Природа философских проблем

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:19, реферат

Краткое описание

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» - любовь и «sophia» - мудрость и означает любовь к мудрости. Многие проблемы, которые рассматриваются в философии, длительное время ставились и по своему решались в рамках мифологии. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места и роли человека в мире и социальной действительности, возможности человека в познании и преобразовании мира.

Оглавление

Введение …………………………………………………….. 3

Общественно- исторический характер философской
мысли……………………………………………………. 4


Природа философских проблем………………………….7


Заключение……………………………………………………17


Литература…………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

философия реферат.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

      Философское  знание включает в себя 4 философских  учения:

  • аксиология - философское учение о ценностях, их месте в духовном мире человека и роли в его индивидуальной и социальной жизни;
  • праксиология – философия социального действия, теоретическое рассмотрение проблем человека как субъекта общественных отношений и социальных изменений;
  • гносеология – теория познания, обсуждаются вопросы возможности познания действительности, проблемы истины;
  • онтология – философия бытия, учение о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека. Онтология как раздел философского знания дает совокупность всеобщих определений бытия, характеризующих его безотносительно к деятельности людей, их познанию и мышлению.

Ядром всех проблем выступает  основной вопрос философии. Основной вопрос философии фиксирует онтологическое и гносеологическое отношение материи и сознания и является центром философской проблематики, отражающим реальное ядро предмета философского исследования. Вопрос о соотношении материи и сознания является «основным» потому, что без него не может быть никакого философствования, никакой подлинной философии. Другие проблемы только потому и становятся философскими, что их, оказывается, можно рассматривать через призму онтологического и гносеологического отношения человека к бытию. Этот вопрос является основным ещё и потому, что в зависимости от ответа на его онтологическую часть формируются две главные, принципиально разные всеобщие ориентации в мире: материализм и идеализм. Основой вопрос философии, как отмечается в литературе, не только «лакмусовая бумага», с помощью которой можно отличить научный материализм от идеализма и агностицизма; он становится одновременно средством ориентировки человека в мире. Исследование соотношения бытия и сознания является условием, без которого человек не сможет выработать своего отношения к миру, не сможет ориентироваться в нем.

     Но как  бы ни была велика роль основного вопроса философии в формировании картины мира и в ориентировке человека в мире, его значение не абсолютно, и считать его основным в смысле  «единственности», как это делают некоторые философы, вряд ли правомерно, так как это лишило бы относительной самостоятельности множество других важных проблем философии.

     Итак, всеобщность,  предельность – важнейшая и определяющая черта проблем философии.

     Следующая  особенность проблем философского  мировоззрения – их  « вечность».  В частных науках проблема  подобна задаче, которая возникает  после выполнения предыдущей  задачи. Теоретическая механика  сегодняшнего времени не занимается проблемами  времен Ньютона: они решены, т.е.уже не являются проблемами. Конечно, и в естествознании имеются отдельные проблемы, возникшие сотни лет назад и не решенные по сей день. Однако это не правило, а исключение   (Ойзерман Т.И. « Проблемы историко-философской науки». М.,1982.с.169). Существуют такие проблемы, которые являются не столько «вечными» , сколько «долгосрочными»: со временем они будут решены окончательно. Проблемы мировоззрения в своем большинстве иные. В мировоззренческом знании преобладают проблемы «вечные», постоянные для всех времен. Это проблема « мир в целом», проблема человека, смысл жизни, свободы, взаимоотношения философии и естествознания, философии и культуры и др.

     Культура  – совокупность духовных и материальных ценностей, результата освоения действительности, которые создаются  в ходе творчески – преобразующей деятельности людей, выражающий степень их господства над природой.

     Связь между  культурой, мировоззрением и философией  заключается в основных вопросах, однако существуют различия в подходах: религия, логика и разум.

К основным вопросам относятся:

- отношение человека  к миру;

- происхождение человека;

- предназначение человека;

- перспективы его существования.

Философия как особое явление и состояние общественного сознания находится в сложном взаимодействии с другими явлениями и формами этого сознания. Так культура задает основные цели и задачи развития мирового сообщества, и без культуры невозможно было бы возникновение философии как таковой. С развитием знания происходит изменение культуры, а это влечет изменение философии (подтверждением тому являются различные виды философии: религиозная, социальная и др.)

