Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:19, реферат
Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» - любовь и «sophia» - мудрость и означает любовь к мудрости. Многие проблемы, которые рассматриваются в философии, длительное время ставились и по своему решались в рамках мифологии. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места и роли человека в мире и социальной действительности, возможности человека в познании и преобразовании мира.
Введение …………………………………………………….. 3
Общественно- исторический характер философской
мысли……………………………………………………. 4
Природа философских проблем………………………….7
Заключение……………………………………………………17
Литература…………………………………………………….19
Философское знание включает в себя 4 философских учения:
Ядром всех проблем выступает основной вопрос философии. Основной вопрос философии фиксирует онтологическое и гносеологическое отношение материи и сознания и является центром философской проблематики, отражающим реальное ядро предмета философского исследования. Вопрос о соотношении материи и сознания является «основным» потому, что без него не может быть никакого философствования, никакой подлинной философии. Другие проблемы только потому и становятся философскими, что их, оказывается, можно рассматривать через призму онтологического и гносеологического отношения человека к бытию. Этот вопрос является основным ещё и потому, что в зависимости от ответа на его онтологическую часть формируются две главные, принципиально разные всеобщие ориентации в мире: материализм и идеализм. Основой вопрос философии, как отмечается в литературе, не только «лакмусовая бумага», с помощью которой можно отличить научный материализм от идеализма и агностицизма; он становится одновременно средством ориентировки человека в мире. Исследование соотношения бытия и сознания является условием, без которого человек не сможет выработать своего отношения к миру, не сможет ориентироваться в нем.
Но как
бы ни была велика роль
Итак, всеобщность, предельность – важнейшая и определяющая черта проблем философии.
Следующая
особенность проблем
Культура
– совокупность духовных и мате
Связь между
культурой, мировоззрением и
К основным вопросам относятся:
- отношение человека к миру;
- происхождение человека;
- предназначение человека;
- перспективы его существования.
Философия как особое явление и состояние общественного сознания находится в сложном взаимодействии с другими явлениями и формами этого сознания. Так культура задает основные цели и задачи развития мирового сообщества, и без культуры невозможно было бы возникновение философии как таковой. С развитием знания происходит изменение культуры, а это влечет изменение философии (подтверждением тому являются различные виды философии: религиозная, социальная и др.)
Культура, философия и наука должны быть взаимосвязаны на достижение единой цели по выбору нового ориентира жизни общества.
Философские
проблемы возникают в силу
закона развития человека и
его культуры, и эти проблемы
по своему происхождению с
религией, с мировоззрением и
с философией. Философия является
специализированным теоретическ
Но, проходя
через всю человеческую
Таким образом,
в свете культурно-
Сегодня в условиях резких изменений устоявшихся форм политической, духовной, хозяйственной жизни в нашей стране пересматриваются устоявшиеся способы мышления, формируются иные взгляды, оценки, позиции. Ясно, что замкнутая на самое себя, чисто умозрительная философская мысль не способна улавливать столь быстрые изменения общественной реальности. В таких условиях актуальны не только глубины «чистого разума», сколько живое мироосмысление – понимание сегодняшних реалий, решение современных проблем, весьма драматичных и сложных. Истин «чистого разума» для этого явно недостаточно. Понимание философии как социально-исторического знания ( мировоззрения) ориентирует на открытое мышление, готовое к восприятию и постижению новых ситуаций реальной жизни и её проблем. Важно смотреть правде в глаза, стремясь ясно и непредвзято выявлять суть того, что происходит с нами «здесь» и «сейчас», какой мир нам уготован завтра. И все-таки «чистым разумом» не стоит пренебрегать. Ведь исторические ситуации имеют тенденцию в самых общих чертах воспроизводиться. К тому же ошибки ( в том числе роковые) нередко коренятся в прочно закрепившихся ( и вроде бы бесспорных, а на деле ошибочных) состояниях духа, схемах интеллекта, навыках ментальности. Именно проблемный анализ позволит подойти к истории философии не как к музейному экспонату, а как к живому и по сей день актуальному богатству человеческой мысли.
Рассмотрение
центральных проблем, встававших перед философами того или
иного периода, поможет в то же время дать
представление о культурно-исторических
типах философии, о своеобразии философской
мысли разных народов в разные периоды
их истории. Так, античная философия возникает
и живет в «силовом поле», полюсами которого
являются, с одной стороны, мифология,
а с другой- формирующаяся прежде всего
в Древней Греции наука. Средневековая
философская мысль развивается в тесной
связи с религиозной формой сознания,
господствующей в этот период. В эпоху
Возрождения ( 14-16 века) философское мышление
получает сильные импульсы из сферы искусства,
в частности через новое прочтение античной
литературы и погружение в мир образов
античной культуры; эстетический подход
играет здесь доминирующую роль. Для философии
Нового времени (17-19 века), если брать её
в целом, характерна ориентация на науку,
с одной стороны, и юридически-правовую
сферу- с другой. Необходимо подчеркнуть,
что под наукой в Новое время подразумевается
прежде всего экспериментально-
С конца
18 века начинается критический
пересмотр принципов
Заключение
Таким образом, в заключение можно сделать следующие выводы.
Философию
можно определить как учение
об общих, универсальных
Философия играет важную роль в жизни общества и человека. Эта роль определяется, прежде всего, тем, что философия выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Это важнейшие задачи философии.
Рассматривая роль философии в обществе, можно видеть, что сама эта роль исторически меняется, а её «вечные проблемы» с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Например, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в до машинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли в диалектико-материалистической философии. Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам философии. Второй момент состоит в том, что философские проблемы рассматриваются в диалектико-материалистической философии прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике. Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее приобретение философии резко изменило подход к философским проблемам, обнаружило их связь с общественной жизнью, а также то, что поиск путей и средств их решения следует вести не в лоне чистого умозрения, а в реальной жизни.
Таким образом, философия – это социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней. В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения. Философские проблемы «вечны» в том смысле, что «они всегда сохраняют свое значение: в каждую эпоху постановка этих проблем означает не просто продолжение традиции, но и выявление новой перспективы» (Ойзерман Т.И. «К вопросу об истоках и специфике философских проблем»// «Вопросы в философии».1969. № 6.с.125).
Список литературы