Понятие возрождение и характерные черты духовной жизни той эпохи

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:29, реферат

Краткое описание

Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся раз¬ных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

Файлы: 1 файл

философия чист.docx

— 38.60 Кб (Скачать)

   1.Понятие  возрождение и  характерные черты  духовной жизни  той эпохи. 

      Важным  этапом развития философской мысли  является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

      Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Вряд ли правомерно отрицать самобытность этой эпохи, считая ее, по примеру голландского культуролога И. Хейзинги, «осенью Средневековья». Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения.

      Философия Возрождения - это совокупность философских представлений, сформировавшихся в переходный период от средневековья к новому времени.

      Наиболее  общая отличительная черта философии  возрождения - утверждение идеала гармоничности  человека и цельности мироздания, рассматриваемых как самодовлеющие  сущности, а не через призму потустороннего божественного абсолюта. Отсюда присущий ей светский и гуманистический характер и большой удельный вес в ней  космологических и натур философических концепций.

    Исторические  предпосылки Возрождения:

  С середины 15 столетия прекратилось бескомпромиссное - не на жизнь, а на смерть! - противостояние в международном плане ислама и христианства. О христовых походах или о священном газавате уже не могло быть и речи.

   После окончание  Столетней войны (1337-1453) между  Англией и Францией в отношениях  между европейскими странами  наступает период относительного  мира. Создались условия для того, чтобы спокойно осмотреться, уяснить  свое историческое местонахождение,  сделать из пройденного пути  принципиальные выводы... Под эпохой  Средних веков настало время  подвести итоговую черту. Средневековье  закончилось. Надлежит начинать новый этап исторического продвижения вперед. Неуклонно наступала эпоха Возрождения, Ренессанса.

   Третьим важнейшим историческим фактором стал упадок влияния церкви на общественно-государственную жизнь стан Западной Европы. К этому времени христианство идеологически законсервировалось и в принципе оказалось неспособным к дальнейшему прогрессу: развитию или усовершенствованию. К этому присоединялось внутреннее моральное разложение церковной иерархии, вследствие чего она потеряла бывшую власть над светскими государями. В свою очередь феодализм, как социально-политический строй, еще не исчерпал резервов своего прогрессивного развития. Более того, именно к рассматриваемому нами времени для расцвета феодализма. При этих условиях светская власть освобождается от церковного верховенства над собой. Церковь и христианство вытесняется с дороги исторического прогресса на маргинальные (побочные, второстепенные, только - сопутствующие) позиции. В Европе повсеместно началось интенсивное развитие государственно-политического строя абсолютной монархии, которая в границах своей власти берет верх над властью церковной.

   Ослабление, а то и - подрыв господства  церкви в политической жизни  народов Европы самым положительным  образом сказалось на всех  сторонах социальной, исторической  и культурной жизни народов  Европы

Идеологические (духовные) факторы эпохи Возрождения.

   Культура исторически развивается только в меру органического усвоения достижений культурного наследства. Только кроманьонец и троглодит начинал развитие свое и всего человечества с пустого места. Средневековье начало свое культурное развитие с уничтожения исторически предшествующего ему, Средневековью, пласта культуры - культуры античности. В духовном отношении Средневековье до конца 14 столетия окончательно себя исчерпало. Оно к этому времени завершило свое исторические и культурное развитие. А после себя Средневековье оставляло, практически, только свою собственную, в высшей мере схоластизированную теологией культуру - культуру христианскую. Вот почему следующая за Средневековьем культура в поисках новой опоры своего дальнейшего развития вынуждена была переступить через христианство.

   Целесообразно будет не только сказать, но и подчеркнуть, что в отличие от христианства ислам (мусульманство) воспринял и почти полностью сохранил в себе и в арабской культуре культуру античности. В исламе античная культура нашла свое естественное продолжение и развитие. Именно в этом кроется причина того, что арабы из скопища кочующих племен на протяжении буквально нескольких десятилетий создали могущественную и наиболее высокоразвитую и культурную в то время страну. Датой возникновения ислама считается 622 год, а в 644 году арабы уже владели кроме Аравийского полуострова еще и Сирией Палестиной, Египтом и Персией. Вплоть до 13 столетия исключительно арабская культура по всем параметрам превосходила культуру христианизированных народов, была образцом для последних. Как не удивительно может показаться, но культура античности вернулась к народам Европы благодаря... арабам.

