Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 22:32, контрольная работа
Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца 7 в. до н.э. вплоть до 6 в. н.э. и содержит теории, созданные в Греции и Риме мыслителями прошлого. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. В середине 5 в. до н.э. в древнегреческой философии происходят существенные изменения, получившие название антропологического поворота.
Введение
Софистика: истоки, природы и цели.
Этическое учение Сократа.
Заключение
Список использованной литературы
Неудивительно поэтому, что учение Сократа о самопознании находится в тесной связи с теми дискуссиями, которые ведут в последнее время не только в философских и научных кругах, но и среди широких кругов интеллигенции как в нашей стране, так и во всем мире вокруг проблем «человек - наука - техника», «наука - этика - гуманизм».
Разработка
идеалистической морали составляет
основное ядро философских интересов
и занятий Сократа. Особое значение
Сократ придавал познанию сущности добродетели.
Нравственный человек должен знать,
что такое добродетель. Мораль и
знание с этой точки зрения совпадают;
для того, чтобы быть добродетельным,
необходимо знать добродетель как
таковую, как "всеобщее", служащее
основной всех частных добродетелей.
Задаче нахождения "всеобщего" должен
был, по мысли Сократа, способствовать
его особый философский метод. "Сократовский"
метод, имевший своей задачей
обнаружение "истины" путем беседы,
спора, полемики, явился источником идеалистической
"диалектики". "Под диалектикой
понимали в древности искусство
добиться истины путем раскрытия
противоречий в суждении противника
и преодоления этих противоречий.
В древности некоторые философы
считали, что раскрытие противоречий
в мышлении и столкновение противоположных
мнений является лучшим средством обнаружения
истины". Между тем как Гераклит
учил о борьбе противоположностей,
как о движущей силе развития природы,
сосредоточив свое внимание, главным
образом, на объективной диалектике,
Сократ, опираясь на элейскую школу ( Зенон
) и софистов ( Протагор ), впервые
отчетливо поставил вопрос о субъективной
диалектике, о диалектическом способе
мышления. Основные составные части
"сократического" метода: "ирония"
и "майевтика" - по форме, "индукция"
и "определение" - по содержанию. "Сократический"
метод - это прежде всего метод
последовательно и
Истинная справедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо и прекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью.
Тремя основными добродетелями Сократ считал:
1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти)
2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности)
3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие).
Только "благородные люди" могут претендовать на знание. А "земледельцы и другие рабочие очень далеки от того, чтобы узнать самих себя... ведь они знают только то, что имеет отношение к телу и служит ему... А потому, если познание самого себя есть признак разумности, никто из этих людей, не может быть разумным в силу одного своего ремесла". Рабочему, ремесленнику, земледельцу, т.е. всему демосу (не говоря уже о рабах), недоступно знание.
Сократ был непримиримым врагом афинских народных масс. Он был идеологом аристократии, его учение о незыблемости, вечности и неизменности моральных норм выражает идеологию именно этого класса. Сократовская проповедь добродетели имела политическое назначение. Он сам говорит о себе, что заботится, чтобы подготовить как можно больше лиц, способных приняться за политическую деятельность. При этом политическое воспитание афинского гражданина велось им в таком направлении, чтобы подготовить восстановление политического господства аристократии, вернуться к "заветам отцов".
По Ксенофонту,
Сократ восторгается "самыми древними
и самыми образованными государствами
и народами", потому что они "самые
набожные". Больше того: " ...он думает,
что ему не стыдно будет взять
за образец персидского царя",
потому что персидский царь считает
земледелие и военное искусство
благороднейшими занятиями. Земля
и военное искусство - исконная принадлежность
"благородных господ", родовой
землевладельческой аристократии. Сократ,
по Ксенофонту, воспевает земледелие.
Он дает возможность сулить "хорошие
обещания рабам" и "приохочивать
рабочих и склонять их к послушанию".
Сельское хозяйство - мать и кормилица
всех искусств, источник жизненных
потребностей для "для благородного
господина", лучшее занятие и лучшая
наука. Оно сообщает телу красоту
и силу, побуждает к храбрости,
дает отличных и наиболее преданных
общему благу граждан. При этом сельское
хозяйство противополагается
Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании, что опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а поэтому и обладает моральным значением, отсутствующим у тирании. Аристократию, которая определяется как власть немногих знающих и моральных людей, Сократ предпочитает всем другим государственным формам, в особенности направляя острие своей критики против античной демократии как неприемлемой с его точки зрения безнравственной формы государственной власти.
Сократ
- противник афинской демократии. На
место вопроса о космосе, вопроса
о человеке со всеми его связями
он ставит антропозитизм. Сократ претендовал
на роль просветителя. Он же враг изучения
природы (вмешательства в дело богов).
Задача его философии - обоснование
религиозно-нравственного
Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от всех прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни было расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же цельным, земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением духовной жизни и античного мира.
Заключение
При оценке воззрений софистов мы наталкиваемся на значительные трудности. Из их сочинений практически ничего не сохранилось, а изучение при помощи прямых сведений сложно тем, что они не стремились создать определенную цельную систему знаний. При обучении они не придавали большого значения систематическому овладению учащимися знаниями, их целью было обучить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и полемике.
Движение софистов и этическое учение Сократа являются равно необходимыми элементами историко-философской традиции, определившими перенос предмета познания из области философии в область собственно человеческого. И далее, начиная с Сократа и софистов, философия уже не будет игнорировать проблем, связанных с существованием человека.
Список использованной литературы
2 История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. — 680 с.