Практическая философия Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 12:15, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение практической философии Аристотеля и ее влияния на дальнейшее развитие философского учения.
Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
- кратко изучить историю жизни Аристотеля;
- рассмотреть учение Аристотеля об обществе и государстве;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЖИЗНЬ АРИСТОТЕЛЯ 5
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ 9
2.1. Этика как практическая наука 9
2.2. Об обществе и государстве 11
2.3. Экономическое учение Аристотеля 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Файлы: 1 файл

Практическая философия Аристотеля.docx

— 42.14 Кб (Скачать)

Наилучшее государство – это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать  свою политическую силу сверх надлежащей меры.6

 Государственное устройство есть такой порядок, в котором господство исходит от власти, законно установленной. Поэтому ценность государства будет зависеть от того, имеет ли в виду господствующая власть общую государственную цель, или нет. Но т.к. господство может принадлежать одному, немногим или множеству, то и существует шесть основных форм действительного государственного устройства, из которых три суть правильные, а три ложные: монархия, аристократия, тимократия, деспотия, олигархия, демократия. Из правильных форм государственного устройства Аристотель считает монархию и аристократию, как господство лучшего или лучших, наиболее совершенными. А между ними монархия заслуживала бы предпочтения, если бы можно было надеяться, что когда-нибудь она может соответствовать своему определению, как господство одного человека, превосходящего добродетелью всех остальных людей; в действительности же аристократия представляет большие гарантии. Из форм ложных господство массы является наиболее сносной, а тирания наиболее гнусной формой правления.

 Лучшее государство, по Аристотелю, должно было иметь основную  форму народного господства, но  при этом управление общественными  делами должно было бы быть  вручено, по образцу аристократии, наиболее способным лицам. Это  было бы государство мира, а  не войны. И его главная задача состояла бы в правильном воспитании всех граждан, которые должны были бы сделаться годными не только к практической деятельности, но быть также восприимчивыми к прекрасному, и, наконец, способными к высшему наслаждению – познанию.

2.3. Экономическое учение Аристотеля

Аристотель внес наибольший вклад  в развитие экономической мысли  Древней Греции. Выдающейся его заслугой является попытка проникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть их закономерности. В этом Аристотель существенно отличался от своих предшественников (Ксенофонта, Платона), положив начало экономическому анализу, что проявилось в подходе к определению предмета экономической науки, в изучении обмена, форм стоимости и т.д.

Аристотель первый сформулировал проблему, которая стала центральной для экономистов на протяжении многих столетий и до сих пор является предметом дискуссий.

Вопрос на первый взгляд простой: «Чем определяется пропорции обмена товаров?» Или, другими словами, что делает товары сравнимыми? Именно ответ на данный вопрос разделил экономистов на два самых крупных течения в истории экономической мысли: сторонников трудовой теории стоимости, и сторонников различных вариантов теории, суть которых в том, что стоимость является категорией субъективной и выводится из оценки людьми полезности товара. У самого Аристотеля существовало несколько точек зрения на решение данной проблемы. В его трудах можно найти и зачатки трудовой теории стоимости, и упоминания о том, что в основе пропорций обмена товаров лежит их полезность, и утверждение, что сравнимыми товары делают деньги, которые являются общей для всех потребностью. Но не будем искать исчерпывающего ответа на этот вопрос у Аристотеля. Его вклад в историю экономической мысли уже в том, что он четко сформулировал проблему. А четко сформулировать проблему –наполовину ее решить.

Он исследовал исторический процесс  зарождения и развития меновой торговли, превращения её в крупную торговлю. Торговля оказалась силой, способствующей образованию государства. Нужда, т.е. экономическая необходимость, «связывает людей в одно» и приводит к  обмену, в основе которого лежит  факт общественного разделения труда.

Первоначальное развитие меновой  торговли было обусловлено естественными  причинами, т.к. люди обладают необходимыми для жизни предметами, одними в  большем, другими – в меньшем  количестве. Пользование каждым объектом владения бывает двоякое. В одном  случае объектом пользуются по его  назначению, в другом – не по назначению. Для примера Аристотель приводит пользование обувью. «Ею пользуются и для того, чтобы надевать на ноги, и для того, чтобы менять её на что-либо другое». И в том  и в другом случае обувь является предметом пользования. Так же обстоит  и с остальными объектами владения – все они могут быть предметом  обмена.

Аристотель с большим упорством  стремился понять законы обмена. Он доказывал, что постепенно обмен  появлению таких предметов, которые  сами по себе представляли ценность и  стали обслуживать обмен. Он писал: «В силу необходимости, обусловленной  меновой торговлей возникли деньги».

Аристотель не сомневается в  том, что деньги – это воплощенное  в вещи выражение товарной стоимости. Если товары и деньги соизмеряются друг с другом, это значит, что  они имеют нечто общее между  собой. Аристотель знал, что из товарных отношений возникли деньги, появилось денежное выражение стоимости товара – его цена. Деньги – это товар всеобщей размениваемости, основа обмена.

Аристотель одобрительно относился  к тому виду хозяйствования, который  преследовал цель приобретения благ для дома и государства, назвав его  «экономикой». Экономика связана  с производством продуктов, необходимых  для жизни.7

Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, Аристотель рассматривал экономические  явления с точки зрения наибольшей пользы. Всё, что соответствовало  интересам укрепления хозяйства, принималось  как естественное и справедливое. Напротив, всё, что расшатывало и  разлагало хозяйство, относилось к  разряду явлений противоестественных. С этой точки зрения оценивалось  богатство и его источники, средства удовлетворения потребностей общества.

