Предмет, особенности и значение философии.

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:02, контрольная работа

Краткое описание

Как правило, к философии относятся как, пожалуй, к самой непонятной и отвлеченной из всех наук, наиболее удаленной из повседневной жизни. Но хотя многие люди и думают о ней как о не связанной с обычными интересами и находящейся за пределами понимания, почти все из нас – отдаем ли мы себе в этом отчет или нет – имеют какие-то философские воззрения. Любопытно и то, что хотя большинство людей весьма смутно представляет, что же такое философия, само это слово достаточно часто встречается в их разговорах.

Файлы: 1 файл

Философия ГОТОВО.docx

— 38.84 Кб (Скачать)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования 

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт  электроэнергетики и информатики

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине: Философия

Тема №  1. Предмет, особенности и значение философии.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы Кп-212С ЭО

Караваев  Д.В.

 

Принял:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012г.

 

 

ПЛАН:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Как правило, к философии  относятся как, пожалуй, к самой  непонятной и отвлеченной из всех наук, наиболее удаленной из повседневной жизни. Но хотя многие люди и думают о ней как о не связанной  с обычными интересами и находящейся  за пределами понимания, почти все  из нас – отдаем ли мы себе в этом отчет или нет – имеют какие-то философские воззрения. Любопытно  и то, что хотя большинство людей весьма смутно представляет, что же такое философия, само это слово достаточно часто встречается в их разговорах.

Чтобы понять значение философии для общества и каждого человека в отдельности, необходимо выяснить, что она изучает, каков ее предмет, т.е. какова специфика  философского знания, какое место  она занимает в познании мира наряду с другими отраслями знания.

Можно было бы сказать, что философия — это все единосущее, “схваченное в мыслях”; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью. Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточно философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать. Само слово “философия” восходит к Пифагору, буквально означая любовь к мудрости, т.е. любомудрие.Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире; он, по словам С.Н. Булгакова, не может согласиться ждать с удовлетворением этой потребности до тех пор, пока будущая наука даст достаточный материал для этой цели; ему необходимо также получить ответы и на вопросы, которые выходят за поле положительной науки и не могут быть ею даже и осознаны. Вместе с тем человек не способен заглушить в себе эти вопросы, сделать вид, что они не существуют, практически их игнорировать, как это, по сути дела, предлагают позитивизм и разных оттенков агностицизм, в том числе и неокантианство, особенно позитивистского толка. Для человека как разумного существа бесконечно важнее любой специальной научной теории представляется решение вопросов о том, что же такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла, и т.д.. Словом, человек спрашивает и не может не спрашивать не только как, но что, почему и зачем. На эти вопросы у науки нет ответа, точнее она их и не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления.

Каждая  наука — это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении — это сумма обрывков. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот “интеграл”, строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п.

Философия включает в себя учение об общих  принципах бытия мироздания (онтология  или метафизика), о сущности и  развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии  в мире (философская антропология), теорию познания, проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную  историю, т.е. историю философии, которая  являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагогически, дифференцировались ее разделы. Разумеется, это деление носит в известной мере условный характер: все эти разделы образуют некое едино-цельное образование, в котором все составляющие тесно переплетаются друг с другом. Предмет философии — не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Таким образом, основные усилия осознавшей себя философской  мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Уникальность и  смысл бытия человека в мире, отношение  человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы нравственности и  эстетики, социальная философия и  философия истории, а также история  самой философии — таковы, говоря предельно кратко, фундаментальные проблемы (Или разделы) философской науки, таково ее предметное самоопределение.

О соотношении  философии и частных наук было и, видимо, будет, много споров. Мы не собираемся углубляться в дебри  этих споров, а очень кратко выразим  свою позицию. Философия — это наука. Конкретная наука как определенный вид эмпирического и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Любая наука как в естественной, так и гуманитарной областях знания имеет свой особый предмет. Все это в ходе развития науки может меняться, отвергаться, и на месте ограниченных и тем более ошибочных теорий возникают новые, более глубокие теории. В философии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, и т.п. Но все это совсем не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук. Как уже говорилось, у философии предмет иной — она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука не занимается этим.

