Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:19, реферат
Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» - любовь и «sophia» - мудрость и означает любовь к мудрости. Многие проблемы, которые рассматриваются в философии, длительное время ставились и по своему решались в рамках мифологии. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места и роли человека в мире и социальной действительности, возможности человека в познании и преобразовании мира.
Введение …………………………………………………….. 3
Общественно- исторический характер философской
мысли……………………………………………………. 4
Природа философских проблем………………………….7
Заключение……………………………………………………17
Литература…………………………………………………….19
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московская государственная академия водного транспорта»
______________________________
Кафедра гуманитарных наук
Учебно-методический комплекс дисциплины Философия
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
Философия
Тема: «Природа философских проблем»
_______________________
2012г.
Содержание
Введение …………………………………………………….. 3
мысли……………………………………………………. 4
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» - любовь и «sophia» - мудрость и означает любовь к мудрости. Многие проблемы, которые рассматриваются в философии, длительное время ставились и по своему решались в рамках мифологии. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места и роли человека в мире и социальной действительности, возможности человека в познании и преобразовании мира. Но ответы на данные вопросы длительное время давались лишь на основе образного мышления, которое было господствующим в то время. Постепенно шло развитие абстрактного мышления и формирование человеческого разума. Первые попытки ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека и человеческого познания с помощью разума и выразились в возникновении первых философских систем. Само появление философии свидетельствовало о том, что человечество перешло к новой стадии своего развития – к формированию и развитию человека разумного. Поэтому человек разумный начинается именно с возникновения философии. И разумность каждого человека определяется мерой освоения философской культуры. И в этом смысл философии. Само название «философия», согласно преданиям, употребил впервые в VI в. до нашей эры Пифагор. В его время умных людей называли мудрецами. Самого Пифагора причисляли к семи великим мудрецам. Но Пифагор заявлял, что он не мудрец, а философ, то есть любящий мудрость. Понятие «философия», её истолкование и закрепление в Европейской культуре осуществил Платон. Он понимал под философией науку о человеке, мире и познании. Первоначально смысловое содержание понятия философии было целостным и выражало знание о мире, человеке, о месте человека в мире, об отношении мира к человеку. Зарождавшаяся философия была синонимом самой общей науки. Первые философы пытались обобщать все знания, которые существовали в их время, все достижения культуры и предпринимали попытки ответить на все возникающие проблемы, многие из которых затем стали достоянием конкретных наук. По мере развития человечества происходило накопление опыта, знаний, происходило формирование самостоятельных наук и этот процесс продолжается в настоящее время. Окружающий мир, общество, человек, процесс человеческого познания исследуются многими конкретными науками. И поэтому не случайно возникает вопрос о надобности самой философии, если все чем она занималась, изучается конкретными науками. И некоторые философы в начале пошлого века (позитивисты) доказывали даже вредность философии, с которой необходимо бороться. И нужна ли философия в настоящее время, когда знания дают конкретные науки? Но, тем не менее, за время существования философии люди к ней стремятся и изучают. Как изучали и развивали её в древней Греции, в школах и университетах Средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени и современности. Многие поколения людей считают философию чем-то весьма важным для образованного человека. И определение смысла философии возможно лишь на пути рассмотрения самой философии и определения той роли, какую она играет в жизни человека.
Открывающаяся нашему мысленному взору общая «картина» философских раздумий говорит о напряженном поиске ответов принципиальные, волнующие людей вопросы о мире и о себе, и она же свидетельствует о многообразии точек зрения, подходов к решению одних и тех же проблем. Каков же итог этих исканий? Достигли ли философы того, к чему стремились? Их волновали вечные вопросы: « Как устроен природный мир и социум?», «Что значит быть человеком?», «В чем смысл человеческой жизни?» Что же именно прояснилось в итоге долгих (и ныне продолжающихся) исканий? Постепенно зрело понимание того, что самые серьезные философские вопросы в принципе невозможно решить раз и навсегда, дать на них исчерпывающие ответы. Недаром великие умы приходили к выводу, что философствование есть вопрошание. Так думал не только Сократ, задававший ( в V веке до н.э.) нескончаемые вопросы своим собственникам- вопросы, проясняющие суть дела и приближающие к истине. В XX веке Людвиг Витгенштейн сравнивал философию с неутолимой жаждой, с вопросом «почему?» в устах ребенка. Наконец, он всерьез высказывал мысль, что философское размышление могло бы вообще состоять только из вопросов, что в философии всегда предпочтительнее сформулировать вопрос, чем дать ответ. Ответ может быть неверен, исчерпание же одного вопроса другим - путь к пониманию сути дела.
