Проблема единства пространства и времени в художественном творчестве

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 16:50, реферат

Краткое описание

Целью данного исследования является рассмотрения проблемы единства пространства и времени художественного творчества в концепции М.М. Бахтина. Объектами исследования являются такие категории как «художественно творчество», «художественное пространство», «время», «хронотоп».
Реализация цели исследования проходит через выполнения ряда задач, поставленных в нашем исследовании:
- определить категории «художественное творчество», «художественное пространство», «время», «пространство»;
- выделить особенности каждой категории в контексте концепции М.М. Бахтина;
- рассмотреть история создания концепции;
- рассмотреть «хронотоп», как концепцию разрешающую вопрос единства пространства и времени;
- показать значение концепции хронотопа для философского осмысления «художественного творчества».

Оглавление

Введение 3
1. «Художественное творчество», «художественное
пространство» и «время». 5
2. М.М. Бахтин и концепция хронотопа. 9
3. Значение концепции хронотопа для философского осмысления
художественного творчества. 19
Заключение 24
Список использованной литературы. 26

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

   Для раскрытия значения концепции хронотопа в философском осмыслении художественного творчества, необходимо ознакомиться с исследованиями Бахтина в области литературы, которые буду служить отправной точкой в наших рассуждениях.   

   Исследования  Бахтина позволяют обнаружить возникновение почти всех специфических характеристик современного романного жанра, определенность которых детерминировалась указанными выше степенью и уровнем художественного освоения противоречивой природы взаимоотношений между героем эпического артефакта и его социальным окружением.

   М. Бахтин (как философствующий литературовед) верно отмечает, что историческая ценность той или иной эпохальной духовности (отражаемой в частности, в художественной литературе) состоит в степени развитости ее способности адекватно отражать конкретное содержание социального времени. ".., не может быть и речи об отражении эпохи вне хода времени, вне связи с прошлым и будущим... Современность, взятая вне своего отношения к прошлому и будущему, утрачивает свое единство, рассыпается на единичные явления и вещи, становится абстрактным конгломератом их".

   "Хронотоп  определяет единство литературного  произведения в его отношении к реальной действительности и включает ценностный момент, выделяемый в ходе абстрактного анализа". М. Бахтин в хронотопическом единстве выделяет как ведущую сторону "Вpемя".

   М. Бахтин начинает исследование романного хронотопа  с "авантюрного романа".  В  этом типе романа "...чистое зияние между  двумя моментами (начало и конец) биографического времени, никакого следа в жизни героев и их характеров не оставляющее"; "...полностью отсутствуют приметы исторического времени, всякие следы эпохи... Это время ни в чем не оставляет никаких следов, никаких сохраняющихся примет своего течения"."Ведь все это время слагается из случайных одновременностей и случайных разновременностей"[3].

    "Характер данного места не  входит в событие как его  составная часть, место входит  в авантюру лишь как голая  абстрактная экстенсивность... Авантюрный хронотоп характеризуется абстрактной технической связью пространства и времени, обратимостью моментов временного ряда, их переместимостью в пространстве". "Мир и его характеристики не определены, а закономерности и необходимые связи его этому романному герою чужды и незнакомы". "Все в греческом романе описывается как единичное, единственное, нет целостного описания, с указанием сходства и различия, каждый предмет довлеет себе".

   В романах разных типов реальное историческое время отображается поразному. Например, в средневековом рыцарском романе используется так называемое авантюрное время, распадающееся на ряд отрезков-авантюр, внутри которых оно организовано абстрактно-технически, так что связь его с пространством также оказывается во многом техничной. Хронотоп такого романа — чудесный мир в авантюрном времени.

   Каждая  вещь этого мира имеет какие-нибудь чудесные свойства или просто заколдована. Само время тоже становится до некоторой степени чудесным. Появляется сказочный гиперболизм времени. Часы иногда растягиваются, а дни сжимаются до мгновения. Время можно даже заколдовать. На него оказывают воздействие сны и столь важные в средневековой литературе видения, аналогичные снам.

