Предмет, особенности и значение философии.

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:02, контрольная работа

Краткое описание

Как правило, к философии относятся как, пожалуй, к самой непонятной и отвлеченной из всех наук, наиболее удаленной из повседневной жизни. Но хотя многие люди и думают о ней как о не связанной с обычными интересами и находящейся за пределами понимания, почти все из нас – отдаем ли мы себе в этом отчет или нет – имеют какие-то философские воззрения. Любопытно и то, что хотя большинство людей весьма смутно представляет, что же такое философия, само это слово достаточно часто встречается в их разговорах.

Файлы: 1 файл

Философия ГОТОВО.docx

— 38.84 Кб (Скачать)

 С  этой точки зрения предметом  философии является анализ так  называемых универсалий культуры, т. е. ее всеобщих характеристик,  свойств, выражаемых в предельно  общих понятиях — категориях  или универсалиях.

 

структура философии.

 Общепризнанно,  что философия возникает в  VI-V веке до н.э. в Древней  Греции. Здесь появляется и само  слово «философия», образованное  из двух греческих слов: «филео» – любовь, «софия» – мудрость. Таким образом, философия буквально – любовь к мудрости. [7; с. 6.]. В действительности же древнегреческое понятие «софия» значительно более емкое и сложное, чем просто «мудрость». Если бы в представлении Платона, закрепившего в европейской терминологии слово «философия», философ был просто мудрецом или любящим мудрствовать, то есть выяснять смысловую сущность вещей, онне стал бы вводить именно это слово «философ», говорящее о любви к софии, а остановился бы просто на слове «мудрец» (по-гречески «софист»). Дело в том, что под софией Платон имел в виду не благоприобретенное, субъективное свойство человеческого ума, а некое «великое и приличествующее лишь божеству» объективное качество разумно устроенного и гармоничного мира. Человек из-за своей прирожденной смертности и познавательной слабости не может, по мысли Платона, по-настоящему слиться с софией, он может только «любить» ее, почтительно и на расстоянии. Именно такой смысл вкладывал Платон в термин «философия» и отсюда более адекватным было бы перевести иго как «любовь к истине», хотя и это не совсем точно.

 Философия,  таким образом, в своем зарождении  мыслилась не как простое собрание  истины, а как стремление к  истине, как такой идеальный настрой  души и ума человека, который  способен привести к гармоничному  равновесию как внутреннюю психическую жизнь человека, так и его сложные взаимоотношения с миром. Философия — это как бы тот страж или индикатор истины, который находится в душе самого человека и не дает ему склониться перед каким-либо частным или субъективно привлекательным знанием, постоянно напоминая о необходимости соизмерять свои действия и мнения с более глубокой истиной о себе и о мире. Если допустить немного метафорической цельности, то философия в этом плане олицетворяет собою как бы коллективное выражение веры человека в смысл своего бытия, в существование истины мира и одновременно в свое высокое предназначение, выражающееся в стремлении к этой истине, к осмысленной и целенаправленной деятельности.

 Именно с появлением философии в отличие от мифологического мироощущения в духовной культуре человечества закрепилось рефлективное (от греч. reflexio — размышляю, оцениваю), а не непосредственно-эмпирическое отношение к миру, к себе и к своему мышлению, именно она создала тот интеллектуальный настрой и стиль мышления, который как бы зафиксировал особость положения человека в мире и потому его ответственность перед собой и перед миром.

 Прошедшие  два с половиной тысячелетия,  принеся с собой все то смысловое  разнообразие и духовное богатство,  которое мы называем историей  культуры, во многом существенно  изменили и внутреннее содержание  философии и внешние формы ее выражения. Вместе с тем она оставалась особым типом мышления, который не стремится к утилитарно-прагматическому или сугубо рациональному познанию, не отождествляет себя с пользой, истиной или мудростью, но обеспечивает тот особый настрой души и ума человека, который лежит в основе так называемого «философского отношения к жизни». В современных культурах философия также мыслится одной из форм общественного сознания, выполняющей синтетическую рефлексивную миссию по отношению к культуре в целом и имеющей свои особенности и в отношении типа мышления, и в отношении своих целей, и, конечно, прежде всего в отношении своего предмета.

 

Общее понятие функций философии.

Функции философии – основные направления  применения философии, через которые  реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:

 

 мировоззренческую,

 

 методологическую,

 

 мыслительно-теоретическую,

 

 гносеологическую,

 

 критическую,

 

 аксиологическую,

 

социальную,

 

 воспитательно-гуманитарную,

 

 прогностическую

 

функции философии.

 

2. Содержание  функций философии.

 

 Мировоззренческая  функция  способствует формированию  целостности картины мира, представлений  об его устройстве, месте человека  в нем, принципов взаимодействия  с окружающим миром.

 

 Методологическая  функция заключается в том,  что философия вырабатывает основные  методы познания окружающей действительности.

 

 Мыслительно-теоретическая  функция выражается в том, что  философия учит концептуально  мыслить и теоретизировать –  предельно обобщать окружающую  действительность, создавать мыслительно-логические  схемы, системы окружающего мира.

 

 Гносеологическая  – одна из основополагающих  функций философии – имеет  целью правильное и достоверное  познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

 

Роль  критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости  знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

 

 Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого  axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

 

 Социальная  функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию  современное состояние, его структуру,  элементы, движущие силы; вскрыть  противоречия, указать пути их  устранения или смягчения, совершенствования  общества.

