Природа философских проблем

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:19, реферат

Краткое описание

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» - любовь и «sophia» - мудрость и означает любовь к мудрости. Многие проблемы, которые рассматриваются в философии, длительное время ставились и по своему решались в рамках мифологии. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места и роли человека в мире и социальной действительности, возможности человека в познании и преобразовании мира.

Оглавление

Введение …………………………………………………….. 3

Общественно- исторический характер философской
мысли……………………………………………………. 4


Природа философских проблем………………………….7


Заключение……………………………………………………17


Литература…………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

философия реферат.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И  РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Московская государственная  академия водного транспорта»

                    _________________________________________________________________________ 

 

Кафедра гуманитарных наук

 

Учебно-методический комплекс дисциплины Философия

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине:

Философия

 

Тема: «Природа философских  проблем»

 

 

                                                                                          

 

                                                                                               

 

_______________________

 

                                                                     г. Москва

                                                                        2012г.

 

Содержание

 

 

 

  

     Введение ……………………………………………………..  3

 

  1.    Общественно- исторический характер философской 

   мысли…………………………………………………….  4

 

 

  1.    Природа философских проблем………………………….7

 

 

    Заключение……………………………………………………17

 

 

    Литература…………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

    Термин «философия»  происходит от греческих слов  «phileo» - любовь и «sophia» - мудрость и означает любовь к мудрости. Многие проблемы, которые рассматриваются в философии, длительное время ставились и по своему решались в рамках мифологии. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места и роли человека в мире и социальной действительности, возможности человека в познании и преобразовании мира. Но ответы на данные вопросы длительное время давались лишь на основе образного мышления, которое было господствующим в то время. Постепенно шло развитие абстрактного мышления и формирование человеческого разума. Первые попытки ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека и человеческого познания с помощью разума и выразились в возникновении первых философских систем. Само появление философии свидетельствовало о том, что человечество перешло к новой стадии своего развития – к формированию и развитию человека разумного. Поэтому человек разумный начинается именно с возникновения философии. И разумность каждого человека определяется мерой освоения философской культуры. И в этом смысл философии. Само название «философия», согласно преданиям, употребил впервые в VI в. до нашей эры Пифагор. В его время умных людей называли мудрецами. Самого Пифагора причисляли к семи великим мудрецам. Но Пифагор заявлял, что он не мудрец, а философ, то есть любящий мудрость. Понятие «философия», её истолкование и закрепление в Европейской культуре осуществил Платон. Он понимал под философией науку о человеке, мире и познании. Первоначально смысловое содержание понятия философии было целостным и выражало знание о мире, человеке, о месте человека в мире, об отношении мира к человеку. Зарождавшаяся философия была синонимом самой общей науки. Первые философы пытались обобщать все знания, которые существовали  в их время, все достижения культуры и предпринимали попытки ответить на все возникающие проблемы, многие из которых затем стали достоянием конкретных наук. По мере развития человечества происходило накопление опыта, знаний, происходило формирование самостоятельных наук и этот процесс продолжается в настоящее время. Окружающий мир, общество, человек, процесс человеческого познания исследуются многими конкретными науками. И поэтому не случайно возникает вопрос о надобности самой философии, если все чем она занималась, изучается конкретными науками. И некоторые философы в начале пошлого века (позитивисты) доказывали даже вредность философии, с которой необходимо бороться. И нужна ли философия в настоящее время, когда знания дают конкретные науки? Но, тем не менее, за время существования философии люди к ней стремятся и изучают. Как изучали и развивали её в древней Греции, в школах и университетах Средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени и современности. Многие поколения людей считают философию чем-то весьма важным для образованного человека. И определение смысла философии возможно лишь на пути рассмотрения самой философии и определения той роли, какую она играет в жизни человека.

 

  1. Общественно-исторический характер философской мысли

 

     Открывающаяся нашему мысленному взору общая «картина» философских раздумий говорит о напряженном поиске ответов принципиальные, волнующие людей вопросы о мире и о себе, и она же свидетельствует о многообразии точек зрения, подходов к решению одних и тех же проблем. Каков же итог этих исканий? Достигли ли философы того, к чему стремились? Их волновали вечные вопросы: « Как устроен природный мир и социум?», «Что значит быть человеком?», «В чем смысл человеческой жизни?» Что же именно прояснилось в итоге долгих (и ныне продолжающихся) исканий? Постепенно зрело понимание того, что самые серьезные философские вопросы в принципе невозможно решить раз и навсегда, дать на них исчерпывающие ответы. Недаром великие умы приходили к выводу, что философствование есть вопрошание. Так думал не только Сократ, задававший ( в V веке до н.э.) нескончаемые вопросы своим собственникам- вопросы, проясняющие суть дела и приближающие к истине. В XX веке Людвиг Витгенштейн сравнивал философию с неутолимой жаждой, с вопросом «почему?» в устах ребенка. Наконец, он всерьез высказывал мысль, что философское размышление могло бы вообще состоять только из вопросов, что в философии всегда предпочтительнее сформулировать вопрос, чем дать ответ. Ответ может быть неверен, исчерпание же одного вопроса другим - путь к пониманию сути дела.

