Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 16:48, контрольная работа
Метод исследования – изучение литературы по философии.
Целью данной работы является анализ основных понятий и особенностей сенсуализма Дж. Локка и монадологии Г. Лейбница.
Введение………………………………………………………………...…………3
Сенсуализм и критика теории врожденных идей Дж. Локка.........................5
Монадология Г. Лейбница...............................................................................12
Заключение ............................................................................................................19
Список использованной литературы...................................................................21
Лейбниц восстает против взгляда, знаменитым защитником которого был Ньютон, — что пространство есть реальная сущность, безусловная по своей природе. Если бы пространство было таково, то пришлось бы предположить, что оно или сам Бог, или Его неизбежный атрибут. Между тем, возможно ли считать за Бога то, что состоит из частей? А пространство необходимо подразумевает части, которые в нём содержатся.
Лейбниц решительно утверждал, что монады не могут оказывать влияния одна на другую. Всё, что в монаде совершается, есть её собственное дело: она — совсем особый самобытный мир, маленькая вселенная, ни от кого не зависящая и действующая только от себя. Она и представлять может только самое себя, свое собственное существо и то, что в нём содержится. Если она представляет мир, то потому лишь, что мир идеально лежит в ней, что она сама есть слабое подобие мира. Но из этого никак не следует, чтобы вселенная как-нибудь физически на неё действовала и реально в ней отражалась и отпечатлевалась; реальное взаимодействие вещей есть только иллюзия. Но если так, то каким образом объяснить, что монады составляют один стройно движущийся и развивающийся мир? Откуда возникает внутреннее единство вселенной?
Ответом на этот вопрос является тeopия предустановленной гармонии; это выражение впервые употреблено Лейбницем в 1690 г., но сама теория возникла значительно раньше. Смысл этой теории в следующем: «в простых монадах бывает только идеальное влияние одной монады на другую, которое может происходить лишь через посредство Бога. Поэтому Бог изначала сотворил каждую субстанцию таким образом, «что в ней все рождается из её собственных источников, путем полной самопроизвольности в отношении к ней самой и, однако, при полном соответствии с внешними вещами». Вещи потому кажутся действующими друг на друга, что Бог при самом создании мира устроил их развивающимися и живущими в неразрывной связи между собою. Лейбниц сознается, что мысль о предустановленной гармонии, когда она в первый раз пришла ему в голову, удивила его. Тем не менее, он убежден, что эта гипотеза есть единственная, которая не содержит внутренних противоречий.
Лейбниц подробно рассматривал вопрос в своей «Теодицее» о зле, которое в мире с необходимостью вытекает из самого его существования. В каждой монаде лежит присущая ей ограниченность; без этого она обладала бы совсем абсолютною природою и не отличалась бы от Бога. Отсюда метафизическое зло, с которым связана возможность зла физического, то есть страдания разумных существ в тесном значении этого слова. Зло физическое имеет некоторые высшие основания своего бытия в природе. Жизнь есть воспитание существ для верховных целей, руководимое самим Богом: с этой точки зрения, страдание может быть рассматриваемо как наказание или воспитательное средство. Физическое зло допускается в мир, потому что через него мы достигаем благ, которые иначе были бы закрыты для нас.
Деятельность Божества осуществляет высший нравственный идеал творчества — благой миропорядок. С этим учением Лейбниц тесно связано его воззрение на совпадение двух царств: царства природы и царства благодати, то есть законов физических и законов нравственных. Гармония между этими двумя царствами состоит в том, что из естественного хода вещей постоянно вытекает благо духовных существ. Исходя из этой идеи, Лейбниц думает примирить религию с естествознанием. Человек от природы обладает познанием двух центральных истин — бытия Бога и бессмертия души. Таким образом, основа религии заранее существует в душе человека.
Динамические свойства монад не носят векторного характера, силы монад не имеют направлений.
Согласно принципу постепенности, монады не только отличаются друг от друга, но и в той или иной мере похожи друг на друга именно так, как это бывает у людей, в результате чего образуются различные группы и виды монадного царства.
Как Лейбниц понимал внутреннее развитие монад? Каждая из них живет более или менее интенсивной жизнью, которую можно объяснить опять по аналогии с психической жизнью людей: ощущения, созерцания, представления, самосознание - вот ее ступени. Монады как бы двулики: стремление и восприятие - это две стороны их жизни. Саморазвитие каждой монады - это переход ее к все более высоким ступеням сознания, что совпадает с прогрессом ее познания. Развитие монады происходит в соответствии с принципом непрерывности.
Впоследствии эту идею Лейбница сделал центральным принципом своей философии.
Мир
Лейбница - мир многогранный, неисчерпаемый
в своем содержании, и в то же время - единый
и гармоничный.
Заключение
Главное назначение философии как науки – помочь человеку ориентироваться в мире, в решении проблем, постоянно возникающих на жизненном пути. Сегодня особое значение приобретают исследования всемирно-исторических противоречий (человек и природа, природа и общество, общество и личность) и решение человеческих, гуманитарных проблем в связи с глобальными, общечеловеческими задачами. Это требует от человека мировоззренческой зрелости, философской компетентности, в связи с чем исследования взглядов философов прошлого актуальны в наше время.
В итоге проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. сенсуализм Дж. Локка абсолютизирует роль чувственного отражения, отстаивая тезисы: нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах, человека формируют обстоятельства, изменив их можно изменить человека;
2. Локк являлся противником концепции врожденных идей;
3. он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма;
4.
сильная сторона сенсуализма в подчеркивании
роли чувственного познания как важнейшего
источника первичной информации.
Слабая - в переоценке чувственного знания,
в попытке свести весь процесс познания
к различным комбинациям чувственных
данных, принизить и свести на нет роль
мышления;
6. Монадам приписываются как отрицательные, так и положительные свойства. К отрицательным свойствам монад Лейбниц относил: неделимость, неуничтожимость, нематериальность, неаффицируемость, неповторимость. К положительным свойствам монад Лейбниц относил: саморазвитие, психическую активность, состоящую в восприятии и стремлении:
7. Монады, согласно уровням развития воспринимающей способности делятся на: примитивные, монады-души, монады-духи.
Список
использованной литературы.