Понятие делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:09, контрольная работа

Краткое описание

Деловое общение — это самый массовый вид социального общения. Оно представляет сферу коммерческих и административно-правовых отношений, экономико-правовых и дипломатических отношений.

Файлы: 1 файл

Понятие делового общения.docx

— 24.00 Кб (Скачать)

Понятие делового общения

 

Деловое общение — это  самый массовый вид социального  общения. Оно представляет сферу  коммерческих и административно-правовых отношений, экономико-правовых и дипломатических  отношений.

 

Новые экономические и  социальные условия побудили к коммерческой и организаторской деятельности широкие массы населения. Это  обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость обучения языковым формам делового общения, необходимость  повышения лингвистической компетентности лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящих действиями людей. Лингвистическая компетентность становится в рыночных условиях непременным  компонентом общепрофессиональной подготовки менеджеров, муниципальных  служащих, референтов, руководителей  всех уровней.

 

Умение успешно вести  деловые переговоры, грамотно составить  текст документа, умение работать с  документами — важнейшие составляющие профессиональной культуры человека, принимающего решения.

 

Низкая речевая культура напрямую связана с низкой эффективностью совещаний, переговоров, параличом  законов, которые часто составлены так, что их просто нельзя исполнить.

 

Культура речи является экономической  категорией. Высокая речевая культура и развитая экономика в передовых  странах неотделимы друг от друга, взаимосвязаны. И наоборот, низкая речевая культура общества определяет соответствующий уровень развития и эффективность экономики.

 

I. Признаки делового общения

 

Деловое общение сегодня  проникает во все сферы общественной жизни. В коммерческие, деловые отношения  вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере  делового общения непосредственно  связана с успехом или неуспехом  в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий  представляет важнейшую часть профессионального  облика.

 

Специфика делового общения  заключается в том, что столкновение, взаимодействие экономических интересов  и социальное регулирование осуществляются в правовых рамках. Чаще всего люди вступают в деловые отношения, чтобы  юридически оформить взаимодействия в  той или иной сфере. Идеальным  результатом взаимодействия и правового  оформления отношений становятся партнерские  отношения, построенные на основах  взаимного уважения и доверия.

 

Другой специфической  особенностью делового общения является его регламентированность, т. е. подчиненность установленным правилам и ограничениям.

 

Эти правила определяются типом делового общения, его формой, степенью официальности и теми конкретными  целями и задачами, которые стоят  перед общающимися. Эти правила определяются национальными культурными традициями и общественными нормами поведения.

 

Они фиксируются, оформляются  в виде протокола (делового, дипломатического), существуют в виде общепринятых норм социального поведения, в виде этикетных  требований, ограничений времен ной  рамки общения.

 

Важная особенность делового общения — это строгое соблюдение его участниками ролевого амплуа. В жизни мы постоянно исполняем, играем различные роли: жены, мужа, сына, дочери, гражданина, начальника, продавца, покупателя и т.д. В течение дня наши роли могут несколько раз меняться. То же происходит и в деловом общении. В процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и участником какого-либо мероприятия и т. п. Необходимо учитывать это и вести себя в соответствии с требованиями, предъявленными конкретной обстановкой и принятой ролью. Соблюдение ролевого амплуа в деловом общении упорядочивает, стабилизирует рабочий процесс и тем самым обеспечивает его эффективность.

 

К особенностям делового общения  относится и повышенная ответственность  участников за его результат. Ведь успешное деловое взаимодействие во многом определяется выбранной стратегией и тактикой общения, т. е. умением правильно  сформулировать цели разговора, определить интересы партнеров, выстроить обоснование  собственной позиции и т. д. Если деловое общение проходит неэффективно, это может привести к провалу  самого дела.

 

Поэтому в деловом общении  особую значимость приобретают такие  важные качества деловых людей, как  обязательность, организованность, верность слову, а также соблюдение нравственно-этических  норм и принципов.

 

Деловое общение требует  и более строгого отношения к  использованию его участниками  речевых средств. В деловом общении  не допускаются бранные слова  и нецензурные выражения, просторечие, нежелательным является использование  слов ограниченной сферы употребления (жаргонизмов, диалектизмов, архаизмов  и др.).

 

II. Виды делового общения

 

Владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека. От этого умения зависят  не только эффективность взаимодействия с другими людьми, конструктивность принимаемых решений, но и карьера  специалиста, его профессиональный имидж.

 

Специалистами по общению  подсчитано, что современный деловой  человек за день произносит примерно 30 тысяч слов или более 3 тысяч  слов в час. Речевое сообщение, как  правило, сопровождается несловесным, помогающим осмыслить речевой текст.

