Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 16:48, контрольная работа
Метод исследования – изучение литературы по философии.
Целью данной работы является анализ основных понятий и особенностей сенсуализма Дж. Локка и монадологии Г. Лейбница.
Введение………………………………………………………………...…………3
Сенсуализм и критика теории врожденных идей Дж. Локка.........................5
Монадология Г. Лейбница...............................................................................12
Заключение ............................................................................................................19
Список использованной литературы...................................................................21
Но
мере накопления определенного многообразия
чувственных впечатлений у
Как только душа начинает размышлять и рассматривать эти действия, и доставляют нашему разуму идеи другого рода, которые мы не могли бы поучить от внешних вещей. Таковы "восприятие", "мышление", "сомнение", "вера", "рассуждение", "познание", "желание" и все различные действия нашего ума...". Но это определение не дает ответа на поставленный выше вопрос.
Локк был отцом либерализма. Он произвел настоящую революцию в области политического мышления. По его мнению права человека естественны и неотчуждаемы. Человек по своей природе — свободное существо. Свобода одного человека, если и ограничивается, то только свободой другого человека.
Выдвинул идею разделения властей (на законодательную, исполнительную, судебную). Он считал, что государственная власть не должна быть безграничной. Ограничить ее можно только разделением на три ветви власти. В истории политических идей это самая мощная идея.
Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.
Основной принцип сенсуализма - "нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах" - разделяли П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, а также Дж. Беркли, Д. Юм.
В
основе различных философских оценок,
определяющих роль теоретического наследия
Локка в последующем развитии
человеческой мысли, лежат противоположные
концепции историко-
Современные наука и философия не могут двигаться вперед, не определив своей позиции, не "сведя счетов" со взглядами и концепциями прошлого. В то же время, накопленное прежде знание, разработанные в истории философии принципы неумолимо вторгаются в современную научную и философскую проблематику. Идеи Локка не только исторически предшествуют современной философской мысли, но и, претерпев определенные модификации, участвуют в современной борьбе идей.
В философии Локка настойчиво проводится линия жизнеутверждающего материалистического сенсуализма и гуманизма
Главное в его творческом наследии - глубокий и многогранный материализм, не компромиссы и колебания, а плодотворное решение многих философских проблем и постановка вопросов для будущих поколений теоретиков. И диалектический материализм - законный наследник идей одного из крупнейших мыслителей прошлого.
Сенсуализм входит составной частью в разные философские школы идеализма и материализма, диалектики и метафизики.
Во
время одной из поездок на континент
Локк переслал в Англию своему другу
Э. Кларку саженцы деревьев для его
парка. Некоторые из этих деревьев сохранились
и поныне. Еще более могучие плоды деятельности
Локка укоренились в области духовной.
Они принадлежат не только ХХ веку, но
и будущим поколениям.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) – немецкий философ-рационалист. Одновременно с Ньютоном разработал основы дифференциального и интегрального исчисления, предвосхитил некоторые идеи математической логики, выдвинул идею машинизации мыслительного процесса.
Он выдвинул учение о монадах (субстанциальных единицах). Понятия монады до Лейбница уже встречается в ряде философских систем. В античной философии это понятие в качестве исходного мирообъясняющего принципа оформилось на основе идей пифагореизма и платонизма. В философии Нового времени понятие монады употреблялось в работах Николая Кузанского и Джордано Бруно. У Лейбница понятие монады является ключевым всей его философской системы.
Монады – духовные сущности, которые не имеют частей и существуют независимо друг от друга. На Земле огромное число людей и душа каждого – уникальная монада. Монадология Лейбница — своеобразная теория идеалистического плюрализма. Главное его сочинение – «Новый опыт о человеческом разуме». В этом сочинении он спорит с Джоном Локком, в частности, выступил против учения Локка о душе как «чистой доске», а формулу сенсуализма — «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» — дополнил «кроме самого разума». Лейбниц считал, что изначально у человека есть предрасположенность к тому или иному мышлению – естественная логика, которая действует даже на бессознательном уровне. Эта естественная логика мышления позволяет упорядочивать опыт.
Лейбниц подчеркивал
Лейбниц — автор четвертого закона логики (достаточного основания). Это важный закон мышления, направленный против поклонения авторитетам и слепой веры. Он выдвинул также учение о предустановленной гармонии.
