Природа истины и её свойства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является понимание истины, ее влияние на человека и общество.
Обьектом курсовой работы является “Истина”, предметом исследования – ее свойства критерии и основные концепции.
Исследуя проблему истины, у меня возникло три вопроса:
1) Что такое истина?
2) Что такое критерий истины?
3) Какие существуют теории истины?

Оглавление

Введение
Глава 1.Истина. Определение понятия, виды и свойства…………….. 5
Определение истины………………………………………… 5.
Виды истин…………………………………………………….8.
Основные свойства истины………………………………….10
Глава 2. Критерии истины……………………………………………… 13
2.1 Определение критерия истины и его виды…………………13.
2.2 Эволюция критериев истины. Критерий истины от античности до наших дней……………………………………………… 16
Глава 3 Теории (концепции) истины……………………………………20
3.1 Классическая концепция…………………………………… 20
3.2 Когерентная концепция истины…………………………… .24
3.3 Прагматическая концепция истины…………………………27
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Курсовая по философии.docx

— 65.38 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

__________________________________________________________________ 

Кафедра "Общественные науки" 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на  тему: 

«Природа истины и её свойства» 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент 2 курса  ЮТД- 215

Аракчеев Борис  Андреевич 
 
 

Проверил:

Д.ф.н., доцент

Скалепов А.Н.

  
 
 
 
 

               Москва 2010  
           

               Оглавление

Введение

Глава 1.Истина. Определение понятия, виды и свойства……………..   5

    1. Определение истины………………………………………… 5.
    2. Виды истин…………………………………………………….8.
    3. Основные свойства истины………………………………….10

 Глава 2. Критерии истины……………………………………………… 13

     2.1 Определение  критерия истины и его виды…………………13.

       2.2 Эволюция критериев истины. Критерий истины от              античности до наших дней……………………………………………… 16

  Глава 3 Теории (концепции) истины……………………………………20

       3.1 Классическая концепция……………………………………  20

       3.2 Когерентная концепция истины…………………………… .24

       3.3 Прагматическая концепция истины…………………………27

Заключение

Список используемых источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 Введение 

     В любые времена человек пытается определить для себя, что такое  истина. Проблема истинности знания, критерии истины издавна интересовала выдающиеся умы. Без решения для себя проблемы не обходилась и не обходится в  настоящее время ни одна область  знания, будь она наукой опирающейся  на аксиоматику, раз и навсегда данную, либо на непрерывно  изменяющееся и  уточняющееся основание. Взгляды на данную проблему непрерывно меняются. Предлагались и уточнялись новые  концепции понимания и познавания мира. Так или иначе, мир познается человеком и трансформируется в зависимости от глубины и качества получаемых знаний. Здесь мы неизбежно сталкиваемся с вопросом: является наше знание о мире истинным, соответствующим нашим выводам из весьма ограниченного опыта?

     Человечество  неоднократно предпринимало попытки  научного исследования и систематизации  вопросов возникновения новых понятий, используя лишь "интуитивные" способности к постижению  нового. Расширение понятий возможно лишь в ходе исследований самого процесса их возникновения. Чем отчетливей  человек будет видеть себя, чем глубже будет познание законов мышления, тем ярче и многообразнее будет казаться  окружающий мир.

     Целью моей курсовой работы является понимание истины, ее влияние на человека и общество.

     Обьектом  курсовой работы является “Истина”, предметом исследования – ее свойства критерии и основные концепции.  

     Исследуя  проблему истины, у меня возникло три вопроса:

     1) Что такое истина?

     2) Что такое критерий истины?

     3) Какие существуют теории истины?

     Ответить  на данные вопросы я попытаюсь в моей курсовой работе. 

            1. Истина. Определение понятия, виды и свойства.

                             1.1 Определение истины. 

     «Истина есть великое слово и еще более  великое дело. Если дух и душа человека еще здоровы, то у него при  звуках этого слова должна выше вздыматься грудь»1, - эти слова Гегеля ярко и патетически выражают ту мысль, что истина столь же судьбоносна и значима для человека, как жизнь, счастье или любовь, что истина имеет отношение не просто к нашему познанию, но и к самому бытию, к самому существованию человека.