     Культура, философия и наука должны быть  взаимосвязаны на достижение  единой цели по выбору нового ориентира жизни общества.

     Философские  проблемы возникают в силу  закона развития человека и  его культуры, и эти проблемы  по своему происхождению с  религией, с мировоззрением и  с философией. Философия является  специализированным теоретическим обоснованием мировоззрения. Общее между философией и религией то, что как в философии, так и в религии существуют претензии на выработку системы общих воззрений на мир и место в нем человека. Казавшееся вечным отношение « человек – природа» предстало как исторически изменчивое, зависящее от форм труда и уровня знаний , от склада мысли и образа жизни людей в тот или иной период истории. Оказалось, что в разные эпохи – в зависимости от способов практического, познавательного, духовного освоения природы людьми – меняется характер данной проблемы. Наконец стало понятно, что отношение « человек – природа» может перерасти в напряженную глобальную проблему, как это случилось в наши дни. В историческом ключе иначе толкуются и все другие аспекты философской проблемы      « мир – человек». Издавна присущие философии вопросы ( об отношениях « человек – природа», « природа – история», « личность – общество», « свобода – несвобода») и при новом подходе сохраняют свое непреходящее значение для миропонимания. Эти реальные взаимосвязанные « полярности» неустранимы из жизни людей и поэтому принципиально неустранимы и из философии.

     Но, проходя  через всю человеческую историю,  выступая в определенном смысле  как вечные проблемы, они приобретают  в различные эпохи, в разных культурах и свой конкретный, неповторимый облик. И это касается не двух-трех проблем; меняется смысл, назначение философии. Иначе говоря, если подходить к философским проблемам с позиции историзма, то они мыслятся как открытые, незавершенные: ведь таковы черты и самой истории. Вот почему их нельзя решить раз и навсегда. Но означает ли это, что мы никогда не располагаем решением философских проблем, а всегда лишь стремимся к этому? Не совсем так. Важно подчеркнуть, что философские учения, в которых обсуждались серьезные проблемы, в чем-то рано или поздно устаревают и вытесняются иными, нередко более зрелыми учениями, предлагающими более глубокий анализ и решение ранее изучавшихся вопросов.

     Таким образом,  в свете культурно-исторического  подхода к философии её классические проблемы утрачивают облик неизменных и лишь умозрительно решаемых проблем. Они выступают как выражение фундаментальных «противоречий» живой человеческой истории и приобретают открытый характер. Вот почему их теоретическое ( и жизненное) решение уже не мыслится как окончательное, снимающее проблему. Динамичное, процессуальное, как сама история, содержание философских проблем накладывает печать и на характер их решения. Оно призвано подытожить прошлое, улавливать конкретный облик проблемы в современных условиях и предвосхищать будущее. При таком подходе меняет свой характер, в частности, одна из важнейших проблем философии – проблема свободы, решавшаяся прежде в сугубо абстрактной форме. Ныне обретение свободы осмысливается как длительный процесс, обусловленный закономерным развитием общества и приобретающий в каждый период истории наряду с общими также особые, нестандартные черты. Современный философский анализ проблем свободы предполагает умение различать, что конкретно являлось, а что представлялось «свободой» (соответственно «несвободой») людям различных эпох и формаций.

     Сегодня  в условиях резких изменений  устоявшихся форм политической, духовной, хозяйственной жизни в  нашей стране пересматриваются  устоявшиеся способы мышления, формируются иные взгляды, оценки, позиции. Ясно, что замкнутая на самое себя, чисто умозрительная философская мысль не способна улавливать столь быстрые изменения общественной реальности. В таких условиях актуальны не только глубины «чистого разума», сколько живое мироосмысление – понимание сегодняшних реалий, решение современных проблем, весьма драматичных и сложных. Истин «чистого разума» для этого явно недостаточно. Понимание философии как социально-исторического знания ( мировоззрения) ориентирует на открытое мышление, готовое к восприятию и постижению новых ситуаций реальной жизни и её проблем. Важно смотреть правде в глаза, стремясь ясно и непредвзято выявлять суть того, что происходит с нами «здесь» и «сейчас», какой мир нам уготован завтра. И все-таки «чистым разумом» не стоит пренебрегать. Ведь исторические ситуации имеют тенденцию в самых общих чертах  воспроизводиться. К тому же ошибки ( в том числе роковые) нередко коренятся в прочно закрепившихся ( и вроде бы бесспорных, а на деле ошибочных) состояниях духа, схемах интеллекта, навыках ментальности. Именно проблемный анализ позволит подойти к истории философии не как к музейному экспонату, а как к живому и по сей день актуальному богатству человеческой мысли.  