     Итак, поиск  ясного понимания и решения  философских проблем не завершен. Он будет продолжаться, пока живут люди. Существенно продвинуться в понимании природы философской мысли позволили успехи в изучении общества, формирование исторического взгляда на общественную жизнь и концепции культуры. Возможности нового видения философии открыл исторический взгляд на общество и его духовную культуру, сформированный Гегелем (его разрабатывали далее такие мыслители, как Маркс, Риккерт, Виндельбанд, Ясперс и др.) Суть изменения состояла в рассмотрении философии как особой формы общественно-исторического знания. Такой подход принципиально отличался от ранее сложившейся традиции поиска «вечных истин», хотя и не порывал с наследием прошлого. 

     Что же  пришлось переосмыслить в складывающемся  веками образе философии? В предшествующей традиции прочно закрепилось представление о философском разуме как носителе « высшей мудрости», как верховной интеллектуальной инстанции, позволяющей глубинно постигать вечные принципы мироздания и человеческой жизни. В свете исторического подхода к обществу в значительной мере утрачивало силу и представление об особом, сверхисторическом, надвременном характере философского разума. Всякое сознание, включая и философское, представало в новом свете. Оно осмысливалось как выражение исторически изменяющегося бытия, само вплетенное в исторический процесс и подверженное различным его воздействиям. Отсюда следовало, что мыслителям, живущим и формирующимся в определенных исторических условиях, крайне трудно вырваться из них, преодолеть их влияние и возвыситься до безусловного и вечного «чистого разума» (Кант). В перспективе истории философия толкуется как « духовная квинтэссенция эпохи» ( Гегель). Но поскольку эпохи отличаются одна от другой, то и философская мысль ( как выражение изменяющегося бытия) сама оказывается подверженной историческим трансформациям. 

     Между тем  включение философии в комплекс  общественно-исторических дисциплин,  то есть дисциплин, относящихся  к общественной жизни , рассматриваемой  как история, позволяет глубже  и полнее пояснить её специфику.  В свете постижения философии как общественно-исторического явления предложенную ранее схему отношений человека к миру можно конкретизировать следующим образом: человек не вынесен за рамки мира, он – внутри его; ближайшим бытием для людей выступает общественно-историческое бытие ( труд, знания, духовный опыт ), которое опосредует, преломляет отношение людей к природе, поэтому границы в системе «человек-общество-природа» подвижны. Философия раскрывается как обобщенная концепция жизни общества в целом и различных его подсистем – практики, познания, политики, права, морали, искусства, науки, включая и естествознание, на основе которого во многом воссоздается научно-философская картина природы. Наиболее емкое уяснение общественно-исторической жизни людей в единстве, взаимодействии, развитии всех её составляющих осуществляется сегодня в рамках культурно-исторического подхода. Такой подход позволил выработать широкий взгляд на философию как на явление культуры, понять её функции в сложном комплексе социально-исторической жизни людей, осознать реальные сферы приложения, процедуры и результаты философского мироосмысления.

 

  1. Природа философских проблем

 

    Коренные вопросы мировоззрения традиционно представлялись философам вечными и неизменными. Раскрытие их исторического характера означало переосмысление этих вопросов, существенное изменение процедур философского исследования. Так, казавшееся вечным отношение «человек – природа» предстало как исторически изменчивое, зависящее от форм труда и уровня знаний, от склада мысли и образа жизни людей в тот или иной период истории. Оказалось, что в разные эпохи – в зависимости от способов практического, познавательного, духовного освоения природы людьми – меняется характер данной проблемы. Наконец, стало понятно, что отношение «человек – природа»  может перерасти в напряженную глобальную проблему, как это случилось в наши дни. В историческом ключе иначе толкуются и все другие аспекты философской проблемы «мир – человек». Издавна присущие философии вопросы ( об отношениях «человек – природа», «природа – история», «личность – общество», «свобода – несвобода») и при новом подходе сохраняют свое непреходящее значение для миропонимания. Эти реальные взаимосвязанные «полярности» неустранимы из жизни людей и потому принципиально неустранимы и из философии.

