Позитивизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:21, доклад

Краткое описание

(от лат. Positivus – положительный) – философское направление, оформившееся в 30-х годах 19 столетия и существующая до наших дней. Термин “позитивизм” введен основателем этого направления, французским философом О. Контом. Позитивизм в процессе своей эволюции прошел три основные стадии:
первая, начальная связана с именами О. Конта, Г. Спенсера и др.;
вторая, эмпириокритицизм, или махизм, (Э. Мах, Р. Авенариус и др.) – конец 19 нач. 20 века;
третья стадия – неопозитивизм, или логический позитивизм.

Файлы: 1 файл

Позитивизм.docx

— 37.52 Кб (Скачать)

ПОЗИТИВИЗМ

(от лат. Positivus – положительный) – философское направление, оформившееся в 30-х годах 19 столетия и существующая до наших дней. Термин “позитивизм” введен основателем этого направления, французским философом О. Контом. Позитивизм в процессе своей эволюции прошел три основные стадии:

первая, начальная связана  с именами О. Конта, Г. Спенсера и  др.;

вторая, эмпириокритицизм, или  махизм, (Э. Мах, Р. Авенариус и др.) – конец 19 нач. 20 века;

третья стадия – неопозитивизм, или логический позитивизм.

С развитием в первой половине 19 века математики, физики, химии, возникает  микробиология. Знание, соединенное  с практикой, представляется всемогущим. Доверие к философии – “царице  наук” - сменилось скептическим к  ней отношением. Несмотря на различные  формы позитивизма, разное время  и место их формирования, все три  этапа имеют общие особенности. Претензии традиционной философии  с его поиском “начал и причин”  признается неосновательным. Изучению поддается только мир явлений. Философия  как метафизика должна быть упразднена, либо она станет наукой в качестве обобщающих научных знаний. Позитивизм – философское направление, утверждающее, что источником подлинного, “положительного” знания могут быть лишь отдельные  конкретные (эмпирические) науки и  их синтетические объединения, а  философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное  исследование реальности.

В качестве знания воспринимали только такие его формы, которые  давали возможность использовать их в прямом практическом взаимодействии людей с реальной действительностью. Именно этим и было обусловлено стремление П-тов придать научным знаниям вид «непосредственно данного», «практически полезного».

1 СТАДИЯ

Основные идеи первой формы позитизизма:

1.отказ от поиска сущности  вещей и установка на описание  явлений (феноменализм)

2.из принципа индуктивизма вытекает сознательно принимаемый запрет на поиск абсолютов.

3.идеализм в понимании  природы и общества, сведение  сложных процессов развития к  простому сочетанию интеграции  и дифференциации

4.отрицательно отношение  к социальным революциям, и ориентация  на методы социальной инженерии. 

Идеологическое кредо  первой формы позитивизма – прогресс и порядок.

Огюст Конт (1798 –1857)

Франц ф-ф, родоначальник позитивизма. Наука отвечает на вопрос «как», а не «почему». Единственный источник знания – опыт.

1. Всю человеческую историю  и, соответственно и философию  разделил на три стадии (в т.ч.  стадии умственного созревания). «Закон трех».

На первой, теологической  стадии все явления рассматривались  как объекты воздействия сверхъестественных сил. До 1300 года -делится на три этапа: фетишизм, политеизм и монотеизм.

На второй, метафизической стадии все в мире объяснялось  действием неких абстрактных, отвлеченных  начал. Охватывает период от 1300 до 1800 года и является переходной - здесь происходит разложение традиционных верований  и общественного порядка в  результате философской критики (Реформация, Просвещение, Революция).

На третьей, позитивной (“правильной”, на базе естественных наук) стадии человека уже не интересует происхождение  и судьбы мира, он строит свои рассуждения  только на наблюдении. Начало 19 века - постепенное рождение " промышленной " ("позитивной") стадии - результат распространения идей альтруизма, социальности, "позитивной" философии. Признаком, по которому можно судить о наступлении позитивной стадии, является доминирование в сознании закона постоянного подчинения воображения наблюдению. Согласно данному закону, наука занимается только тем, что доступно наблюдению, а задачей науки является не объяснение, а только описание фактов.

Описание, по Конту, составляет важную функцию науки, но не главную. Главную функцию науки Конт видит  в ПРЕДВИДЕНИИ. "Таким образом, - говорит он, - истинное положительное  мышление заключается преимущественно  в способности видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда заключать о том, что должно произойти, согласно общему положению о неизменности естественных законов." Именно в  предвидении будущего Конт усматривает  и социальную функцию науки, особенно поскольку она изучает общественные явления.

В критике метафизики Конт выступал против философствования, которое  неадекватно учитывает данные спец наук. Взаимоотношения ф-фии и науки в исторч аспекте показывает, что всякие попытки «приспособить» метафизическую проблематику к духу научности заведомо обречены на провал, след-во наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Но из этого не следует, что для адекватного познания действительности достаточно частных научных дисциплин. Существует потребность в выявлении, раскрытии связи между отдельными науками, в создании их системы.

