Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:27, курсовая работа
Проблемы самоопределения образовательного знания и ценностей, новая, диалогическая форма их взаимодействия с философией: восхождение образовательного знания к системам современной общей философии с их одновременной трансформацией и координацией соответственно этому знанию. Предмет специализированной философии образования: наиболее общие основания картины образовательной действительности, методологии ее познания и ценностного осмысления, методологии целеполагания, проектирования и практической деятельности (педагогическкой, управленческой, политической и др.).
Введение……………………………………………………………………...
1. Понятие образования…………………………………………………….
2. Взаимоотношение философии и образования…………………………
3. Философия образования: история и перспективы……………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………
В истории каждой культуры всегда существовало многообразие систем образования. Например, в античной Греции наряду с афинской системой образования была и спартанская модель образования и воспитания. Существовавшая в императорском Риме система образования, существенно отличалась от византийской.
В России после основания по инициативе и проекту М.Л. Ломоносова Московского университета в 1755г. складывается трехступенчатая модель единой системы образования - "гимназия - университет - академия". Впервые был сформулирован
ряд важных положений в области образования, в частности отмечалась необходимость замены иностранных преподавателей "национальными людьми», чтения лекций на русском языке и обеспечение тесной связи теории с практикой в обучении. Позднее этот принцип стал методическим стержнем прогрессивных взглядов на обучение в отечественной высшей школе([14]с.18-19).
Наиболее емким показателем развития института образования является изменение методов восприятия, преподавания, учения.
Как показала история, судьба всех структурных преобразований российской
высшей школы прямо определялось тем, насколько образовательные и воспитательные процедуры отвечали потребностям личности([14]с.25).
С другой стороны, развитие этих процедур сдерживалось "здоровым" консерватизмом, свойственным любой системе образования. Тем не менее, Россия с 30-х годов 19 века до начала 20 века прошла путь от "бурсацкого подхода" - воспитания и обучения методом "впрыскивания посредством лозы по- староотечески"-([14]с.26), до передовых для своего времени педагогических воззрений К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, К.И. Бестужева-Рюмина, Н.А. Вышеградского и др.
Наиболее значительными вехами на этом пути были: учреждение Профессорского института на базе Дерптского университета, разработка концептуального подхода к подготовке чиновников "на службу отечеству", разделение гимназического
образования на классическое и реальное, открытие высших женских курсов([14]с.26) .
Сквозь призму этих событий четко просматривается как не только из дворян, но и из разночинцев идет формирование новой интеллигенции, творческой и свободомыслящей, складывается ядро профессуры, понимающей важность и срочность выработки новых критериев профессиональных знаний, умений и навыков для выпускников отечественных университетов. Введение новых форм организации учебного процесса, постоянное повышение значимости практических занятий, семинаров, собеседований, самостоятельных работ студентов и, наконец, равное и взаимно уважительное общение с преподавателями всех рангов привели к определенной индивидуализации обучения, что в свою очередь не могло не сказаться положительно на личностном развитии студентов. Постоянное возрастание роли предметно-профессиональной мотивации в обучении открывало путь для выявления и более полного учета личных интересов и склонностей студентов. Если основную тенденцию развития современной высшей школы можно несколько условно обозначить как движение от деятельностно-центрированной педагогики к педагогике личностно-центрированной, то главную тенденцию развития системы образования в России в 19 веке можно обозначить как движение от созерцания и впитывания к деятельности; и деятельности не безразличной, а освещенной светом индивидуальности. Личность ещё не могла стать центром образовательной системы того времени, но движение в этом направлении обозначалось все яснее.
После 1917 года в условиях
тоталитарного государства
созерцания к деятельности" в системе образования ещё более усилилось, но в то же время затормозилось движение "от деятельности к личности". В нашем обществе сложилось государственная, причем унифицированная система образования. "Господство тоталитаризма привело к тому, что было разрушено многообразие форм школьного и высшего образования и была создана единая государственная система, транслировавшая причудливый конгломерат знания и псевдознания, ценностей и псевдоценностей". (А.П.Огурцов, - [1] с.18)
Надо сказать, что классическая парадигма образования получила различное обоснование в ходе истории. Идеалы, нормы, присущие классической парадигме, модифицировались, дополнялись и трансформировались. Ориентация на универсальное образование, которая воплотилась в системе начального и среднего образования, позднее была восполнена другой идеей – идеей естественных прав личности, в том числе и права на образование. В нашей стране идея естественных прав личности долгое время вообще не была значимой. В государственной системе определенный уровень образования (весьма средний) сначала был классово дифференцирован, а затем стал общеобразовательным. При этом совершенно упускалось из виду, что существует право личности на выбор
образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы была
рассмотрена сущность философии
образования, как отрасли философии.
