Понятие, роль и значение семейного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:16, контрольная работа

Краткое описание

Цель познания - знания. Они нужны для: ориентации человека в окружающем мире; объяснения и предвидения событий; планирования и реализации деятельности. Знание - средство преобразования действительности и это система. Знание возникает в процессе познания, а он состоит из форм, этапов, уровней. В теории познания выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального.

Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ И ИХ ФОРМЫ 3-15
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 34.86 Кб (Скачать)

В философии и  науке выделяют следующие виды интуиции:

 

10

1. Интеллектуальная. Так Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного интеллектуального знания, которое приходит как внезапное озарение.    2. Чувственная. Например, Л. Фейербах утверждал, что тайна интуитивного познания «сосредоточена в чувственности».     3. Эмоциональная.           4. Мистическая (как результат божественного откровения).

Предпосылки интуиции:

1. Профессиональная подготовка к проблеме;      2. Поисковая - длительная подготовка ума, т.е. длительный, напряженный, интеллектуальный поиск. Довольно распространено дилетантское представление, что для интуитивного получения результата не требуется серьезной предварительной подготовки и длительного накопления знаний. Многие из великих ученых смущались и огорчались, когда кто-то считал их гениями, достигшими всего быстро и – интуитивно, то есть как бы без углубленной работы. Так, известный отечественный ученый-химик Д.И. Менделеев писал: «Ну, какой я гений. Трудился, трудился, всю жизнь трудился. Искал, ну и нашел». А. Эйнштейн заявлял: Я думал и думаю месяцами и годами. Девяносто девять раз заключение неверно. В сотый раз я прав». И наконец, Л. Пастер «Случай помогает лишь умам, подготовленным к открытиям путем усидчивых занятий и упорных трудов»1; 3. Наличие подсказки, своего рода пускового механизма для интуиции Для И. Ньютона, как известно, это было яблоко, упавшее на него и вызвавшее идею всемирного тяготения. Для инженера-мостовика С. Броуна такой подсказкой оказалась весящая между ветвями паутина, натолкнувшая его на идею висячего моста. В одной из передач радио России (от 01.11.2004 г.) прозвучала информация о том, что сыну Данте во сне приснилось место, где его отец запрятал отдельные рукописи своей «Божественной комедии», которые впоследствии действительно были там обнаружены. Известно также, что Д.И. Менделееву

11

таблица периодического закона химических элементов в завершенном  виде явилась во сне.

Интуиция основывается на таких факторах как опыт, чутье, проницательность. Одни исследователи отмечают, что  интуиция не автономный способ познания, а вид познания. Другие – утверждают, что интуиция это своеобразный тип  мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается именно итог мысли – истина. Вместе с тем следует иметь ввиду, что интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно для того, чтобы убедить в этой истине себя и других. Для этого необходимы доказательства. Ученые, каким бы самым необъяснимым путем не было получено новое название, ищут, во-первых, логические доказательства полученному, а, во-вторых, подтверждение их в реальном объективном мире. Несмотря на то, что взгляды ученых на место интуиции, на механизмы ее действия зачастую неоднозначны и противоречивы, сама интуиция оказывает поистине вездесущей: она дает направления исследованиям, формирует наглядные, мысленные модели объектов, истолковывает эмпирические данные, конструирует фундаментальные понятия и общие принципы теории, вырабатывает гипотезы, стимулирует выбор эффективных приемов и методов исследования.

По генезису и способу  организации знания оно подразделяется на такие типы как обыденное (повседневное, житейское, донаучное), научное и  вненаучное.  “Гносеология” — слово греческого происхождения (гнозис — знание и логос — слово, учение).

Обыденное (житейское) складывается на основе повседневной деятельности человека и отражает многообразие жизненных  ситуаций, в которых он находится. Оно сводится в основном к констатации  фактов, их описанию. Обыденное знание важно для предметно-ориентировочной  деятельности и 

 

12

является базисным для  выработки организованных и систематизированных  видов знания.

Научное знание поднимается  до уровня объяснения фактов, их осмысления в системе понятий данной науки, включается в состав теории. Научное  знание – это понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Наука за случайным находит необходимое, закономерное, за единичным – общее  и на этой основе осуществляет предвидение. «Научное знание представляет собой  совокупность точно сформулированных, выраженных на специализированном (искусственном) научном языке и обоснованных утверждений. Оно является обобщающим знанием, удовлетворяющим требованием  новизны, истинности, эмпирической и  логической обоснованности, допускающим  возможность проверки. Важнейшая цель научной деятельности - приращение новых истинных знаний о мире.