     Рассмотрение  центральных проблем, встававших перед философами того или иного периода, поможет в то же время дать представление о культурно-исторических типах философии, о своеобразии философской мысли разных народов в разные периоды их истории. Так, античная философия возникает и живет в «силовом поле», полюсами которого являются, с одной стороны, мифология, а с другой- формирующаяся прежде всего в Древней Греции наука. Средневековая философская мысль развивается в тесной связи с религиозной формой сознания, господствующей в этот период. В эпоху Возрождения ( 14-16 века) философское мышление получает сильные импульсы из сферы искусства, в частности через новое прочтение античной литературы и погружение в мир образов античной культуры; эстетический подход играет здесь доминирующую роль. Для философии Нового времени (17-19 века), если брать её в целом, характерна ориентация на науку, с одной стороны, и юридически-правовую сферу- с другой. Необходимо подчеркнуть, что под наукой в Новое время подразумевается прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое существенно отличается от античной и средневековой науки, еще не знавшей эксперимента, Поэтому ведущие философы Нового времени считают важнейшей именно задачу обоснования научного знания, всякий раз пытаясь уточнить понятие «наука». В 17 и особенно в 18 веке происходит переориентация мировоззрения: теологию вытесняют, с одной стороны, развивающаяся наука, а с другой- правовое сознание, тесно связанное с учением о государстве, с так называемой договорной  теорией государства (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо и другие). Существенную роль в философии Нового времени играла идеология Просвещения, представленная в 18 веке в Англии прежде всего Дж.Локком, во Франции- Вольтером и плеядой материалистов: Д.Дидро, П.Гольбахом, К.А.Гельвецием, в Германии- И.Гердером, Г.Лессингом.

     С конца  18 века начинается критический  пересмотр принципов Просвещения. Одним из наиболее глубоких критиков просветительского понимания науки и разума выступил родоначальник немецкого идеализма И.Кант, чье мировоззрение, впрочем, формировалось как раз в русле просветительских идей. Философское мышление 19 века, особенно в Германии, где определяющую  роль сыграл идеализм (И.Фихте, Ф.Шеллинг и Г.Гегель), существенно определяется принципами историзма и диалектики: не случайно именно в 19 веке мы наблюдаем расцвет истории культуры, права, науки, религии и т.д.

 

Заключение

 

     Таким образом, в заключение можно сделать следующие выводы.

     Философию  можно определить как учение  об общих, универсальных принципах  бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру. Это и определяет основные проблемы, находящиеся в центре философского осмысления.

     Философия  играет важную роль в жизни  общества и человека. Эта роль  определяется, прежде всего, тем,  что философия выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Это важнейшие задачи философии.

     Рассматривая роль философии в обществе, можно видеть, что сама эта роль исторически меняется, а её «вечные проблемы» с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Например, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в до машинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли в диалектико-материалистической философии. Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам философии. Второй момент состоит в том, что философские проблемы рассматриваются в диалектико-материалистической философии прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике. Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее приобретение философии резко изменило подход к философским проблемам, обнаружило их связь с общественной жизнью, а также то, что поиск путей и средств их решения следует вести не в лоне чистого умозрения, а в реальной жизни.

    Таким образом, философия – это социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней. В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения. Философские проблемы «вечны» в том смысле, что «они всегда сохраняют свое значение: в каждую эпоху постановка этих проблем означает не просто продолжение традиции, но и выявление новой перспективы» (Ойзерман Т.И. «К вопросу об истоках и специфике философских проблем»// «Вопросы в философии».1969. № 6.с.125).

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.- М., 2001г.

 

  1. Горелов А.А. Философия: учебн.пособие.- М., 2001г.

 

  1. Налетов И.З. Философия: учебник.- М.: Инфа-М, 2008г.

 

  1. Никифоров А.Л. Природа философии: Основы философии.- М.,2001г.

Информация о работе Природа философских проблем