Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 16:50, реферат
Целью данного исследования является рассмотрения проблемы единства пространства и времени художественного творчества в концепции М.М. Бахтина. Объектами исследования являются такие категории как «художественно творчество», «художественное пространство», «время», «хронотоп».
Реализация цели исследования проходит через выполнения ряда задач, поставленных в нашем исследовании:
- определить категории «художественное творчество», «художественное пространство», «время», «пространство»;
- выделить особенности каждой категории в контексте концепции М.М. Бахтина;
- рассмотреть история создания концепции;
- рассмотреть «хронотоп», как концепцию разрешающую вопрос единства пространства и времени;
- показать значение концепции хронотопа для философского осмысления «художественного творчества».
Введение 3
1. «Художественное творчество», «художественное
пространство» и «время». 5
2. М.М. Бахтин и концепция хронотопа. 9
3. Значение концепции хронотопа для философского осмысления
художественного творчества. 19
Заключение 24
Список использованной литературы. 26
Содержание
Введение
1. «Художественное творчество», «художественное
пространство»
и «время».
2. М.М. Бахтин
и концепция хронотопа.
3. Значение концепции хронотопа для философского осмысления
художественного
творчества.
Заключение
Список
использованной литературы.
Введение.
Художественное творчество это специфический вид человеческой деятельности отражение человеческим сознанием реальности через его эмоции и чувства и придание им особой формы, ее проявлением являются музыка, литература, изобразительное искусство, драматургия и так далее.
Произведение искусства, существующее в реальности имеет свое особое созданное пространство присущее этому произведению. Проблема единства пространства и времени в художественном творчестве исследуется не так давно(начиная с 19-го начала 20 веков), не смотря на то, что уже в Античности обозначились его отдельные аспекты, в основном это проблема эстетики, но так же и философская проблема, так как посредством эстетики философией познается данная сфера деятельности человека.
Выдающийся мыслитель XX в. М.М.Бахтин оставил оригинальную культурно-философскую концепцию, которая во многом предвосхитила современные подходы к анализу сущности человеческого в мире.
Исследования, в которых развиваются идеи диалогичности, карнавальности, события, поступка, хронотопа, полифонии разобраны на цитаты, а «бахтиноведение» уже имеет собственную научную историю. Тем не менее terra bakhtiniana таит в себе много недосказанного, основные тезисы его работ по-прежнему не поддаются однозначной интерпретации и, несмотря на многочисленные попытки отнести их к одной лишь конкретной сфере гуманитарного знания, с лёгкостью ложатся в основание и теории языка и текста, и теории познания, и теории литературы, и теории эстетики, и теории коммуникации, и теории личности.
Целью данного исследования является рассмотрения проблемы единства пространства и времени художественного творчества в концепции М.М. Бахтина. Объектами исследования являются такие категории как «художественно творчество», «художественное пространство», «время», «хронотоп».
Реализация цели исследования проходит через выполнения ряда задач, поставленных в нашем исследовании:
-
определить категории «
- выделить особенности каждой категории в контексте концепции М.М. Бахтина;
- рассмотреть история создания концепции;
- рассмотреть «хронотоп», как концепцию разрешающую вопрос единства пространства и времени;
- показать значение концепции хронотопа для философского осмысления «художественного творчества».
Вопросом единства пространства и времени не только художественном творчестве, но и в других аспектах задавались различные авторы, такие как Хайдеггер, Флоренский, Шпенглер, Мерло-Понти и др. М.М. Бахтин в своих работах разработал концепцию хронотопа, которая изначально вышла из его филологических изысканий, однако перешла в более широкую философскую категорию, через которую, по мнению некоторых исследователей возможно раскрыть и проблему человека.
1. «Художественное творчество», «художественное
пространство» и «время».
В первом параграфе данной работы мы выделим и рассмотрим наиболее важные для нас категории, такие как художественное творчество и произведение, художественное пространство, время, отметим некоторые их особенности.
Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности[6]. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Особым видом творчества считают творчество художественное, в результате которого автор являет миру художественное произведение( живописное полотно, роман, симфонию и т.д.).
Художественное произведение как результат творческой деятельности порождает определенное художественное пространство.
Художественное пространство произведения искусства, совокупность тех его свойств, которые придают ему внутреннее единство и завершенность и наделяют его характером эстетического. Понятие «художественного пространства», играющее центральную роль в современной эстетике, сложилось только в 20 в., хотя обозначаемая им проблематика обсуждается в философии искусства еще с античности. В Новое время художественное пространство обычно отождествлялось с изображенным художником пространством мира: пространство картины или гравюры, пространство пластического образа, пространство сцены и т.п. истолковывалось как отображение реального, физического пространства. Понятие художественного пространства восходит в своем происхождении к живописи, скульптуре, театру и др. видам искусства, в которых художественное повествование разворачивается в физическом пространстве.
В дальнейшем содержание данного понятия расширилось, и оно стало охватывать и те виды искусства, которые не разворачиваются непосредственно в таком пространстве (литература, музыка и др.). Художественное пространство является интегральной характеристикой художественного произведения.
Конкретное решение проблемы пространства налагает отпечаток на все используемые художником изобразительные средства и представляет собой один из ключевых признаков стиля художественного. Особенно выразительно это проявляется в живописи, применительно к которой понятие художественного пространства проанализировано наиболее полно: эта проблема включает в себя не только цвет, свет, линию живописного изображения, его глубину и дробность, но и динамику, символизм, отношение к канону и т.д.[12]
Существенный вклад в осмысление проблемы художественного пространства внесли О. Шпенглер, П.А. Флоренский, X. Ортега-и-Гасет, М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти и др.
