — fides sacra), с одной стороны, как чистую веру разума, а с другой — как веру Откровения (fides statutaria). Первая принимается каждым свободно (fides elicita), вторая представляет собой заповеданную веру (fides imperata). Христианская религия вышла из уст Первоучителя не как статутарная, а как моральная религия, вступив в теснейшую связь с разумом, и потому она сама по себе без помощи исторической учености могла постоянно распространяться на все времена и все народы.
Кант ставит вопрос о соотношении теологии и религии. Он подверг критике “рациональную теологию”, показал, что онтологический, космологический и физико-теологический аргументы в пользу бытия Бога не обладают доказательной силой. Со своей стороны он разработал моральное доказательство, которое увязывал с телеологическим. По его мнению, моральная телеология имеет преимущества перед физической, поскольку она априорно опирается на принципы, неотделимые от разума, и ведет к понятию высшей причины как причины мира по моральным законам, такой причины, которая удовлетворяет нашей моральной конечной цели. В этом контексте Всеведение, Всемогущество, Вездесущность и другие атрибуты Бога мыслятся не как природные свойства, а как связанные с моральной конечной целью, как адекватные ей. Только моральная телеология, утверждает Кант, может дать понятие о единственном Творце мира, пригодное для теологии. Убеждение в бытии Бога возникает не на теоретическом, а на практическом пути, вытекает из основных идей нравственности. Нравственный аргумент в достаточной мере доказывает бытие Бога только для нашего морального назначения, т.е. в практическом отношении. Именно таким образом теология ведет непосредственно к 'религии, т.е. к познанию наших обязанностей как божественных заповедей . Теология нужна не для расширения познания природы, а только для религии, т.е. для практического, морального применения разума в субъективном отношении.
Когда о конечной цели нашего назначения дает нам представление глубокое уважение к нравственному закону по предписанию нашего собственного разума, тогда мы с искренним благоговением принимаем в наши моральные воззрения согласующуюся с этой конечной целью причину и добровольно подчиняемся ей. В этом пункте Кант сближает религиозное чувство с эстетическим: и восхищение красотой, и умиление перед многообразными целями природы, которые в состоянии чувствовать размышляющая душа еще до ясного представления о разумном Творце мира, имеют в себе нечто сходное с религиозным чувством. Поэтому они воздействуют на моральное чувство благодарности и уважения к неизвестной нам причине, возбуждая в нас моральные идеи.
Заслуживает внимания мысль Канта о наличии
объектов религиозных идей, но об отсутствии
знания этих объектов: имеющиеся в разуме
понятия суть иллюзии, заблуждения. Объекты
чистого теоретического разума — свобода,
бессмертие души, Бог — суть предметы
веры. Для теоретического разума эти идеи
трансцендентны, запредельны и не имеют
объекта. Но практический разум неизбежно
нуждается в существовании объектов этих
идей для возможности практически безусловно
необходимого своего объекта — высшего
блага. Практический закон показывает,
что указанные идеи имеют объекты; и это
дает теоретическому разуму возможность
предполагать их, допустить, что данные
сверхчувственные предметы имеются. Благодаря
практической способности разума идеи
становятся имманентными и конститутивными.
Но это еще не есть познание сверхчувственных
предметов. Дело идет не о теоретическом
познании объектов идей, а только о том,
что они имеют объекты. Эту реальность
дает чистый практический разум, а теоретический
разум мыслит эти объекты с помощью категорий
чистого рассудка, которые суть способности
мыслить независимо и до всякого созерцания
и всегда обозначают лишь объект вообще.
Категориям, если их применить к указанным
идеям, нельзя дать какой-либо объект в
созерцании, но такой объект действительно
существует, а потому категория в данном
отношении не пуста, а имеет значение.
Это подтверждается объектом, который
практический разум дает в понятии высшего
блага Но признание существования объектов
отнюдь не расширяет теоретического познания
их. Кант “отнимает” у теоретического
разума притязания на трансцендентные
знания указанных объектов: последние
не могут быть предметом возможного опыта
и постольку знание их ему в принципе недоступно.
Философу, по его словам, “пришлось ограничить
знание, чтобы освободить место вере”.
3. Наиболее значительные работы Канта по философии религии.
В философии Канта можно выделить несколько значимых работ, которые помогают осмыслить его идеи, все творчество философа можно разделить на несколько периодов:
В первый - "докритический" - период Кант занимался естественнонаучными проблемами. Главной работой периода можно считать работу - "Всеобщая естественная история и теория неба" (1755). Второй - "критический" период -был посвящен разработке трансцендентальной философии. Главные работы этого периода: "Критика чистого разума" (1781), "Критика практического разума" (1786), "Критика способности рассуждения" (1790), "Религия в пределах только разума" (1793).