Философия есть свободная и универсальная область человеческого знания. Она есть постоянный поиск нового.

 

 

 

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.

Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и др. свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, сознанию. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии, т.к. проблемы философии существуют объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (производство и время, количество и качество) существовали, когда науки философии еще и не существовало как таковой.

Что же касается понимания самого предмета философии, то оно сформировалось, во-первых, в  процессе преодоления ограниченности предшествовавших философии типов  мировоззренческого сознания, а именно мифологии и религии в ее первоначальных формах (анимизм, тотемизм, политеизм  и т. д.), отличных от возникших позднее  мировых религий; во-вторых, в результате длительных усилий, направленных на выделение  философского знания из всего массива  знания, имевшегося у человека в  ту историческую эпоху. В отличие  от мифологии и первоначальных форм религиозности, философия избрала  своим ориентиром не традицию и авторитет, не стихийно сформировавшиеся архетипы и стереотипы сознания, а свободное, критическое осмысление мира и человеческой жизни. Антропоморфизму (наделению  человеческими качествами природных  вещей и процессов) мифологии  и ранним формам религиозности философия  противопоставила представление о  мире как о поле действия безличных  объективных сил.

 Обсуждая проблему строения целостного бытия, древнегреческая философия предложила определенный перечень разных ответов на эту проблему: представления о наличии последних пределов, или последних самых малых частичек вещества, из которых строится все мироздание (античный атомизм); о беспредельной, безграничной делимости природы, следовательно, об отсутствии каких-либо пределов этой делимости; наконец, представление о всеохватывающем единстве, всепроникающей целостности всего сущего. Каждый мыслящий человек мог участвовать в сознательном поиске и свободном выборе подобных представлений. И поиск, и выбор осуществлялись посредством критики и принятия какого-либо из вариантов на основе методов логической аргументации, теоретического анализа и обоснования.

 Более  четкому осознанию предмета философии  способствовало стремление вычленить  из всего массива наличного  знания то своеобразное знание, которое и составляет основное  содержание именно философии.  С момента своего возникновения  философия стала претендовать  на то, что именно философское  знание является наиболее зрелым  и совершенным. Для возникновения  и последующего закрепления этого  мнения об особом статусе философии  имелись достаточно серьезные  основания, порожденные прежде всего тем, что преобладающая часть наличного знания той эпохи (за исключением собственно чистодедуктивных наук типа математики и логики) носила описательно-регистрирующий характер и не претендовала на выявление и объяснение движущих сил, причин наблюдаемых явлений и процессов. В силу неразвитости, недостаточной зрелости эмпирического, опытного естествознания той эпохи эту роль взяла на себя философия. Она выступала в качестве своеобразной «науки наук», или «царицы наук», единственно способной дать теоретическое объяснение всего происходящего в окружающем мире и в самом человеке.

 С  целью прояснения своеобразия  философского знания и соответственно  предмета философии Аристотель  ввел специальное понятие «метафизика», которое и по сей день часто употребляется почти как синонимичное понятию философии. В его понимании метафизика являла собой особый тип знания, надстраивающегося над физическим знанием, которое в то время отождествлялось с естественно-научным знанием. И если в понятие «знание» вкладывать более глубокий смысл, не исчерпываемый только фиксацией непосредственно данного или непосредственно наблюдаемого, но и предполагающий способность дать теоретическое объяснение, выявить глубинную сущность наблюдаемого, то можно сказать, что на первоначальных фазах своего развития философия включала в себя все наличное знание. И в этом прямом смысле слова представляла собою знание о мире в целом и о человеческом мире в частности. Такое понимание предмета философии сохранялось на протяжении многих веков.

