Познание философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:11, контрольная работа

Краткое описание

Познание выступает взаимодействием его объекта (мира или самого человека) и субъекта – общественного человека, ведущего социально-значимое исследование объекта. Поскольку познание можно трактовать как «потенциал сознания в действии», то структура познавательного процесса симметрична структуре сознания. Соответственно различают: бессознательно-интуитивное, чувственное и рациональное в познании. К аппарату чувственного относят ощущения (дают фрагментную информацию об объектах), восприятия (образ предмета в целом, исходя из многообразия ощущений) и представления, благодаря которым в памяти человека воссоздается образ объекта, ранее воспринимавшегося им непосредственно. Данное познание не позволяет в полной мере выявить существенные стороны его объекта.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 40.07 Кб (Скачать)

  Диалектика трактует развитие как процесс необратимых, направленных (в «сторону» прогресса и регресса), весьма глубоких качественных изменений, выступающих результатом разрешения внутренних противоречий в явлениях и ведущих к смене этапов объекта либо к его «замене» другим явлением. Прогрессивное развитие характеризуется: в неорганической природе – ростом системной организованности, упорядоченности объектов; в живой (несоциальной) – ростом независимости организма от окружающей среды; в обществе – возрастанием степени свободы человека как процесса позитивной, не причиняющей злонамеренного ущерба другим людям самореализации личности. Свобода неотделима от социальной ответственности человека. Регресс меняет все указанные «плюсы» на «минусы» применительно к каждой из указанных сфер. Независимо от вектора развития, важно иметь в виду принцип историзма, выражающий связь предшествующего и последующего этапов явления, ориентирующий на «конкретный анализ конкретной ситуации».

  Диалектика не только концепция развития, но и теория связи. Связь представляет собой отношение, при котором наличие (отсутствие) одного явления, процесса выступает условием наличия (отсутствия) другого. Принято различать:

1) всеобщие связи бытия:  единичное как выражение индивидуально-своеобразного,  неповторимого в объектах, людях;  общее – «единичное в многообразном», т.е. то, что делает множество явлений достаточно сходным. К этому типу связей относятся также те, которые фиксируются понятиями «явление» и «сущность». Сущность – нечто основательное, устойчивое в объектах, что делает их данными объектами. Явление трактуется, как обнаружение вовне сущностного и связанного с ним несущественного (извержение вулкана, война и т.д.);

2) связи организации: форма,  содержание, элемент, структура,  система и др. Содержание –  категория, обозначающая состав  объекта с точки зрения объема  входящих в него компонентов,  свойств, тенденций изменения  и т.д. Форма выражает способ связи этих компонентов между собой, а также характер связи данного содержания с таковым других объектов. Элемент указывает на отдельно-единичный компонент содержания объекта. Под структурой понимается внутренняя организация элементов, тип их связи. Системность объекта предполагает представление о типе его целостности, причем свойства системы не сводятся к сумме свойств ее элементов;

3) связи детерминации: необходимость  и случайность, возможность и  действительность, причина и следствие.  Необходимость – это нечто  существенное в том плане, что  проявляется с определенной (часто  высокой) долей неизбежности, поскольку  подготовлено предшествующим сущностным  развитием явления или процесса. Случайное обычно возникает в «узлах пересечения» множества необходимых процессов и выступает формой проявления необходимого. Возможность – нечто предпосылочное, потенциальное, требующее условий для превращения в действительное. Последнее же является осуществленной возможностью, открывающей простор для формирований новых возможностей. В свою очередь, причина – то, что вызывает, «причиняет» определенный результат, то или иное следствие как материализацию причины. Оно характеризуется появлением «внутри себя» новых причин. Научный принцип, признающий объективную природу причинно-следственных связей, именуется детерминизмом (в противовес индетерминизму, отрицающему ее). Следует не забывать и о наличии телеологического истолкования указанных связей, в соответствии с которым в живые организмы изначально (до рождения) вкладываются «цели», реализуемые ими в последующий период жизни. Именно Бог осуществляет это «вкладывание».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Духовно-практический способ освоения мира – мифология, соединение реального и идеального.

Включает: 1.) Мифы – предание, рассказ, слово.Слово и объект в нем реальны.

2) Мудрость – область  специфических знаний, которая основывается  не только на рациональности, но и включает элементы нравственного,  художественно-эстетического, эмоционального, практического отношения к реальности.

3) Мораль – система  апробированных опытом норм, правил  и оценок, общих требований, отражающих  и конструирующих реальность

 

Первой исторически сформировавшейся целостной системой мировоззрения  была мифология. Мы встречаем мифы во всех культурных регионах Древнего мира. Мифология — систематизированная, универсальная форма общественного  сознания и духовно-практический способ освоения мира, первобытного общества. Это — исторически первая попытка  дать связный ответ на мировоззренческие  вопросы людей, удовлетворить их потребность в мироуяснении и самоопределении. Любой миф построен как повествование на ту или иную мировоззренческую тему — о мироустройстве, о происхождении человеческого рода, о стихиях, богах, титанах, героях.