 

 Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

 Прогностическая  функция заключается в том,  чтобы на основании имеющихся  философских знаний об окружающем  мире и человеке, достижениях  познания спрогнозировать тенденции  развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

 

ЗНАЧЕНИЕ  ФИЛОСОФИИ.

Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально выразить интересы субъекта (классов). Философия как система  идей о мире (в целом) вовлечена  в классовом обществе в идеологию  и политику. Следствием этого является, по мнению ученых, усиление конфронтации между отдельными философскими направлениями. Поскольку философия оказывается  связанной с идеологией, постольку  в ее содержании имеется идеологическая сторона, а философию можно считать  относящейся (в данном аспекте) к  идеологии.

 

В истории  философии научность и идеологизм вытесняли друг друга, но это обстоятельство никаким образом не отменяло ни направленность философии на достижение истины, ни возможностей полного или частичного совпадения этой направленности с интересами социального субъекта. Однако философия не должна увлекаться идеологической ролью. "Как интегративный центр всех наук и как воплощение системного подхода ко всему человечеству, ко всей биосфере, философия должна быть общечеловеческой и отвечать интересам общества", - пишет академик Международной академии информатизации Р.Ф. Абдеев. Общечеловеческие позиции философии не исключают негативное отношение к вождям–диктаторам, социальному неравенству, эксплуатации, угнетению и политическому насилию.

 

Научную форму философии нельзя считать  заведомо лучшей или единственно  верной. В случае сведения философии  только к науке возникают закономерные вопросы: "Был ли Л. Н. Толстой философом? Можно ли считать философом Ф. М. Достоевского?" Оба великих  писателя поднимали и зачастую впервые  ставили важнейшие философские  проблемы. В содержание философского знания, да и в сам процесс философского познания включаются компоненты, специфичные для художественной литературы и искусства (См.: Философия. Опыт художественного осмысления. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998).

 

Весьма  значительную часть философского знания составляют эстетические представления. Создание философской картины мира предполагает наличие у ее творцов  чувства красоты, гармонии, сопричастности к миру. Философская картина мира содержит в себе также и эстетическое отношение к миру. О родственности  философии и искусства, об их взаимопроникновении  свидетельствует творчество А. Камю, Н. Рериха, М. Чюрлениса, Р. Тагора, И.В. Гете.

 

Философская проблематика является важнейшей частью различных религиозных учений. Вместе с тем нельзя ставить знак равенства  между философией и религией, поскольку  последняя не сводится к философским размышлениям. Достаточно указать на обрядность как важнейший компонент любой религии.

 

Далеко  не все поэты и писатели в своих  произведениях обращались к философским  проблемам, да и нет ни одного художественного  произведения, целиком посвященного решению философских проблем. И тем не менее религия и художественная литература играли и играют огромную роль в философии. Переплетение литературы, искусства, философии и религии имело место на протяжении всей истории философии вплоть до наших дней.

 

Итак, функционируя в системе культуры общества, философия  разрабатывает теоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы науки. В условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает  самое активное участие в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину  мира.

 

Социальная  значимость философии как живой  души культуры, квинтэссенции эпохи  выражается в ее функциях. Познавательная функция философии состоит в  том, что она, ориентируя человека на осмысление природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и  законов его развития, обеспечивает приращение новых знаний о мире, человеке, связях и законах и оказывает  влияние на каждую сферу деятельности человека. Это влияние проявляется  в том, что философское знание приобретает значение всеобщего  метода познания действительности, а  также в том, что познание в  любой сфере в конечном итоге  представляет различные аспекты  осознания отношения "человек - мир".

 

Мировоззренческая функция философии проявляется  в том, что, вооружая людей знаниями о мире и человеке, о его месте  в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние  на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.

 

Методологическая  функция философии заключается  в том, что она дает для всех форм общественного сознания исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности. Однако следует помнить, что универсальные принципы мышления, исследуемые философией, не определяют однозначно линию творческих поисков истины. Будучи универсальными, они являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных частнонаучных методов, а конкретизируются ими.

 

Таким образом, философия не только дает единое понимание  происходящих в мире явлений, но и  разрабатывает общий метод познания, который представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов или  требований, сформулированных на основе открываемых в действительности и в познании всеобщих законов  и являющихся выводом из истории  развития общественного познания.

 

Роль  философии особенно возрастает на переломах  истории в периоды революционных  изменений, когда человек ставит перед собой, обществом вечные вопросы  о своей сущности, о смысле жизни, перспективах социального прогресса.

 

Решение глобальных проблем современности  требует неординарных решений, демократизма и мужества мышления, смелости анализа  прошлого, настоящего, перспектив будущего. Без известной философской культуры решить конструктивно эти проблемы вряд ли возможно. Именно философское  знание, которому присущи постоянный поиск, сомнение, критика, способствует формированию человека думающего, творческого, гуманистически деятельного.

 

Изучение  философии - необходимое условие  становления человека как активного  субъекта социальной деятельности, созидателя мира, своего бытия, творца своего счастья.

 

Только  постигнув свою социально-деятельную функцию, отдельный человек может  осознать, кто он есть, какое место  занимает в жизни общества, подняться  до самосознания. Философия видит  свое предназначение в культивировании  потребности и способности быть человеком.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Слово «философия»  произошло от древнегреческого слова, обозначающего «любовь к мудрости», однако пользуясь им в повседневной жизни, мы часто вкладываем в него другой смысл.

Информация о работе Предмет, особенности и значение философии.