Предмет «Философии образования»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы самоопределения образовательного знания и ценностей, новая, диалогическая форма их взаимодействия с философией: восхождение образовательного знания к системам современной общей философии с их одновременной трансформацией и координацией соответственно этому знанию. Предмет специализированной философии образования: наиболее общие основания картины образовательной действительности, методологии ее познания и ценностного осмысления, методологии целеполагания, проектирования и практической деятельности (педагогическкой, управленческой, политической и др.).

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...
1. Понятие образования…………………………………………………….
2. Взаимоотношение философии и образования…………………………
3. Философия образования: история и перспективы……………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 41.01 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт  искусств

Кафедра дизайн интерьера

Филиал  в г. Омске

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По  дисциплине: «Философия и история  обрзования»

Тема: «Предмет «Философии образования». «Философия образования» как отрасль философского знания».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студ. гр. Ом – 112С ИД                                                                 

Проверил:                                                                                                                     Зайцев П.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение……………………………………………………………………...

3

  1. Понятие образования…………………………………………………….

4

  1. Взаимоотношение философии и образования…………………………

6

  1. Философия образования: история и перспективы……………………..

7

Заключение…………………………………………………………………….

12

Список литературы……………………………………………………………

14


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Специализированная  философия образования - новая исследовательская  область педагогического знания и философии, возникающая на Западе в сер. XIX в. Ее источники:  
1. Общая философия;  
2. Опыт педагогической практики, его философско-мировоззренческое обобщение;  
3. Общественно-политические, педагогические движения, их мировоззренческие идеи;  4.Специальные науки, изучающие образование, связанные с ними философские проблемы и обобщения.  
 Проблемы самоопределения образовательного знания и ценностей, новая, диалогическая форма их взаимодействия с философией: восхождение образовательного знания к системам современной общей философии с их одновременной трансформацией и координацией соответственно этому знанию. Предмет специализированной философии образования: наиболее общие основания картины образовательной действительности, методологии ее познания и ценностного осмысления, методологии целеполагания, проектирования и практической деятельности (педагогическкой, управленческой, политической и др.). Основное размежевание между направлениями философией образования, отражающее два подхода к человеку как субъекту образования:  
эмпирико-аналитические направления, ориентированные на соответствующие науки о человеке как типологическом существе, определяемом законами (биологическими, социальными); гуманитарные направления в которых человек трактуется как личность, уникальная индивидуальность, раскрываемая в гуманитарных дисциплинах, а также во вненаучном сознании (этическом, эстетическом, мировоззренческом и др.). Современная философская мысль в области образования в России имеет свои особенности: от идеологизированной философии "закрытого общества" к плюрализму частичных философских обобщений в контекстах спонтанных мировоззрений (сциентистских и антисциентистских).  Происходит игнорирование западного опыта построения теоретических систем специализированной философии образования [15].   
 Целью данной работы является рассмотрение сущности философии образования, как отрасли философии. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 

  • Дать общее представление о сущности образования; 
  • Описать взаимодействие философии и образования; 
  • Рассмотреть этапы развития, историю и перспективы философии образования.  
  1. ПОНЯТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Слово "образование" не специфично только для привычного употребления, связанного с педагогикой, детьми и т.п. Язык позволяет говорить об образовании понятий, горообразовании, новообразованиях в организме, муниципальных  образованиях и т.п. Это слово: 
а) выделяет нечто из остального мира и, в этом смысле, сродни "организованности" ("муниципальное образование") и  
б) указывает на возникновение-становление-формирование: не было, а вот - образовалось.  
 Обратившись к этому расширительному контексту, необходимо вернуться теперь к вопросам, связанным с традиционным "педагогическим" пониманием образования. Образование здесь теперь будет выглядеть как образование человека: вот его не было, а вот он уже есть, образовался.  
 Начало этого процесса лежит в точке зачатия, в моменте слияния мужского сперматозоида и женской яйцеклетки. В этот момент появляется (образуется) новая сущность, которой до этого момента не существовало. Затем следует развитие этой сущности с периодическими новообразованиями: многоклеточность, дифференциация тканей, формирование (образование) органов и т.д. Наконец, - рождение, выход ребенка из утробы матери.  
 Физиологическое развитие и соответствующие ему новообразования с рождением не заканчиваются, но на первый план все в большей степени выходит развитие (с новообразованиями принципиально иного типа) культурное и социальное: освоение собственно человеческих (не биологических только) форм организации жизни, пространства культуры (через эти самые формы, язык, взаимодействия с другими людьми и т.д.), социальных взаимоотношений и др. Эта линия параллельна линии физиологического развития, сложным образом с ней взаимодействует, используя и надстраиваясь или, наоборот, противодействуя и вытесняя...  
 Еще позже появляется третья линия - самостоятельности, - в которой человек формируется (образуется) как сущность волящая, принимающая решения, способная противостоять окружающему, формируя свой собственный мир и втягивая окружающее, в соответствии с его (собственного мира) законами и т.д. Так образуется "Я".  
Смысл педагогического отношения в содействии этому процессу и его оформлении. Процесс образования, таким образом, содержит как естественные, так и искусственные (именно здесь появляется возможность и необходимость говорить о педагогике и педагогическом) составляющие.  
 Понятие "профессиональное образование" происходит от слов "профессия" и "образ". Под профессиональным образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности в выбранной ею профессии; процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель).  
 Профессиональное образование является особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением в определенной области знаний.  
 Начиная работать с проблемой профессионального образования, крайне важно по возможности точно зафиксировать позицию, оформляющую и организующую эту работу. Образование - слишком большой и сложный предмет для того, чтобы рассчитывать на его легкое освоение; тщательнейшее рефлексивно-методологическое сопровождение здесь не роскошь, а средство жизнеобеспечения [15]. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ОБРАЗОВАНИЯ