  Широко известны античные мифы — детально разработанные повествования древних греков и римлян о богах, титанах, героях, фантастических животных.

Исследования ученых показали, что мифы в той или иной форме  имелись у всех народов мира. Обнаружены отдельные элементы мифологического  творчества, равно как и разветвленные  системы, у древних иранцев, индийцев, германцев, славян. Большой интерес  с точки зрения истории культуры представляют мифы народов Африки, Америки, Австралии.

 

Будучи древнейшей формой духовной жизни человечества, мифы прежде всего выступают как наиболее ранний, соответствующий первобытному обществу способ мировосприятия, истолкования окружающей действительности и самого человека.

 

Здесь находят свое отражение  практически все основные элементы мировоззренческого сознания как такового — проблемы происхождения мира (космогонические  мифы) и человека (антропогонические мифы), проблемы рождения и смерти, судьбы, смысла жизни, человеческом предназначении (смысло-жизненные мифы), вопросы будущего, пророчества о "конце мира" (эсхатологические мифы) и др. Наряду с этим важное место занимают мифы о появлении тех или иных культурных благ: о добывании огня, земледелии, изобретении ремесел, а также установлении среди людей определенных социальных правил, обычаев и обрядов.

 

Для мифологии характерна своя пространственно-временная структура. Любое событие, о котором рассказывается в этого рода повествованиях, относится  к далекому прошлому — к мифологическому  времени. Таким образом, священное ("сакральное") время строго отделено от "профанного", т. е. эмпирического, "настоящего" времени. В истории культуры период господства архаичного сознания характеризуется тем, что в мифе снято разделение идеального и материального, образа и предмета, значения и смысла.

Структура мифологического  сознания

 

Тот, кто "живет" мифом, говорит М. Элиаде, из профанного, хронологического времени вступает в другое время, другое состояние, а именно в сознания "священное время", которое дано изначально и все-таки может как угодно часто возобновляться.

 

Благодаря вовлеченности  в ритуальное действо индивид  как бы выпадает из своего повседневного  существования в обычном мире с его обычной, естественной логикой  и здравым смыслом и вступает в просветленный, сияющий мир, который  пронизан присутствием сверхъестественного. Танцор, принимающий участие в  мифической драме, не только олицетворяет бога, он внутренне, психологически отождествляется  с ним.

 

Все события, явления и  вещи в мифическом времени играют роль образца, правила, закона, т. е. приобретают  значение парадигмы, стандарта поведения  и масштаба оценок в настоящем. Тем самым стародавность мифологического» сюжета переживается в настоящем как высшая, подлинная реальность, поддерживая традиции, нравственные установления и непрерывность племенной культуры.

 

Архаическое сознание отражало неразвитость практики людей, зачаточный характер форм предметного освоения мира человеком. Оно двояко по своей  структуре: во-первых, это коллективное сознание (отсюда способность каждого  члена рода к сопереживанию, отождествлению себя с другими), во-вторых, это родовое  сознание, основанное на сохранении исторической памяти предков рода (отсюда устойчивость и традиционность содержательного  измерения первобытного сознания).

 

Из этой двоякости вытекает сама возможность мифотворчества. Другой его предпосылкой, как утверждает К. Г. Юнг, являются архетипические формы, образы и мотивы, поднимающиеся из глубин коллективного бессознательного, как некие изначальные смысловые схемы.

 

Миф благодаря своим мировоззренческим  сюжетам соединяет первобытного человека с бесконечностью космоса, вписывает его в структуру  мироздания, в социальный и природный  мир, ориентирует его поведенческие  реакции на достижение нужных роду жизненных ценностей. Через ритуал, обряд, через музыку, танец, пение, ритм миф вовлекает индивида в качестве активной самодеятельной силы в жизнь  социума, пробуждает в нем ощущение полноценности бытия, чувство стабильности и защищенности.

 

 

Основные черты мифологического  сознания

 

Мифологическое сознание отличают четыре характерных черты: 1) символизм; 2) этиологизм и генетизм; 3) синкретизм; 4) прозрачность. Рассмотрим их кратко.

 

Символизм означает, что  все встречающиеся в рамках данной культуры мировоззренческие категории  и мотивы находят свое выражение  средствами языка наглядных образов; обобщенный смысл в границах конкретно-чувственного мышления может формироваться только тогда, когда какой-либо конкретный предмет (например, эмпирически существующее дерево) становится символом, чувственным  представителем другого явления, имеющего культурную значимость (например, предка рода).

 

Этиологизм (от греческого слова "причина") выражает ту особенность любого мифологического сюжета, которая связана с его объяснительной функцией: повествование заключает в себе сверхзадачу; дать объяснение тем или иным явлениям окружающего мира, его устройству и т. п. путем ответа на вопрос "почему?". Весьма часто способом объяснения выступает генетизм, т. е. попытка подменить причинно-следственные объяснения рассказом о "происхождении" объясняемого явления или видимого устройства мира. Объяснить устройство вещи означало дать описание того, как она делалась.