За такой общей наукой можно сохранить название «ф-фия». Однако эта новая наука не должна иметь ничего общего с традиционной метафизикой, т.к. методы исследования старой и новой ф-фии принципиально отличаются друг от друга. Т.о. ф-фия сводится к общим выводам из естественных и общественных наук.

Научная ф-фия не имеет дела с «метафизическими» проблемами и поэтому отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки «метафизики» должны быть удалены из науки, а именно: претензии науки на раскрытие причин явлений и на проникновение в их сущность. Наука не объясняет, а лишь описывает явления, и формулируя законы, отвечает на вопрос как, а не почему.

Наблюдение – универсальный  метод познания, которое не может  обнаружить первосущности, на основе которых объясняют явления. Оно позволяет лишь описать.

2. Выстроил все науки  в определенную иерархию: изучение  простых наук является необходимым  для понимания наук высших  и более сложных (7 наук –  математика, астрономия, физика, химия,  биология, социология, этика). Также  разделял их на абстрактные  и конкретные, последние призваны  применять к частным областям  общие законы, изучаемые первыми  (например, биология – медицина). Методам математики и физики  придавал универсальное значение. Социологию он называл социальной  физикой и определял как науку  об обществе.

Учение об организации  и строения науки Контом было названо  энциклопедическим законом, или  иерархией наук.

Философия становится инструментом упорядочивания наук, способом выявления  общих для всех наук законов, которые  можно перенести и на общество, создав “социальную физику”.

Создатель термина «социология» - включает политэкономию, часть психологии.

В последние годы жизни К стал смотреть на свою позитивную ф-фию как на введение в теологию и предпринял попытку создать новую религию человечества. Это должен быть культ человечества как «Великого Существа», служить которому должно «новое духовенство» из числа философов, врачей и поэтов.

2 СТАДИЯ

Вторая стадия позитивизма  – так называемого эмпириокритицизм связан с именами Э.Маха, австрийского физика и философа и швейцарского философа Р. Авенариуса (1843-1896). Отличие данной стадии от предшествующей – основная задача ф-фии не в построении всеобъемлющей системы научного знания, а в создании теории научного знания.

Основоположники “второго позитивизма” разделяют идею об упразднении  старой метафизики, об изменении положения  философии в культуре. Однако в  отличие от позитивистов “первой  волны”, которые считали, что философия  должна заниматьсясозданием единой картины мира и классификацией наук, эмпириокритики видели задачу философии в установлении принципов упорядочивания явлений в сознании исследователя. Термин “эмпириокритицизм”, введен Авенариусом, означает критику опыта. Опыт – это данность мира познающему субъекту, зафиксированная в его сознании с помощью утверждения, высказываний. Понять особенности понимания опыта может так называемая “принципиальная координация”: нет объекта без субъекта, как нет субъекта без объекта. Элементы опыта как единства “Я” и “среды” нейтральны, т.е. в зависимости от точки зрения они могут рассматриваться и как “физические”, и как “психические”. Индивид с его нервной системой и окружающая среда образуют реальное единство опыта. Опыт не позволяет отделить от всего видимого, слышимого, первооснову мира. Новая философия должна очистить наш опыт от бесплодных фантазий, ненужных продуктов умственной деятельности (о причинной связи, о душе). Наш опыт, чем меньше в нем будут присутствовать различные точки зрения, т.е. чем меньше сил будет затрачено на его создание, тем более эффективным будет его адоптация. Принцип наименьшей траты сил – основной принцип, которым должна руководствоваться философия, становясь критикой чистого опыта. Принцип наименьшей траты сил ориентирует на кумулятивную (увеличение, накопление) модель развития научного знания, предполагающую непрерывность роста знания, исключающее скачки. Кумулятивизм связан с пониманием научного знания как описания фактов. Этот вывод сделал Э. Мах, который ввел иное название для указанного принципа, - он назвал его принципом экономии мышления. Мах полагал, что в целях экономии мышления описание должно стоять в центре наук. Объяснение предполагает привлечение ненужных предположений, не может обойтись без понятия причинности. Ядром же всякого описания должен быть анализ ощущений – данных чувственного познания; наука должна оставаться в экспериментальной сфере. Откуда же берутся общие положения в науке? Эмпириокритицизм тесно связан с консерватизмом (соглашение) утверждающим, что общие положения науки, носят условный характер, являются продуктом научного соглашения.

Мах Эрнст (1838-1916)

Физик, физиолог

«Анализ ощущений и отношения  физического к психическому» 1907

Мах считал, что научные  понятия должны быть определены через  наблюдаемые данные, последние же сводятся к основным «элементам» - чувственным данным, ощущениям, являющимся пределом разложения опыта, лежащим в основе всякого познания. С ощущениями связаны чувства, настроения, волнения, Тела – это относительно устойчивые сочетания ощущений (цветов, тонов и т.д.), между которыми существуют пространственные и временные связи. «Я» - относительно постоянный комплекс чувств, воспоминаний, настроений, связанный с особым, живым телом. С т зр М, такой подход позволял преодолеть дуализм физического и психического, поскольку «элементы» - ощущения считались нейтральными, не относящимися ни к физ, ни к псих сфере. Рассматривая мир как «комплекс ощущений», Мах видел задачу науки в описании этих ощущений. Важнейшей функцией науки считал обеспечение «экономии мышления». Излишней для науки оказывалось наличие объяснительной части, например, понятие причинности.

