Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:02, контрольная работа
Как правило, к философии относятся как, пожалуй, к самой непонятной и отвлеченной из всех наук, наиболее удаленной из повседневной жизни. Но хотя многие люди и думают о ней как о не связанной с обычными интересами и находящейся за пределами понимания, почти все из нас – отдаем ли мы себе в этом отчет или нет – имеют какие-то философские воззрения. Любопытно и то, что хотя большинство людей весьма смутно представляет, что же такое философия, само это слово достаточно часто встречается в их разговорах.
С
этой точки зрения предметом
философии является анализ так
называемых универсалий
структура философии.
Общепризнанно,
что философия возникает в
VI-V веке до н.э. в Древней
Греции. Здесь появляется и само
слово «философия»,
Философия,
таким образом, в своем
Именно с появлением философии в отличие от мифологического мироощущения в духовной культуре человечества закрепилось рефлективное (от греч. reflexio — размышляю, оцениваю), а не непосредственно-эмпирическое отношение к миру, к себе и к своему мышлению, именно она создала тот интеллектуальный настрой и стиль мышления, который как бы зафиксировал особость положения человека в мире и потому его ответственность перед собой и перед миром.
Прошедшие
два с половиной тысячелетия,
принеся с собой все то
Общее понятие функций философии.
Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:
мировоззренческую,
методологическую,
мыслительно-теоретическую,
гносеологическую,
критическую,
аксиологическую,
социальную,
воспитательно-гуманитарную,
прогностическую
функции философии.
2. Содержание функций философии.
Мировоззренческая
функция способствует
Методологическая
функция заключается в том,
что философия вырабатывает
Мыслительно-теоретическая
функция выражается в том, что
философия учит концептуально
мыслить и теоретизировать –
предельно обобщать окружающую
действительность, создавать мыслительно-
Гносеологическая
– одна из основополагающих
функций философии – имеет
целью правильное и
Роль
критической функции –
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).
Социальная
функция – объяснить общество,
причины его возникновения,
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая
функция заключается в том,
чтобы на основании имеющихся
философских знаний об
ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ.
Философия
стремится к научному познанию мира,
но в то же время она пытается
максимально выразить интересы субъекта
(классов). Философия как система
идей о мире (в целом) вовлечена
в классовом обществе в идеологию
и политику. Следствием этого является,
по мнению ученых, усиление конфронтации
между отдельными философскими направлениями.
Поскольку философия
В истории
философии научность и
Научную форму философии нельзя считать заведомо лучшей или единственно верной. В случае сведения философии только к науке возникают закономерные вопросы: "Был ли Л. Н. Толстой философом? Можно ли считать философом Ф. М. Достоевского?" Оба великих писателя поднимали и зачастую впервые ставили важнейшие философские проблемы. В содержание философского знания, да и в сам процесс философского познания включаются компоненты, специфичные для художественной литературы и искусства (См.: Философия. Опыт художественного осмысления. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998).
Весьма значительную часть философского знания составляют эстетические представления. Создание философской картины мира предполагает наличие у ее творцов чувства красоты, гармонии, сопричастности к миру. Философская картина мира содержит в себе также и эстетическое отношение к миру. О родственности философии и искусства, об их взаимопроникновении свидетельствует творчество А. Камю, Н. Рериха, М. Чюрлениса, Р. Тагора, И.В. Гете.
Философская проблематика является важнейшей частью различных религиозных учений. Вместе с тем нельзя ставить знак равенства между философией и религией, поскольку последняя не сводится к философским размышлениям. Достаточно указать на обрядность как важнейший компонент любой религии.
Далеко не все поэты и писатели в своих произведениях обращались к философским проблемам, да и нет ни одного художественного произведения, целиком посвященного решению философских проблем. И тем не менее религия и художественная литература играли и играют огромную роль в философии. Переплетение литературы, искусства, философии и религии имело место на протяжении всей истории философии вплоть до наших дней.
Итак, функционируя
в системе культуры общества, философия
разрабатывает теоретические
Социальная значимость философии как живой души культуры, квинтэссенции эпохи выражается в ее функциях. Познавательная функция философии состоит в том, что она, ориентируя человека на осмысление природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, обеспечивает приращение новых знаний о мире, человеке, связях и законах и оказывает влияние на каждую сферу деятельности человека. Это влияние проявляется в том, что философское знание приобретает значение всеобщего метода познания действительности, а также в том, что познание в любой сфере в конечном итоге представляет различные аспекты осознания отношения "человек - мир".
Мировоззренческая
функция философии проявляется
в том, что, вооружая людей знаниями
о мире и человеке, о его месте
в мире и возможностях его познания
и преобразования, оказывает влияние
на формирование жизненных установок,
на осознание социальными
Методологическая функция философии заключается в том, что она дает для всех форм общественного сознания исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности. Однако следует помнить, что универсальные принципы мышления, исследуемые философией, не определяют однозначно линию творческих поисков истины. Будучи универсальными, они являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных частнонаучных методов, а конкретизируются ими.
Таким образом,
философия не только дает единое понимание
происходящих в мире явлений, но и
разрабатывает общий метод
Роль
философии особенно возрастает на переломах
истории в периоды
Решение
глобальных проблем современности
требует неординарных решений, демократизма
и мужества мышления, смелости анализа
прошлого, настоящего, перспектив будущего.
Без известной философской
Изучение философии - необходимое условие становления человека как активного субъекта социальной деятельности, созидателя мира, своего бытия, творца своего счастья.
Только постигнув свою социально-деятельную функцию, отдельный человек может осознать, кто он есть, какое место занимает в жизни общества, подняться до самосознания. Философия видит свое предназначение в культивировании потребности и способности быть человеком.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Слово «философия»
произошло от древнегреческого слова,
обозначающего «любовь к
Информация о работе Предмет, особенности и значение философии.