 

По мнению А.П.Огурцова ([1] с.18) влияние  системы образования и философии всегда было взаимным. Нельзя отождествлять классическую парадигмуобразования с просветительской идеей универсального, единого Разума, снормативизмом философии Просвещения.

Система образования всегда предполагает определенное влияние науки всегда основывается на определенной концепции науки.

Еще в начале 19 века возникает новая  философская концепция образования, делающая акцент на становлении самосознания личности, на самоформировании личности в актах самосознания культуры. Этот подход, в немецкой классической философии (Гербер, Гумбольдт, Гегель) привел к гуманитаризации образования и к утверждению права личности на образование: личность, понятая как самосознание, формирует себя как субъект культуры. Эта философская концепция образования, противостоявшая просветительской концепции, послужила основой для поиска новых форм образования, ряда педагогических реформ, ориентировавшихся на культурно-гуманитарные идеалы. Можно вспомнить, в частности, реформу высшего образования в соответствии с программой В.Гумбольдта. Однако, уже в середине 19 века это направление столкнулось с серьезными проблемами. В частности, в Англии подобная система образования вошла в противоречие с социальной потребностью в специализированном обучении и развитии естественнонаучного образования. В эти годы прошла дискуссия, в которой приняли участие выдающиеся английские естествоиспытатели (Фарадей, Тиндаль, Гершель) о необходимости развития в стране естественнонауного

образования.

В нашей стране мы сталкиваемся сейчас с аналогичными трудностями. Существуют разрывы, во-первых, между уровнем школьного и высшего образования и, во-вторых, между уровнем высшего образования и системой науки, в том числе академической наукой, которая вынуждена заниматься переподготовкой

рекрутируемых в нее кадров, "подтягивать" их до нужного уровня.

 

 

 

 

 

 

  1. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ 

 

В музее Ватикана есть фреска Рафаэля под названием "Афинская школа". На ней

фигуры Платона и Аристотеля отражают различие в подходе этих ученых к знанию. Платон указывает пальцем на небеса, а Аристотель - на землю. Идея этой фрески соответствует философиям ее персонажей. Аристотель искал ответов у реальности, Платон стремился к идеалу. Примечательно, что сегодня перед работниками образования стоит та же проблема, что символически изображена Рафаэлем. Мы должны следовать жесту Аристотеля или Платона?

Современная система образования  в своих основных чертах сложилась под влиянием определенных философских и педагогических идей. Они были сформированы в конце 18 начале 19 веков Коменским, Песталоцци, Фребелем и, далее Гербартом, Дистервегом, Дьюи и другими основателями научной педагогики и в сумме образуют так называемую "классическую" систему или модель образования (школы). Хотя эта модель эволюционировала в течение двух столетий, в своих основных характеристиках она осталась неизменной.