Естественные явления Аристотель относил к экономике, которая раскрывала источники «истинного богатства», состоящего из потребительных стоимостей. Экономика обеспечивала изучение путей укрепления натурального хозяйства; возможности расширения производства потребительных стоимостей. Это соответствовало поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых был Аристотель, отвергавший чрезмерное накопление денег, обогащение за счёт формы обращения, спекулятивной торговли, ростовщичества и т.п. Он допускал меновую торговлю, поскольку она не нарушала преобладающей роли потребительной стоимости, и относил её к экономике.

Противоестественные явления Аристотель связывал с чрезмерным развитием  сферы обращения и включал  в хрематистику, которая рассматривалась  как искусство "делать деньги", создавать богатство, не имеющее границ. Он отвергал крупную, спекулятивную торговлю, преследующую цель накопления денежных богатств, осуждал ростовщичество. Являясь сторонником ведения хозяйства на основе экономики, великий мыслитель древности решительно выступал против того, что относилось к хрематистике.

Представляет интерес и то, как  Аристотель рассматривал форму стоимости. Денежная форма товара принималась  как развитие простой формы стоимости. Хотя он не мог научно объяснить  происхождение и сущность денег, однако важно то, что он связывал их с развитием обмена, положил  начало рассмотрению функций денег  в качестве меры стоимости и средства обращения.

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Практическая философия, согласно разъяснениям Аристотеля, не есть ни «искусство», ни наука. Она не говорит ни о том, что существует, ни о деятельности человека, направленной на изменение существующего (природы) и его использование в интересах человека. Её предмет – поведение, поступки, иначе говоря, деятельность людей, направленная на других людей, а не на природный материал. Практическая философия – это знание не об отношении людей к природе (ремесленное, техническое, производственное), но знание об отношениях между людьми. “Технология” описывает отношения между человеком и вещами, а практическое касается взаимных отношений между личностями. И если цель теоретической философии – истина, то цель практической философии – благо. Как мы уже говорили, практическая философия в школе Аристотеля была далее разделена на три части – этику, экономику и политику, т. е. науки о благе соответственно личности, семьи и государства.

Исследуя тему практической философии  Аристотеля, автор делает вывод, что  мыслитель рассматривает индивида под углом интересов государства, а не государство под углом интересов индивида. В этом он не отличается от своих предшественников, прежде всего Платона. Ставшее широко известным аристотелевское определение человека, как «политического (общественного) животного» лежит в русле греческой традиции приоритета общества над индивидом. Аристотель подчеркивает необходимость для индивида участия в общей жизни полиса, т.е. города, государства.

Этого оказывается достаточно, чтобы  возвыситься над животным существованием. Самоопределяемость духа, самобытность внутреннего мира  и его нерушимость  уходят далеко на второй план. При всей подробности разработки Аристотелем понятия души  собственно человеческое,  занимает в ней не столь значительное место и целиком сведено к уму. Аристотель не допускает того, что внутренний мир отдельной личности может превосходить по своему богатству выявляемый в актуальных общественных отношениях уровень духовности.8

Таким образом, мы можем сделать  вывод, что, несомненно, рассказывать об Аристотеле, как ученом, очень непросто в том смысле, что слишком большой промежуток времени отделяет его от нас. Быть может, что – то в его взглядах нам может показаться бессмысленным, неверным, а может быть и слишком наивным. Конечно, для своего времени он был крупнейшим ученым, но следует учитывать, что представления о мире мыслителей, живших в IV веке до н.э., сильно отличаются от нашего мнения. Но, тем не менее интерес к творчеству этого философа не ослабевает, и, быть может, даже усиливается в наше время ещё и потому, что мнение людей, живших две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Гусейнов, А.А. Краткая история этики / А.А. Гусейнов, Г.Г. Иррлитц. – М.: Мысль, 1987. – 598 с.
    2. Современные экономические теории Запада: учеб. пособие для ВУЗов / под ред. А.Н. Марковой. – М.: «Финстатинформ», 1996. – 352 с.
    3. Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.
    4. Шаповалов, В.Ф. Основы философии: от классики к современности: учеб. Пособие для ВУЗов / В.Ф. Шаповалов. – М.: Фаир – Пресс, 2001. – 608 с.
    5. http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title
    6. http://anc greece.narod.ru/greki/aristotel.htm
    7. http://state.rin.ru/cgi – bin/main.pl?id=18&r=15
    8. http://ru.wikipedia.org

 

 

1 Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.

2 http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title

3 http://anc-greece.narod.ru/greki/aristotel.htm

4 Гусейнов, А.А. Краткая история этики / А.А. Гусейнов, Г.Г. Иррлитц. – М.: Мысль, 1987. – 598 с.

5 http://state.rin.ru/cgi – bin/main.pl?id=18&r=15

6 http://ru.wikipedia.org

7 Современные экономические теории Запада: учеб. пособие для ВУЗов / под ред. А.Н. Марковой. – М.: «Финстатинформ», 1996. – 352 с.

8 Шаповалов, В.Ф. Основы философии: от классики к современности: учеб. Пособие для ВУЗов / В.Ф. Шаповалов. – М.: Фаир – Пресс, 2001. – 608 с.


Информация о работе Практическая философия Аристотеля