Предмет «Философии образования»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы самоопределения образовательного знания и ценностей, новая, диалогическая форма их взаимодействия с философией: восхождение образовательного знания к системам современной общей философии с их одновременной трансформацией и координацией соответственно этому знанию. Предмет специализированной философии образования: наиболее общие основания картины образовательной действительности, методологии ее познания и ценностного осмысления, методологии целеполагания, проектирования и практической деятельности (педагогическкой, управленческой, политической и др.).

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...
1. Понятие образования…………………………………………………….
2. Взаимоотношение философии и образования…………………………
3. Философия образования: история и перспективы……………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 41.01 Кб (Скачать)

В истории каждой культуры всегда существовало многообразие систем образования. Например, в античной Греции наряду с афинской системой образования была и спартанская модель образования и воспитания. Существовавшая в императорском Риме система образования, существенно отличалась от византийской.

В России после основания  по инициативе и проекту М.Л. Ломоносова Московского университета в 1755г. складывается трехступенчатая модель единой системы образования - "гимназия - университет - академия". Впервые был сформулирован

ряд важных положений в  области образования, в частности отмечалась необходимость замены иностранных преподавателей "национальными людьми», чтения лекций на русском языке и обеспечение тесной связи теории с практикой в обучении. Позднее этот принцип стал методическим стержнем прогрессивных взглядов на обучение в отечественной высшей школе([14]с.18-19).

Наиболее емким показателем  развития института образования  является изменение методов восприятия, преподавания, учения.

Как показала история, судьба всех структурных преобразований российской

высшей школы прямо  определялось тем, насколько образовательные и воспитательные процедуры отвечали потребностям личности([14]с.25).

С другой стороны, развитие этих процедур сдерживалось "здоровым" консерватизмом, свойственным любой системе образования. Тем не менее, Россия с 30-х годов 19 века до начала 20 века прошла путь от "бурсацкого подхода" - воспитания и обучения методом "впрыскивания посредством лозы по- староотечески"-([14]с.26), до передовых для своего времени педагогических воззрений К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, К.И. Бестужева-Рюмина, Н.А. Вышеградского и др.

Наиболее значительными  вехами на этом пути были: учреждение Профессорского института на базе Дерптского университета, разработка концептуального подхода к подготовке чиновников "на службу отечеству", разделение гимназического

образования на классическое и реальное, открытие высших женских курсов([14]с.26) .

Сквозь призму этих событий  четко просматривается как не только из дворян, но и из разночинцев идет формирование новой интеллигенции, творческой и свободомыслящей, складывается ядро профессуры, понимающей важность и срочность выработки новых критериев профессиональных знаний, умений и навыков для выпускников отечественных университетов. Введение новых форм организации учебного процесса, постоянное повышение значимости практических занятий, семинаров, собеседований, самостоятельных работ студентов и, наконец, равное и взаимно уважительное общение с преподавателями всех рангов привели к определенной индивидуализации обучения, что в свою очередь не могло не сказаться положительно на личностном развитии студентов. Постоянное возрастание роли предметно-профессиональной мотивации в обучении открывало путь для выявления и более полного учета личных интересов и склонностей студентов. Если основную тенденцию развития современной высшей школы можно несколько условно обозначить как движение от деятельностно-центрированной педагогики к педагогике личностно-центрированной, то главную тенденцию развития системы образования в России в 19 веке можно обозначить как движение от созерцания и впитывания к деятельности; и деятельности не безразличной, а освещенной светом индивидуальности. Личность ещё не могла стать центром образовательной системы того времени, но движение в этом направлении обозначалось все яснее.

После 1917 года в условиях тоталитарного государства тенденции  перехода "от

созерцания к деятельности" в системе образования ещё  более усилилось, но в то же время затормозилось движение "от деятельности к личности". В нашем обществе сложилось государственная, причем унифицированная система образования. "Господство тоталитаризма привело к тому, что было разрушено многообразие форм школьного и высшего образования и была создана единая государственная система, транслировавшая причудливый конгломерат знания и псевдознания, ценностей и псевдоценностей". (А.П.Огурцов, - [1] с.18)

Надо сказать, что классическая парадигма образования получила различное обоснование в ходе истории. Идеалы, нормы, присущие классической парадигме, модифицировались, дополнялись и трансформировались. Ориентация на универсальное образование, которая воплотилась в системе начального и среднего образования, позднее была восполнена другой идеей – идеей естественных прав личности, в том числе и права на образование. В нашей стране идея естественных прав личности долгое время вообще не была значимой. В государственной системе определенный уровень образования (весьма средний) сначала был классово дифференцирован, а затем стал общеобразовательным. При этом совершенно упускалось из виду, что существует право личности на выбор

образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проделанной работы была рассмотрена сущность философии  образования, как отрасли философии. 
При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи: 
Дать общее представление о сущности образования обще; 
Описать взаимодействие философии и образования; 
Рассмотреть этапы развития, историю и перспективы философии образования; 
 Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование - это процесс и результат усвоения  
человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных  
процессов.  
 Образование - это общественное организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями  
последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии в  
генетической программой и социализацией личности.

