Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:21, доклад
(от лат. Positivus – положительный) – философское направление, оформившееся в 30-х годах 19 столетия и существующая до наших дней. Термин “позитивизм” введен основателем этого направления, французским философом О. Контом. Позитивизм в процессе своей эволюции прошел три основные стадии:
первая, начальная связана с именами О. Конта, Г. Спенсера и др.;
вторая, эмпириокритицизм, или махизм, (Э. Мах, Р. Авенариус и др.) – конец 19 нач. 20 века;
третья стадия – неопозитивизм, или логический позитивизм.
Специфика логического позитивизма состоит в том, что в качестве метода философствования выступает современная формальная математическая логика. "Логика есть сущность философии" - писал Рассел. Философия,- утверждал Карнап,- это "логика науки".
Каково же отношение логических позитивистов к традиционной философской проблематике?
Подумаем, как можно ответить на этот вопрос.
Все суждения, которые когда-либо высказывались людьми, логические позитивисты делят на два взаимоисключающих класса:
осмысленные высказывания, т.е. те, которые могут быть выражены в логически совершенном языке,
бессмысленные высказывания, в которых нарушаются правила логики.
Традиционно философские, "метафизические"
высказывания логические позитивисты
квалифицируют как
Осмысленные высказывания они делят на:
аналитические, которые тавтологичны по своей природе и не несут содержательной информации,
синтетические.
Высказывания логики и математики логические позитивисты относят к классу аналитических, тавтологичных по своей природе. К синтетическим высказываниям по этой классификации относятся все положения опытных наук.
Вопрос об истинности высказываний в этой концепции может решаться двумя способами:
путем логического анализа их языковой формы без обращения к каким-либо фактам,через непосредственное или опосредованное (определенными логическими преобразованиями) сопоставление их с данными чувственного опыта.
Вопрос об истинности аналитических
высказываний должен решаться путем
логического анализа их языковой
формы без обращения к каким-
Через процедуру верификации, в соответствии с логическим позитивизмом, должен решаться вопрос об истинности синтетических высказываний.
Верификация высказывания (проверка
его истинности) заключается в
получении конечного числа
Итак, сведение всех осмысленных положений опытных наук к классу синтетических высказываний содержит в себе два допущения:
существует некий базисный уровень знания, множество так называемых протокольных предложений,
отношения между научными
понятиями исчерпываются
Эти два допущения вместе
с верификационным критерием
раскрывают содержание понятия "синтетическое
высказывание" и в то же время
дают общее представление о
А теперь вспомните основателей позитивизма и подумайте над тем, где корни неопозитивистского сведения всех положений опытных наук к классу синтетических высказываний.
Сведение неопозитивистами всех положений науки к классу синтетических суждений - это определенная конкретизация закона Конта - закона подчинения воображения наблюдению. Но если у Конта смысл этой формулы весьма неопределенен, то у неопозитивистов она означает, что позитивным знанием о мире является знание, выраженное в высказываниях, содержание которых сводимо к содержанию протоколов наблюдения.
Итак, прежняя философия, "метафизика", объявляется неопозитивистами бессмыслицей.
Каков же предмет позитивной философии с точки зрения неопозитивистов?
Философия, по неопозитивизму, есть не теория, а деятельность. Содержание этой деятельности нашло отражение в том, как стал называться неопозитивизм с 40-х годов 20 века - философия анализа.
Предметом этой философии является деятельность по анализу понятий и положений конкретных наук с целью прояснения их смысла. Задача философа - с помощью определенной логической техники совершить переход от высказываний конкретных наук к предложениям, которые могут быть сопоставлены с чувственными данными.
Итак, философия по неопозитивизму - только аналитическая деятельность по отысканию смысла понятий и предложений конкретных наук.
Формальная логика, по неопозитизизму, является методом позитивной философии.
При этом, по мнению логических позитивистов, позитивная философия должна анализировать только результаты познания - понятия и предложения конкретных наук. По их мнению, процесс познания подлежит рассмотрению только в психологии, а соединение воедино аспектов знания и познания не имеет смысла.
В 20-30-х годах неопозитивисты опирались на редукционистскую модель научного знания, в соответствии с которой все теоретические положения конкретных наук полностью редуцируемы (сводимы) к протокольным, т.е. к эмпирическому базису. Эта редукция и считалась в то время главной задачей анализа науки.
Однако впоследствии неопозитивистами
была выдвинута гипотетико-
научные обобщения - по сути гипотезы, их выдвижение - психологический процесс,
процесс выбора, принятия теории происходит чисто логически путем сравнения с фактами.
ассел Бертран - английский философ, логик, математик, который считал, что к любой философской проблеме необходимо подходить с позиций ее анализа средствами математической логики.
Карнап Рудольф - наиболее видный, наряду со Шликом, деятель Венского кружка неопозитивистов, впоследствии построивший определенную систему вероятностной логики.
ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг (2 апреля 1889, Вена 29 апреля 1951, Кембридж).
Родился в семье австрийского сталелитейного магната еврейского происхождения. Начав изучать инженерное дело, он познакомился с работами Готлоба Фреге, которые повернули его интерес от конструирования летательных аппаратов к проблеме философских оснований математики. По непроверенным данным Витгенштейн несколько раз встречался с Фреге, который посоветовал ему изучить работы Рассела, посвящённые увлёкшей его теме. В 1911 г. Витгенштейн отправился в Кембридж, где стал учеником, помощником и другом Рассела. В 1913 г. он вернулся в Австрию и в 1914 г. добровольцем отправился на фронт. В 1917 г. Витгенштейн оказался в плену. За время боевых действий и пребывания в лагере для военнопленных Витгенштейн практически полностью написал свой знаменитый "Логико-философский трактат". Книга вышла на немецком в 1921 г. и на английском в 1922 г. Появление её произвело сильное впечатление на философский мир Европы, но Витгенштейн, полагая, что все главные философские проблемы в "Трактате" решены, уже был занят другим делом: работал учителем в сельской школе. К 1926 г., однако, ему стало ясно, что проблемы все-таки остались, что его "Трактат" был неправильно истолкован, и, наконец, что некоторые из содержащихся в нём идей являются ошибочными. Витгенштейн вернулся в Кембридж и к занятиям философией.
Начиная с этого времени и до своей смерти в 1951 году, прервав учёные занятия для работы санитаром в лондонском госпитале во время Второй мировой войны, Витгенштейн разрабатывает принципиально новую философию языка. Главной работой этого периода стали "Философские исследования", опубликованные посмертно, в 1953 году.
Философию Витгенштейна делят на "раннюю", представленную "Трактатом", и "позднюю", изложенную в "Философских исследованиях", а также в "Голубой" и "Коричневой книгах" (1958).
Ранняя философия. "Логико-философский трактат"
Одним из истоков ранней философии Витгенштейна послужили логико-математические концепции Готлоба Фреге и Бертрана Рассела, под руководством которых он работал в Йенском и Кембриджском университетах (1911-13).
Структурно "Логико-философский трактат" представляет собой семь афоризмов, сопровождаемых разветвлённой системой поясняющих предложений. Содержательно он предлагает теорию, решающую основные философские проблемы через призму отношения языка и мира.
Философы Венского кружка, для которых "Трактат" стал настольной книгой, не приняли этого последнего факта, развернув программу, в которой "бессмысленное" стало тождественным "подлежащему элиминации". Это стало одной из главных причин, побудивших Витгенштейна пересмотреть свою философию.
Результатом пересмотра стал комплекс идей, в котором язык понимается уже как подвижная система контекстов, "языковых игр", подверженная возникновению противоречий, связанных с неясностью смыслов используемых слов и выражений, которые должны устраняться путём прояснения последних. Прояснение правил употребления языковых единиц и устранение противоречий и составляет задачу философии.
Новая философия Витгенштейна представляет собой скорее набор методов и практик, чем теорию. Он сам полагал, что только так и может выглядеть дисциплина, постоянно вынужденная приспосабливаться к своему меняющемуся предмету. Взгляды позднего Витгенштейна нашли сторонников прежде всего в Оксфорде и Кембридже, дав начало лингвистической философии.
Значение идей Витгенштейна огромно, однако их интерпретация, как показали несколько десятилетий активной работы в этом направлении, представляет большую трудность. Это в равной мере относится и к его "ранней", и к "поздней" философии. Мнения и оценки значительно расходятся, косвенно подтверждая масштабность и глубину творчества Витгенштейна. витгенштейн людвиг философия трактат
Поздняя философия
После публикации "Трактата" Витгенштейн на несколько лет отходит от философии, работая простым школьным учителем в отдаленных деревнях Нижней Австрии; это занятие давало ему тот единственный доход, который он имел, ибо от своего богатого наследства он отказался в пользу нуждающихся деятелей австрийской культуры. В конце 1920-х гг. Витгенштейн пересматривает свою теорию, отказывается от выявления априорной структуры языка и мира, от идеи независимости элементарных предложений и от некоторых других установок. Теперь он подчеркивает многообразие способов употребления слов и выражений естественного языка, их вплетенность в человеческую практику. Только использование слов в определенном контексте ("языковой игре") и в соответствии с принятыми в "лингвистическом сообществе" правилами придает им значение.
В 1939 Витгенштейн занял должность профессора философии в Кембриджском университете. Во время 2-й мировой войны он покинул университет и работал санитаром в лондонском госпитале. Осенью 1944 вернулся в Кембридж, где занимал кафедру философии до конца 1947.
В главном произведении позднего периода "Философских исследованиях" (опубликованы посмертно в 1953) философия трактуется как активность, направленная на прояснение языковых выражений любого типа. Задача философа сугубо "терапевтическая" устранение путем анализа языка философских и иных обобщений, оцениваемых как своего рода заболевания, распутывание всевозможных языковых ловушек и т. п. Философ не должен пытаться выявить внутреннюю сущность языка, ибо таковой не существует. Его задача описывать и выявлять границы "языковых игр". Для позднего Витгенштейна принципиально важно различение "поверхностной" (синтаксические правила естественного языка) и "глубинной" (относящейся к способам употребления слов, к "языковым играм" как "формам жизни") грамматики, оказавшее влияние на современную лингвистическую прагматику.
Философия математики
Одной из причин радикального изменения позиции Витгенштейна в конце 1920-х гг. послужило его знакомство с математическим интуиционизмом. Развивая некоторые идеи в духе математического конструктивизма, Витгенштейн основное внимание уделяет творческому характеру процесса математического доказательства, рассматривает математику как своего рода "языковую игру". В своих "Заметках по основаниям математики", которые с середины 1930-х гг. писались параллельно с "Философскими исследованиями", он разрабатывал своеобразный кодекс "лингвистического поведения" математиков, считая ошибочными "традиционные" концепции значения математических понятий и выражений.
Влияние
В философии Витгенштейна были поставлены и разработаны вопросы и темы, во многом определившие характер новейшей англо-американской аналитической философии. Известны попытки сближения его идей с феноменологией и герменевтикой, а также с религиозной философией (в частности, восточной). В последние годы на Западе опубликованы многие тексты из его обширного рукописного наследия. Ежегодно в Австрии (в городке Кирхберг-на-Векселе) проводятся Витгенштейновские симпозиумы, собирающие философов и ученых со всего мира.
Витгенштейн посетил много стран, в том числе и СССР, где одно время собирался обосноваться.
Я единственный профессор философии, который никогда ни слова не читал у Аристотеля