Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:21, реферат
Идеология – это одна из форм общественного сознания.
Можно охарактеризовать несколько определений данного понятия.
- Идеологией называют совокупность идей, выражающую интересы своего носителя. Ее носителями могут быть отдельные представители, большие социальные группы, государства.
- Идеологией называют совокупность политических убеждений и установок.
1. Понятие «идеология».
2. Эволюция содержания понятия «идеология».
Тема: Понятие «Идеология» и эволюция его содержания.
План:
1. Понятие «идеология».
2. Эволюция содержания понятия «идеология».
1. Понятие «идеология»
Идеология – это одна из форм общественного сознания.
Можно охарактеризовать несколько определений данного понятия.
- Идеологией называют совокупность идей, выражающую интересы своего носителя. Ее носителями могут быть отдельные представители, большие социальные группы, государства.
- Идеологией называют совокупность политических убеждений и установок.
- Идеологией называют совокупность идей, отражающих экономическую структуру общества.
- Идеологией называют систему идей, обслуживающую и оправдывающую определенные виды общественной практики и отличающуюся от теоретического осмысления действительности.
- идеологией называют совокупность идей, выражающую интересы носителя;
- совокупность политических убеждений и установок (либерализма, консерватизма, социализма, национализма, анархизма и т.д.);
- совокупность идей, отражающих экономическую структуру общества (богатых и бедных, производителей и потребителей и т.п.);
- систему идей, обслуживающую и оправдывающую определенные виды общественной практики и отличающуюся от теоретического осмысления действительности.
2. Эволюция содержания понятия «идеология».
Первое системное учение об идеологии возникло на периферии либеральной политической мысли. Термин «идеология» имеет древнегреческое происхождение и дословно означает «учение об идеях» (idea – идея, образ, logos – учение). В научный оборот его ввел французский философ-просветитель Антуан Дестют де Траси (1754-1836). Важнейшие произведения де Траси, посвященные идеологии – «Этюд о способности мыслить», доклад «Проект идеологии» (1796) и 4-томная книга «Элементы идеологии» (1801-1815 гг.), написанная в качестве проекта реорганизации системы образования. В концепции де Траси идеология представлена как система идей, призванная, с одной стороны, привести в единую систему достижения различных наук, с другой стороны, поставить на научную основу решение задач этики и практической политики. Мыслитель рассматривал идеологию как социально полезную форму знания, которая должна быть такой же точной, как естественные науки. Согласно замыслу де Траси, знания, очищенные от старорежимных предрассудков и интересов отдельных социальных сил, должны быть положены в основу культуры новой Франции, а также других стран, покоренными Наполеоном. Вслед за де Траси, термин «идеология» стали употреблять Вольней, Кабанис, Гар, Джерандо, Ланселин и др.
Карл Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) переняли у де Траси понятие идеологии, но само его учение подвергли критике за этический субъективизм и буржуазный индивидуализм. В работе «Немецкая идеология» (1845-1846), К. Маркс, Ф. Энгельс изложили собственный взгляд на идеологию, которая представлена в их творчестве как «наивное» или «ложное» сознание, необходимое для того, чтобы сделать реальные властные отношения невидимыми и тем самым оградить их от публичной критики. Идеологические иллюзии – это не случайные заблуждения, а такие типы мышления, которые соответствуют интересам правящего класса и выдаются им за «вечные законы природы и разума».
Итальянский социолог Вильфредо Парето (1848-1923) понимал под идеологией демагогические ухищрения, которым придается теоретическая форма для маскировки нелогического характера политических действий. Идеологические концепции Парето называл «деривациями», т.е. вторичными, «производными» по отношению к чувствам явлениями, которые принимаются людьми не столько потому, что кого-то в чем-то убеждают, сколько потому, что ясно выражают их желания и эмоции и находят путь к их проявлению. Поэтому, даже будучи логически несостоятельными, идеологии имеют важное социальное значение и огромную мобилизующую силу.
Большое влияние на формирование современных подходов к пониманию идеологии оказала концепция социолога Карла Мангейма (1893-1947), автора книг «Идеология и утопия» (1936) и «Диагноз нашего времени» (1943). По его мнению, идеология – это способ социально-группового мышления, который создает различные концепции социального мира и превращает мышление в орудие коллективного действия. Носителями идеологии в учении Мангейма выступают не классы, как у Маркса, а профессиональные слои, поколения и иные группы, объединенные совместной коллективной деятельностью. Соглашаясь с Марксом в том, что бытие определяет сознание, Мангейм полагал, что любые социально значимые идеи и истины относительны, поэтому идеологии – это не столько ложь, сколько заблуждение.