  Вернувшись из  четырех крестовых походов (1096-1204) крестоносцы принесли в Европу  новую для нее культуру. У арабов  рыцари научились правилам аристократического  поведения ("куртуазности"); в  подражание арабам начали более  тщательно следить за своим  телом: ходить в бани, пользоваться  косметикой; развлекаться чтением,  игрой в шахматы... А самое главное  - из Византии и, в основном, из Арабского Востока крестоносцы  доставили в Европу книги Аристотеля, Платона, Евклида, Пифагора, Эсхила  и других выдающихся деятелей  античной культуры. Эти книги  переводились на латинский язык, изучались пропагандировались. Именно  таким образом, благодаря исламу  и крестовым походам в Европе (практически - среди окатоличенных  народов) начала возрождаться  уничтоженная некогда христианством  античная культура да еще с  тем довеском, который присоединили  к ней арабы. Опираясь на  античность, Возрождение по необходимости  развивалось как культура и философия, которая противопоставляет себя христианству.

   2. Основные направления  ренессансного философствования: гуманистический  антропоцентризм,  неоплатонизм, натурфилософия.  

       Гуманизм эпохи Возрождения.

      Новая светская культура, появившаяся прежде всего в Италии в XIV веке, получила название гуманизма, а ее носители – гуманистов. Идеал гуманистов – всесторонне развитая личность.

      Термин  «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским  оратором Цицероном (106—43 до н. э.). Для  него humanitas — это воспитание и  образование человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании  духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины). 

      Гуманистическая философия эпохи Возрождения  в историко-философском смысле представляла собой поворот европейской философской  мысли от онтологической проблематики к антропологической (этической, социально-политической, проч.).

      Родоначальником европейского гуманизма считают  итальянского поэта и философа Франческо  Петрарку. Основные философские труды  – «Моя тайна», «Об уединенной жизни», «Старческие письма». Онтологические, гносеологические вопросы не нашли  отражения в его работах, свои философские трактаты он посвятил вопросам морали, искусству жизни. С его  точки зрения, философия – это  наука о человеке, о его природе, жизни и смерти, путях развития человеческого общества. Главный  вопрос – как достичь полной независимости, самообладания и душевного покоя при наличии смущающих человека страстей и при постоянной борьбе с окружающим миром.

      Продолжил  традицию Петрарки римский философ-гуманист Ф. Лоренцо Валла (1407 – 1457). Как философ, Л. Валла знаменит своим диалогом «О наслаждении». В отличие от Петрарки, возрождавшего этические взгляды  стоиков, Л. Валла показывает в своем  диалоге преимущества морали эпикуреизма  и является одним из первых возобновителей эпикуреизма в Европе. Л. Валла  реставрирует только этику эпикурейцев, но не атомистическое учение о природе. Элементы эпикурейской морали сочетаются с религиозно-идеалистическим взглядом на мир в целом, что характерно и для других гуманистов XV – XVI веков.

      В истории философской и общественно-политической мысли эпохи Возрождения значительную роль сыграла работа Мишеля Монтеня  «Опыты», написанная на французском  языке. Французский мыслитель не ставил перед собой цель разработать  новую философскую систему. Но в  тоже время он испытал влияние  определенной философской концепции  – античного скептицизма. Скептицизм М. Монтеня направлен против схоластической и религиозной идеологии, выдававших свои положения за абсолютные истины. Философия, по мнению М. Монтеня, прежде всего наука о человеке и его  морали. Она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать. Свой этический  идеал (жизнь в соответствии с  законами природы, стремление к счастью, покою и комфорту) Монтень почерпнул  из этики эпикурейцев и стоиков, изменив его в соответствии с  духом гуманизма и индивидуализма своей эпохи.

    Радикальное переосмысление средневековой картины  мира произошло уже в рамках ренессансного  неоплатонизма, становление которого обозначило собой возврат философской  мысли Возрождения к рассмотрению онтологической проблематики, но возврат  уже на новом качественном уровне, исходивший из новых мировоззренческих  позиций - установок, отличных от установок  схоластической философии. Ренессансный неоплатонизм явился высшим результатом  развития философской мысли Возрождения; в нем наиболее полно и глубоко воплотились главные тенденции и особенности ренессансной философии - ее гуманистический пафос, стихийная диалектика, острое чувство красоты и величия Природы; в конечном счете, в контексте неоплатонизма и сформировалась та новая, отличная от средневековой картина мира, которая по праву характеризует философию эпохи Возрождения как специфический этап в становлении философской мысли Западной Европы.