В структуре научного знания выделяют эмпирический и теоретический  уровни. Истоки такого деления уходят в период возникновения науки, но особенно четко это обнаруживается в современных условиях. Эмпирический и теоретический уровни «представляют  собой общую закономерность строения научного знания»2. В основе разграничения  этих уровней лежат эмпирические или теоретические исследования. На эмпирическом уровне основная информация о действительности добывается опытным  путем. Эмпирическое исследование предполагает предметно - практическую деятельность субъекта, направленную на изучаемый объект, а основными методами получения первичной, опытной информации являются наблюдение, эксперимент, измерение. Содержанием эмпирического знания являются результаты эмпирической деятельности субъекта, прошедшие рационально-логическую (понятийную) обработку и выраженные на особом научном языке (языке наблюдения). Поэтому эмпирическое знание не совпадает с чувственным воспроизведением действительности ни по форме, ни по содержанию.

13

Теоретическое исследование связано с совершенствованием и  развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание

объективной реальности в  ее существенных связях и закономерностях. Теоретический уровень обладает специфичностью, особыми методами и  формами воспроизведения действительности. Наиболее существенными оказываются  абстрагирование и идеализация, а также метод мысленного эксперимента. Оба вида исследования органически  взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре  научного знания.

Научное знание различается  по предметным областям (естественные, социальные, гуманитарные, технические  и т.д. науки), по характеру исследования выделяют фундаментальные и прикладные науки.

Основными формами вненаучного  знания являются религия, литература и  искусство, где познание мира, личности ее окружения осуществляется через  создание художественных образов. Развитие науки порождает ряд девиантных (отклоняющихся) форм вненаучного знания, которые в современных условиях приобретают особую активность и  привлекают к себе все большее  внимание. К ним относятся различные  формы эзотерического1 знания, называемые оккультными науками (астрология, алхимия, хиромантия, спиритизм, магия, и др.) и целый ряд паранаучных течений (парапсихология, уфология и др.). В  условиях обострения современных глобальных проблем, усиления кризиса в самой  науке эти формы знания нередко  рассматриваются в качестве альтернативы научному мировоззрению.

В качестве основных причин широкого распространения эзотерического знания исследователи называют, во-первых, особенности самого познавательного  процесса в целом, невозможность  научного знания охватить всей действительности и дать всему рациональное обоснование, в то время как у людей всегда существовали надежды найти быстрое  и чудодейственное решение насущных проблем. Во-вторых, в период острых кризисов в духовной жизни общества всегда образуется интеллектуальный вакуум,

14

который и заполняется  разнообразными формами вненаучного  знания, в первую очередь религиозно-мифологическими  и эзотерическими2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Потребность в знаниях - одна из неотъемлемых характеристик человека. Вся история человечества может быть представлена как ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний - от технологий обработки каменных орудий и добывания огня до способов получения и использования информации в компьютерной сети.       Современный этап развития общества обычно рассматривается как переход от индустриального общества (основанного на производстве товаров) к обществу постиндустриальному, или информационному (основанному на производстве и распределении знания). В информационном обществе ценность знаний и способов их получения постоянно увеличивается: ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов, а доля оцифрованной информации исчисляется терабайтами. В таких условиях проблемы познания приобретают все большую значимость. Наиболее общие вопросы познания разрабатываются разделом философии, который называется гносеологией (от греч. gnosis - знание + logos - учение), или теорией познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бессонов Б.Н. Философия. История и современные задачи: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2006.
  2. Миронов В.В. Философия: учебник для ВУЗов. - Изд. 3-е перераб. и допол.- М., Изд. ГЕРМЕС. - 2007.
  3. Митрошенков О.А. Философия: учебник. - Изд-во «Контур». М.:- 2008.
  4. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., испр. и доп. - M.: Юрист. 2006.
  5. Лекторский В.А. Теория познания (гносеология, эпистемология) // Вопр. философии. 2008. №8.

Информация о работе Понятие, роль и значение семейного права