Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:27, курсовая работа
Проблемы самоопределения образовательного знания и ценностей, новая, диалогическая форма их взаимодействия с философией: восхождение образовательного знания к системам современной общей философии с их одновременной трансформацией и координацией соответственно этому знанию. Предмет специализированной философии образования: наиболее общие основания картины образовательной действительности, методологии ее познания и ценностного осмысления, методологии целеполагания, проектирования и практической деятельности (педагогическкой, управленческой, политической и др.).
Введение……………………………………………………………………...
1. Понятие образования…………………………………………………….
2. Взаимоотношение философии и образования…………………………
3. Философия образования: история и перспективы……………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Российский
государственный
Институт искусств
Кафедра дизайн интерьера
Филиал в г. Омске
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Философия и история обрзования»
Тема: «Предмет «Философии образования». «Философия образования» как отрасль философского знания».
Выполнил:
студ. гр. Ом –
112С ИД
Проверил:
Омск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
|
4 |
|
6 |
|
7 |
Заключение…………………………………………………… |
12 |
Список литературы………………………………… |
14 |
ВВЕДЕНИЕ
Специализированная
философия образования - новая исследовательская
область педагогического знания
и философии, возникающая на Западе
в сер. XIX в. Ее источники:
1. Общая философия;
2. Опыт педагогической практики, его философско-мировоззренческое
обобщение;
3. Общественно-политические, педагогические
движения, их мировоззренческие идеи;
4.Специальные науки, изучающие образование,
связанные с ними философские проблемы
и обобщения.
Проблемы самоопределения образовательного
знания и ценностей, новая, диалогическая
форма их взаимодействия с философией:
восхождение образовательного знания
к системам современной общей философии
с их одновременной трансформацией и координацией
соответственно этому знанию. Предмет
специализированной философии образования:
наиболее общие основания картины образовательной
действительности, методологии ее познания
и ценностного осмысления, методологии
целеполагания, проектирования и практической
деятельности (педагогическкой, управленческой,
политической и др.). Основное размежевание
между направлениями философией образования,
отражающее два подхода к человеку как
субъекту образования:
эмпирико-аналитические направления,
ориентированные на соответствующие науки
о человеке как типологическом существе,
определяемом законами (биологическими,
социальными); гуманитарные направления
в которых человек трактуется как личность,
уникальная индивидуальность, раскрываемая
в гуманитарных дисциплинах, а также во
вненаучном сознании (этическом, эстетическом,
мировоззренческом и др.). Современная
философская мысль в области образования
в России имеет свои особенности: от идеологизированной
философии "закрытого общества" к
плюрализму частичных философских обобщений
в контекстах спонтанных мировоззрений
(сциентистских и антисциентистских).
Происходит игнорирование западного опыта
построения теоретических систем специализированной
философии образования [15].
Целью данной работы является рассмотрение
сущности философии образования, как отрасли
философии.
Для достижения данной цели необходимо
решить следующие задачи:
Слово "образование"
не специфично только для привычного
употребления, связанного с педагогикой,
детьми и т.п. Язык позволяет говорить
об образовании понятий, горообразовании,
новообразованиях в организме, муниципальных
образованиях и т.п. Это слово:
а) выделяет нечто из остального мира и,
в этом смысле, сродни "организованности"
("муниципальное образование") и
б) указывает на возникновение-становление-
Обратившись к этому расширительному
контексту, необходимо вернуться теперь
к вопросам, связанным с традиционным
"педагогическим" пониманием образования.
Образование здесь теперь будет выглядеть
как образование человека: вот его не было,
а вот он уже есть, образовался.
Начало этого процесса лежит в точке зачатия,
в моменте слияния мужского сперматозоида
и женской яйцеклетки. В этот момент появляется
(образуется) новая сущность, которой до
этого момента не существовало. Затем
следует развитие этой сущности с периодическими
новообразованиями: многоклеточность,
дифференциация тканей, формирование
(образование) органов и т.д. Наконец, -
рождение, выход ребенка из утробы матери.
