Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:27, реферат
Принижение роли чувств и ощущений восприятия, в форме которого реализуется связь с миром, влечет за собой отрыв от реального объекта познания. Обращение к разуму как единственному научному источнику знания привело рационалиста Декарта к заключению о существовании врожденных идей. Хотя, с точки зрения материализма, это можно назвать "генетическим кодом", передаваемым от поколения к поколению. С ним перекликается Лейбниц, предполагая наличие предрасположений (задатков) мышления.
Введение……………………………………………………………..3
Общая характеристика эпохи Нового времени……………………5
Философия Френсиса Бэкона………………………………………6
Философия Рене Декарта……………………………………….…10
Заключение…………………………………………………...…….14
Список использованной литературы………………………..……16
Бэкон сам писал
о том, что он не переоценивает
слишком непосредственное и собственно
чувственное восприятие, а считает,
что чувства может оценить
только эксперимент. По его мнению,
только эксперимент может говорить
о вещах, ведь тонкость опыта далеко
превосходит тонкость самих чувств,
даже вооруженных исключительными
приборами. Но точно так же он не
испытывает полного доверия к
разуму. По сути, чувственность у Бэкона
должна органично сочетаться с разумом
в ходе экспериментальной деятельности,
преображающей и то, и другое. Эту свою
мысль Бэкон выражает с помощью художественного
образа. Человека, переоценивающего значение
чувственных данных, он сравнивает с муравьем,
довольствующимся собранным. А того, кто
уповает только на разум, он сравнивает
с пауком, извлекающим все из самого себя.
В этой ситуации Бэкон на стороне пчелы.
Путь пчелы, по его мнению, состоит в том,
чтобы извлекать нектар из цветов, но перерабатывать
его в мед согласно своему умению и разумению.
Философия Рене Декарта
Р. Декарт (1596-1650)
родился в семье французского
дворянина. В то время молодежь уезжала
учиться в передовую страну —
Нидерланды, так же поступил и Декарт.
Он один из творцов аналитической
геометрии, от него пошла система
алгебраических обозначений. В оптике
обосновал закон постоянного
отношения синусов при
В философии Рене Декарта (1596—1650), как и в философии Бэкона, содержится запрос на новую логику и новый метод научного познания, хотя все это Декарт понимает совершенно иначе, чем Бэкон.
Для творческой биографии Декарта характерно то, что и для многих философов его времени. В зрелом возрасте он резко отмежевался от того, к чему его приобщали в юности во время учебы в иезуитском колледже Ла-Флеш, куда Декарт поступил в возрасте восьми лет. В указанном учебном заведении Франции давали неплохое по тем временам образование, но это было образование в чисто схоластическом духе. Там изучали языки, теологию и в очень незначительной степени математику и науки о природе. Чтобы компенсировать недостатки схоластического образования, по окончании колледжа Декарт решает посвятить несколько лет путешествиям. По его собственному выражению, он стремился к изучению «книги жизни». И с этой целью он поступает на военную службу. В 1621 году Декарт уходит с военной службы и путешествует по Германии, Польше, Швейцарии, Италии, а также некоторое время живет во Франции. Затем продолжительное время, с 1629 по 1644 год, Декарт живет в Голландии, самой либеральной и веротерпимой стране того времени. Именно в этот период были написаны его основные труды. Но даже в Голландии, а именно в Утрехте в 1643 и в Лейдене в 1647 году было запрещено распространение его идей, а книги Декарта были сожжены. В этот период Декарт несколько раз посещает Париж и думает даже о возвращении во Францию. Но получив приглашение от шведской королевы Кристины, с которой он вел переписку и обсуждал философские вопросы, Декарт решается переехать в Стокгольм. Однако суровый климат Скандинавии не пошел на пользу слабому здоровью Декарта, и вскоре он умирает от простуды.
Декарта, как и Бэкона, интересуют, прежде всего, вопросы, связанные с методом научного познания. Но он является основоположником рационализма — того направления в философии, в котором главным источником наших знаний считается разум (по латыни ratio), а чувства при этом играют только вспомогательную роль. И в этом он противоположен сенсуализму и эмпиризму, когда считается, что основным источником нашего познания являются чувства. Рационалистическая направленность взглядов Декарта уже видна в названиях его трудов. Это «Правила для руководства ума» (1628—1629) и «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» (1637). Причем последнее было написано как введение к его трактату о геометрии. Но и в других крупных работах Декарта «Размышления о первой философии» (1640—1641) и «Начала философии» (1643) речь по существу идет опять-таки о мышлении, познании, логике, методе.
Как и Бэкон, Декарт считал, что наука должна «содействовать общему благу всех людей». Подобно скептикам, Декарт начинает свою философию с радикального сомнения во всем, что было на тот момент известно. Но назначение сомнения в его философии совсем иное. Подвергая наши знания сомнению, Декарт хочет прийти к несомненному, которое и должно составить опору для теоретической науки. Такой несомненной опорой для теоретической науки не может быть чувственный опыт, потому что чувства, как замечает Декарт, нас обманывают. К тому же Декарт, в отличие от Бэкона, по своим научным интересам - математик. А в математике чувственный опыт не имеет решающего значения, в ней главная роль принадлежит выводу, доказательству. Но вывод и доказательство — это уже формы познания при помощи разума. Именно ему, согласно Декарту, и принадлежит решающая роль в познании. Согласно Декарту, без всякой опасности обмана мы можем идти в познании истины только двумя путями. Эти пути — интуиция и дедукция.
