Прагматизм и познание истины

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:40, реферат

Краткое описание

Представленная работа посвящена теме "Прагматизм и познание истины".
Проблема данного вопроса носит актуальный характер в современных условиях. Об этом можно судить по тому, что человек принимает на истину чаще те аспекты, которые как ему кажется, в дальнейшем смогут принести ему пользу. А это не что иное, как прагматизм в чистом виде.

Оглавление

Введение
Прагматизм и познание истины
а) Прагматизм и его основные представители.
б) Ранний прагматизм. Концепции истины.
в) «Истина - это разновидность благого» У.Джемс.
г) Истина- это то, во что нам лучше всего верить. Инструментализм.
3. Заключение
4. Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.doc

— 104.00 Кб (Скачать)
 
 
 

Кафедра «Философия» 
 

Реферат  
 

по дисциплине «Философия»  
 

на тему: «Прагматизм и познание истины » 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва - 2008

План:

  1. Введение
  2. Прагматизм и познание истины

    а) Прагматизм и его основные представители.

    б) Ранний прагматизм. Концепции истины.

    в) «Истина - это разновидность благого» У.Джемс.

    г) Истина- это то, во что нам лучше всего верить. Инструментализм.

    3.  Заключение

    4.  Список литературы 

Введение.

   Представленная  работа посвящена теме "Прагматизм и познание истины". 
Проблема данного вопроса носит актуальный характер в современных условиях. Об этом можно судить по тому, что человек принимает на истину чаще те аспекты, которые как ему кажется, в дальнейшем  смогут принести ему пользу. А это не что иное, как прагматизм в чистом виде.

   Для современного состояния науки характерен  переход  к более углубленному рассмотрению тематики " Прагматизм и познание истины ". Так как вопросом данной работы актуален, и не так глубоко  освещён. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных научных трудах по данной тематике рассмотрены другие конкретные вопросы и проблемы.

   Актуальность  настоящей работы обусловлена, с  одной стороны, большим интересом  к теме  в современной жизни, с другой стороны, самой темой с её достаточно интересным подходом. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

   Теоретическое значение изучения проблемы познания истины в прагматизме заключается  в том, что избранная для рассмотрения проблематика очень тесно связана с человеческой деятельностью в современном обществе. И очень часто люди опираются на основные понятия прагматизма, принимая свои решения. 
Объектом данной работы является анализ условий истины в прагматизме. 
  1. Изучить теоретические аспекты и природу происхождения прагматизма; 
  2. Рассмотреть способы познания истины в данной области.

   Источниками информации для написания работы по теме "Прагматизм и познание истины" послужили базовая учебная литература, описание фундаментальных теоретических трудов крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике прагматизма, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Прагматизм и его основные представители.

Прагматизм (от греч. дело, действие) - философское учение, возникшее в 70-х годах XIX века в США и получившее наибольшее распространение в первой половине XX века, оказав сильнейшее влияние на духовную жизнь страны.  
     Основные идеи прагматизма высказал Ч.Пирс, затем эту доктрину разрабатывали У.Джемс, Дж.Дьюи и др.  
     Функция мысли в прагматизме - не в познании как отражении объективной реальности, а в преодолении сомнения, являющегося помехой для действия (Пирс), в выборе средств, необходимых для достижения цели (Джемс) или для решения "проблематической ситуации" (Дьюи).  
     Основными представителями прагматизма являются:

▪  Ч.Пирс

▪  У.Джемс

▪  Дж.Дьюи

 
     Пирс Чарлс Сандорс (1839-1914) - американский    

     философ, логик, математик, естествоиспытатель.  
        Статьи Пирса - "Как сделать наши идеи ясными" (1876) и

    "Определение веры" (1877) - послужили первоисточником  

     американского прагматизма.  
         Пирс определяет понятие истины как ясное, отчетливое,                                                                        

    неопровержимое на данной стадии познания (в отличие от последующего прагматизма, определяющего истину как полезное, выгодное).  
     Пирс - один из основоположников математической логики (алгебры логики) и семиотики.  [1]

