Понятие возрождение и характерные черты духовной жизни той эпохи

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:29, реферат

Краткое описание

Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся раз¬ных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

Файлы: 1 файл

философия чист.docx

— 38.60 Кб (Скачать)

  Поскольку Италия была разорена, то среди выдающихся людей Позднего Возрождения очень  много французов, англичан, голландцев, испанцев и сравнительно мало итальянцев. Хотя во времена Проторенессанса, Раннего  и Высокого Возрождения почти  все великие жили и работали в  Италии, и чаще всего во Флоренции, прозванной за это Афинами Возрождения.

  Искусство Позднего Возрождения (по-итальянски Cinquiccento), т.е. в период с 30-х годов до конца XVI в., представляет собой весьма сложную  картину борьбы различных течений. Восстанавливающая свои позиции  католическая церковь понимала, какое  большое значение имело искусство в глазах общества, и поэтому старалась использовать его в своих целях. Постановления Тридентского собора прямо указывали на стремление церкви присвоить себе контроль над художественными произведениями. Поэтому на виду оказались те художники, которые, как и во времена Проторенессанса, связали свое творчество с обслуживанием нужд церкви или же отражали в своем творчестве настроения подавленности и внутреннего надлома.

  Многие художники  того времени получили название “маньеристов“, потому что они только копировали “манеру“ великих мастеров, в первую очередь Микеланджело. При этом острые темы исчезли, мощь и богатство содержания улетучились. Все запутывалось, опустошалось и приукрашивалось.

  Маньеристы (живописцы  А. Бронзино, Д. Вазари, Ф. Пармиджанино, Я. Понтормо, скульпторы Джамболонья, Б. Челлини, и др.) представляли модное течение. Студии этих художников заменяли собой современные фотостудии, поскольку рисовали портреты заказчиков быстро и массово.

  В погоне за оригинальностью  маньеристы принялись искажать изображения, появились “Мадонна с длинной  шеей“ (Пармеджанино), “Покойник в  гробу“ (Я. Понтормо), “Аллегорические  Апеннины“ (Джамболонья). Впрочем, такие  новации прослеживаются уже в  творчестве нидерландского живописца  Хиеронимуса (Иеронима) Босха (1460-1516). Вряд ли только эти художники предполагали, каких причудливых формы примет изобретенное ими творчество в XX веке.

  Но не все  поддались новомодным веяниям, многие продолжали придерживаться реализма. Среди реалистов выделялись последователи  Тициана - венецианские живописцы Веронезе, Тинторетто и другие.

  Среди маньеристов  самым известным был скульптор  и ювелир Бенвенуто Челлини (1500-1571). Он тоже оставался реалистом. Целый период в развитии ювелирного искусства был назван “эпохой Челлини“. Челлини с неистовым пылом творил, нападал на своих действительных и мнимых врагов, был чудовищно суеверен, наивно хвастлив, неумеренно тщеславен. Все это делает его похожим на большинство тех необузданных людей, которые создавали славу и позор эпохи Возрождения.

  Именно Позднее  Возрождение дало разделение творчества на ремесло и искусство. Искусство  выделилось из ремесла и стало  изучаться в академиях. Первой была “Академия рисунка“, основанная во Флоренции в 1563 г. специальным указом герцога Тосканского. В 1584 г. в Болонье  братья Карраччи основали свою “Академию  вступивших на правильный путь“, чтобы  глубоко изучать творчество великих  мастеров. По образцу этой академии в XVII веке начали возникать “Академии  художеств“ во всех столицах Западной Европы.

  Микеланджело  да Караваджо (1573-1610) и его последователи обратились к изображению народного быта и природы. Именно они формировали реалистическое искусство XVII века и эпохи Просвещения. “Караваджисты“ передали будущим поколениям традиции, созданные эпохой Возрождения.

  Вершиной нидерландского Ренессанса было творчество Питера Брейгеля Старшего (1525-1569). В его творчестве пейзаж стал самостоятельным жанром. Даже в его знаменитой картине “Падение Икара“ от самого Икара остался только всплеск на воде, все остальное пейзаж. Мол, герой погиб, а жизнь продолжается, как ни в чем не бывало.

