Проблема подлинного и неподлинного существования в экзистенциализме

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:16, контрольная работа

Краткое описание

С момента возникновения философии проблема подлинного существования находилась в центре внимания мыслителей, к какой бы эпохе, культуре, философскому направлению или школе они ни принадлежали. Все разделы философского учения имели, в конечном счете, одну цель - подвигнуть человека к выбору достойного жизненного пути, на котором он сможет раскрыть наивысшие свои способности. В современную эпоху, когда на смену жесткого противостояния двух мировых сверхдержав пришел многополярный мир с множеством самобытных религиозных и идеологических мировоззрений, вопрос о самостоятельном выборе подлинного существования встает особенно остро.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1…………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

подлинное и неподлинное в экзистенциализме.doc

— 63.00 Кб (Скачать)

В чем специфика человеческого  существования? В философии, начиная с античности, различали существование и сущее. Сущее – совокупность окружающих вещей. Но среди многообразия вещей можно найти то, что является общим им всем, такой «нейтральный» признак всего мира (сущего вообще), заключающийся в том, что он – мир – вообще существует. Это выражено в понятии бытия. Только в Боге существование и сущность совпадают. Все остальное в большей степени  является сущим, чем существует. Иначе говоря, во всех остальных вещах – предметах, животных, растениях, человеке – нет никакой экзистенциальной необходимости. Они могут существовать, а могут и не существовать. Какая необходимость есть еще в одном растении, еще в одном человеке? Но только человек догадывается об ущербности, неполноценности своего существования в сравнении с Богом. И человек, в отличии от всего остального мира, пытается обрести существование, быть живым, существовать, будучи уникальным, неповторимым произведением самого себя. Если я уникален и неповторим в своем деле, в своем творчестве, то я обретаю и экзистенциальную необходимость. Вся проблема в том, чтобы найти такое дело, найти такое место, встав на которое человек займет свою уникальную, неповторимую позицию. Надо «втиснуться» в этот застывший слипшийся мир, где все места ухе заняты, раздвинуть его глыбы.

Но человеческая уникальность и неповторимость, неисчерповаемость  и несводимость заложены в нем  лишь потенциально. Нужны постоянные и всю жизнь возобновляющиеся усилия для того, чтобы эта потенциальность стала актуальностью. Если я не попытаюсь жить своей жизнью, я живу чужой, я живу в Маn, т.е., по Хайдеггеру, в сером, стадном, безликом существовании: думаю, как все, делаю, как все, и больше напоминаю бездушного робота, чем человека. Сущность может быть абстрактной, существование всегда конкретно. Мало ли какими достоинствами я обладаю, я еще должен существовать в полном смысле этого слова, и тогда все мои достоинства получают смысл и значение. Жизнь, писал О. Больнов, может быть сильнее или слабее, богаче или беднее, благороднее или грубее, она может изменяться, расти или убывать. Существование же лежит по ту сторону этих определений. Оно может быть лишь целиком обретено или целиком утеряно. Оно сущностным образом неделимо и прекращается лишь тогда, когда человек мертв или же является совершенно душевнобольным.

Существование, с точки  зрения Больнова, не есть внутренне, что  в этом смысле противостояло бы внешнему, оно, строго говоря, находится «по ту сторону» всех содержательных данных. О нем нет знаний, которые могли бы сохраняться как обладание. Существование исчезает, как только его полагают схваченным, и присутствует лишь в бесконечном свершении отрицания. Подобно тому, как дома нет в доске или в гвозде, так и существования нет в сознании или в морали. Богатство творческих возможностей часто настолько затрагивает человека в его глубинах, что обладание моральными или духовными ценностями кажется ему достаточным критерием собственного существования. Но любое знание, любые ценности являются для человека внешними, неокончательными, не заменяющими и не подменяющими акта существования. Человек может потерять себя, если происходит такая подмена. В нем содержится нечто «свыше того», не обнаруживающееся во всех этих преходящих или сердцевинных определений его бытия.

Существовать, для человека, - значит быть живым. Если я знаю все  тайны, и имею всякое познание и всю  веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто, - говорится в послании апостола Павла. Так и существование: можно иметь ум, практические навыки, большие знания, но не быть живым.

Какие бы мы отношения  человека не рассматривали, какие бы качества ни перебирали, все это  не то, единственно верным подходом будет следующий: человек есть ничто, потому что всякое что-то относится к его сущности, а не к существованию. «Если человек по-настоящему внутренне пройдет до конца весь этот путь опыта, что само по себе и непостижимо, то высвободившееся в нем до известной степени за счет осаждения любых мысленных содержательных свидетельств и явиться опытом существования в строгом экзистенциально-философском смысле».4

Пройти этот путь –  значит выявит то, что в тебе самым  главным, а это главное не составляют ни знания, ни мудрость, ни щедрость души, главное – это ощущения себя живым, существующим. Это очень трудное, почти невозможное ощущение, которое возникает только в какие-то мгновения жизни и озаряет светом понимания, светом бытия всю остальную жизнь, погруженную во мрак обыденности, деловитости, скуки. Быть живым – значит чувствовать в глубине себя силы, превышающие все мои таланты и способности, чувствовать свою причастность к этим силам, чувствовать, что жизнь есть дар, приобщающий меня к жизни вообще, к чистому существованию, которое доступно только Богу. Существование - не автоматический процесс, а постоянное рождение, стоит застыть в каком-то одном образе – и ты уже теряешь нить существования, душа твоя застывает, и мир становиться обыденным, скучным и прозаичным. Чистое существование – это не существование, в каком то образе. Сначала надо быть живым, обладающим живой душой, которая является камертоном мира, отзывающимся на все его события, на его таинственность, красоту, осмысленность, на его цвета и звуки т.д.   

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Достоевский Ф. М. Записки из подполья// Достоевский Ф. М. Бесы. Записки из подполья. М., 1994. с.459

2.Тиллих П. Мужество быть//Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995. с.98-99.

3. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека// Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. с 18

4. Больнов  О. Философия экзистенциализма (Философия  существования). Спб., 1999. с.38

5. Философия. Под ред. Профессора  В. Д. Губина и профессора  Т.Ю. Сидориной . – 3е изд., перераб.и доп. – М., Гардарики, 2005. – 828с.

1 Достоевский Ф. М. Записки из подполья// Достоевский Ф. М. Бесы. Записки из подполья. М., 1994. с.459

2 Тиллих П. Мужество быть//Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995. с.98-99.

3 Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека// Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. с 18

4 Больнов О. Философия экзистенциализма (Философия существования). Спб., 1999. с.38




Информация о работе Проблема подлинного и неподлинного существования в экзистенциализме