Философия с самого начала своего возникновения и до наших  дней стремилась не только осмыслить существование системы образования, но и сформулировать новые ценности и пределы образования. В этой связи можно напомнить имена Платона, Аристотеля, Августина, Руссо, которым человечество обязано осознанием культурно-исторической ценности образования. Целый период в истории философской мысли даже называл себя Просвещением. Немецкая философия 19 века в лице Канта, Шлейермахеля, Гегеля, Гумбольдта выдвинула и обосновала идею гуманистического образования личности и ее самосознания, предложила пути реформирования системы и школьного и университетского образования. И в 20 веке крупнейшие мыслители размышляли о проблемах образования, выдвигали проекты новых образовательных институтов. Назовем хотя бы имена В.Дильтея, М.Бубера, К. Ясперса, Д.Н. Уайтхода. Их наследие - золотой фонд философии образования. Хотя проблемы образования всегда занимали важное место в философских концепциях, но выделение философии образования в качестве особого исследовательского направления началось лишь в 40-х годах 20 века в Колумбийском университете (США) создается общество, цели которого - исследование философских проблем образования, налаживание сотрудничества между философами и теоретиками педагогики, подготовка учебных курсов по философии образования в колледжах и университетах, кадров по этой специальности, философская экспертиза образовательных программ и др.

Философия образования занимает важное место в преподавании философии во всех западноевропейских странах.

Предстоящий Всемирный философский  конгресс (август 1998г) посвящен проблемам образования, четыре пленарных заседания и пять симпозиумов и коллоквиумов непосредственно связаны с философией образования. Однако до сих пор существуют сложности в выяснении статуса философии образования, ее взаимоотношении с общей философией, с одной стороны, и с педагогической теорией и практикой - с другой. В России, хотя и существовали значительные философские традиции в анализе проблем образования (напомним такие имена, как М.М.Сперанский, С.П. Шевырев, В.Ф.Одоевский, А.С. Хомяков, Д.П.Юткевич, Л.Н.Толстой), однако философия образования до последнего времени не была ни особой исследовательской областью, ни специальностью. В наши дни положение дел начинает меняться. Создан Проблемный научный совет при президиуме РАО, начал работать семинар по философии образования в Институте педагогических исследований РАО, выпущены первые монографии и учебные пособия по философии образования.

Представители разных философских  направлений, конечно, по-разному трактуют

содержание и задачи философии  образования. К примеру В.М.Розин (доктор философских наук, Институт философии РАН) считает, что сегодня, классическая модель образования фактически исчерпала себя: она уже не отвечает требованиям, преъявляемым к образованию современным обществом и производством. В связи с этим он предлагает искать новый комплекс педагогических и философских идей, создающих интеллектуальную основу для современной школы([1] с.8).

А.П. Огурцов (доктор философских  наук, член редколлегии журнала "Вопросы

философии") считает, что  классическую парадигму образования, сложившуюся с работами Яна Амоса Коменского также трудно разрушить, как трудно разрушить классическую физику, поскольку классическая парадигма образования обеспечила успехи европейской культуры и цивилизации. По мнению А.П. Огурцова "...общая и обязательная система начального и среднего образования, которую сформировал целый ряд мыслителей, в том числе и Коменский, воплотилась в практике не только нашей страны, но и всех европейских стран. Это - достижение мировой цивилизации, тот необходимый инвариантный уровень, на котором зиждется все дальнейшее образование. Разрушить эту систему образования означает разрушить фундамент образования ([1]с.18).

По мнению В.Г Царева (кандидат философских наук, Институт повышения квалификации по общественным наукам МГУ), как раз обязательность среднего образования является главной проблемой образования, поскольку существующая система образования не способна впасть в кризис, а значит отреагировать на вызовы окружающей действительности. Как считает В.Г. Царев, образование наше таково, что прекрасно обходится без необходимости отвечать на какие-то вызовы, оно самодостаточно и в этом смысле вовсе не находиться на грани жизни и смерти, оно прекрасно будет существовать в этом виде столько, сколько ему будет дана возможность существовать.([1]с.15).

В.И. Купцов (доктор философских  наук, Российский открытый университет) заостряет внимание на том, что несмотря на традиции, которые у нас есть и которые позволяют все-таки решать многие проблемы, общая ситуация в образовании - критическая и, если мы сегодня не найдем средств на образование, интеллектуальных и материальных возможностей, мы просто- напросто загубим страну, переведем ее в "Третий мир" ([1]c.7). Воистину, как сказал крупнейший математик 20 века Дьедонне: - " Математик столько, сколько существует математиков" ([1]c.20)

Пожалуй, в истории не было ни одного периода, когда общество было бы довольно своей системой образования. Можно вспомнить годы, когда иностранцы высоко оценивали систему образования в России, но трудно вспомнить, чтобы люди, живущие в этой стране, как и в любой другой, были бы довольны существующей в ней системой образования.

Информация о работе Предмет «Философии образования»