  Самым радикальным  и последовательным мыслителем Позднего Возрождения является Джордано Бруно (1548-1600) итальянский философ-пантеист и поэт. Он развивал идеалы итальянского гуманизма в духе флорентийской платоновской Академии. Наибольшее влияние на Бруно оказали астрономические открытия Коперника, философские учения Н. Кузанского, Пифагора, Платона, Лукреция.

  Джордано Бруно  родился в маленьком городке  Нола, близ Неаполя, в бедной семье. В 1563 г., в пятнадцати лет, он поступил послушником в доминиканский  монастырь. С юношеским максимализмом  Д. Бруно высказывал свои взгляды  по различным проблемам, нарочно  противопоставляя себя окружающим, был  непримиримым спорщиком. Его заподозрили  в ереси, и 18-летний Джордано, нарушив  монашеский обет, подобно Лермонтовскому “Мцыри“ бежал из монастыря. А в 20 лет он бежал из Италии. Около тридцати лет скитался Д. Бруно по Европе, называя себя правдоискателем и “академиком никакой академии“. Он везде яростно спорил и нигде не находил пристанища, оставаясь нищим, голодным, но не сломленным.

  В результате такой бурной жизни Д. Бруно приобрел довольно разнообразные знания и  выработал самостоятельный взгляд на мир, целостный и весьма поэтичный. Природа представала в учении Бруно единым живым существом, наделенным собственной душой и разумом. Кроме этого единого существа нет ничего: ни Бога, ни дьявола, ни человека, ни пылинки. Все сущее – только частичка, преходящая клеточка (монада) вечно живого и бесконечного Единого. Такой взгляд философы называют “гилозоистическим  пантеизмом“.

  Считается, что  Бруно первым логически обосновал  гипотезу о бесконечности и единстве Вселенной. Критикуя учение Коперника, Бруно говорил, что и Солнце не является центром Вселенной, что  нет и не может быть ничего неподвижного, что все звезды и иные тела находятся  в непрерывном движении. Критикуя всех гуманистов сразу, Бруно утверждал, что человек не есть венец творения, что со временем мы найдем во Вселенной  более совершенных существ.

  Основные работы Д. Бруно “О причине, начале и едином“, “О бесконечности, Вселенной и мирах“, “О героическом энтузиазме“. Д. Бруно написал также несколько сатирических поэм и сонетов, грубо высмеивал священников.

  Инквизиция, естественно, искала Д. Бруно, и, в конце концов, заманила его в ловушку. Один из друзей философа предал его за символическое  вознаграждение, почти как Иуда предал Христа.

  Семь лет  тяжелого заключения и беспрерывных пыток не сломили Джордано. Он продолжал  спорить, дерзить и насмехаться. Инквизиторы истощили свои силы и  приговорили непреклонного узника к сожжению. Узнав это, Д. Бруно  произнес свою знаменитую фразу: “Вы  с большим страхом произносите  свой приговор, чем я выслушиваю его“.

  Героическая смерть Джордано Бруно на костре стала  символом стойкости ученых перед  лицом невежества и деспотизма. К  сожалению, очень многие ученые не находили в себе подобного мужества и каялись  как это сделал Великий Галилей  Галилео. Наверное, поэтому наука, зачастую оказывалась служанкой безнравственных  людей.

  Впрочем, во времена  Джордано Бруно, мыслительный процесс  все больше перемещался из Италии в другие страны. Ренессанс медленно затухал. И все больше ученых-гуманистов посвящали себя сочинению ненавязчивых трактатов о спокойной и комфортной жизни. Одним из первых и самых  знаменитых классиков подобного  жанра был французский философ  Мишель де Монтень (1533-1592). Его знаменитые трехтомные “Опыты“ (1580-1588) надолго стали образцом нравоучительной или нравственной философии и во многом определили характер французской и испанской литературы XVII века. Приводя великое множество разнообразных фактов, исторических и бытовых подробностей, Монтень преподает читателям уроки того, что называется “умением жить“ в человеческом обществе, и в первую очередь, в обществе светских людей.

  Перед нами прекрасный образец зрелого (умудренного жизненным  опытом) гуманизма, который не просто отрицает средневековые нормы и  правила поведения, но и предлагает собственную довольно стройную систему  норм и правил. Но это не только завершающая  фаза Позднего Ренессанса. Это уже  образец раннего Просвещения.

