Понятие и особенность сенсуализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 16:48, контрольная работа

Краткое описание

Метод исследования – изучение литературы по философии.
Целью данной работы является анализ основных понятий и особенностей сенсуализма Дж. Локка и монадологии Г. Лейбница.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...…………3
Сенсуализм и критика теории врожденных идей Дж. Локка.........................5
Монадология Г. Лейбница...............................................................................12
Заключение ............................................................................................................19
Список использованной литературы...................................................................21

Файлы: 1 файл

Кр.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

       Но  мере накопления определенного многообразия чувственных впечатлений у человека возникают и другие познавательные способности: «...душа постепенно делает в этом успехи и переходит и упражнению способностей расширения, сочетания абстрагирования своих идей, рассуждения о них и размышления обо всем этом...» Именно в таком переходе от чувственного к рациональному знанию, являющемуся результатом применения более сложных познавательных способностей, и заключена для Локка одна из основных трудностей. Поскольку речь идет об ощущениях, у него нет никаких сомнений, что это источник знаний о внешнем материальном мире: «...мы получаем идеи желтого, белого, горячего, холодного, мягкого, твердого, горького, сладкого, и все те идеи, которые мы называем чувственными качествами. Когда я говорю, что чувства доставляют их уму, я хочу сказать, что от внешних предметов они доставляют уму то, что вызывает в нем эти восприятия. Этот богатый источник большинства наших идей зависящих всецело от наших чувств и через них входящих разум, я и называю ощущением».

       Как только душа начинает размышлять и  рассматривать эти действия, и  доставляют нашему разуму идеи другого рода, которые мы не могли бы поучить от внешних вещей. Таковы "восприятие", "мышление", "сомнение", "вера", "рассуждение", "познание", "желание" и все различные действия нашего ума...". Но это определение не дает ответа на поставленный выше вопрос.

       Локк  был отцом  либерализма. Он  произвел  настоящую  революцию  в  области  политического  мышления.  По  его  мнению  права  человека  естественны  и неотчуждаемы. Человек  по  своей  природе   —  свободное  существо. Свобода одного  человека, если  и ограничивается, то   только   свободой   другого   человека.

       Выдвинул  идею разделения властей (на законодательную, исполнительную, судебную). Он считал, что государственная власть не должна быть безграничной. Ограничить ее можно  только разделением на три ветви власти. В истории политических идей это самая мощная идея.

       Он  широко признан как один из самых  влиятельных мыслителей Просвещения  и теоретиков либерализма. Письма Локка  произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.

       Основной  принцип сенсуализма - "нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах" - разделяли П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, а также Дж. Беркли, Д. Юм.

       В основе различных философских оценок, определяющих роль теоретического наследия Локка в последующем развитии человеческой мысли, лежат противоположные  концепции историко-философского процесса. В философии Локка мы видим сочетание различных, подчас противоречивых, идей. И в учении о субстанции, и в теории первичных вторичных качеств, и в учении об абстракции и истине наряду с главной и определяющей материалистической линией аргументации мы обнаруживаем уступки идеализму.

       Современные наука и философия не могут  двигаться вперед, не определив своей  позиции, не "сведя счетов" со взглядами  и концепциями прошлого. В то же время, накопленное прежде знание, разработанные в истории философии принципы неумолимо вторгаются в современную научную и философскую проблематику. Идеи Локка не только исторически предшествуют современной философской мысли, но и, претерпев определенные модификации, участвуют в современной борьбе идей.

       В философии Локка настойчиво проводится линия жизнеутверждающего материалистического сенсуализма и гуманизма

       Главное в его творческом наследии - глубокий и многогранный материализм, не компромиссы и колебания, а плодотворное решение многих философских проблем и постановка вопросов для будущих поколений теоретиков. И диалектический материализм - законный наследник идей одного из крупнейших мыслителей прошлого.

       Сенсуализм входит составной частью в разные философские школы идеализма и материализма, диалектики и метафизики.