     Но  что же такое истина? Не является ли этот предельный вопрос лишь некой  скептической и риторической фигурой, в которой выражена уверенность  в относительности, субъективности и бессмысленности истины?

     Истина  здесь, рядом с нами, и не видеть этого – значит обречь себя на вечную бессмысленность бытия.

     Что представляет собой истина? Мы говорим, например, «истинное счастье». Это  значит настоящее, неподдельное, действительное счастье. Точно также мы говорим  о настоящем бриллианте, т.е. неподдельном, не фальшивом, естественном, а не искусственном. Фальшивый бриллиант – в действительности не то, чем он кажется. Но ведь фальшивый  бриллиант – это тоже нечто  действительное. Следовательно, истинность не может быть оправдана одной  действительностью.

     Истинное  – это такое действительное, которое  прежде всего согласуется с тем, что мы понимаем под тем или  иным предметом, в чем мы усматриваем  его сущность. В этом смысле истина есть соответствие понятия своему предмету. Хотя фальшивый бриллиант и действителен, но он не соответствует своей сущности, своему понятию, а следовательно, нашему представлению о бриллианте. Слово истина мы относим не только к самому сущему. Если суть истины – в соответствии предмета своему понятию, т.е. в истинности наших представлений о предмете, о сущем, то истинным или неистинным (ложным) должны являться, в первую очередь, наши высказывания о сущем.

     «Истина»  означает здесь двоякого рода согласованность:

     - совпадение вещи с понятием о ней;

     - совпадение понятий со словом, высказыванием.

     Истина есть как бы приравнивание вещи к слову, подобно тому, как обычная бумажная денежная купюра приравнивается к золотому эквиваленту.

     Но  как возможна такая согласованность, такое приравнивание совершенно различных вещей?

     Об  этом образно размышляет М. Хейдеггер. Мы говорим: «Эта монета круглая». Здесь высказывание согласуется с вещью. Но если вдуматься в этот пример истинности, он покажется верхом абсурда. Невольно станешь думать, что истина – плод относительности, условности и произвола2.

     Действительно, между монетой и высказыванием  о ней нет ничего общего, что  могло бы свидетельствовать об истине. Монета сделана из металла. Высказывание же вообще не имеет никакой формы. На монету можно что-то купить. Высказывание же о ней никогда не бывает платежным  средством.

     И несмотря на все это, высказывание «эта монета круглая» является истинным и  согласуется с вещью.

     И происходит это не в силу условности и договоренности, а в силу самой  природы сущего. Уподобление выражает в данном случае не вещественную одинаковость, а единственную взаимосвязь разнородных явлений бытия.

     Хейдеггер усматривает это единое сущее  в открытости сущего человеку, его  мысли и языку. Подтверждение  этому он видит в самом слове  «истина». По-гречески «истина» есть aletia, что в буквальном переводе означает «непотаенное», «открытое».

     Слово истина является заимствованным из старославянского языка. В старославянском образовано от ИСТЪ – «настоящий, несомненный, действительный» с помощью суффикса – ина.

     Истина  – это бытие, сущее, то, что есть. Таким образом, и в греческом, и в русском языках «истина» означает открытость бытия, выход сущего из потаенности. То, что есть, то открыто, не утаено от человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     1.2 Виды истин 

     Абслютная истина- источник всего, то, из чего все изошло.