На конференции по философским  проблемам образования, организованной

Российской академией  образования, ее участникам было предложено ответить, в числе прочих, на вопрос: - "Что Вы понимаете под философией образования?"  Приведем некоторые ответы ("Вопросы философии" N11 1995 г., с.31-34): А.Г. Асмолов (заместитель министра образования России) - "Размышление о приоритетах и сущности образования как института развития культуры, пытающихся в меру своих сил повлиять на стратегию образования в современной цивилизации".

В.А. Караковский (член-корр. РАО, Москва) - "Философия образования это ветвь

современной философии многомерного мира".

И.Я. Лернер (академик РАО, Москва) - "Наиболее общие вопросы образования,

обусловливающие парадигму  подхода к принципиальным вопросам образования".

В.И. Загвязинский (академик РАН, Тюмень) - "Учение о предпосылках, источниках, ориентирах, стратегии влияния на формирование человеческой личности и индивидуальности, создание условий для реализации человеческих возможностей, а также соответствующая система взглядов, оценок, миропонимания. Философия образования - общие установки для развития теории образования и методологии образования".

Е.Г. Осовский (член-корр. РАО, Саранск) - "Философия образования - это наука

о существовании и генезисе Человека в духовном и образовательном пространстве, о предназначении образования и его роли, влиянии на судьбы личности, общества, государства, о взаимоотношениях противоречивых целей и смыслов образования, его парадигматике и т.п. Видимо, философия образования и методология педагогики "перетекают" друг в друга".

Йоханнес Я. Бойс (Республика Южная Африка, Трансвааль) - "Философия образования рассматривается и как автономная наука и как способ мышления об образовании.  Как наука она занимает место рядом с психологией образования, дидактикой,  сравнительной педагогикой и пытается описать и понять основные, универсальные характеристики педагогических фактов (событий). Как система принципов она представляет собой общую философию применительно к образованию".

Томас Дж. Кинни (США, Нью-Йорк) - "Без обсуждений, включающих в  себя философские основания, любые попытки действия по решению вопроссов образования будут действиями вне предмета педагогики, без ее руководства". Не смотря на всю пестроту суждений и подходов к вопросам философии и образования проявленных умудренными мужами, как обремененных всевозможными регалиями учености, так и без оных, можно считать доказанной тесную взаимосвязь и взаимозависимость философии и образования, их общие корни. Иными словами  образование имеет философскую природу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ  

 

1.Зотов А.Ф., Купцов В.И., Розин В.М., Марков А.Р., Шикин Е.В., Царев В.Г., Огурцов А.П. " Образование в конце ХХ века ("материалы" круглого стола") - "Вопросы философии"N9-1992г.

2.Нежнов П.Г. "Проблемы  развивающего обучения в школе  Л.С. Выготского" - "Вестник Московского университета" серия 14 "Психология" N4-1994г.

3.Швырев В.С. "Философия  и стратегия образования" - "Вопросы  философии" N11- 1995г.

4.Розин В.М. "Философия  образования как предмет общего  дела» - "Вопросы философии" N11-1995г.

5.Михайлов Ф.Т.  "Образование  как философская проблема" - "Вопросы философии" N11-1995г.

6.Алексеев Н.Г. "Философия  образования и технология образования"- "Вопросы философии" N11-1995г.-

7.Бестужев-Лада И.В. "Народное  образование: филисофия против  утопии" - "Вопросы философии" N11-1995г.

8.Огурцов А.П. "На пути  к философии образования" - "Вопросы  философии" N11- 1995г.

9.Платонов В.В. "Философия  образования как поле межсистемного  взаимодействия"

- "Вопросы философии" N11-1995г.

10.Фишер М.И. "Философия  образования и комплексные исследования  образования" - "Вопросы философии" N11-1995г.

11.Смирнов С.А.  "Философия  образования - не дисциплина, а  терапевтическая практика" - "Вопросы философии" N11-1995г.

12.Зеленина Л.М. "Философия  образования и определение целей  образования" - "Вопросы философии" N11-1995г.

13.Карпей Жак "Вслед  за Выготским" - "Мир образования" N5 1996.

14.Смирнов С.Д. "Педагогика  и психология высшего образования" - "Аспект- пресс" М. 1995г.

15.Сущность философии  образования, как отросли философии  [электронный ресурс].-режим доступа:(http://www.zauchka.ru/shop/show_work/114720).

16.Лосев А.Ф. "История античной философии" - "Мысль" М. 1989г.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Предмет «Философии образования»