    Джеймс Уильям (1842-1910) - американский философ и психолог, один из основателей прагматизма.  
     Развивая идеи Пирса, Джемс выдвинул новый, "прагматистский" критерий истинности, согласно которому истинно то, что отвечает практической успешности действия.  
     Разработанная Джемсом концепция физиологической природы эмоций послужила одним из истоков бихевиоризма.  
     С позиций прагматизма Джемс защищал религию: истинность религии и веры в бога проистекает, по Джемсу, из ее полезности. [2]

 
     ДЬЮИ Джон (1859-1952) - американский философ, один  из ведущих представителей прагматизма. Дьюи выдвинул новый вариант прагматизма - инструментализм.  
     Познание, по Дьюи, - орудие, инструмент приспособления человека к противостоящей ему среде. Мерило истинности теории или гипотезы - ее практическая эффективность в ситуации, данной в опыте.  
     Нравственность, как и наука, - техническое средство социального "инженерного искусства". Классовой борьбе он противопоставлял сотрудничество классов и программу улучшения общества путем педагогических реформ. [3]

Ранний  прагматизм. Концепции истины.

   Родоначальником прагматизма считается видный американский философ Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914).  
     Основные идеи прагматизма сложились у Пирса к началу 70-х годов и были сформулированы им в двух статьях - "Закрепление верования" и "Как сделать наши идеи ясными".  [4] 
     Исторически прагматистская доктрина выросла из полемики Пирса против рационализма Декарта.    

 Во вступительной статье к книге "Классики американской философии" говорится: "Наш классический период начался с сознательного отказа со стороны Пирса от Декарта и всех его наследников... Жесткая критика Декарта... стала с тех пор постоянной темой американской философии".  [5] 
     Предпосылку и основание прагматистской доктрины составляет теория сомнения-веры. Эта теория опирается на концепцию познания и мышления, по которой

  1. мышление рассматривается как приспособительная деятельность организма;
  2. приспособительная функция мышления противопоставляется познавательной. [6]

 Эта концепция широко распространилась в философии XIX-XX веков в различных вариантах.  
     Эта же концепция познания и мышления развилась и в теории сомнения-веры, однако в этом варианте на первый план выступает аспект, связанный с направлением в американской психологии, которое в качестве предмета психологии рассматривает поведение - бихевиоризмом.  
     Суть этой теории можно кратко представить так: человек, живя в мире и вынужденный действовать в нем, вырабатывает различные типы действий или привычки действовать, соответствующие различным обстоятельствам. Эти привычки, заменяющие человеку животные инстинкты и по крайней мере частично вырастающие из них, будучи осознанными, образуют то, что Пирс называет верой или верованием.  
     Иными словами, вера - это готовность действовать определенным образом.  
Однако состояние веры может нарушится и сменится состоянием сомнения, равнозначным приостановке действия.  
     В противоположность вере сомнение - это беспокойное и неприятное состояние.  
     Итак, основа всей теории сомнения-веры - утверждение о том, что единственная цель исследования или мышления состоит в устранении сомнения и достижении верования.  
     Основное положение прагматизма таково: вопрос об истинности или ложности (в их традиционном понимании) идеи верования или мнения снимается и заменяется вопросом об их способности преодолевать сомнение. [7] 
     Пирс пишет об этом так: " Мы можем вообразить, что этого нам недостаточно, и что мы стремимся не просто к мнению, но к истинному мнению. Но подвергните эту фантазию испытанию, и она окажется беспочвенной. Ибо стоит только достигнуть твердого верования, как мы будем полностью удовлетворены, независимо от того, будет ли верование истинным или ложным... Самое большее, что можно утверждать, - это то, что мы ищем такое верование, о котором мы думали бы, что оно истинно. Но мы думаем, что каждое наше верование истинно, и право же, утверждение это есть лишь тавтология".  [8] 
     Когда Пирс специально не рассматривает вопрос о значении истины, он употребляет это понятие в самом традиционном, аристотелевском смысле как соответствие фактам, действительности. Однако когда Пирс анализирует гносеологическую природу истины, он отказывается от ее аристотелевского понимания и дает другую ее трактовку.  
     Определение истины в терминах сомнения и веры означает, что истина отождествляется с верованием, и если мы верим в какое-то предложение, то вопрос о том, не ложно ли оно, вообще лишается смысла.  
     Но известно, что наши верования нередко подвергаются сомнению и изменяются. Как и многие ученые и философы конца XIX - начала XX веков, Пирс находился под сильнейшим впечатлением того факта, что многие теории, в течение долгого времени принимавшиеся за абсолютную истину, оказались неточными или просто ложными. Выхода из трудностей Пирс искал в другой концепции истины.  
     Основная концепция истины, к которой пришел Пирс, состояла в признании истины тем устойчивым верованием, к которому процесс научного исследования неизбежно привел бы всех компетентных исследователей соответствующей проблемы, при условии, что процесс исследования продолжался бы без конца. В этом смысле истина может быть определена как "окончательное, принудительное верование".  [9] 
     Но важно отметить, что Пирс в своих статьях пользуется не одной, а несколькими концепциями истины. Когда он не рассматривает специально вопрос о значении истины, то употребляет это понятие в смысле соответствия фактам. Самое общее понимание истины в прагматизме таково, что это то, во что мы верим. Пирс вводит и другое определение, в котором истинность - это успешность, полезность, работоспособность идеи, мнения или верования. [10] Это определение было подхвачено другими прагматистами и превратилось в основную концепцию истины в прагматизме.  
     Пирса мучила парадоксальная ситуация, заключающаяся в том, что хотя мы знаем о возможной ошибочности наших суждений, все же пока мы не имеем реальных оснований усомниться в них, для нас они будут абсолютной истиной.  
    