Физиологическое развитие и соответствующие
ему новообразования с рождением не заканчиваются,
но на первый план все в большей степени
выходит развитие (с новообразованиями
принципиально иного типа) культурное
и социальное: освоение собственно человеческих
(не биологических только) форм организации
жизни, пространства культуры (через эти
самые формы, язык, взаимодействия с другими
людьми и т.д.), социальных взаимоотношений
и др. Эта линия параллельна линии физиологического
развития, сложным образом с ней взаимодействует,
используя и надстраиваясь или, наоборот,
противодействуя и вытесняя...
Еще позже появляется третья линия - самостоятельности,
- в которой человек формируется (образуется)
как сущность волящая, принимающая решения,
способная противостоять окружающему,
формируя свой собственный мир и втягивая
окружающее, в соответствии с его (собственного
мира) законами и т.д. Так образуется "Я".
Смысл педагогического отношения в содействии
этому процессу и его оформлении. Процесс
образования, таким образом, содержит
как естественные, так и искусственные
(именно здесь появляется возможность
и необходимость говорить о педагогике
и педагогическом) составляющие.
Понятие "профессиональное образование"
происходит от слов "профессия" и
"образ". Под профессиональным образованием
понимается единый процесс физического
и духовного становления личности в выбранной
ею профессии; процесс социализации, сознательно
ориентированный на некоторые идеальные
образы, на исторически зафиксированные
в общественном сознании социальные эталоны
(например, спартанский воин, добродетельный
христианин, энергичный предприниматель).
Профессиональное образование является
особой сферой социальной жизни с того
времени, когда процесс передачи знаний
и социального опыта выделился из других
видов жизнедеятельности общества и стал
делом лиц, специально занимающихся обучением
в определенной области знаний.
Начиная работать с проблемой профессионального
образования, крайне важно по возможности
точно зафиксировать позицию, оформляющую
и организующую эту работу. Образование
- слишком большой и сложный предмет для
того, чтобы рассчитывать на его легкое
освоение; тщательнейшее рефлексивно-методологическое
сопровождение здесь не роскошь, а средство
жизнеобеспечения [15].
По мнению А.П.Огурцова ([1] с.18) влияние
системы образования и
Система образования всегда предполагает определенное влияние науки всегда основывается на определенной концепции науки.
Еще в начале 19 века возникает новая
философская концепция
образования.
В нашей стране мы сталкиваемся сейчас с аналогичными трудностями. Существуют разрывы, во-первых, между уровнем школьного и высшего образования и, во-вторых, между уровнем высшего образования и системой науки, в том числе академической наукой, которая вынуждена заниматься переподготовкой
рекрутируемых в нее кадров, "подтягивать" их до нужного уровня.
В музее Ватикана есть фреска Рафаэля под названием "Афинская школа". На ней
фигуры Платона и Аристотеля отражают различие в подходе этих ученых к знанию. Платон указывает пальцем на небеса, а Аристотель - на землю. Идея этой фрески соответствует философиям ее персонажей. Аристотель искал ответов у реальности, Платон стремился к идеалу. Примечательно, что сегодня перед работниками образования стоит та же проблема, что символически изображена Рафаэлем. Мы должны следовать жесту Аристотеля или Платона?
Современная система образования в своих основных чертах сложилась под влиянием определенных философских и педагогических идей. Они были сформированы в конце 18 начале 19 веков Коменским, Песталоцци, Фребелем и, далее Гербартом, Дистервегом, Дьюи и другими основателями научной педагогики и в сумме образуют так называемую "классическую" систему или модель образования (школы). Хотя эта модель эволюционировала в течение двух столетий, в своих основных характеристиках она осталась неизменной.
Философия с самого начала своего возникновения и до наших дней стремилась не только осмыслить существование системы образования, но и сформулировать новые ценности и пределы образования. В этой связи можно напомнить имена Платона, Аристотеля, Августина, Руссо, которым человечество обязано осознанием культурно-исторической ценности образования. Целый период в истории философской мысли даже называл себя Просвещением. Немецкая философия 19 века в лице Канта, Шлейермахеля, Гегеля, Гумбольдта выдвинула и обосновала идею гуманистического образования личности и ее самосознания, предложила пути реформирования системы и школьного и университетского образования. И в 20 веке крупнейшие мыслители размышляли о проблемах образования, выдвигали проекты новых образовательных институтов. Назовем хотя бы имена В.Дильтея, М.Бубера, К. Ясперса, Д.Н. Уайтхода. Их наследие - золотой фонд философии образования. Хотя проблемы образования всегда занимали важное место в философских концепциях, но выделение философии образования в качестве особого исследовательского направления началось лишь в 40-х годах 20 века в Колумбийском университете (США) создается общество, цели которого - исследование философских проблем образования, налаживание сотрудничества между философами и теоретиками педагогики, подготовка учебных курсов по философии образования в колледжах и университетах, кадров по этой специальности, философская экспертиза образовательных программ и др.