   Новое, диалектико-художественное понимание основного противоречия между личностью и обществом обусловило и новый, раблезианский хронотоп. Время у него максимально устремлено в будущее, потому что в будущее устремлена активная историческая деятельность человека. Хотя, как отмечает Бахтин, у Рабле "...еще нет четкой дифференциации времен: настоящего, прошлого и будущего, предполагающей существенную индивидуальность, как точку отсчета... Время это глубоко пространственно и конкретно. Оно неотделимо от земли и природы... сплошь вовне, как и вся жизнь... сплошь едино... все вовлекает в свое движение... не знает никакого неподвижного "устойчивого фона". Ф. Рабле стремится "очистить" реальное социальное время и пространство "...от моментов потустороннего мировоззрения, от символических и иерархических осмысливаний этого мира по вертикали... (Это) воссоздание (эстетически - Б.С.) адекватного пространственно-временного мира как нового хронотопа для нового "гармонического, цельного человека и новых форм человеческого общения".

   Сложно  ли заявлять, что понятие хронтопа применимо ко всем видам искусства? В духе Бахтина все искусства можно разделить в зависимости от их отношения ко времени и пространству на временные (музыка), пространственные (живопись, скульптура) и пространственно-временные (литература, театр), изображающие пространственно-чувственные явления в их движении и становлении. В случае временных и пространственных искусств понятие хронотопа, связывающего воедино время и пространство, если и применимо, то в весьма ограниченной мере. Музыка не разворачивается в пространстве, живопись и скульптура почти что одномоментны, поскольку очень сдержанно отражают движение и изменение. Понятие хронотопа во многом метафорично. Если использовать его применительно к музыке, живописи, скульптуре и подобным им видам искусства, оно превращается в весьма расплывчатую метафору.

   Но  наш на взгляд применение понятие  хронотопа только в  познании пространственно-временных искусств  достаточно однобоко. Если отрешиться от того, что музыка оперирует совсем другими средствами передачи информации и формирования художественного пространства, то вполне понятной будет мысль о том, что отдельное музыкальное произведение может содержать в себе хронотоп, поскольку с одной стороны охватывает своим звучанием определенное пространство и таким же образом создает свое внутреннее пространство, которое имеет свое время - если подразумевать под временем музыкального произведения его уникальную ритмическую структуру. Сложное музыкальное произведение воспроизведенное может иметь несколько отдельных хронотопов в своем составе. Проблема же анализа  изобразительного искусства через понятие хронотопа заключается в том, что в произведениях изобразительного искусства превалирует созданное художником пространство, однако и оно запирает в себе определенный фрагмент времени, ведь при создании живописного полотна или скульптуры или графического листа художник зачастую исходит из требований времени и эпохи, с одной строны, и привносит свое субъективное ощущение времени, косвенно привлекая зрителя к погружению в данный временной отрезок существующий в изображении.

   Хронотопичная драматургия как вид искусства непосредственно связанная с литературой, и более всего хронотопично киноискусство. Каждый структурный элемент драматургического произведения, просто изложенного на бумаге либо поставленного на сцене являет собой локальный хронотоп. Кино же объединяет хронотопы литературы и изобразительного искусства создавая свое художественное пространство, в котором практически не стоит проблемы единства пространства и времени, так как кино само по себе динамично и существует в этих двух аспектах одновременно. 

     В произведениях пространственно-временных искусств пространство, как оно представлено в хронотопах этих произведений, и их художественное пространство не совпадают. Лестница, передняя, улица, площадь и т. д., являющиеся элементами хронотопа классического реалистического романа («мелкими» хронотопами по Бахтину), не могут быть названы «элементами художественного пространства» такого романа. Характеризуя произведение как целое, художественное пространство не разлагается на отдельные элементы, в нем не могут быть выделены какие-то «мелкие» художественные пространства.

   Художественное  пространство и хронотоп — понятия, схватывающие разные стороны произведения пространственно-временного искусства. Пространство хронотопа является отражением реального пространства, поставленного в связь со временем. Художественное пространство как внутреннее единство частей произведения, отводящее каждой части только ей присущее место и тем самым придающее целостность всему произведению, имеет дело не только с пространством, отраженным в произведении, но и со временем, запечатленным в нем[11].

   Применительно к произведениям пространственно-изобразительного искусства понятия художественного пространства и хронотопа близки по своему смыслу, если не тождественны. Можно поэтому сказать, что Бахтин был одним из тех авторов, которые внесли существенный вклад в формирование понятия художественного пространства.