     
     Абсолютная (или полная) истина представляет собой суждение, которое в данный момент не зависит  от уровня наших знаний об окружающем мире, и поэтому не может быть опровергнуто в будущем. Особенность  абсолютной истины состоит в том, что её нельзя доказать с помощью  научных экспериментов или вывести  в виде математической формулы. Как  остроумно заметил один философ: "абсолютная истина – это не то, что можно доказать, а то, чего нельзя избежать"3.Абсолютную истину можно только постигнуть и сформулировать в виде постулата, другими словами–поверить в неё. Примером тому является абсолютная истина, вера в которую сегодня незыблема для любого образованного человека – Закон сохранения и превращения энергии, согласно которому энергия не может возникать из ничего или исчезать, а может только превращаться из одной формы в другую. Эту абсолютную истину нельзя доказать экспериментально или представить в виде математической формулы, но это не мешает ей быть фундаментальной основой всех естественных наук. Очевидные истины быстро становятся понятными, поскольку лежат на поверхности. Постижение абсолютных истин - дело более сложное. Не всем нравится это занятие, требующее знаний, широты кругозора, интуиции, способности к обобщению фактов и веры в природу, частью которой является человек и все остальные живые существа. Вероятно поэтому, как сказал английский философ 17-18 века Локк Джон: "Нет абсолютных истин, которые бы пользовались признанием всего человечества"4. Изобретением вечного двигателя некоторые продолжают заниматься до сих пор. Однако истина не перестаёт быть истиной оттого, что кем-то не признана.

     Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) труднодостижима.

     Объективная истина- это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны и не имеют ничего общего с относительным понятием иррационалистической философии.

     Объективная истина - такое содержание человеческих знаний, которое не зависит от воли и желаний субъекта. Истина не конструируется по воле и желанию людей, а определяется содержанием отражаемого объекта, что и обусловливает ее объективность. Учение об объективной истине направлено против всевозможных концепций истины субъективно-идеалистического толка, согласно которым истина произвольно конструируется человеком, является результатом соглашений между людьми. Такое понимание истины антинаучно, поскольку позволяет рассматривать как истины всевозможные суеверия, религиозные верования и т. п., коль скоро они разделяются большинством людей. Современная буржуазная философия, как правило, выступает против объективности истины, что ведет к субъективизации научного знания и тем самым к подрыву и дискредитации науки. Так, прагматизм считает то или иное положение истинным, если его принятие обеспечивает успех в жизни; неопозитивизм объявляет математические и логические истины конвенциями. 
 
 
 

      

                            1.3 Основные свойства истины. 

     Истина  объективна. Ее содержание должно соответствовать действительности, а потому оно не может зависеть от субъекта, от его мнений или желаний. Истинное знание отражает то, что есть на самом деле. Истина может нам нравиться или не нравиться, мы можем признавать или отвергать ее. Бывает, что «тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман». Но истина остается истиной, как бы мы к ней не относились.

     Объективность истины не означает, что она вообще полностью независима от субъекта. Ведь истина существует не сама по себе и не витает где-то в потустороннем мире — она возникает в человеческом сознании как результат познавательной деятельности людей. Человек ведет поиск истины там, где это ему нужно, и от него зависит направление ее поиска. Он создает истинное знание, осмысливает и оценивает его. То, каких истин он достигнет и как он будет их понимать, зависит от его особенностей как биологического и социального существа, от его базиса познания, от его места во Вселенной. Мы не боги и не можем знать, каков мир в глазах всеведущего Бога. Объективные истины, которые мы постигаем, — это человеческие истины. Они соответствуют реальности в той мере, в какой реальность «видится» человеку из его базиса познания и в какой способы человеческого познания позволяют их постичь.

     Владеть истиной — значит иметь не только объективное знание о свойствах  предмета, но и субъективное понимание  возможностей его использования. Поэтому  объективная истина неотделима от субъективных особенностей ее осознания и истолкования людьми.

     В русском языке есть понятие «правда», которое в «Толковом словаре» Даля определяется как «истина на деле, истина во благе, правосудие, справедливость». Правда в этом смысле характеризует  ценность истины для субъекта.

     Мы  можем по-разному выражать содержание объективной истины, находить для  нее различные формулировки.

     Например, закон всемирного тяготения можно  выразить как в словах, так и  в математической символике, можно  записать его в интегральной и  дифференциальной форме.

     Выбор форм выражения какой-либо истины —  во власти субъекта. Однако содержание ее он не выбирает, изменить это содержание он не в силах. Как только субъект  попытается это сделать, истина перестает  быть истиной.

     Истина  всегда конкретна. Дело в том, что соотнесение знания с реальностью всегда осуществляется при определенных условиях. Поэтому невозможно говорить об истинности знания, взятого абстрактно, т. е. без учета этих условий.