 
 

«Истина - это разновидность благого»  У. Джемс 
     Возможности, содержащиеся в теории и в принципе Пирса, Джемс развил, применив их прежде всего к религиозно-нравственным проблемам. И использовал для оформления своеобразной философии. 
     У Джемса человеческая личность с ее эмоциями, интересами и целями в качестве истинной реальности является единственным судьей того, что происходит в мире, и высшим критерием всех оценок; ее права приобретают абсолютный характер. [11] 
     Джемс убежден, что поскольку, например, вера в бога имеет жизненно важное значение, постольку человек при отсутствии рациональных оснований для веры может произвести свой выбор в пользу веры на основе лишь эмоциональной потребности простым актом своей воли.  
     "Воля к вере"- к этому понятию обращается Джемс, говоря о вере в бога, утверждая при этом, что "я проповедую лишь право каждого предаваться своей личной вере на собственный риск", и что "мы имеем право верить на свой собственный риск в любую гипотезу, которая достаточно жива, чтобы повлиять на нашу волю". [12]    

 Основная установка Джемса заключается в том, чтобы любую проблему, сколь бы абстрактной она ни казалась, нужно ставить в непосредственное отношение к нуждам, интересам и запросам отдельного человека, и само решение ее искать в том прямом влиянии, которое она может оказать на человеческую жизнь.  
     От первоначальных элементарных ощущений, до каких либо высших форм мышления сознание осуществляет отбор того, что нужно данному человеку, что отвечает его потребностям и целям.

Опыт - основополагающее понятие философии Джемса. "Опыт как целое, - пишет он, - является самодовлеющим и не опирается ни на что". Опыт полностью совпадает с реальностью. [13] 
    

