Понятие, роль и значение семейного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:16, контрольная работа

Краткое описание

Цель познания - знания. Они нужны для: ориентации человека в окружающем мире; объяснения и предвидения событий; планирования и реализации деятельности. Знание - средство преобразования действительности и это система. Знание возникает в процессе познания, а он состоит из форм, этапов, уровней. В теории познания выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального.

Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ И ИХ ФОРМЫ 3-15
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 34.86 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

 

Заочный факультет физической культуры, спорта и сервиса

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

«Правоведение»

Тема: «Понятие, роль и значение семейного права».

 

 

 

 

                                            Выполнила: студентка группы № 10з4

                                                          Васяева Маргарита

                                                          № зачетной книжки 10122

                                                          Преподаватель: Битарова Лариса  Георгиевна 

 

 

 

 

Краснодар, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ВВЕДЕНИЕ                     3                                                                                                           

2. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ И ИХ ФОРМЫ       3-15

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ                  16

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших положений  гносеологии является то, что познание есть сложный, противоречивый процесс. Сложность в том, что познание - это многостадийный, многоаспектный, детерминированный различными причинами и условиями, разворачивающийся в пространстве и во времени акт. Противоречивость познания проявляется уже в том, что оно переводит материальное в свою противоположность - идеальное. В процессе отражения физическое (внешний мир, его действительные свойства и отношения) преобразуется в физиологическое (работа нервной системы, мозга) и, наконец, в психическое - в факт сознания, мысленные образы вещей, событий, процессов. Противоречивость познания проявляется также в специфике его форм, в характере связей этих форм между собой.

Цель познания - знания. Они нужны для: ориентации человека в окружающем мире; объяснения и предвидения событий; планирования и реализации деятельности. Знание - средство преобразования действительности и это система. Знание возникает в процессе познания, а он состоит из форм, этапов, уровней. В теории познания выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального.

Характеристику процесса познания следует начать с чувственной  ступени, потому что она:

1. исторически-начальная ступень;

2. начальная в том смысле, что без чувственности первоначального контакта с миром не возникает.

 

4

       ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ И ИХ ФОРМЫ.

 

Познание имеет  две стороны: чувственную и рациональную, между которыми существует сложное взаимодействие. Чувственное познание - это отражение действительности в чувственных образах, рациональное - в понятиях, суждениях, умозаключениях.

Основные формы чувственного познания:

1. Ощущение - это отражение свойств, признаков, сторон отдельных материальных предметов, вещей, явлений (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные: цвет, свет, звук, запах, вкус и др.).

2. Восприятие - это целостный образ предмета, объекта, воздействующего на органы чувств. Этот образ возникает в результате одновременной, взаимосогласованной работы нескольких органов чувств.

3. Представление - это образы предметов, восстановленные благодаря сохранившимся в нашем мозге следам, но при отсутствии самих предметов.

Каковы особенности чувственного познания? Все чувственное познание носит непосредственный характер. Чувственные  образы возникают постольку, поскольку  предмет непосредственно воздействует на наши органы чувств и нервную  систему. Чувственное познание –  это ворота, через которые человек  устанавливает контакт с внешним  миром. С позиции диалектического  материализма формы чувственного познания – это субъективные образы объективного мира. То есть их содержание объективно, так как определяется внешними воздействиями, а не сознанием субъекта.

А что значит: «субъективный  образ?». Это значит, что форма  наших ощущений зависит от того, как устроена наша нервная система. Мы, например, не воспринимаем радио  и магнитных волн, а некоторые  животные их воспринимают. Орел зорче  человека, видит дальше, но человек  замечает, видит во много раз больше, чем орел. Собака обладает более  тонким обонянием, но она не различает  и 1/1000 тех запахов, которые различает 

5

человек. Субъективность образа состоит в том, что при взаимодействии двух видов материи ощущение зависит  от того, как оно отражается в  нервной системе человека (воздействие  внешнее преобразуется нервной  системой). Например, сладость сахара, соленость соли по отношению к  языку, а не к воде, запах розы по отношению к обонянию.