Мир совершенно объективен, т.е. независим от индивидуального  сознания. Законы его навязаны нам как необходимое, неизбежное и чуждое.

Судить же о мире мы можем  лишь на основании общения с ним, результатом которого является содержание нашего сознания (в махизме = понятию  «опыт») – объективно существующие вещи и феномены субъективной жизни. Человек не может судить о том, что не дано ему в опыте. Опыт –  то на чем основана наука. Всякое стремление выйти за пределы опыта сомнительно.

Содержанием опыта объективно, его элементы нейтральны, будучи рассмотрены  безотносительно к воспринимающему  их индивидуальному сознанию (в отличие  от Юма – феномены психические, Конт – результат творчества сознания). Но взятые в процессе их восприятия субъектом, они – ощущения.

М интересует не существование  объективного мира, а то как он дан индивидуальному сознанию, как в рамках опыта даны сознанию объективное и субъективное – центральная ф-кая проблема.

Первое, что находит каждый из нас в сознании – мелькание  красок, форм, звуков, запахов и т.д. Этот материал он называет первичными нейтральными элементами. Они не сотворены  сознанием, а порождены воздействием внешнего мира. Они объективны. Однако судим о них мы лишь постольку, поскольку они становятся нашими ощущениями, т.е. поскольку мы воспринимаем их. Мир, данный нам в ощущениях, свою конкретную форму и вид получает относительно способов восприятия.

Мы воспринимаем мир как  совокупность устойчивых единичностей, которые обладают целым набором  чувственно воспринимаемых свойств  и выступают как связанные  комплексы ощущений. Устойчивость –  основной принцип существования  комплекса, важны его постоянные характеристики. Устойчивые комплексы  опыта различаются, образуя два  самостоятельных, независимых (или  парал-ных) ряда. Всякая попытка установить их связь является метафизикой. Критерий их различия – отношения к индивидуальному сознанию. Физические тела независимы от него и сущ-ют «для всех» (дерево не перестанет сущ-ать, если от него отвернуться). Психические феномены сущ-ют только для нашего сознания.

Принцип организации психического мира – ассоциация, центом которой  является наше «Я». Физическое и психическое  – только две формы связи опыта, а не два различных его содержания.

Предмет науки – феноменальная  сфера, и ее дело – устанавливать  связи внутри этой сферы – законы.

Задача познания состоит  в том, чтобы правильно, точно  констатировать и без всякого  искажения описать связь элементов  и комплексов. Задача чистого описания.

3 ЭТАП (20 гг. 20 в.)

Третий этап эволюции позитивизма  – неопозитивизм, или логический позитивизм. Логический позитивизм провозгласил основной своей задачей борьбу с  метафизикой, традиционно понимая  под ней философию в целом, стремясь поставить себя над борьбой  с материализмом и идеализмом. Теоретическим источником его послужило  реальное развитие физики, логики, математики, языкознания. Наука сводится к фиксации, а затем упорядочению фактов в  рамках условно принятой системы  языка. В таком случае задачи науки  ограничивается описание ее языка. Исходными  предпосылками всякого познания логический позитивизм считал события  и факты, т.е. “чувственные данные”, находящиеся в сфере сознания субъекта. Одной из особенностей данного  течения является то, что он принципиально  отождествил объект с теорией  объектов. Это сразу же снимало  вопрос о существовании объективного мира как предмета философского познания и приводило к замыканию философии  лишь на познавательной проблематики логики и логического языка. Другой принципиальной особенностью было отождествление (а точнее, замена) понятия “объективный факт” и “научный факт”. Последний принимался как “запротоколированный” в науке с помощью знаковых средств, т.е. как “протокольное предложение”. Язык науки в логическом позитивизме строится так: из первичных атомарных высказываний по правилам логики выводятся сложные высказывания.При этом предложения науки могут быть либо истинными, либо ложными или бессмысленными. Бессмысленные предложения не являются предложениями в собственном смысле, но лишь напоминают их (Карнап). Все философские предложения, считал Карнап, также являются бессмысленными высказываниями и не могут быть проверены путем сведения к атомарным высказываниям, фиксирующим тот или иной “факт”. Обратившись к семиотическим проблемам, они выделили три области отношений: прагматика (отношения языка к тому, кто его употребляет); семантика (отношение между языком и тем, что им обозначается); синтаксис (отношение между языковыми выражениями). Все это получило название семиотики. Предметом анализа стали значения слов и знаков вообще, логические, лингвистические и психологические проблемы (они имели важное научное и практ. значение для создания выч. техники).

Информация о работе Позитивизм