Понятия добра и зла

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 22:59, реферат

Краткое описание

В широком смысле слова добро и зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Мы употребляем эти слова для обозначения самых различных вещей: «добрый» значит просто хороший, «злой» – плохой. В словаре В. Даля, например, (напомним, названного им «Словарем живого русского языка») «добро» определяется сначала как вещественный достаток, имущество, стяжание, затем как нужное, подходящее и лишь «в духовном значении» – как честное и полезное, соответствующее долгу человека, гражданина, семьянина.

Оглавление

Введение

1. Понятия добра и зла

2. Категории добра и зла в истории этической мысли

3. Проблема борьбы добра и зла

4. Справедливость: победа добра и зла

Заключение

Словарь терминов

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

добро и зло.docx

— 47.85 Кб (Скачать)

 

Понятие справедливости – это всегда осуществление нравственной сущности человеческих отношений, конкретизация должного, реализация представлений о добре и зле. И поэтому в понятии «справедливость» воплощаются те свойства добра и зла, о которых мы говорили выше, в частности, относительность и субъективность. Ведь то, что представляется справедливым одному, может быть воспринято другим как вопиющая несправедливость, что и проявляется в системе оценок, поощрений и наказаний (назначение на должность одного из двух «равных» претендентов; раздача премий сотрудникам; мера наказания преступнику).

 

Особенно остро и болезненно воспринимается людьми проблема справедливого возмездия за особо тяжкие преступления. Еще в Ветхом завете справедливость устанавливалась простым принципом «око за око». И до сего дня мщение и мстительность воспринимаются многими как единственное средство воздаяния за насилие и убийство. Отсюда и отношение большинства людей к проблеме смертной казни: около 80% населения Беларуси и России считают ее единственным справедливым средством наказания преступников-убийц. Возможно, это действительно справедливо: человек, лишавший жизни других людей, должен быть и сам лишен жизни. Но оказывается, что с точки зрения нравственности абсолютизация принципа справедливости может вместо добра при­водить к злу. Именно так обстоит дело и со смертной казнью. Самый главный аргумент против смертной казни приводят сторонники этики ненасилия: смертная казнь, безусловно, есть зло, ибо она, уничтожая одно зло, порождает новое, причем в большем масштабе, превращая в убийц всех, кто голосовал за нее, присуждал к ней, приводил приговор в исполнение. Наличие смертной казни в обществе делает человека привычным и равнодушным к злу, убийству, смерти другого человека, жестокости. Справедливость заключается в том, что наказание должно быть неотвратимым, а не в том, что оно должно быть жестоким, тем более бессмысленно жестоким. Очевидно, что смертная казнь не имеет никакого смысла по следующим причинам:

 

- отмена или сохранение  смертной казни не меняет уровня  преступности в стране (это подтверждено  многолетними социологическими  исследованиями);

 

- смертная казнь не  оказывает превентивного действия: не запугивает и не отпугивает  преступника (что также подтверждено);

 

- она не предотвращает  преступления: никого из потенциальных  преступников не останавливает  наличие или отсутствие в обществе  смертной казни;

 

- она не может удовлетворить  родственников жертв: ведь минутное  торжество, вызванное тем, что «справедливость  восторжествовала», не в состоянии  вернуть им их близких;

 

- она не является в  полной мере наказанием: мгновенная  смерть во время казни –  избавление преступника от страданий.

 

Таким образом, смысл смертной казни сводится к одному: удовлетворению наших низменных страстей в жестокости и мстительности. Справедливость может осуществляться иным путем, не лишающим жизни другого человека, пусть и преступника – например, через пожизненное заключение. И говорить здесь об экономической нецелесообразности такого наказания неуместно: гуманизм и нравственность не должны измеряться в денежном эквиваленте.

 

 

Заключение

 

Проблемы Добра и Зла, справедливости и несправедливости, насилия и ненасилия были и остаются центральными и вечными проблемами этики. Мы представили здесь лишь некоторые подходы к их пониманию. Надеемся, что полученные знания и собственный жизненный опыт помогут вам каждый раз правильно ориентироваться в жизни и делать верный моральный выбор. Но завершить этот раздел мы бы хотели словами А. Швейцера: «Доброта должна стать действительной силой истории и провозгласить начало века гуманности. Только победа гуманистического мировосприятия над антигуманизмом позволит нам с надеждой смотреть в будущее».

 

 

Словарь терминов

 

Добро  – это любовь, мудрость, талант, активность, гражданственность, чувство сопричастности проблемам своего народа и человечества в целом.

 

Пассивность – это позиция человека, который не дорос до насилия.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете, М., 1999.

 

2. Зеленкова И.Л., Беляева  Е.В. Этика, Минск, 2000.

 

3. Золотухина-Аболина. Курс лекций по этике, Ростов-на-Дону,1998.

 

4. Кондратов В.А. Этика. Эстетика. Ростов-на-Дону, 1998.

 

5. Философский энциклопедический  словарь. М., 2000.

 

6. Этика. Конспект лекций.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004

 

7. Этика: Уч. пос./ Под ред. Т. В. Мишаткиной.- Мн.: Новое знание, 2004


Информация о работе Понятия добра и зла