Философия образования занимает важное место в преподавании философии во всех западноевропейских странах.
Предстоящий Всемирный философский конгресс (август 1998г) посвящен проблемам образования, четыре пленарных заседания и пять симпозиумов и коллоквиумов непосредственно связаны с философией образования. Однако до сих пор существуют сложности в выяснении статуса философии образования, ее взаимоотношении с общей философией, с одной стороны, и с педагогической теорией и практикой - с другой. В России, хотя и существовали значительные философские традиции в анализе проблем образования (напомним такие имена, как М.М.Сперанский, С.П. Шевырев, В.Ф.Одоевский, А.С. Хомяков, Д.П.Юткевич, Л.Н.Толстой), однако философия образования до последнего времени не была ни особой исследовательской областью, ни специальностью. В наши дни положение дел начинает меняться. Создан Проблемный научный совет при президиуме РАО, начал работать семинар по философии образования в Институте педагогических исследований РАО, выпущены первые монографии и учебные пособия по философии образования.
Представители разных философских направлений, конечно, по-разному трактуют
содержание и задачи философии образования. К примеру В.М.Розин (доктор философских наук, Институт философии РАН) считает, что сегодня, классическая модель образования фактически исчерпала себя: она уже не отвечает требованиям, преъявляемым к образованию современным обществом и производством. В связи с этим он предлагает искать новый комплекс педагогических и философских идей, создающих интеллектуальную основу для современной школы([1] с.8).
А.П. Огурцов (доктор философских наук, член редколлегии журнала "Вопросы
философии") считает, что классическую парадигму образования, сложившуюся с работами Яна Амоса Коменского также трудно разрушить, как трудно разрушить классическую физику, поскольку классическая парадигма образования обеспечила успехи европейской культуры и цивилизации. По мнению А.П. Огурцова "...общая и обязательная система начального и среднего образования, которую сформировал целый ряд мыслителей, в том числе и Коменский, воплотилась в практике не только нашей страны, но и всех европейских стран. Это - достижение мировой цивилизации, тот необходимый инвариантный уровень, на котором зиждется все дальнейшее образование. Разрушить эту систему образования означает разрушить фундамент образования ([1]с.18).
По мнению В.Г Царева (кандидат философских наук, Институт повышения квалификации по общественным наукам МГУ), как раз обязательность среднего образования является главной проблемой образования, поскольку существующая система образования не способна впасть в кризис, а значит отреагировать на вызовы окружающей действительности. Как считает В.Г. Царев, образование наше таково, что прекрасно обходится без необходимости отвечать на какие-то вызовы, оно самодостаточно и в этом смысле вовсе не находиться на грани жизни и смерти, оно прекрасно будет существовать в этом виде столько, сколько ему будет дана возможность существовать.([1]с.15).
В.И. Купцов (доктор философских наук, Российский открытый университет) заостряет внимание на том, что несмотря на традиции, которые у нас есть и которые позволяют все-таки решать многие проблемы, общая ситуация в образовании - критическая и, если мы сегодня не найдем средств на образование, интеллектуальных и материальных возможностей, мы просто- напросто загубим страну, переведем ее в "Третий мир" ([1]c.7). Воистину, как сказал крупнейший математик 20 века Дьедонне: - " Математик столько, сколько существует математиков" ([1]c.20)
Пожалуй, в истории не было ни одного периода, когда общество было бы довольно своей системой образования. Можно вспомнить годы, когда иностранцы высоко оценивали систему образования в России, но трудно вспомнить, чтобы люди, живущие в этой стране, как и в любой другой, были бы довольны существующей в ней системой образования.