Но, проходя через всю человеческую историю, выступая в определенном смысле как вечные проблемы, они приобретают в различные эпохи, в разных культурах и свой конкретный, неповторимый облик. И это касается не двух – трех проблем; меняется смысл, назначение философии.  Иначе говоря, если подходить к философским проблемам с позиции историзма, то они мыслятся как открытые, незавершенные: ведь таковы черты и самой истории. Вот почему их нельзя решить раз и навсегда. Важно подчеркнуть, что философские учения, в которых обсуждались серьезные проблемы, в чем-то рано или поздно устаревают и вытесняются иными, нередко более зрелыми учениями, предлагающими более глубокий анализ и решение ранее изучавшихся вопросов.

        К глобальным философским проблемам обращались и будут обращаться мыслители разных эпох. При всем различии их подходов и историческом изменении характера самих проблем, все же в их содержании и понимании будет сохраняться определенное смысловое единство и преемственность. Историко – материалистический подход поставил под сомнение не сами проблемы, а лишь полноценность, достаточность их сугубо умозрительного решения. Он привел к выводу: решение философских проблем требует глубокого позитивного знания истории, конкретного изучения тенденций и форм исторического развития.

     Что же  касается отношения « мир- человек» (« бытие – сознание» и т.д.), то оно тоже причастно к истории, хотя абстрактная форма скрывает это обстоятельство. Но стоит только представить себе проблему, как становится понятным, что различные человеческие связи с миром развертываются в ходе истории. Они реализуются в изменяющихся формах труда, быта, в смене верований, развитии знаний, в политическом, нравственном, художественном и прочем опыте. Иначе говоря, практические, познавательные, ценностные отношения людей к миру, составляющие главный предмет философского осмысления, -явление всецело историческое.

     Человеческая  история – реальность особого  рода. Это сложное сочетание общественной  жизни людей ( форм производства, социально-экономических, политических структур) и всевозможных духовных её составляющих. Причем оба компонента переплетены, взаимодействуют, нерасторжимы. Отсюда и двоякая направленность философского исследования – на реалии человеческой жизни, с одной стороны, и на различные, в том числе теоретические, отражения этих реалий в человеческом сознании – с другой.

     Философия  выступает как размышление над  мировоззрением и культурой, которые  стремятся объяснить, понять, определить  тип культуры и мировоззрения  как стремление обосновать их. Философия стремится показать каково значение для человека вот такого осознания, понимания, обоснования, каким образом это влияет на самосознание личности.

     Поскольку  предметом философии выступает  мировоззрение и культура, постольку  проблемы, с которыми имеет дело философия, являются смысложизненными. Таких проблем много и все они выступают как стороны аспекта, проблемы человека. Проблема человека– центральная проблема философии. В качестве отдельных сторон человека проблема сознания и самосознания человека, проблема познавательных возможностей и методов познания, проблема отношения человека и Бога, любви и счастья, свободы и неволи. Философская проблематика, концентрируясь вокруг основного вопроса, не исчерпывается им.

     Существуют  различные классификации многообразных проблем философии. 

  1. Проблемы устройства мира, бытия, т.е. проблемы онтологии: существует ли субстанция бытия, и какова она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание и как оно возникло, какое место занимает в мире человек, какова его природа, существует ли цель мирового развития, существуют ли законы природы или мы верим в них благодаря склонности к порядку и т.п.?
  2. Проблемы познания мира, или проблемы гносеологии: познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы, как получается знание о мире, как удостовериться в том, что полученные результаты – истина, а не заблуждение?
  3. Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть благо; какова природа ценностей, как они связаны между собой; как соотносятся ценности и «факты» реальности и т.д.?
  4. Проблемы преобразовательной деятельности человека, или проблемы праксиологии: способен ли человек преобразовать мир; где границы допустимого вмешательства в естественное развитие природы и общественных процессов; каковы принцыпы оптимальной деятельности.
  5. Проблемы логики, этики, политики, эстетики и др.

  Философское мировоззрение предстает как система абстрактных идей, определяющих принципы отношения человека к миру, его поведения в обществе. Определяющим сюжетом философского мировоззрения являются  аспекты проблемы бытия, человека, их системы. Человек -самостоятельная и самоценная личность, субъект культуры, носитель свободных идей и интересов.

     Философия – исторически изменяющаяся система фундаментальных идей, теоретически объясняющих отношение человека к миру, в его ценности и ориентирующих людей в их социальных действиях; продукт духовного развития человечества и особая форма общественного сознания.

Информация о работе Природа философских проблем