Для Джемса ощущения - это не образ реальности, а сама первичная реальность.  
     Вопрос об истинности или ложности ощущений лишен для Джемса смысла, поскольку ощущения для него - это не образ реальности, а сама первичная реальность. С его точки зрения, достаточно того, что мы вовлечены в чувственный поток, что мы имеем ощущения, а сами по себе "они ни истинны, ни ложны, они просто суть".  [14] 
     По Джемсу, окружающий нас мир сам по себе абсолютно пластичен и податлив. Это мы по своему произволу придаем ему всю ту определенность, которой он обладает.  
     В процессе "деланья реальности" человек, согласно Джемсу и прагматизму вообще, имеет дело не с объективным миром, не с материальным предметом, но с миром своего же собственного опыта, с потоком сознания. Он преодолевает не сопротивление предмета, но свои собственные затруднения, нерешительность, сомнение и беспокойство.  
     Под субъектом практической деятельности Джемс всегда имеет в виду лишь индивида, преследующего свои личные цели.  
     Об истине или истинности мы обычно говорим применительно к идеям, теориям, суждениям, высказываниям.  
     Идеи, теории, суждения, высказывания, по Джемсу, должны иметь практические последствия, в противном случае мы вообще не стали бы принимать их во внимание.  
     Но лишь некоторые из них мы называем истинными.  
     Джемс утверждает, что отличительная особенность прагматизма состоит в том, что для него "истина - это разновидность благого, а не отличная, как это обыкновенно думают, от благого и соподчиненная с ним категория. Истинным называется все то, что оказывается благим в области убеждений".  [15] 
     Поскольку полезные практические последствия могут иметь место только в будущем, говорить об истинности идеи до появления этих последствий, с точки зрения Джемса, совершенно бессмысленно.  
     Идея сама по себе просто есть, она ни истинна и ни ложна. Она может стать истинной лишь в процессе ее применения или использования, в процессе ее проверки. В этом смысле проверка выступает как фактор, не только выявляющий, но и создающий истинность идеи.  
     Объективная истина Джемсом решительно отрицается. Это связано с тем, что для Джемса началом и концом всего его философствования остается индивид с его личным опытом.

Истина- это то, во что нам лучше всего верить.

Инструментализм Д.Дьюи.

   Дьюи выдвинул и защищал особую разновидность прагматизма - инструментализм, опираясь на идеи Пирса и Джемса.  
     Логику Дьюи рассматривал как средство анализа и разработки универсального подхода к решению человеческих проблем.  
     Всю деятельность человека, включая и духовную и особенно интеллектуальную, Дьюи рассматривает как приспособительную по самому своему существу.  
     Поскольку интеллектуальная деятельность испокон веков рассматривалась как "познание", а ее результаты как "знание" и "истина", эти понятия продолжают употребляться в прагматизме в связи с деятельностью интеллекта.  
     Однако прагматизм исключает даже постановку вопроса о познании и истине в их традиционном смысле. Основоположники прагматизма в отказе от прежнего значения "познания" и "истины" усматривали суть и главную задачу своего учения.  [16]    

 Согласно Дьюи, "функция интеллекта... состоит не в том, чтобы копировать объекты окружающего мира, в скорее в том, чтобы устанавливать путь, каким могут быть созданы в будущем наиболее эффективные и выгодные отношения с этими объектами".  [17]    

 Так как различные виды, формы и типы деятельности человека рассматриваются и оцениваются с одной точки зрения - с точки зрения приспособления, то все другие различия между ними оказываются несущественными и могут не приниматься во внимание.  
     Это приравнивание форм и типов человеческой деятельности (в том числе мыслительной) на общей базе приспособительного поведения составляет основу универсального применения важнейшего методологического принципа инструментализма - принципа непрерывности. Этот принцип отрицает какие-либо существенные различия между теорией и практикой, идеальным и материальным, ощущением и понятием, наукой и искусством и т.д. и т.п. на основе приравнивания форм и типов человеческой деятельности на общей базе приспособительного поведения.  [18]    

Инструментализм позволяет свести стимулы любого вида деятельности к единой основе, которой объявляется привычка, осознаваемая как устойчивое "верование". 
     Верование же, в свою очередь, определяется как готовность действовать некоторым определенным образом.  
     Отсюда следует, что универсальным средством осуществления желательных изменений в любой сфере общественной жизни является изменение привычек, отказ от старых, уже не оправдывающих себя привычек, и выработка новых, более полезных и эффективных.  
     Поскольку универсальным средством осуществления желательных изменений общественной жизни, по Дьюи, является изменение привычек, а оно может быть достигнуто путем воспитания и обучения, постольку система народного образования, школа, педагогика приобретают значение решающего фактора общественного прогресса.  
     Так педагогическая доктрина получает свое место в прагматистском мировоззрении в качестве его необходимого компонента.  [19] 
     Для инструментализма характерно выдвижение на первый план ценностной проблематики, проблем аксиологии - философского учения о ценностях, сложившегося в конце XIX - начале XX веков.  [20]    

Информация о работе Прагматизм и познание истины