У Декарта интуиция
не противостоит логике, и она не
является некой мистической
Но, чтобы довести эти идеи до ясного сознания, согласно Декарту, необходимо размышление и сомнение. Здесь следует вновь напомнить о месте сомнения в учении Декарта, которое у него играет положительную, конструктивную роль, т. е. служит для того, чтобы отсечь ложные представления и прийти к представлениям истинным. Причем сомнению должны быть подвергнуты самые основы человеческого познания — существование мира и самого познающего субъекта. «Я сомневаюсь, — говорит Декарт, — следовательно, я мыслю, а если я мыслю, значит,я существую». Сам же факт сомнения не может быть подвергнут сомнению, потому что иначе мы придем к догматизму.
Но последней
инстанцией, которая должна окончательно
подтвердить достоверность
Таковы внутренние основы метода постижения истины, к которым Декарт прибавляет чисто внешние требования. Таких основных требований, по Декарту, четыре:
«тщательно избегать поспешности и принимать в свои суждения только то, что предоставляется моему уму так ясно и отчетливо, что ни в коем случае не возбуждает во мне сомнения»;
«разделить каждое из рассматриваемых мною затруднений на столько частей, насколько возможно и сколько требуется для лучшего их разрешения»;
«мыслить по порядку, начиная с предметов, наиболее простых и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступенькам, до познания наиболее сложных…»;
«составлять повсюду настолько полные перечни и такие общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено».
Надо сказать,
что метод познания истины, очерченный
Декартом, прекрасно работает в точных
науках, но неприменим в науках опытных.
И точно так же метод индукции,
на который делают ставку эмпирики,
не работает в точных науках. Таким
образом, методологическое противостояние
эмпиризма и рационализма в философии
Нового времени во многом отражает
размежевание внутри самой науки, которая
еще не создала единой картины
мира.
Заключение
Вся философия Нового времени опиралась на науку, в этот период началось создание философских систем. Именно отрыв от прежних убеждений и идей, ярким представителем которых была схоластика и ее дедуктивный метод, потребовал новых подходов и методов изучения.
Именно Ф. Бэкон и Р. Декарт стали наиболее яркими представителями этой эпохи. Методы, предложенные ими, стали наиболее существенным вкладом в философию этого времени. Их идеи были наиболее приближенными к современным теориям .Они с разных ценностно-мировоззренческих позиций разработали свои философские концепции, ядром которых стала методологическая проблематика. «Целью нашего общества, — утверждал Бэкон, — является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природою, покуда все не станет для него возможным». И для Декарта, который был не только великим философом, но и не менее великим математиком, наука — высшая ценность. Она основа надежды, символ всемогущества человеческого разума, воплощаемого в технике. Техника, в свою очередь, расширяет возможности научного познания природы.
Для бэконовской методологии характерен тезис о том, что природа побеждается только подчинением ей. Истинное Знание, по Бэкону, достигается с помощью познания причин, среди которых он выделяет материальные, действующие, формальные и конечные. Физика занимается исследованием материальных и действующих причин, наука идет дальше и вскрывает глубинные формальные причины, конечными причинами занимается теология. Он подвергает критике схоластику, которая, сосредоточив внимание на изучении силлогизмов самих по себе, занималась формальным выведением одних положений из других.
У истоков и
в центре философии Декарта стоит
человек, Я как «мыслящая вещь».
Под нею Декарт понимает «вещь
сомневающуюся, утверждающую, отрицающую,
знающую весьма немногое и многое,
не знающую, любящую, ненавидящую и
чувствующую». Декарт видит первую
определенность философии в том,
что «во всем должно сомневаться».
Он призывает не превращать данные
органов чувств в истину. Это же
относится к вопросу о
Принципиальный характер универсального сомнения обусловлен особенностями эпохи, которая с трудом расставалась со схоластическими традициями. И если господство этих традиций Бэкон преодолевал с помощью критики «идолов» и строил новое здание на основании опыта и индукции, то Декарт боролся с ними с помощью дедукции, основанной на ясных и очевидных истинах. Образцом рационалистической методологической программы Декарта выступает математика — символ ясности и дедуктивной строгости.
Воспев разум и показав реальные возможности своей методологии на практике — через открытия в математике, физике, физиологии, космогонии, — Декарт был осторожен в вопросах, которые могли вызвать недовольство церкви. По его мнению, ученый должен заниматься анализом того, каким образом Бог создавал те или иные вещи. но оставлять в сгороне вопрос, для чего, зачем он это делает.
Таким образом,
подводя итог вышесказанному, можно
сказать, что философия Рене
Декарта и Френсиса Бэкона
во многом схожа. Так, в
Но ,несмотря на некоторые сходства, философию Бэкона и Декарта можно охарактеризовать как спор эмпирика ,называемого также сенсуалистом, коим являлся Ф. Бэкон, и рационалистом, то есть Р. Декартом.
Главным «девизом»
эмпиризма стало выражение
Рационалисты же считали, что только разум дает четкое представление.
Однако, и рационализм, и эмпиризм имели свои недостатки. Так, ограниченность эмпиризма в том, что он преувеличивает роль ощущений и недооценивает значение разума в познании мира, в то время, как рационализм, наоборот, преувеличивает роль разума в познании мира.
Список
использованной литературы
Информация о работе Проблема метода научного познания в философии ХVII в. Р.Декарт и Ф.Бэкон