Однако в истории философии  имела место концепция, согласно которой наши ощущения, восприятия – это не образы, не копии, а лишь условные знаки, символы, иероглифы, не имеющие ничего общего с вещами и  их свойствами. Эта теория была сформулирована немецким физиологом Г. Гельмгольцем (1821-1894 гг.)1, который опирался на теорию другого  немецкого физиолога (естествоиспытателя) И. Мюллера (1801-1858 гг.)2. Согласно теории Мюллера специфика ощущений определяется не природой предметов и вещей, а  своеобразным устройством органов  чувств человека, каждый из которых  представляет замкнутую систему (т.н. закон о специфической энергии  органов чувств). Например, ощущение яркой вспышки может возникнуть как под воздействием яркого света, так и от сильного удара по глазу, т.е. наши органы чувств, согласно теории И. Мюллера, никакого представления  о качественной стороне предметов, явлений нам не дают.

С позиций диалектического  материализма эта теория представляет собой уступку агностицизму, ибо  символы, знаки возможны (допустимы) и по отношению к несуществующим вещам, например лешим, домовым, чудотворцам  и т.д.

И все-таки, дают ли нам органы чувств возможность адекватно отражать действительность? Еще Людвиг Фейербах отмечал, что у человека ровно  столько органов чувств, сколько  нужно для правильного познания мира. Если бы наши чувства не отражали объективный мир таким, каков  он есть, то человек, как и любое  животное не смог бы биологически приспособиться к условиям среды, т.е. выжить. Да и  само возникновение подобного сомнения

 

6

говорит за то, что мы правильно  отражаем действительность, иначе не усомнились бы в этом.

Что в целом дает нам  чувственное познание? Знание отдельных  свойств, признаков вещей, внешних  связей между ними, т.е. дает знание единичного, конкретного, видимого35. Знание же общего, существенного, закономерного, абстрактного достигается рациональным познанием, разумом. Естественно, изучая отдельный предмет, мы получаем представление  и о совокупности однородных предметов. Значит, момент общего, общих связей дает и чувственное познание. Однако, выделить это общее, отделить его  от частного, конкретного, единичного может только разум. Основные формы  рационального (логического, абстрактного познания): понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это мысль (форма мышления), отражающая предметы в их наиболее общих и существенных признаках («понять - значит «схватить», «поймать», «объять»).

Как образуются понятия? Они  образуются за счет выделения общего и существенного, т.е. таких признаков, которые отличают данные предметы среди  множества других предметов и  вещей материального мира. Выделение  общего сопровождается в то же время  отвлечением (абстрагированием) от других признаков, менее важных для характеристики данного рода предметов. Например, в  понятии «стул» мы отвлекаемся от формы спинки, наличия или отсутствия обивки, формы ножек, цвета и т.д. Зато в понятии «стул» сконцентрированы такие признаки, которые помогут  нам выделить стул, как предмет  для сидения, имеющий 4 ножки и  спинку. Имея понятие о стуле, мы назовем стулом любой предмет, имеющий  эти признаки и сможем отличить его, например, от кресла или дивана. Т.о., понятие есть и общее, существенное и в то же время отвлеченное, абстрактное. В речи понятие выражается словом.

Есть понятия, которые  отражают предметы (человек, растение, животное, земля, луна и т.д.), свойства (теплое, холодное, сладкое, горькое, зеленое,

7

красное, светлое, темное и  др.), взаимодействие (движение, покой, скорость, энергия и т.д.)

Суждение – это форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о чем-либо. Суждение эта такая форма рационального мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях. В речи суждение выражается в форме предложения. Существует несколько видов суждений: суждение единичности (трение есть источник теплоты); суждение особенности (механическая форма движения – источник теплоты); суждение всеобщего (любая форма движения способна превращаться в любую другую форму движения).

Умозаключение – процесс мышления, когда из двух или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание по сравнению с исходными посылками.

Например:

1. Все хищники питаются  мясом;

2. Тигр – хищное животное;

3. Следовательно, тигр  тоже питается мясом.

