Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 12:15, контрольная работа
Целью настоящей работы является изучение практической философии Аристотеля и ее влияния на дальнейшее развитие философского учения.
Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
- кратко изучить историю жизни Аристотеля;
- рассмотреть учение Аристотеля об обществе и государстве;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЖИЗНЬ АРИСТОТЕЛЯ 5
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ 9
2.1. Этика как практическая наука 9
2.2. Об обществе и государстве 11
2.3. Экономическое учение Аристотеля 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЖИЗНЬ АРИСТОТЕЛЯ 5
2.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
2.1. Этика как практическая наука 9
2.2. Об обществе и государстве 11
2.3.
Экономическое учение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 до н.э.), воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно – научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, учится, и в веках будет учиться у него философской культуре.
Аристотель – ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: “Платон мне друг, но истина дороже!” Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.1
Одно из ведущих мест в учении Аристотеля занимала практическая философия, главными объектами изучения которой, являлись: государство, общество и этика.
Так как практическая философия является философским учением о человеческой деятельности, то мы находим эту тему наиболее интересной для изучения. В своей практической философии Аристотель рассмотрел вопросы человека и его места в обществе, выявил, что целью всякой человеческой деятельности является благо.
В начале XXI века наше общество находится на этапе глубоких социально – экономических преобразований. Таким периодам свойственны переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и становление новых философских учений, поэтому представляет интерес рассмотрение творчества античного философа Аристотеля, жившего в эпоху великих потрясений. Мир Аристотеля – это мир крушения системы греческих городов – полисов и возникновения империи Александра Македонского.
С этой точки зрения было бы интересно,
изучая экономические взгляды
Целью настоящей работы является изучение практической философии Аристотеля и ее влияния на дальнейшее развитие философского учения.
Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
- кратко изучить историю жизни Аристотеля;
- рассмотреть учение Аристотеля об обществе и государстве;
- рассмотреть учение Аристотеля об этике и добродетели;
- рассмотреть экономическое
Аристотель – древнегреческий философ и педагог, родился в Стагире в 384 или 383 до н.э., а умер, в Халкиде в 322 до н.э. Почти двадцать лет Аристотель учился в Академии Платона и, по-видимому, какое-то время там преподавал. Покинув Академию, Аристотель стал воспитателем Александра Македонского. Как основатель Ликея в Афинах, продолжавшего свою деятельность многие столетия после его смерти, Аристотель внес существенный вклад в античную систему образования. Он задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскания, которые финансировал Александр. Эти исследования привели ко многим фундаментальным открытиям, однако величайшие достижения Аристотеля относятся к области философии.
Отец Аристотеля Никомах был врачом города Стагиры, а также придворным медиком Аминты III, царя соседней Македонии. Рано оставшись без родителей, юноша воспитывался в Атарнее у Проксена, своего родственника. В возрасте восемнадцати лет он отправился в Афины и поступил в Академию Платона, где оставался около двадцати лет, вплоть до смерти Платона около 347 до н.э.. За это время Аристотель изучил философию Платона, а также ее сократические и до сократические источники и многие другие дисциплины. По-видимому, Аристотель преподавал в Академии риторику и другие предметы. В этот период в защиту платоновского учения им были написаны несколько диалогов популярного характера. Возможно, к этому же времени относятся работы по логике, физика и некоторые разделы трактата о душе.2
Широко распространенная легенда о серьезных трениях и даже открытом разрыве между Аристотелем и Платоном еще при его жизни не имеет под собой оснований. Даже после смерти Платона Аристотель продолжал считать себя платоником. В Никомаховой этике, написанной гораздо позже, в зрелый период творчества, имеется трогательный экскурс, в котором чувство благодарности наставнику, приобщившему нас к философии, уподобляется благодарности, которую мы должны испытывать в отношении богов и родителей.
Однако около 348–347 до н.э. преемником Платона в Академии стал Спевсипп. Многие члены Академии, и среди них Аристотель, были недовольны этим решением. Вместе со своим другом Ксенократом он оставил Академию, войдя в небольшой кружок платоников, собранный Гермием, правителем Асса, небольшого города в Малой Азии. Вначале здесь, а позднее в Митилене на о. Лесбос Аристотель посвятил себя преподавательской и исследовательской деятельности. Критикуя Спевсиппа, Аристотель занялся выработкой такой интерпретации учения Платона, которая, как ему казалось, ближе к философии учителя, а также лучше согласуется с действительностью. К этому времени их отношения с Гермием сделались более тесными, и под его влиянием Аристотель, следуя принципиальной ориентации платонизма на практику, увязал свою философию с политикой.