       Во  время одной из поездок на континент  Локк переслал в Англию своему другу  Э. Кларку саженцы деревьев для его  парка. Некоторые из этих деревьев сохранились и поныне. Еще более могучие плоды деятельности Локка укоренились в области духовной. Они принадлежат не только ХХ веку, но и будущим поколениям.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Монадология Г. Лейбница
 
 

       Готфрид  Вильгельм  Лейбниц  (1646   –   1716)   –  немецкий  философ-рационалист.  Одновременно  с  Ньютоном разработал основы дифференциального и интегрального  исчисления,  предвосхитил  некоторые  идеи математической логики, выдвинул идею машинизации мыслительного процесса.

       Он  выдвинул  учение о монадах  (субстанциальных единицах).  Понятия монады до Лейбница уже встречается в ряде философских систем. В античной философии это понятие в качестве исходного мирообъясняющего принципа оформилось на основе идей пифагореизма и платонизма. В философии Нового времени понятие монады употреблялось в работах Николая Кузанского и Джордано Бруно. У Лейбница понятие монады является ключевым всей его философской системы.

       Монады  – духовные  сущности, которые не  имеют  частей  и  существуют  независимо  друг  от друга. На Земле огромное число людей и душа каждого    – уникальная  монада.  Монадология  Лейбница — своеобразная   теория   идеалистического   плюрализма. Главное его сочинение – «Новый опыт о человеческом разуме». В этом сочинении он спорит с Джоном Локком,    в  частности,  выступил  против  учения  Локка  о душе  как   «чистой  доске»,  а  формулу  сенсуализма — «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»   —  дополнил   «кроме  самого  разума».  Лейбниц считал,  что  изначально  у  человека  есть  предрасположенность к тому или иному мышлению – естественная логика,  которая  действует  даже  на  бессознательном уровне. Эта естественная логика мышления позволяет упорядочивать опыт.

            Лейбниц подчеркивал неповторимость  каждого явления природы, каждой  монады. Он выдвинул теорию об изначальном  различии вещей, о  том, что  нет абсолютных  копий,  нет  абсолютных  тождеств  и  повторений.

            Лейбниц — автор четвертого  закона логики (достаточного основания). Это важный закон мышления, направленный  против поклонения авторитетам и слепой веры. Он выдвинул также учение о предустановленной гармонии.  

       Монадология — это одна из работ Готфрида Лейбница, которая очень точно определяет его философию, монадизм. Созданная им к концу жизни, чтобы поддержать метафизику простых тел, монадология рассматривает атомы не в физическом, а в метафизическом смысле.

       Монады  обладают универсальной возможностью развития, присущей не только отдельным  монадам и их совокупностям, но и  всему бесконечному множеству монад. Однако по своему рангу монады различаются, согласно Лейбницу, в зависимости от того, в какой мере их деятельность становится ясной и отчетливой, то есть переходит на уровень осознанной. В этом смысле монады составляют как бы единую лестницу живых существ.

       Все существующие монады Лейбниц делит  на три основных класса:

       • "голые монады" - лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);

       • монады человека (души) - обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;

       • высшая монада - Бог.

       Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы.

       Монады  низшей степени развития обладают лишь пассивной способностью восприятия – содержатся в физических, телах, в предметах неживой природы. Низшие монады – «голые» – «спят без сновидений» и образуют то, что мы называем неорганической природой. В соответствии с системой Лейбница она отнюдь не мертва, поскольку жизнь разлита повсюду.

       Значительно более интенсивную форму проявления жизненной силы в метафизике Лейбница составляют монады-души. «...Душами можно назвать только такие монады, восприятия которых более отчетливы и сопровождаются памятью». Память открывает возможность появления «эмпирической последовательности», общей для человека и животного. Она «состоит в том, что получающий те ощущения, которые он уже несколько раз получил следующие одно за другим, ожидает и снова получить их в той же последовательности».