Итак, поиск
ясного понимания и решения
философских проблем не
Что же
пришлось переосмыслить в
Между тем
включение философии в
Коренные вопросы мировоззрения традиционно представлялись философам вечными и неизменными. Раскрытие их исторического характера означало переосмысление этих вопросов, существенное изменение процедур философского исследования. Так, казавшееся вечным отношение «человек – природа» предстало как исторически изменчивое, зависящее от форм труда и уровня знаний, от склада мысли и образа жизни людей в тот или иной период истории. Оказалось, что в разные эпохи – в зависимости от способов практического, познавательного, духовного освоения природы людьми – меняется характер данной проблемы. Наконец, стало понятно, что отношение «человек – природа» может перерасти в напряженную глобальную проблему, как это случилось в наши дни. В историческом ключе иначе толкуются и все другие аспекты философской проблемы «мир – человек». Издавна присущие философии вопросы ( об отношениях «человек – природа», «природа – история», «личность – общество», «свобода – несвобода») и при новом подходе сохраняют свое непреходящее значение для миропонимания. Эти реальные взаимосвязанные «полярности» неустранимы из жизни людей и потому принципиально неустранимы и из философии.
Но, проходя через всю человеческую историю, выступая в определенном смысле как вечные проблемы, они приобретают в различные эпохи, в разных культурах и свой конкретный, неповторимый облик. И это касается не двух – трех проблем; меняется смысл, назначение философии. Иначе говоря, если подходить к философским проблемам с позиции историзма, то они мыслятся как открытые, незавершенные: ведь таковы черты и самой истории. Вот почему их нельзя решить раз и навсегда. Важно подчеркнуть, что философские учения, в которых обсуждались серьезные проблемы, в чем-то рано или поздно устаревают и вытесняются иными, нередко более зрелыми учениями, предлагающими более глубокий анализ и решение ранее изучавшихся вопросов.
К глобальным философским проблемам обращались и будут обращаться мыслители разных эпох. При всем различии их подходов и историческом изменении характера самих проблем, все же в их содержании и понимании будет сохраняться определенное смысловое единство и преемственность. Историко – материалистический подход поставил под сомнение не сами проблемы, а лишь полноценность, достаточность их сугубо умозрительного решения. Он привел к выводу: решение философских проблем требует глубокого позитивного знания истории, конкретного изучения тенденций и форм исторического развития.
Что же касается отношения « мир- человек» (« бытие – сознание» и т.д.), то оно тоже причастно к истории, хотя абстрактная форма скрывает это обстоятельство. Но стоит только представить себе проблему, как становится понятным, что различные человеческие связи с миром развертываются в ходе истории. Они реализуются в изменяющихся формах труда, быта, в смене верований, развитии знаний, в политическом, нравственном, художественном и прочем опыте. Иначе говоря, практические, познавательные, ценностные отношения людей к миру, составляющие главный предмет философского осмысления, -явление всецело историческое.
Человеческая
история – реальность особого
рода. Это сложное сочетание
Философия
выступает как размышление над
мировоззрением и культурой,
Поскольку предметом философии выступает мировоззрение и культура, постольку проблемы, с которыми имеет дело философия, являются смысложизненными. Таких проблем много и все они выступают как стороны аспекта, проблемы человека. Проблема человека– центральная проблема философии. В качестве отдельных сторон человека проблема сознания и самосознания человека, проблема познавательных возможностей и методов познания, проблема отношения человека и Бога, любви и счастья, свободы и неволи. Философская проблематика, концентрируясь вокруг основного вопроса, не исчерпывается им.
Существуют различные классификации многообразных проблем философии.
Философское мировоззрение предстает как система абстрактных идей, определяющих принципы отношения человека к миру, его поведения в обществе. Определяющим сюжетом философского мировоззрения являются аспекты проблемы бытия, человека, их системы. Человек -самостоятельная и самоценная личность, субъект культуры, носитель свободных идей и интересов.
Философия – исторически изменяющаяся система фундаментальных идей, теоретически объясняющих отношение человека к миру, в его ценности и ориентирующих людей в их социальных действиях; продукт духовного развития человечества и особая форма общественного сознания.