Или:

1. Все металлы электропроводны;

2. Медь – металл;

3. Следовательно, медь  обладает электропроводностью.

Рациональное мышление отстоит  дальше от действительности, чем чувственное. Значит ли это, что чувственное познание дает нам более богатое, яркое, образное знание действительности, чем рациональное? Это только на первый взгляд. На самом  деле способность разума обобщать, видеть общее в предметах, явлениях действительности, «схватывать» наиболее главное, существенное, делает рациональное познание средством (методом) более  глубокого постижения мира, чем чувственное  познание.

 

8

Рациональное познание дает возможность постичь и предсказать  будущее. Эта способность научного предвидения основывается на знании законов природы и общества. Способность  разума к фантазии в то же время  есть и источник заблуждений, т.е. абстракции могут быть истинными и ложными. Поэтому способность разума творить  должна быть неразрывно связана с  практикой, иметь в ней опору, как в основе познания.

Какова взаимосвязь чувственного и рационального в процессе познания? Сторонники сенсуализма (от лат. sensus –  восприятие, чувство, ощущение) - направления  в теории познания, утверждали примат (от лат. неравенство, главенство, преобладающее  значение) чувственного опыта над  разумом2. Они считали, что нет  ничего в разуме, чего ранее не было бы в чувствах. Саму рациональную, познавательную деятельность они сводили к разного  рода комбинациям того материала, который  дается в чувственном опыте. Наиболее яркими представителями сенсуалистами  в истории философии были: Джон Локк, Томас Гоббс, Поль Анри Гольбах, Клод Андриан Гельвеций, Дени Дидро, Жюльен Офре де Ламетри.

Выделяют сенсуализм материалистический и идеалистический. Материалистический сенсуализм видит в чувственной  деятельности человека связь его  сознания с внешним, объективным  миром, а в показаниях органов  чувств человека – отражение этого  мира. Идеалистический сенсуализм видит  в чувственной деятельности некую  самосущую сферу сознания. Например, Беркли полностью отбросил внешний  опыт и рассматривал ощущения, как  достояние только человеческого  сознания.

Рационалисты (от лат. ratio –  разум) - утверждали примат разума над  чувственным знанием. Еще Парменид различал «знание по истине», т.е. полученное посредством разума и знание «по  мнению», полученное в результате чувственного восприятия. Рационалисты считали разум  основой познания и поведения  людей, единственным источником и критерием  истины (Ренэ Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Герцен

9

Александр Иванович и другие). Признание разума единственным источником достоверного знания привело рационализм  к идеалистическому заключению о  существовании врожденных идей (например, Р. Декарт; И. Кант).

Основной принцип диалектического  материализма в теории познания –  диалектическая взаимосвязь чувственного и рационального в познании. Диалектическое взаимопроникновение чувств и разума в процессе познания означает, что  не только формы чувственного познания, проникаются разумом (ощущая, воспринимая  вещи, мы их называем, обозначаем. А  там, где слово – это уже  рациональное), но имеет место и  обратный процесс. Каждый раз, когда  абстрактное мышление обращается к  практике, чувственное познание проникает  в рациональное.

Познание во многом очень  сложный противоречивый и загадочный процесс. Существенную роль в этом процессе играет интуиция. Интуиция в переводе с латинского буквально означает «пристально смотрю». Это способность  постижения истины путем ее прямого  усмотрения без обоснования с  помощью доказательств (как внезапное  озарение).

Механизм интуиции имеет  достаточно общий характер, т.е. присутствует практически во всех сферах человеческой деятельности. Интуитивные компоненты обнаруживается во многих профессиях и разнообразных жизненных ситуациях. Прежде всего, это практически все  художественное творчество. Очень часто  интуиция проявляется в медицине, когда врач может точно поставить  диагноз « с первого взгляда», затрудняясь объяснить свое решение. Нередко, интуиция оказывается спасительницей для работников «скоростных профессий». В жизни каждого человека, независимо от его профессии, встречаются ситуации, когда при недостатке информации и времени для принятия ответственного решения, срабатывают интуитивные  механизмы.

Информация о работе Понятие, роль и значение семейного права