Гермий был союзником
Хотя Аристотель продолжал считать себя платоником, характер его мышления и идеи оказались теперь иными, что вступало в прямое противоречие со взглядами преемников Платона в Академии и некоторыми положениями учения самого Платона. Этот критический подход выразился в диалоге «О философии», а также в ранних разделах работ, которые дошли до нас под условными названиями Метафизика, Этика и Политика. Чувствуя свое идейное расхождение с господствующим в Академии учением, Аристотель предпочел основать в северовосточном предместье Афин новую школу – Ликей. Целью Ликея, как и целью Академии, было не только преподавание, но и самостоятельные исследования. Здесь Аристотель собрал вокруг себя группу одаренных учеников и помощников. Совместная деятельность оказалась в высшей степени плодотворной. Аристотель и его ученики сделали множество существенных наблюдений и открытий, которые оставили заметный след в истории многих наук и послужили фундаментом для дальнейших исследований. В этом им помогали образцы и данные, собранные в дальних походах Александра. Однако глава школы уделял все большее внимание фундаментальным философским проблемам. Большая часть, из дошедших до нас философских произведений Аристотеля написана в этот период. После внезапной смерти Александра в 323 до н.э., по Афинам и другим городам Греции прокатилась волна антимакедонских выступлений. Положение Аристотеля было поставлено под угрозу из-за его дружбы с Филиппом и Александром, а также недвусмысленно выражавшихся им политических убеждений, которые приходили в противоречие с патриотическим энтузиазмом городов – государств. Под угрозой преследований Аристотель покинул город, чтобы, как он говорил, не дать афинянам совершить преступление против философии во второй раз (первым была казнь Сократа). Он переехал в Халкиду на острове Эвбея, где находилось доставшееся ему от матери имение, где, после непродолжительной болезни, умер в 322 до н.э.. 3
Аристотель завершил процесс становления этики и определил ее место в общей структуре философского знания как практической философии. Он разорвал пуповину, связывавшую этику с метафизикой, показав тем самым, что как бы этика ни продолжала онтологическую предзаданность действий, в своем собственном содержании она начинается там, где имеют место действия, которым присущ индивидуально – ответственный характер. Этику интересуют вопросы добродетели, а не истины, сколь бы близко между собой эти понятия ни соприкасались. Аристотель оторвал этику от метафизики не в том смысле, что он отрицал метафизические основания человеческого поведения (их он, быть может, обозначил даже более конкретно, чем Платон). Он развел их как философские дисциплины и четко обозначил собственный предмет каждой из них. В отличие от Сократа Аристотель считал, что никакая наука заранее не может сказать человеку, желающему прожить достойную жизнь, что ему делать в той или иной ситуации. В отличие от Платона он рассматривал фактическое благо человека само по себе, вне соотнесенности с небесной перспективой (хотя и не обрубал полностью эту перспективу), считая его высочайшей возможностью, вполне достойной философской санкции.
В отличие от теоретической философии этика является практической наукой. Цель этики, говорит Аристотель, – "не познание, а поступки" (EN, I, 1, 1095а), она учит тому, как стать добродетельным, наилучшим. Если, к примеру, "астрономия и математика не имеют иной цели, чем познание и истолкование вещей, которые составляют предмет этих наук, – хотя это и не исключает, что они в иных случаях могут принести конкретную пользу" (ЕЕ, I, 5, 1216 в), то этические занятия не ставят своей целью только созерцание. Этическое исследование существует "не затем, чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы стать добродетельными, иначе от этой науки не было бы никакого проку" (EN, II, 2, 1103 в). Этические знания имеют ценность не сами по себе, они переходят в нормы, в требования к поведению. Этика рассматривает нравственность (добродетель) "не просто, чтобы знать, что она такое, но и чтобы знать, каким путем она достигается" (ММ, I, 1, 1182 а). Она является нормативной наукой, призванной показать, как и откуда появляется добродетель.4
Аристотель считал, что у разума
двойная задача; с одной стороны,
она состоит в познании, с другой
– в управлении желаниями и
поступками посредством этого самого
познания. Сообразно с этим, Аристотель
различает дианоэтические и этические
добродетели, первые суть высшие, в
них раскрывается разум, как чистая
деятельность формы; они доставляют
самое благородное и
Этические же добродетели имеют свое начало в воле. Этическая добродетель есть то постоянное свойство воли, благодаря которому практический разум господствует над желаниями. Для выработки ее, кроме задатков к ней и разумного усмотрения, нужно и упражнение, причем направление воли должно утвердиться посредством привычки.
Укрощение страстей разумом состоит
только в том, что между крайностями,
к которым стремятся
Из этого принципа с тонким знанием
жизни и людей выводит
Аристотель считал, что человек, как существо, уже от природы предназначенное для социальной жизни, может развить свою «совершенную деятельность» только в общежитии. Естественная первоначальная форма этого общежития есть семья, наиболее совершенная – государство.
Согласно Аристотелю государство создается не ради того, чтобы жить вообще, а жить преимущественно счастливо. Природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Так совершенство гражданина обуславливается качествами общества, которому он принадлежит – кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.
А такое государство должно состоять
из множества элементов и
Отождествив общество с государством,
Аристотель был вынужден заняться поисками
целей, интересов и характера
деятельности людей от их имущественного
положения и использовал этот
критерий при характеристике различных
слоёв общества. Он выделял три
главных слоя граждан: очень зажиточные,
средние, крайне неимущие. По мысли
Аристотеля, бедные и богатые «оказываются
в государстве элементами, диаметрально
противоположными друг другу, что в
зависимости от перевеса того или
иного из элемента устанавливается
и соответствующая форма