     Конкретность  истины означает, что истинность знания определяется не только соответствием  реальности, но и конкретными условиями, при которых оно соотносится  с этой реальностью. Обычно эти условия  задаются ситуацией, в которой происходит познание, смысловым контекстом, в  котором формулируются его результаты, задачами и вопросами, которые субъект  в процессе познания решает. Вырвав какое-то истинное высказывание из его  смысловых связей, мы можем упустить из виду эти условия. А тогда содержание высказывания становится неопределенным и может толковаться произвольным образом. Так, иногда цитате, выхваченной  из текста, придают совсем не тот  смысл, который вложил в свои слова  автор.

     В повседневной жизни люди часто даже не осознают все те условия, из которых  они исходят, когда признают какие-то знания истинными или ложными. Но фактически такие условия всегда подразумеваются. А в науке их приходится выявлять и строго фиксировать, чтобы точно и однозначно определить истинность ее утверждений. Принцип  конкретности истины как раз и требует того, чтобы судить об истинности наших знаний с учетом конкретных условий, при которых они сопоставляются с действительностью. Если это не делается, то отношение знания к действительности может оказаться настолько неясным, что вопрос о его истинности будет невозможно решить.

     Например, утверждение «небо голубое» при  одних условиях наблюдения истинно, а при других ложно. Не принимая во внимание условий наблюдения, невозможно определить, является ли оно истинным или ложным. Если условия получения  экспериментальных знаний точно  не зафиксированы, то об истинности этих данных нельзя сказать ничего определенного. Даже утверждение, что дважды два  четыре, может считаться образцом истины только потому, что нет сомнений в условии, что используется обычно употребляемая десятичная система  счисления (а, скажем, не двоичная или троичная).

     Из  принципа конкретности истины следует, что не только установление самого факта истинности какого-либо знания, но и оценка степени его точности и полноты должны производиться  с учетом контекста, в котором  оно фигурирует. Одно и то же объективно истинное знание может в одном  контексте выступать как относительная, а в другом — как абсолютная истина. 
 

     
      
 
 
 
 
 

                                 2 Критерии истины 

         2.1 Определение критерия  истины и его  виды 

     Сам термин "критерий" происходит от греческого kriterion, что означает признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило. Критерий истины – это то, что удостоверяет объективную истинность познания. Однако такое понимание «критерия истины» почти всегда вызывало возражения.

     Под критерием истины понимается разрешающая  процедура, позволяющая оценивать знание либо как истинное, либо как ложное. Если пытаться искать такую процедуру исключительно внутри самого знания, то возникает парадокс, схваченный в свое время еще Секстом Эмпириком: “для нахождения такого критерия нужен, в свою очередь, критерий, и так до бесконечности.”5

     Практика  как критерий истины. Безусловной  заслугой марксизма является то, что  он в ясной и недвусмысленной  форме постарался найти критерий истины не внутри системы знания, а вне ее — в общественно-исторической практике человека. «В практике, — писал К. Маркс, — должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления».

     В самом деле, наиболее действенная  проверка объективной укорененности  наших идей и теоретических моделей  в структурах мирового бытия возможна в том случае, если нечто практически (телесно) созданное на их идеальной основе проходит испытание на свою функциональную пригодность в рамках этого мирового целого.

     Успешная  объективация (или, грубо говоря, материализация) наших знаний в технических устройствах, хозяйственной и социальной деятельности — серьезное свидетельство в пользу того, что мы ничего субъективно не измыслили, а познали нечто объективно сущее и значимое. Так, если ракета не падает, а взлетает в небо — это практическое свидетельство истинности наших физических представлений о законах гравитации; если стиральный порошок отстирывает грязь, — значит, наши сведения о протекании химических реакций в природе правильны; если мы ведем успешную социальную политику, избегая конфронтации в обществе и способствуя росту его духовных запросов, значит, наши социологические представления верны.

     Эмпирические  критерии истины. Формой научного проявления критерия практики является эксперимент, т.е. строго описанная и желательно техническая воспроизводимая процедура проверки опытных (эмпирических) следствий, выводимых из какой-либо теории.

Информация о работе Природа истины и её свойства