    Крупнейшими представителями идеологии ренессансного  неоплатонизма были Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джованни Пико делла  Мирандолла, Джордано Бруно. Творчество каждого из этих мыслителей представляет собой отдельный период в развитии этой философской идеологии.

    Родоночальником ренессансного неоплатонизма стал Николай Кузанский (Николай Кребс  из местечка Кузы; 1401-1464). Кузанец –  первый философ эпохи Возрождения, подвергший радикальному переосмыслению проблему отношения Бога и мира.

    Космология  Кузанца вела к признанию материального  единства земной и “небесной” субстанции: и Земля, и другие небесные тела признавались одинаково “благородными”. Поэтому  мир рассматривался основоположником ренессансного неоплатонизма в  качестве прекраснейшего божественного  творения: “по красоте и стройности вещей, которые мы лицезреем” поражающего  просвещенного исследователя. Красота  мира, проявляющаяся в “универсальной связи” всего сущего, выявляет стройность творения. Гармония мира находит свое выражение и в Человеке – величайшем из божественных творений, которому суждено  познать Бога и созданный им прекрасный мир.

    Если  Николай Кузанский пролагал путь от средневекового неоплатонизма к  ренессанскому, то Марсилио Фичино (1433-1499) непосредственно опирался на труды  Платона и теоретический потенциал  гуманистической философии.

    “Был  ли Космос сотворен во времени или  он со-вечен Богу?; являлся ли тленный  мир в результате акта божественного  творения или бытие – плод естественного  хода вещей?” – Марсилио Фичино уклонялся от прямого ответа на эти  вопросы. И это понятно. Одномоментное  сотворение мира Богом “из ничего”  – фундаментальный постулат католицизма. Открыто выступить против данного  положения католицизма решился  младший современник Фичино Джовани  Пико делла Мирандола (1463-1494).

    Дальнейшее  развитие ренессансного неоплатонизма  непосредственно связано с философским  творчеством великого итальянского мыслителя Джордано Бруно (1548-1600). Если для Николая Кузанского Бог оставался  вне-природным, сверх-природным началом  сущего; если для Марсилио Фичино не Бог отождествлялся с Природой, но Природа являлась “силой и мощью” божества; если для Джованни Пико делла  Мирандолы Бог находился в  природных вещах лишь в той  мере, в которой они обладали совершенством, то Джордано Бруно сумел увидеть  в неоплатонической диалектике “совпадения  противоположностей” путь к постижению единого начала мироздания, совмещающего в себе материю и форму, совокупность вещей и царящую в мире внутреннюю закономерность, Природу и Бога.

    Как идеи неоплатонизма, так и идеи аристотелизма  оказали влияние на формирование натурфилософских концепций, из которых  можно выделить уже собственно естественнонаучные. Математические исследования Дж.Кардано, открытие кровообращения М.Серветом, магнетизма - Гилбертом, анатомические исследования А.Везалия, гелиоцентрическая система  Н.Коперника создали мировоззренческие  основания для философии Нового времени; в работах Леонардо да Винчи, Б.Телезио, Ф.Патрици закладывались  методологические предпосылки мышления последующей эпохи.

        В эпоху Возрождения философия  вновь обращается к изучению  природы. Возникновение натурфилософии, т.е. философии природы, свободной  от непосредственного подчинения теологическим умозрениям. Общие черты натурфилософских концепций:

  • пантеизм;
  • идея бесконечности природы;
  • органистический взгляд на мир, господствовавший в античности (аналогии между организмом человеческим или животным);
  • рассмотрение человека как частицы природы, «микрокосма», «малого мира», вбирающего в себя все многообразие Вселенной;
  • гилозоизм;
  • диалектичность, проявляющаяся в подчеркивании всеобщей связи и движения вещей и процессов природы.

 

    3.Философские  идеи позднего  Возрождения 

    К концу XV века Франция и Испания закончили  собственное объединение и с  удовольствием набросились на богатые  города и государства Италии. А  те в силу политической раздробленности  и бесконечных распрей стали  легкой добычей жестоких и жадных завоевателей. Позже к раздирающим  Италию французам и испанцам присоединились англичане и немцы. Итальянские  войны (1494-1559 гг.) опустошили родину Ренессанса. И Высокое Возрождение из яркого огня превратилось в прощальные отблески Позднего Возрождения.

Информация о работе Понятие возрождение и характерные черты духовной жизни той эпохи