Синкретизм мифа — это  слитность в одном целом зачатков всех форм духовного освоения мира — искусства, религии, морали и др. Синкретическая природа мифологии  послужила исходной категориально-смысловой базой и первичным художественно переработанным материалом для всех последующих явлений духовного производства, и в сфере словесного творчества (сказка, легенда, историческое предание, эпос), и в сфере рационально-мыслительных форм — философии, науки и др.

 

Прозрачность мифологического  сознания проявляется в том, что  представленная в мифе картина мира полностью отождествляется первобытным  человеком с самой реальностью; индивид наивно верит в то, что  вещи и явления окружающего мира именно таковы, какими они выглядят в мифологической интерпретации.

 

Прозрачность мифа означает, что человек видит мир через  призму существующих мировоззренческих  представлений, при этом сама эта  призма, подобно стеклам оптического  прибора, никак не воспринимается. Другими  словами, концептуально-смысловая сторона мифа полностью элиминирована из самосознания субъекта.

 

Отсюда: не существует никакого "зазора", никакого несовпадения, противоречия между мифом и реальностью. Прозрачность мифа позволяет ответить на кардинальный для функционирования любого типа мировоззрения вопрос: каким образом в данной системе мировоззрения обеспечивается стабильность и убедительность. Никакая мировоззренческая система не может существовать, не располагая основаниями убедительности.

 

Для мифологии такими основаниями  служит принцип прозрачности, обеспечивающий полное доверие индивида к тому, что говорится в мировоззренческом  сюжете.

 

 

Религиозное мировоззрение 

 

Следующей исторической формой миропонимания явилась религия (от латинского слова "благочестие", "набожность"). Древнейшие религиозные  верования входили в качестве элемента во многие мифы. Но самостоятельную  мировоззренческую функцию религия  приобретает значительно позднее, когда возникают национально-государственные  религии, в которых вероисповедная связь между людьми в известной  степени совпадает с этническими  и политическими связями (таковы, например, существующие и ныне индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм). Особенно наглядно мировоззренческая роль видна  на примере наднациональных, мировых  религий — буддизма (6—5 вв. до н. э.), христианства (1 в.) и ислама (7 в.).

 

 

Мировые религии 

 

Появление национальных и  мировых религий оказало мощное влияние на эволюцию всей духовной жизни человечества. В условиях глубоких социальных потрясений и катаклизмов, разломов в культурном бытии целых  народов, в том числе в ситуации кризиса Римской империи, такие  мировые религии, как христианство, позднее ислам, берут на себя задачу сохранения духовности и важнейших  культурных традиций, " .христианство, — пишет Р. Тарнас, — царило в культуре Запада в течение почти всего ее существования — не только являясь ее главнейшим духовным стимулом на протяжении двух тысячелетий, но также оказывая влияние на философское и научное развитие в эпоху Возрождения и Просвещения.

 

Да и сегодня — пусть  не столь явно, но от этого не менее  властно — христианское мировоззрение  все еще воздействует на культурную атмосферу Запада — по сути, пронизывая ее, — даже если на первый взгляд она  и представляется совершенно мирской."

 

Любопытно, что Библия является самым распространенным в мире произведением; она полностью была переведена на 314 языков. Ее считают и первой книгой, связанной с печатным станком: в 1454 г. Иоганн Гутенберг, его изобретатель, опубликовал в Майнце, Германия, впервые типографским способом 42 строки из Библии. Подсчитано, что между 1815 и 1975 гг. было напечатано 2,5 млрд. экземпляров Библии. Самые древние библейские тексты, выгравированные на двух серебряных амулетах, были найдены под Шотландской церковью в Иерусалиме в 1979 г.; они относятся приблизительно к 587 г. до н. э.

 

В религиозном сознании, как и в мифологии, духовно-практическое освоение мира осуществляется через  его раздвоение на священный (сакральный) и повседневный, "земной" (профанный). Однако проработка идеологического содержания религиозной системы взглядов поднимается на качественно иной уровень.

 

Символизм мифа заменяется сложной, порой утонченной системой образов и смыслов, в которой  существенную роль начинают играть теоретические, понятийные построения. Важнейший принцип  построения мировых религий — монотеизм, признание единого бога. Вторая качественно новая черта — глубокая духовно-этическая нагруженность религиозного мировосприятия. Религия, например христианство, дает принципиально новую трактовку природы человека как существа, с одной стороны, "греховного", погрязшего во зле, с другой стороны, сотворенного по образу и подобию Создателя.

 

В отличие от предшествующих религиозных учений, христианство обратилось к каждому человеку, независимо от его национальной или классовой  принадлежности. "Из всех характерных  черт новой религии стержневым оказались  притязания христианства на универсальность  и на масштабность исторических свершений: подобная категоричность имела иудейские  корни.

Информация о работе Познание философии