При рассмотрении данного вопроса были
решены следующие задачи:
Дать общее представление о сущности образования
обще;
Описать взаимодействие философии и образования;
Рассмотреть этапы развития, историю и
перспективы философии образования;
Понятие образования - весьма сложное
и многоаспектное. В самом общем определении
образование - это процесс и результат
усвоения
человеком систематизированных знаний,
навыков и умений, развитие ума и чувства,
формирование мировоззрения и познавательных
процессов.
Образование - это общественное организуемый
и нормируемый процесс (и его результат)
постоянной передачи предшествующими
поколениями
последующим социально значимого опыта,
представляющий собой в онтогенетическом
плане становление личности в соответствии
в
генетической программой и социализацией
личности.
На конференции по философским проблемам образования, организованной
Российской академией образования, ее участникам было предложено ответить, в числе прочих, на вопрос: - "Что Вы понимаете под философией образования?" Приведем некоторые ответы ("Вопросы философии" N11 1995 г., с.31-34): А.Г. Асмолов (заместитель министра образования России) - "Размышление о приоритетах и сущности образования как института развития культуры, пытающихся в меру своих сил повлиять на стратегию образования в современной цивилизации".
В.А. Караковский (член-корр. РАО, Москва) - "Философия образования это ветвь
современной философии многомерного мира".
И.Я. Лернер (академик РАО, Москва) - "Наиболее общие вопросы образования,
обусловливающие парадигму подхода к принципиальным вопросам образования".
В.И. Загвязинский (академик РАН, Тюмень) - "Учение о предпосылках, источниках, ориентирах, стратегии влияния на формирование человеческой личности и индивидуальности, создание условий для реализации человеческих возможностей, а также соответствующая система взглядов, оценок, миропонимания. Философия образования - общие установки для развития теории образования и методологии образования".
Е.Г. Осовский (член-корр. РАО, Саранск) - "Философия образования - это наука
о существовании и генезисе Человека в духовном и образовательном пространстве, о предназначении образования и его роли, влиянии на судьбы личности, общества, государства, о взаимоотношениях противоречивых целей и смыслов образования, его парадигматике и т.п. Видимо, философия образования и методология педагогики "перетекают" друг в друга".
Йоханнес Я. Бойс (Республика Южная Африка, Трансвааль) - "Философия образования рассматривается и как автономная наука и как способ мышления об образовании. Как наука она занимает место рядом с психологией образования, дидактикой, сравнительной педагогикой и пытается описать и понять основные, универсальные характеристики педагогических фактов (событий). Как система принципов она представляет собой общую философию применительно к образованию".
Томас Дж. Кинни (США, Нью-Йорк) - "Без обсуждений, включающих в себя философские основания, любые попытки действия по решению вопроссов образования будут действиями вне предмета педагогики, без ее руководства". Не смотря на всю пестроту суждений и подходов к вопросам философии и образования проявленных умудренными мужами, как обремененных всевозможными регалиями учености, так и без оных, можно считать доказанной тесную взаимосвязь и взаимозависимость философии и образования, их общие корни. Иными словами образование имеет философскую природу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Зотов А.Ф., Купцов В.И., Розин В.М., Марков А.Р., Шикин Е.В., Царев В.Г., Огурцов А.П. " Образование в конце ХХ века ("материалы" круглого стола") - "Вопросы философии"N9-1992г.
2.Нежнов П.Г. "Проблемы развивающего обучения в школе Л.С. Выготского" - "Вестник Московского университета" серия 14 "Психология" N4-1994г.
3.Швырев В.С. "Философия и стратегия образования" - "Вопросы философии" N11- 1995г.
4.Розин В.М. "Философия
образования как предмет
5.Михайлов Ф.Т. "Образование как философская проблема" - "Вопросы философии" N11-1995г.
6.Алексеев Н.Г. "Философия
образования и технология
7.Бестужев-Лада И.В. "Народное образование: филисофия против утопии" - "Вопросы философии" N11-1995г.
8.Огурцов А.П. "На пути к философии образования" - "Вопросы философии" N11- 1995г.
9.Платонов В.В. "Философия
образования как поле
- "Вопросы философии" N11-1995г.
10.Фишер М.И. "Философия
образования и комплексные
11.Смирнов С.А. "Философия образования - не дисциплина, а терапевтическая практика" - "Вопросы философии" N11-1995г.
12.Зеленина Л.М. "Философия
образования и определение
13.Карпей Жак "Вслед за Выготским" - "Мир образования" N5 1996.
14.Смирнов С.Д. "Педагогика
и психология высшего
15.Сущность философии
образования, как отросли
16.Лосев А.Ф. "История античной философии" - "Мысль" М. 1989г.