Одна из заслуг Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы — вопросы теоретического разума — от вопроса практического разума: что я должен делать? Практическая философия Канта оказала огромное воздействие на следующие за ним поколения философов (А. и В. Гумбольдты, А. Шопенгауэр, Ф. Шеллинг, Ф. Гельдерлин и др.). Ни на собственном, ни на чужом опыте мы не можем убедится в его существовании. Нам остается положится на разум: только система рассуждений приводит к выводу, что есть на свете некое высшее, абсолютное и необходимое существо. Свои соображения по данному вопросу Кант изложил в трактате "Единственно возможное основание для доказательства бытия бога". Философ говорил, что мораль и религия - разные вещи. Мораль скорее всеобщий человеческий, нежели божественный, суд. Религия для Канта представляет ценность лишь как средство нравственного совершенствования личности. Христианское учение было интерпретировано им в работе "Религия в пределах одного только разума" как чисто нравственное учение, причем лишенное главных черт, отличающих его от естественной этики. Главным нравственным побудительным мотивом Кант считал чувство долга, идею блага он сводил к понятиям благой воли и счастья.
Говоря в "Кpитике чистого разума" о невозможности познания вещей и явлений мира априорно, без привлечения опыта, о нравственных принципах Кант рассуждает как о познаваемых apriori, независимых от эмпирического познания и могущих вести к выводам и результатам, основы которых лежат вне эмпирической сферы. Такое понятие о нравственных принципах в целом является представлением о нравственности как о естественном нравственном законе (о христианской нравственности, понятно, речи не идет). Высшее благо, с точки зрения Канта, достижимо через исполнение нравственного закона.
Итак, выдвинув тезис знание
выше веры, Кант снабжает
его антитезисом-оговоркой: которую
нельзя сопоставлять со знанием,
которое реализуется в поведении."Критика
чистого ума" завершается программой
на будущее. Ни о каких
новых "критиках" Кант не помышляет.
Критическая работа завершена.
Заключение.
Философия Канта во многом опирается на разум, она является критической по отношению к прежней метафизике и "естественной теологии" с составляющими их содержание идеями бессмертия души, возникновения мира и существования бога.
Для Канта религия, это способ определить, каким образом религия и церковь, исходя из своих посылок и возможностей, способны и должны вносить свой вклад в создание и защиту достойной человека жизни. Именно здесь, в сфере действия практического разума, Кант видит основу для объяснения религии, ее места в общественной жизни: истинная религия, по Канту, есть моральная религия, т.е. познание всех наших обязанностей в качестве божественных заповедей.
Вопрос о том, откуда берется способность человека следовать долгу, творить добро, остается для Канта открытым. Он вводит бога в качестве "постулата практического разума", т.е. средства воспитания к добру. Религия, существующая, по Канту, в пределах только разума, оказывается не чем иным, как нравственностью. То разумное, что заключено в "исторической" религии, "религии откровения" есть разумная моральная вера: категорический императив, а не "откровение", есть то, что человек принимает как "слово божье". Из всей церковной деятельности сохраняет значение лишь моральное служение богу, понимаемое как свободное следование человека высшему принципу морали. Религия оправдала постольку, поскольку она служит морали, а не наоборот. Кант приходит к выводу: "Бог не является существом вне меня, а лишь мыслью внутри меня".
Для определения нравственных позиций Кант отсылает человека не к богу, а к самому себе. И в области религии человек должен иметь мужество жить собственным умом, не поддаваясь соблазну купить безопасность ценой рабского подчинения чужой воле. Христос - не божественный посланец, но только моральный образец. С точки зрения разума в гражданском обществе различных форм веры должны иметь равные права. Сомнение - также право разума. Поэтому лишь толерантность обеспечивает нормальную совместную жизнь людей. Мораль как социальное понятие означает терпимость и справедливость, исключающие превращение свободы в произвол, вседозволенность.
Просвещенный человек, по Канту, это человек зрелый, ставший совершеннолетним, имеющий смелость жить своим умом, не подчиняясь слепо авторитету, традиции, догме. Кант не отвергает религию, он считает, что она должна быть "разумной". Приемлемой для просвещенного человека он считает не "историческую", полную суеверий и заблуждений религию, а религию "в пределах только разума". В этих границах религия, считал Кант, обладает не теоретической, познавательной, но только практической, а именно моральной ценностью: "Все, что кроме доброго образа жизни, человек предполагает делать, чтобы быть угодным богу, есть только религиозная иллюзия и лжеслужение богу". Поэтому Кант отвергает религиозный культ как "идолопоклонство", "фетишизм". Он не видит в этом отношении разницы между тунгусским шаманом и европейским католическим прелатом. Он убежден, что религия в качестве государственного института только развращает граждан, прививает им привычку к лицемерию, "кажущемуся служению даже при исполнении гражданского долга". Различные внешние проявления религии, организации, догматика - все это "религиозные иллюзии", напрасный труд.
"Добрый
образ жизни" предполагает,
что человек следует
своему практическому разуму и соблюдает
закон морали - категорический
императив поступать так, чтобы личный
принцип моей воли мог стать
в любое время принципом всеобщего
законодательства. Моральным делает
постулат только уважение морального
закона и следование долгу. Мораль
автономна, она не основывается
на религии, на предполагаемом вознаграждении
за моральность. Мораль основывается
не на велении бога, а
на сознании человеком безусловности
требования в любых ситуациях
выполнять свой долг. Сама религия
вместе с моралью не есть нечто данное
человеку извне, но есть нечто присущее
человеческому существованию в мире.
Список литературы: