Позитивизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:21, доклад

Краткое описание

(от лат. Positivus – положительный) – философское направление, оформившееся в 30-х годах 19 столетия и существующая до наших дней. Термин “позитивизм” введен основателем этого направления, французским философом О. Контом. Позитивизм в процессе своей эволюции прошел три основные стадии:
первая, начальная связана с именами О. Конта, Г. Спенсера и др.;
вторая, эмпириокритицизм, или махизм, (Э. Мах, Р. Авенариус и др.) – конец 19 нач. 20 века;
третья стадия – неопозитивизм, или логический позитивизм.

Файлы: 1 файл

Позитивизм.docx

— 37.52 Кб (Скачать)

Специфика логического позитивизма  состоит в том, что в качестве метода философствования выступает  современная формальная математическая логика. "Логика есть сущность философии" - писал Рассел. Философия,- утверждал  Карнап,- это "логика науки".

Каково же отношение логических позитивистов к традиционной философской  проблематике?

Подумаем, как можно ответить на этот вопрос.

Все суждения, которые когда-либо высказывались людьми, логические позитивисты  делят на два взаимоисключающих  класса:

осмысленные высказывания, т.е. те, которые могут быть выражены в логически совершенном языке,

бессмысленные высказывания, в которых нарушаются правила  логики.

Традиционно философские, "метафизические" высказывания логические позитивисты  квалифицируют как бессмысленные.

Осмысленные высказывания они  делят на:

аналитические, которые тавтологичны по своей природе и не несут содержательной информации,

синтетические.

Высказывания логики и  математики логические позитивисты  относят к классу аналитических, тавтологичных по своей природе. К синтетическим высказываниям по этой классификации относятся все положения опытных наук.

Вопрос об истинности высказываний в этой концепции может решаться двумя способами:

путем логического анализа  их языковой формы без обращения  к каким-либо фактам,через непосредственное или опосредованное (определенными логическими преобразованиями) сопоставление их с данными чувственного опыта.

Вопрос об истинности аналитических  высказываний должен решаться путем  логического анализа их языковой формы без обращения к каким-либо фактам. А вопрос об истинности синтетических  высказываний, в соответствии с концепцией неопозитивистов, должен решаться через  непосредственное или опосредованное сопоставление их с данными чувственного опыта.

Через процедуру верификации, в соответствии с логическим позитивизмом, должен решаться вопрос об истинности синтетических высказываний.

Верификация высказывания (проверка его истинности) заключается в  получении конечного числа высказываний, фиксирующих данные наблюдений (множества  так называемых протокольных предложений), из которых логически следует  данное высказывание.

Итак, сведение всех осмысленных  положений опытных наук к классу синтетических высказываний содержит в себе два допущения:

существует некий базисный уровень знания, множество так  называемых протокольных предложений,

отношения между научными понятиями исчерпываются связями  формально-логического характера.

Эти два допущения вместе с верификационным критерием  раскрывают содержание понятия "синтетическое  высказывание" и в то же время  дают общее представление о неопозитивистском  понимании природы научного знания.

А теперь вспомните основателей  позитивизма и подумайте над  тем, где корни неопозитивистского сведения всех положений опытных  наук к классу синтетических высказываний.

Сведение неопозитивистами всех положений науки к классу синтетических суждений - это определенная конкретизация закона Конта - закона подчинения воображения наблюдению. Но если у Конта смысл этой формулы  весьма неопределенен, то у неопозитивистов  она означает, что позитивным знанием  о мире является знание, выраженное в высказываниях, содержание которых  сводимо к содержанию протоколов наблюдения.

Итак, прежняя философия, "метафизика", объявляется неопозитивистами бессмыслицей.

Каков же предмет позитивной философии с точки зрения неопозитивистов?

Философия, по неопозитивизму, есть не теория, а деятельность. Содержание этой деятельности нашло отражение  в том, как стал называться неопозитивизм  с 40-х годов 20 века - философия анализа.

Предметом этой философии  является деятельность по анализу понятий  и положений конкретных наук с  целью прояснения их смысла. Задача философа - с помощью определенной логической техники совершить переход  от высказываний конкретных наук к  предложениям, которые могут быть сопоставлены с чувственными данными.

Итак, философия по неопозитивизму - только аналитическая деятельность по отысканию смысла понятий и  предложений конкретных наук.

Формальная логика, по неопозитизизму, является методом позитивной философии.

При этом, по мнению логических позитивистов, позитивная философия должна анализировать только результаты познания - понятия и предложения конкретных наук. По их мнению, процесс познания подлежит рассмотрению только в психологии, а соединение воедино аспектов знания и познания не имеет смысла.

В 20-30-х годах неопозитивисты опирались на редукционистскую модель научного знания, в соответствии с которой все теоретические положения конкретных наук полностью редуцируемы (сводимы) к протокольным, т.е. к эмпирическому базису. Эта редукция и считалась в то время главной задачей анализа науки.

Однако впоследствии неопозитивистами была выдвинута гипотетико-дедуктивная  модель научного знания, по которой:

научные обобщения - по сути гипотезы, их выдвижение - психологический  процесс,

процесс выбора, принятия теории происходит чисто логически путем  сравнения с фактами.

ассел Бертран - английский философ, логик, математик, который считал, что к любой философской проблеме необходимо подходить с позиций ее анализа средствами математической логики.

Карнап Рудольф - наиболее видный, наряду со Шликом, деятель Венского кружка неопозитивистов, впоследствии построивший определенную систему вероятностной логики.

ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг (2 апреля 1889, Вена 29 апреля 1951, Кембридж).

Родился в семье австрийского сталелитейного магната еврейского происхождения. Начав изучать инженерное дело, он познакомился с работами Готлоба Фреге, которые повернули его интерес от конструирования летательных аппаратов к проблеме философских оснований математики. По непроверенным данным Витгенштейн несколько раз встречался с Фреге, который посоветовал ему изучить работы Рассела, посвящённые увлёкшей его теме. В 1911 г. Витгенштейн отправился в Кембридж, где стал учеником, помощником и другом Рассела. В 1913 г. он вернулся в Австрию и в 1914 г. добровольцем отправился на фронт. В 1917 г. Витгенштейн оказался в плену. За время боевых действий и пребывания в лагере для военнопленных Витгенштейн практически полностью написал свой знаменитый "Логико-философский трактат". Книга вышла на немецком в 1921 г. и на английском в 1922 г. Появление её произвело сильное впечатление на философский мир Европы, но Витгенштейн, полагая, что все главные философские проблемы в "Трактате" решены, уже был занят другим делом: работал учителем в сельской школе. К 1926 г., однако, ему стало ясно, что проблемы все-таки остались, что его "Трактат" был неправильно истолкован, и, наконец, что некоторые из содержащихся в нём идей являются ошибочными. Витгенштейн вернулся в Кембридж и к занятиям философией.

Начиная с этого времени и  до своей смерти в 1951 году, прервав  учёные занятия для работы санитаром  в лондонском госпитале во время Второй мировой войны, Витгенштейн разрабатывает принципиально новую философию языка. Главной работой этого периода стали "Философские исследования", опубликованные посмертно, в 1953 году.

Философию Витгенштейна делят на "раннюю", представленную "Трактатом", и "позднюю", изложенную в "Философских исследованиях", а также в "Голубой" и "Коричневой книгах" (1958).

Ранняя философия. "Логико-философский трактат"

Одним из истоков ранней философии  Витгенштейна послужили логико-математические концепции Готлоба Фреге и Бертрана Рассела, под руководством которых он работал в Йенском и Кембриджском университетах (1911-13).

Структурно "Логико-философский  трактат" представляет собой семь афоризмов, сопровождаемых разветвлённой  системой поясняющих предложений. Содержательно  он предлагает теорию, решающую основные философские проблемы через призму отношения языка и мира.

  • Язык и мир — центральные понятия всей философии Витгенштейна. В "Трактате" они предстают как "зеркальная" пара: язык отражает мир, потому что логическая структура языка идентична онтологической структуре мира.
  • Мир состоит из фактов, а не из объектов, как полагается в большинстве философских систем. Мир представляет весь набор существующих фактов. Факты могут быть простыми и сложными.
  • Объекты суть то, что, вступая во взаимодействие, образует факты. Объекты обладают логической формой — набором свойств, которые позволяют им вступать в те или иные отношения.
  • В языке простые факты описываются простыми предложениями. Они, а не имена, являются простейшими языковыми единицами. Сложным фактам соответствуют сложные предложения.
  • Весь язык — это полное описание всего, что есть в мире, то есть всех фактов.
  • Язык допускает также описание возможных фактов. Так представленный язык целиком подчиняется законам логики и поддаётся формализации. Все предложения, нарушающие законы логики или не относящиеся к наблюдаемым фактам, полагаются Витгенштейном бессмысленными. Так, бессмысленными оказываются предложения этики, эстетики и метафизики.
  • Важно понимать, что Витгенштейн отнюдь не намеревался тем самым лишить значимости области, которые его самого волновали чрезвычайно, но утверждал бесполезность в них языка. "О чем невозможно говорить, о том следует молчать" — таков последний афоризм "Трактата".

Философы Венского кружка, для которых "Трактат" стал настольной книгой, не приняли этого последнего факта, развернув программу, в которой "бессмысленное" стало тождественным "подлежащему  элиминации". Это стало одной из главных причин, побудивших Витгенштейна пересмотреть свою философию.

Результатом пересмотра стал комплекс идей, в котором язык понимается уже как подвижная система  контекстов, "языковых игр", подверженная возникновению противоречий, связанных  с неясностью смыслов используемых слов и выражений, которые должны устраняться путём прояснения последних. Прояснение правил употребления языковых единиц и устранение противоречий и  составляет задачу философии.

Новая философия Витгенштейна представляет собой скорее набор методов и практик, чем теорию. Он сам полагал, что только так и может выглядеть дисциплина, постоянно вынужденная приспосабливаться к своему меняющемуся предмету. Взгляды позднего Витгенштейна нашли сторонников прежде всего в Оксфорде и Кембридже, дав начало лингвистической философии.

Значение идей Витгенштейна огромно, однако их интерпретация, как показали несколько десятилетий активной работы в этом направлении, представляет большую трудность. Это в равной мере относится и к его "ранней", и к "поздней" философии. Мнения и оценки значительно расходятся, косвенно подтверждая масштабность и глубину творчества Витгенштейна. витгенштейн людвиг философия трактат

Поздняя философия

После публикации "Трактата" Витгенштейн на несколько лет отходит от философии, работая простым школьным учителем в отдаленных деревнях Нижней Австрии; это занятие давало ему тот единственный доход, который он имел, ибо от своего богатого наследства он отказался в пользу нуждающихся деятелей австрийской культуры. В конце 1920-х гг. Витгенштейн пересматривает свою теорию, отказывается от выявления априорной структуры языка и мира, от идеи независимости элементарных предложений и от некоторых других установок. Теперь он подчеркивает многообразие способов употребления слов и выражений естественного языка, их вплетенность в человеческую практику. Только использование слов в определенном контексте ("языковой игре") и в соответствии с принятыми в "лингвистическом сообществе" правилами придает им значение.

В 1939 Витгенштейн занял должность профессора философии в Кембриджском университете. Во время 2-й мировой войны он покинул университет и работал санитаром в лондонском госпитале. Осенью 1944 вернулся в Кембридж, где занимал кафедру философии до конца 1947.

В главном произведении позднего периода "Философских исследованиях" (опубликованы посмертно в 1953) философия трактуется как активность, направленная на прояснение языковых выражений любого типа. Задача философа сугубо "терапевтическая" устранение путем анализа языка философских и иных обобщений, оцениваемых как своего рода заболевания, распутывание всевозможных языковых ловушек и т. п. Философ не должен пытаться выявить внутреннюю сущность языка, ибо таковой не существует. Его задача описывать и выявлять границы "языковых игр". Для позднего Витгенштейна принципиально важно различение "поверхностной" (синтаксические правила естественного языка) и "глубинной" (относящейся к способам употребления слов, к "языковым играм" как "формам жизни") грамматики, оказавшее влияние на современную лингвистическую прагматику.

Философия математики

Одной из причин радикального изменения  позиции Витгенштейна в конце 1920-х гг. послужило его знакомство с математическим интуиционизмом. Развивая некоторые идеи в духе математического конструктивизма, Витгенштейн основное внимание уделяет творческому характеру процесса математического доказательства, рассматривает математику как своего рода "языковую игру". В своих "Заметках по основаниям математики", которые с середины 1930-х гг. писались параллельно с "Философскими исследованиями", он разрабатывал своеобразный кодекс "лингвистического поведения" математиков, считая ошибочными "традиционные" концепции значения математических понятий и выражений.

Влияние

В философии Витгенштейна были поставлены и разработаны вопросы и темы, во многом определившие характер новейшей англо-американской аналитической философии. Известны попытки сближения его идей с феноменологией и герменевтикой, а также с религиозной философией (в частности, восточной). В последние годы на Западе опубликованы многие тексты из его обширного рукописного наследия. Ежегодно в Австрии (в городке Кирхберг-на-Векселе) проводятся Витгенштейновские симпозиумы, собирающие философов и ученых со всего мира.

Витгенштейн посетил много стран, в том числе и СССР, где одно время собирался обосноваться.

Я единственный профессор  философии, который никогда ни слова  не читал у Аристотеля


Информация о работе Позитивизм