Монады обладают универсальной возможностью развития, присущей не только отдельным монадам и их совокупностям, но и всему бесконечному множеству монад. Однако по своему рангу монады различаются, согласно Лейбницу, в зависимости от того, в какой мере их деятельность становится ясной и отчетливой, то есть переходит на уровень осознанной. В этом смысле монады составляют как бы единую лестницу живых существ.
Все существующие монады Лейбниц делит на три основных класса:
• "голые монады" - лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);
• монады человека (души) - обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;
• высшая монада - Бог.
Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы.
Монады низшей степени развития обладают лишь пассивной способностью восприятия – содержатся в физических, телах, в предметах неживой природы. Низшие монады – «голые» – «спят без сновидений» и образуют то, что мы называем неорганической природой. В соответствии с системой Лейбница она отнюдь не мертва, поскольку жизнь разлита повсюду.
Значительно
более интенсивную форму
В
деятельности монад-душ еще нет
разумения, без которого невозможна
«рациональная
Монады наивысшей степени развития, или монады-духи, наделены сознанием; они способны к активному восприятию. Человек представляет собой совокупность монад именно данного свойства.
На вершине лестницы Лейбниц помещает высшую монаду – Бога.
В
концепции времени Лейбница определенную
роль играют малые восприятия, роль
которых значительна для
Именно они образуют те, не поддающиеся определению вкусы, те образы чувственных качеств, ясных в совокупности, но не отчетливых в своих частях, те впечатления, которые производят на нас окружающие нас тела и которые заключают в себе бесконечность, – ту связь, в которой находится каждое существо со всей остальной Вселенной. В силу этих малых восприятий настоящее чревато будущим и обременено прошедшим, все находится во взаимном согласии… и что в ничтожнейшей из субстанций взор, столь же проницательный, как взор божества, мог бы прочесть всю историю Вселенной.
Он пишет, что “гармония производит связь как будущего с прошедшим, так и настоящего с отсутствующим. Первый вид связи объединяет времена, а второй – места. Вторая связь обнаруживается в единении души с телом и в связи истинных субстанций между собой.
В учении Лейбница о монадах интересным является тот факт, что он построил модель "отношений между монадами". В частности, общение между такими монадами, как люди, включает в себя момент "отражения одного человека в другом", один человек "как в зеркало" смотрится в другого.
Монады не возникают, ибо возникновение субстанций из ничего было бы чудом, а телесное возникновение как соединение ранее существовавших частей не присуще субстанциям. Они и не гибнут, ибо погибать могут только сложные тела, распадаясь на свои составные элементы. Субстанция не может умереть, то есть монады "бессмертны" и в этом подобны духам.
В чем состоит жизнь монад? Всякая жизнь есть деятельность, и субстанции не могут бездействовать, с другой стороны, только субстанции могут обладать деятельностью. Монадам чужда пассивность, они чрезвычайно активны, именно активное стремление составляет их сущность. Каждая из них есть постоянный и беспрерывный поток перемен, в котором изменение реальности и развития совпадают. Монады - это силы, и поскольку они духовны, а в то же время суть "точки", то они представляют собой центры сосредоточения сил разнокачественных, но всегда идеальных. Принцип активного стремления у Лейбница распространен на всю природу – в этом его естественнонаучное значение.
Актуализация устремлена из идеально-духовного в материальное: духовные силы порождают духовное движение, которое обнаруживает себя затем как движение материальное, и уже отсюда далее проистекает протяженность и структурность физических процессов. Монады суть "точки" в том, в частности, смысле, что они суть сосредоточения неделимых вследствие своей духовности сил, которые нельзя ни раздробить, ни размножить. Они неделимы не только вследствие своего точечного характера, но и потому, что по своей сущности они вне пространственных измерений.
Монады не имеют протяженности, фигуры, внешнего движения; их жизнь только внутренняя. Сам Лейбниц называет их формальными атомами, имея в виду аристотелевское понятие о форме как о деятельной сущности вещей, а также субстанциальными формами. Что же такое пространство, с этой точки зрения? Лейбниц, в общем, рассуждает так: действительность принадлежит монадам, а они непротяженны; следовательно, непротяженна и вся вселенная в своей внутренней сущности. Пространство не имеет собственной, независимой и отдельной реальности: оно только результат нашего смутного чувственного восприятия вещей. Пространство есть только порядок возможных сосуществующих явлений, так же как время есть порядок следования явлений. Реально в пространстве лишь внутреннее основание порядка явлений; но это основание не имеет чувственной наглядности, оно постигается только умом.