       В деятельности монад-душ еще нет  разумения, без которого невозможна «рациональная последовательность», характерная для человека, поскольку душа мыслится при этом как бестелесный центр телесной организации.

       Монады  наивысшей степени развития, или  монады-духи, наделены сознанием; они  способны к активному восприятию. Человек представляет собой совокупность монад именно данного свойства.

       На  вершине лестницы Лейбниц помещает высшую монаду – Бога.

       В концепции времени Лейбница определенную роль играют малые восприятия, роль которых значительна для отдельно взятой монады.

       Именно  они образуют те, не поддающиеся определению вкусы, те образы чувственных качеств, ясных в совокупности, но не отчетливых в своих частях, те впечатления, которые производят на нас окружающие нас тела и которые заключают в себе бесконечность, – ту связь, в которой находится каждое существо со всей остальной Вселенной. В силу этих малых восприятий настоящее чревато будущим и обременено прошедшим, все находится во взаимном согласии… и что в ничтожнейшей из субстанций взор, столь же проницательный, как взор божества, мог бы прочесть всю историю Вселенной.

       Он  пишет, что “гармония производит связь как будущего с прошедшим, так и настоящего с отсутствующим. Первый вид связи объединяет времена, а второй – места. Вторая связь  обнаруживается в единении души с  телом и в связи истинных субстанций между собой.

       В учении Лейбница о монадах интересным является тот факт, что он построил модель "отношений между монадами". В частности, общение между такими монадами, как люди, включает в себя момент "отражения одного человека в другом", один человек "как в зеркало" смотрится в другого.

       Монады  не возникают, ибо возникновение  субстанций из ничего было бы чудом, а  телесное возникновение как соединение ранее существовавших частей не присуще  субстанциям. Они и не гибнут, ибо  погибать могут только сложные тела, распадаясь на свои составные элементы. Субстанция не может умереть, то есть монады "бессмертны" и в этом подобны духам.

       В чем состоит жизнь монад? Всякая жизнь есть деятельность, и субстанции не могут бездействовать, с другой стороны, только субстанции могут обладать деятельностью. Монадам чужда пассивность, они чрезвычайно активны, именно активное стремление составляет их сущность. Каждая из них есть постоянный и беспрерывный поток перемен, в котором изменение реальности и развития совпадают. Монады - это силы, и поскольку они духовны, а в то же время суть "точки", то они представляют собой центры сосредоточения сил разнокачественных, но всегда идеальных. Принцип активного стремления у Лейбница распространен на всю природу – в этом его естественнонаучное значение.

       Актуализация  устремлена из идеально-духовного в  материальное: духовные силы порождают  духовное движение, которое обнаруживает себя затем как движение материальное, и уже отсюда далее проистекает  протяженность и структурность  физических процессов. Монады суть "точки" в том, в частности, смысле, что они суть сосредоточения неделимых вследствие своей духовности сил, которые нельзя ни раздробить, ни размножить. Они неделимы не только вследствие своего точечного характера, но и потому, что по своей сущности они вне пространственных измерений.

       Монады  не имеют протяженности, фигуры, внешнего движения; их жизнь только внутренняя. Сам Лейбниц называет их формальными атомами, имея в виду аристотелевское понятие о форме как о деятельной сущности вещей, а также субстанциальными формами. Что же такое пространство, с этой точки зрения? Лейбниц, в общем, рассуждает так: действительность принадлежит монадам, а они непротяженны; следовательно, непротяженна и вся вселенная в своей внутренней сущности. Пространство не имеет собственной, независимой и отдельной реальности: оно только результат нашего смутного чувственного восприятия вещей. Пространство есть только порядок возможных сосуществующих явлений, так же как время есть порядок следования явлений. Реально в пространстве лишь внутреннее основание порядка явлений; но это основание не имеет чувственной наглядности, оно постигается только умом.

Информация о работе Понятие и особенность сенсуализма