   Разрабатывая  понятие хронотопа, Бахтин вышел  из области чистого литературоведения и вступил в сферу философии искусства. Свою задачу видел именно в создании философии в собственном смысле слова, которая всецело сохраняя в себе стихию, воплотившуюся в русском «мыслительстве», и в то же время стала бы последовательной и «завершенной»[4].

   Следует еще раз подчеркнуть, что в отличие от хронотопа, являющегося локальным понятием, применимым лишь в случае пространственно-временных искусств, понятие художественного пространства универсально и относится ко всем видам искусства. 
 
 
 
 
 
 
 

 

    Заключение. 

   Проведя данное исследование, выполнив поставленные в работе задачи мы пришли к следующим выводам.

   Художественное творчество, как особый вид деятельности порождает художественные произведения. Для каждого художественного произведения характерно наличие художественного пространства и времени, их единство представляет собой основную интегральную характеристику худо-жественного произведения. Представления о пространстве лежат в основе культуры, поэтому идея художественного пространства является фундаментальной для искусства любой культуры. Художественное пространство характеризуется, как свойственную произведению искусства глубинную связь его содержательных частей, придающую произведению особое внутреннее единство, которое наделяет его характером эстетического явления. Художественное пространство является  неотъемлемым свойством любого произведения искусства, включая музыку, литературу и др.

   Хронотоп  — это культурно обработанная устойчивая позиция, из которой или сквозь которую человек осваивает пространство топографически объемного мира, у М. М Бахтина — художественного пространства произведения. Введенное М. М.Бахтиным понятие хронотопа соединяет воедино пространство и время, что дает неожиданный поворот теме художественного пространства и раскрывает широкое поле для дальнейших исследований. Хронотоп принципиально не может быть единым и единственным (т.е.монологическим): многомерность художественного пространства ускользает от статичного взгляда, фиксирующего какую-либо одну, застывшую и абсолютизированную его сторону.

   Возникший, сначала в физике, хронотоп перекочевал в филологию и философию в концепции М.М. Бахтина, которая была создана исходя из назревшей необходимости разрешения вопроса о единстве времени и пространства в художественном творчестве.

   Особенностью  описания М. М. Бахтиным категорий пространства и времени, изучение которых в разных моделях мира стало позднее одним из основных направлений исследования вторичных моделирующих семиотических систем, является внедрение понятия «хронотоп».

   С одной стороны концепция хронотопа являеться достаточно исчерпывающей для разрешения вопроса о единстве в произведении художественной литературы, с другой стороны применяемая в исследовании остальных видов искусства которые не столь ориентированны в пространстве и времени вызывает немало споров, так как хронотоп ориентирован на доминирование именно художественного времени, однако как категорию его можно с нятяжкой применять по отношению к художественным произведениям которые содержат в себе короткий промежуток времени.

   К таким видам искусства можно отнести изобразительное искусство, скульптуру, архитектуру. Хотя и существуют отдельные скажем живописные полотна либо примеры монументально-декоративного искусства содержащие в себе многослойный сюжет, структурно развивающийся на той плоскости, на которой они были изображены. Хотя подобные рассуждения и выводы могут быть подвергнуты сомнению.

   Тем не менее сложно отрицать, тот факт что концепция М.М. Бахтина о  хронотопе и содержащися в  нем локальных хронотопах в пространстве художественного произведения имеют большой вес при философском осмыслении художественного творчества.

   Через хронотопы можно постигать не только литературу, но и драматургию и киноискусство как единые, цельные эстетические явления, в которых время и пространство связано неразрывно.

      
Список использованной литературы.

1.Аверинцев С.С., Давыдов Ю.Н., Турбин В.Н. и др. М.М. Бахтин как философ. М., 1992.

2.Бахтин М.М.  Очерки времени и хронотопа  в романе. Очерки по исторической риторике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

3.Бахтин  М.М. Формы хронотопа и времени  в романе, очерки по исторической риторике, Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., «Худож. лит.», 1975 

4.Библер В.  С. Михаил Михайлович Бахтин, или  Поэтика культуры. М., 1991.

Информация о работе Проблема единства пространства и времени в художественном творчестве