 Значительно  позже, уже в эпоху Нового  времени, начало которого датируется XVII в., из философии стали выделяться  отдельные конкретные науки. С  развитием экспериментального естествознания  они достигли более высоких  рубежей теоретической зрелости, обретя способность своими собственными  средствами объяснять суть изучаемых  ими физических, химических, биологических  и иных естественных процессов.  В итоге естественные науки  перестали нуждаться в покровительстве,  опеке, надзоре и контроле со  стороны философии как некоего  высшего типа знания. Философия  уже не могла претендовать  на роль «науки наук». Соответственно  появилась потребность в изменении  и уточнении представления о  ее предмете.

 Другое  существенное обстоятельство, весьма  активно стимулировавшее поиск  новых представлений о предмете  философии, заключалось в необходимости  пересмотра характера взаимоотношений  философии с религией — этой  другой важнейшей формой мировоззренческой  регуляции поведения людей. С  момента своего возникновения  философия находилась в самых  тесных, но одновременно и весьма  сложных и внутренне противоречивых  взаимоотношениях с религией. Для западноевропейской философской традиции, которую мы здесь прежде всего имеем в виду, данная проблема выступает как проблема взаимоотношений философии с христианской религией.

Стремительный рост престижа науки привел к существенному  изменению понимания предмета и  предназначения философии. Многие выдающиеся мыслители стали рассматривать  философию как научное знание особого типа. Именно в этом русле  развилось и прочно закрепилось, особенно в нашей стране, представление  о философии как науке о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Наиболее полно и отчетливо оно было сформулировано и выражено К. Марксом и Ф. Энгельсом. В отличие от всех философских учений прошлого, свою философию они называли научной философией. Более радикальных взглядов придерживались основоположники позитивизма, которые считали, что так называемые позитивные, т. е. конкретные, науки делают совершенно излишней, ненужной философию как таковую.

 Как  отмечалось выше, на протяжении  почти трехтысячелетней истории философии понимание предмета философии постоянно изменялось и уточнялось. Но наиболее существенные изменения в этой сфере произошли, пожалуй, в середине XIX в. Эти изменения были настолько глубоки и радикальны, что можно говорить даже о том, что сама философская мысль в целом вступила в качественно новый этап своего развития. То есть это означает, что в почти трехтысячелетней истории развития западноевропейской философской мысли можно выделить два основных исторических этапа: этап становления и развития традиционной, классической философии и этап нетрадиционной, неклассической философии, который начался со второй половины XIX в. и продолжается и в наше время.

Другим  важнейшим опосредствующим звеном между универсальным природным  бытием и человеческим сознанием  в современных интерпретациях предмета философии является культура, тоже взятая в предельно широком и обобщенном смысле. Под культурой понимается вся совокупная творчески созидательная деятельность человека и продукты этой деятельности, т. е. все то, что не является чисто природным предметом и явлением, а так или иначе преобразовано, видоизменено человеком. В состав культуры входят не только произведения искусства во всех его видах, не только продукты ремесленного художественного творчества, памятники архитектуры, как это делается в обыденном понимании культуры, но и вся практически-преобразующая деятельность человека и продукты этой практически-преобразующей деятельности. Иными словами, весь мир преобразованных либо заново созданных самим человеком предметов, орудий и средств, в окружении и с помощью которых протекает человеческая жизнь, в отличие от образа жизни и среды обитания всего остального живого мира. Культура — это вся совокупность преобразованных или заново созданных человеком природных вещей и явлений, начиная от ножа, топора, пилы, жилища, одежды и кончая всем многообразием промышленного технологического оборудования, транспортных и информационных средств, научных измерительных приборов и т. д. Культура — это все то, что отличается от естественного, природного мира, что несет на себе больший или меньший отпечаток следов и продуктов человеческого воздействия на естественный, природный мир, в котором разворачивается жизнедеятельность человека, в том числе его разумно-волевой активности.

Информация о работе Предмет, особенности и значение философии.