Мангейм делил идеологии на тотальные и частичные. Тотальные идеологии охватывают все мировоззрение, определяют характер всей структуры сознания соответствующей эпохи или группы. Они способны всецело упорядочивать индивидуальные картины мира. Частичные идеологии проявляются лишь на психологическом уровне или отображают отдельные фрагменты реальности, такие как форма правления, функции государства, избирательная система и др., не влияя на все мировоззрение.
Отдельное внимание в творчестве Мангейма уделено понятию «утопия». И идеология, и утопия являются «трансцендентным» по своей природе знанием, т.е. знанием, которое выходит за пределы чувственного опыта человека. При этом они выполняют диаметрально противоположные функции по отношению к социальному порядку. Если идеология – это разновидность «апологетического сознания», которое стремится к сохранению существующего образа жизни, то утопия стремится его подорвать. Утопичные идеи могут быть реализованы на практике, но в этом случае они превращаются в идеологию. Само по себе содержание той или иной системы идей не позволяет предвидеть, будет ли она утопией восстающих классов или идеологией господствующих классов. Так же проблематично выявление утопий реализуемых и нереализуемых.
В ХХ веке теория Маркса была пересмотрена и развита В.И. Лениным (1870-1924), который впервые использовал понятие «научная идеология». Носителем подлинно научной идеологии является не любой, а лишь самый передовой и сознательный класс – пролетариат. Его борьба за освобождение опирается на последние достижения науки, культуры и прогрессивной общественной мысли. Воплощая учение Маркса на практике, авангард рабочего класса не только реализует законы истории, но и просвещает массы, превращая научное знание в орудие политической борьбы. В предшествовавших марксизму идейных системах тоже имелись отдельные научные элементы, но по-настоящему научной идеологией является только марксизм, поскольку в нем высшая и строжайшая научность соединена с революционностью. Благодаря Ленину идеология как явление духовной жизни начала оцениваться в гносеологических категориях – как истинная или ложная. Тем самым ленинизм ознаменовал возвращение тезиса де Траси об идеологии как о социально полезном истинном знании. На протяжении всей советской истории марксистско-ленинское учение рассматривалось, с одной стороны, как научная основа коммунистического движения, с другой стороны, как идейное средство революционного преобразования общества.
Параллельно с тезисом о научности идеологии развивались противоположная позиция, выразителем которой стал социал-демократ Эдуард Бернштейн (1850-1932), утверждавший, что классовая борьба – это борьба интересов, а не принципов познания. Социализм, будучи революционным движением, не может обладать монополией на истину. Стремление партии подчинить свои действий целям идеального общества будущего провоцирует действия, целесообразность которых не доказуема, и тем самым превращает социализм в неосуществимый проект.
После II мировой войны накал идеологической борьбы значительно убавился. В 50-60-е годы ХХ в. идеологические конфликты крупнейших политических партий в странах Запада трансформировались в менее драматичные разногласия по вопросам эффективности управления на основе ряда принципов социально-экономического устройства общества, ставших предметом всеобщего согласия. Анализируя эту тенденцию, ряд западных философов (Д. Белл, Э. Шилз, С.М. Липсет, К. Поппер, Р. Арон, З. Бжезинский, Р. Арон, Дж. Гэлбрейт) выработали концепцию деидеологиации. По их мнению, старые идеологии «левых» и «правых» утратили свою значимость под влиянием тех изменений в природе капитализма, которые привели к демократическому участию рабочего класса в политике и росту благосостояния населения. Западным обществам, которым удалось решить свои прежние социальные проблемы, все больше свойственны согласие и прагматический подход к стоящим перед ними проблемам.
В книге Д. Белла «Конец идеологии. Истощение политических идей в 50-х годах» (1960) такие явления как прекращение революционной риторики и «истощение левых идей и политических течений» представлены в качестве позитивных черт западного пути развития. Острые идеологические конфликты, по мнению Д. Белла, являются признаком незрелости общества и сопутствуют социально-экономическим кризисам. По мнению С. Липсета, идеологизация общества происходит тогда, когда в нем зарождаются новые классы или страты, которые добиваются определенного статуса в обществе. По мере достижения ими своих целей происходит деидеологизация. В работе Д. Белла делался вывод о том, что научно-техническая революция смогла предотвратить социальную революцию. На смену классовой борьбе пришел консенсус общенациональных интересов в рамках зрелого индустриального общества. На этой стадии перед странами Запада возникают проблемы, требующие уже не идеологических, а технических решений. Другими словами, та роль, которую в политике ранее играла идеология, теперь успешно выполняется наукой.