В философии время — это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее), внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами[8].
Но
время, в котором находится
Художественное произведение–продукт творчества за счет наличия в нем особой эстетической реальности, обозначение которой в науке закрепилось за терминами ”внутренний мир произведения” (Д.С.Лихачев) и "поэтический мир" (В.В.Федоров). Д.С.Лихачев писал, что поэт творит художественный мир со своими природными и социальными законами, являющимися производными (вторичными) от закона поэтического, или закона изобразительного искусства, который не просто отменяет закон естественный, “природный”, но на место отмененного закона вводит другой, соприродный миру героев произведения (“узаконивает” движение коня, вскинувшего обе правые ноги одновременно)[13].
Художественное время движется неравномерно в силу качеств наполнения и переживается не только как текучее, но и пространственно замкнутое, обозримое, навеки соотнесенное с «началом», «серединой» и «концом». Художественное пространство, так же координировано и перегруппированное содержательным наполнением таит в себе временную динамику (в художественной словесности это очевидно из интонационно-ритимических подъемов и спадов описания). Независимо от того, в «гармоническом» или «экспрессивном» ключе решено произведение, явлены проникновенное единство и слитность пространства и времени, динамики и покоя, предмета и события – взаимодополнительных или взаимоисключающих характеристик эмпирического бытия. В частности композиция, сюжет, система иносказаний(тропов) и стилистических акцентуаций суть в художественном творчестве не приемы убедительной подачи идейного материала (как в риторике, ораторской прозе), а средства переключения, внедрения жизненной темы из фактического в смысловой план бытия. Благодаря такому переключению в художественном мире «все ружья стреляют», все перипетии оказываются вознесенными в единое новое измерение, без остатка пребывают в новом принципе предметно событийном и пространственно-временной соотнесенности, поэтому художественная реальность воспринимается как однородная, неделимая[9].
Исходя из всего вышесказанного можно составить следующую логическую цепочку: художественное творчество, как особый вид деятельности порождает художественные произведения, для каждого художественного произведения характерно наличие художественного пространства и времени, их единство представляет собой основную интегральную характеристику художественного произведения.
Вопрос
о соотношении время и
2. М.М.
Бахтин и концепция хронотопа.
В данном параграфе мы подробно рассмотрим концепцию хронотопа М.М. Бахтина, коснемся фактов его биографии.
Михаил Михайлович Бахтин родился 17 (5) ноября 1895 года в Орле, в семье банковского служащего. Его детство и юность прошли в Орле, Вильно и Одессе, где он учился в гимназии и Новороссийском (Одесском) университете и с ранних лет погружался в философские трактаты И.Канта[1].
В 1914-1918 гг. М.М.Бахтин жил в Петербурге-Петрограде и был вольнослушателем университета, где учился у В.В.Розанова, Н.А.Бердяева, Н.О.Лосского, А.В.Карташева. Встречи с этими выдающимися мыслителями не могли не повлиять на характер миросозерцания, философствования М.М.Бахтина, не задать ему «направление думания».
В 1918-1923 гг. он жил и преподавал в Невеле и Витебске (с 1920 г.), где вокруг него сложился философско-религиозный кружок. В 1919 г. в невельском альманахе «День искусства» появилась первая небольшая публикация М.М. Бахтина- статья «Искусство и ответственность».
С 1923 г. в Петрограде М.М.Бахтин работает над начатым в Витебске трактатом «Философия поступка», которому будет суждено увидеть свет лишь в 1980-х гг. В начале 1929 г. появляется первое издание книги «Проблемы творчества Достоевского», которая станет одной из знаменитейших книг XX века[1].
Незадолго до этого, в декабре 1928 г., М.М.Бахтин был арестован по обвинению в принадлежности к подпольной контрреволюционной организации, пропагандировавшей религиозные и националистические настроения, а в июле 1929 г. приговорен к заключению сроком на пять лет. М.М.Бахтин был тяжело болен, и по спасительному ходатайству А.М.Горького и А.Н.Толстого мера наказания была заменена ссылкой в Кустанай (Северный Казахстан), где он прожил почти семь лет, работая экономистом-бухгалтером в местном «Райпотребсоюзе». Но и после ссылки М.М.Бахтину было запрещено жить и работать в крупных городах, тем более в столице. В 1936 г. он стал преподавать в Саранске в Мордовском педагогическом институте. С 1937 г. жил в городке Кимры, работая школьным учителем. Там же из-за обострения болезни в 1938 г. ему ампутировали ногу. С 1945 г. М.М.Бахтин жил и преподавал в Саранске до своей реабилитации в 1967 г.
В начале 1946 г. в Москве в Институте мировой литературы им. А.М. Горького он защитил диссертацию, посвященную художественному миру Франсуа Рабле. После семи часов обсуждения с перевесом в один голос было принято решение присудить ему не кандидатскую, а докторскую степень, но в ситуации «ждановщины», усиления борьбы с «космополитизмом» и с увлечениями фольклором, М.М.Бахтин так и остался кандидатом наук. Позднее, отказываясь от звания профессора, он говорил: «Я - философ, а философ должен быть никем, ибо иначе он может начать приспособлять философию к своему социальному положению». Только в 1969 г. М.М.Бахтин переехал в Москву, где скончался 7 марта 1975 года[1].
Информация о работе Проблема единства пространства и времени в художественном творчестве