  Несколько иные плоды Позднее Возрождение принесло Англии. Именно в конце XVI века здесь  начинали Фрэнсис Бэкон (1561-1626) и Вильям Шекспир (1564-1616). Одни - создатель методов познания современной науки (индукции – движение мысли от частного к общему). Другой – величайший гений английской и мировой литературы. Их раннее творчество в значительной степени было завершением Позднего Ренессанса, даже темы и сюжеты они заимствовали у итальянцев эпохи Возрождения. Их зрелые работы стали фундаментом культуры, которая выросла из руин Позднего Возрождения. И Бэкона, и Шекспира, безусловно, роднит с эпохой Возрождения интерес к античной культуре и представление о человеке, как о главном объекте философии и литературы. Но у зрелого Бэкона и позднего Шекспира общественные, а не личные, интересы выдвигаются на первый план. В их творчестве человек только участник игры под названием жизнь, с ее неумолимыми и непреодолимыми законами. И только знание этих законов делает человека сильнее. Так начиналась эпоха исследования объективных законов природы и человеческого общества, затмивших гуманистические исследование внутреннего мира человека.

  Безусловным героем культуры Позднего Возрождения  был Сааведра Мигель де Сервантес (1547-1616) – автор знаменитейшего “Дон Кихота“. Пока соотечественники Сервантеса громили и грабили Италию, великий писатель перенес животворные ростки Возрождения на испанскую почву.

  Роман “Хитроумный  идальго Дон Кихот Ламанческий“ стал энциклопедией испанской жизни  и одновременно показал несовместимость  самых возвышенных средневековых  идеалов с грубыми реалиями новой  жизни. Это было одновременно прощание со средневековьем и его рыцарскими идеалами, прощание с эпохой Возрождения  и его культом прекрасной незнакомки, а также пронзительный крик большой  человеческой души, обращенный к современникам  и потомкам.

  Сам Сервантес  умер в нищете, и его могила была забыта.

  В период Позднего Возрождения работали и другие известные  деятели. Среди них:

  немецкий художник Ганс Гольбейн (Ханс Хольбейн) (1497-1543), который  в серии картин “Образы смерти“  изобразил смерть неким Робином  Гудом, который карает богатых и  знатных и выручает бедных и обиженных;

  французский писатель Франсуа Рабле (1494-1553), автор популярного пятитомного романа “Гаргантюа и Пантагрюэль“, ставшего своеобразной энциклопедией французского Возрождения;

  математик, врач и предсказатель Джироламо Кардано (1501-1576), создавший карданный механизм – незаменимую часть современного автомобиля;

  создатель первой научно-исследовательской академии Бернардино Телезио (1508-1588);

  и, наконец, создатель  знаменитой коммунистической утопии (“Город Солнца“) Томмазо Кампанелла (1568-1639).

  Таким образом, период Позднего Возрождения во всех отношениях был последней, завершающей  стадией эпохи Возрождения. В  то же время он стал своеобразным преддверием  эпохи Просвещения.

  Художники, скульпторы, архитекторы отодвигались на второй план, а на первый выдвигались писатели и естествоиспытатели.

Заключение

      Завершая  рассмотрение философских исканий  эпохи Возрождения, необходимо отметить неоднозначность оценок ее наследия. Несмотря на общее признание уникальности ренессансной культуры в целом, этот период долгое время не считался оригинальным в развитии философии и, следовательно, достойным выделения в качестве самостоятельного этапа философской  мысли.

      Однако  двойственность и противоречивость философского мышления этого времени  не должна умалять его значения для  последующего развития философии, ставить  под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в преодолении средневековой  схоластики и создании основ философии  Нового времени.  
 

 
 

                                             

                      
 
 
 
 
 

                                      Литература 
 

      
  1. Философия. А. Г. Спиркин. Издательство «Гардарики» 1999 г.
  2. Мировая философия. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. Издательство «Олма-Пресс» 2001 г.
  3. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков. – М., 1996.
  4. Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.

 

Информация о работе Понятие возрождение и характерные черты духовной жизни той эпохи