Хотя теория конца идеологии достаточно верно отражала некоторые тенденции развития западных обществ 50-х – начала 60-х годов ХХ в., она в скором времени была пересмотрена. О жизнеспособности идеологий свидетельствовали расовые конфликты в Америке, студенческие волнения в Европе, споры вокруг войны во Вьетнаме и других международных конфликтов. Кроме того концепция деидеологизации не выдержала критики философов и социологов марксистской ориентации, таких как Ч.Р. Миллс, Дж. Ла Паломбара, И. Горовиц, Н. Бирнбаум, Г. Мюрдаль и др. По их мнению, претендуя на ценностную нейтральность, концепция деидеологизации сама является идеологией, опирающейся на ряд консервативных допущений. В силу этих причин, во второй половине 70-х годов ХХ в. деидеологизация на Западе сменилась реидеологизацией – политическим курсом, направленным на возвращение идеологии роли регулятора социальных отношений. Большая заслуга в разработке этого курса принадлежала неоконсерваторам, стремившимся к преодолению духовного вакуума и созданию популярных концепций капитализма (Д. Белл, М. Новак, И. Кристолл, С. Хантингтон и др.).
Противостояние идеологий, олицетворявших капиталистическую и социалистическую системы, завершилось в 90-е гг. XX в. крушением коммунизма и сменой идейных, политических и экономических приоритетов лидеров постсоциалистических стран. Подобные события также возродили в научном сообществе тезис конвергенции – концепцию, утверждающую, что процесс индустриализации приводит к появлению общих или схожих политических, социальных и культурных черт в тех обществах, которые ранее имели разную историю и разные социальные структуры. В дискуссиях по этому вопросу произошло временное оживление концепции деидеологизации. На этот раз она рассматривалась как результат глобальной победы западных либеральных ценностей. По мнению автора книги «Конец истории» (1989) Френсиса Фукуямы, в мире у либерализма не осталось жизнеспособных альтернатив. Победа универсальных либеральных ценностей во всем мире означает, что борьба мировых идеологий осталась в прошлом. В будущем же человечество ожидает экономический расчет, работа над решением технологических проблем, забота об экологии и удовлетворении запросов потребителя. Такой возврат к концепции деидеологизации был непродолжительным. Процесс глобализации, которым ознаменовался рубеж ХХ-XXI веков, поставил перед человечеством новые проблемы, для осмысления которых на уровне массового сознания еще не выработано лучших средств, чем политические идеологии. Как отмечает профессор Кёльнского университета У. Матц, «в фазе мировоззренческих кризисов они вроде костылей подвернулись под руку и как таковые превратились в доминантный элемент политической культуры». Идеологическое творчество сегодня стало лишь более произвольным и приспособленным к практическим задачам идеологов и политиков. В связи с этим современный этап развития идеологий характеризуется диверсификацией их теоретического содержания и обновлением понятийного аппарата. Возникают новые идейные течения, такие как либертаризм, неофеминизм, коммунитаризм, различные интерпретации экологизма и др.
Возвращение идеологии в жизнь белорусского общества связано с насущной необходимостью определения ориентиров внешней и внутренней политики суверенного белорусского государства. На разных этапах периода независимости реидеологизация в Беларуси происходила в различных направлениях. В начале 90-х годов ХХ в. идеологические процессы в обществе развивались во многом стихийно. Руководство страны не успевало на них адекватно реагировать, в силу чего копировало действия лидеров других постсоветских республик. Собственной стратегии действий в условиях независимости оно не имело. Более определенное направление идеологическая политика белорусского государства приобрела в 1994 г. с избранием первого президента. Укрепление вертикали исполнительной власти, а также активная деятельность Президента по реализации своих предвыборных обещаний, способствовали возвращению идеологии роли связующего звена между народом и государством. Идеологические поиски не сразу стали заметны большинству граждан. Духовно-интеллектуальные поиски отечественных ученых и общественно-политических деятелей, а также официальные документы, начиная с Конституции, заканчивая концепциями и программами действий государства в различных сферах управления, не имели широкого общественного резонанса. Наиболее широкие масштабы реидеологизация в Беларуси приобрело в ходе создания в стране идеологической вертикали. С 2003 г. идеология была признана «краеугольным камнем в государственном строительстве». На семинаре руководящих работников, состоявшемся 27-28 марта 2003 г., глава государства заявил, что, по его убеждению, идеологическим работником в Беларуси должен быть каждый, кто работает в органах государственной власти и управления.
Список использованной литературы
1. Основы идеологии современного государства. Е.М.Бабосов. – Мн: Амалфея, 2004.
2. Политическая и правовая идеология государства /справочное пособие/ Р.М.Гончаренко / Минск, УП "Технопринт", 2005.
3. Основы идеологии белорусского государства: Учебное пособие для вузов. / Под. общ. ред. С. Н. Князева, С. В. Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.
4. Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты. Мн., 2003.
Информация о работе Понятие "идеология" и эволюция его содержания