 

Деловое общение представляет собой процесс взаимодействия деловых  партнеров, направленный на организацию  и оптимизацию того или иного  вида предметной деятельности: производственной, научной и т д.

 

Выделяют несколько основных видов делового общения:

 

познавательное общение  подразумевает освоение новой информации и применение ее в практической деятельности, внедрение инноваций, саморазвитие;

 

а) этот вид общения стоит  использовать, если вы хотите: передать информацию и расширить информационный фонд друг друга;

 

б) при этом вам необходимо задействовать: познавательные возможности  партнеров по общению, их интеллектуальные способности и установки на общение;

 

в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных  процессов воздействия:

 

отчет о деятельности;

 

сообщение о результатах  деятельности;

 

информация о принципах  понимания или путях решения  проблемы;

 

общение по результатам изученных  первоисточников информации;

 

информационно-аналитическое  выступление;

 

г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических  особенностях организации коммуникативного действия:

 

концентрация внимания на предмете информирования;

 

рационализация изложения  материала;

 

логически безупречная аргументация;

 

доказательность всех выдвигаемых  положений;

 

подробная характеристика причинно-следственных и условно-следственных взаимосвязей.

 

Убеждающее общение используется для привлечения партнера на свою позицию, переориентацию целей;

 

а) этот вид общения стоит  использовать, если вы хотите: вызвать  у партнера по общению определенные чувства и сформировать определенные ориентации и установки;

 

б) при этом вам необходимо задействовать: опору на восприимчивость  партнера, его эмоциональную культуру;

 

в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных  процессов воздействия:

 

торжественная речь;

 

поздравление;

 

напутствие;

 

комплимент;

 

г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических  особенностях организации коммуникативного действия:

 

опора на эмоциональный настрой  партнера;

 

учет контраргументации  и критической позиции одного партнера по отношению к другому;

 

эмоциональное отношение  к предмету общения.

 

Экспрессивное общение ставит своей целью изменение настроя  партнера, провоцирование необходимых  чувств: сострадания, сопереживания, вовлечения в конкретные акции и действия;

 

а) используйте ее, если вы хотите: передать чувства, переживания, сформировать общий психоэмоциональный настрой и на его основе побудить партнера к тем или иным формам социального действия (чаще всего  массового);

 

б) при этом вам необходимо задействовать: опору на эмоциональную  сферу партнера с целью изменения  соотношения активности и реактивности в сторону стимулирующего влияния  эмоций на волю, широкое использование  средств художественно-эстетического  воздействия и опора на механизм социально-психологического выражения;

 

в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных  процессов воздействия:

 

рассказ о собственных  переживаниях и чувствах, связанных  с предметом общения;

 

мотивированный призыв;

 

анализ возможных последствий;

 

г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических  особенностях организации коммуникативного действия:

 

краткость изложения;

 

ситуативная обусловленность;

 

яркость жестикулирования;

 

демонстративный характер поз;

 

интонирование голосом;

 

аффектация и акцентуация;

 

фасциации при помощи художественного  подкрепления.

 

Суггестивное общение  необходимо при оказании внушающего воздействия для изменения мотиваций, ценностных ориентаций, поведения и  отношения;

 

а) используйте ее, если вы хотите: оказать внушающее воздействие  для изменения мотивации ценностных ориентации и установок личности;

 

б) при этом вам необходимо задействовать: некритичность отношения одного партнера к другому, слабый уровень контрсуггестии, внушаемость партнера, взявшего коммуникативную роль воспринимающего;

 

в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных  процессов воздействия:

 

внушение через мотивационную  сферу сознания;

 

внушение через идентификацию;

 

внушение через ссылки на авторитет;

 

внушение через персонификацию;

 

внушение через предупреждение;

 

г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических  особенностях организации коммуникативного действия:

 

опора на суггестивные потенциалы партнера по общению;

 

постоянное разъяснение  внушаемых установок;

 

формирование аттракции  как необходимого компонента в суггестивном общении;

 

интонационная стимуляция внушаемой  информации;

 

дистанционное управление эмоциональным  напряжением и т. д.

 

Манипулятивное общение - это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция предполагает объектное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой "разрешенной манипуляции" является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа общения стала концепция общения развитая Дейлом Корнеги и его последователями. Широко распространен манипулятивный стиль общению и в области пропаганды.

 

Следует отметить, что владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере как правило заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности.

 

При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, "нужных" манипулятору свойств и качеств. Однако, человек, выбравший в * качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций.

 

Ритуальное общение приводит к формированию чувства патриотизма  и национальной гордости, сохранению традиций и закрепление новых  ритуалов.

 

а) используйте ее, если вы хотите: закрепить и поддерживать нормы отношений, обеспечить психорегуляцию социальной психики в больших и малых группах;

 

б) при этом вам необходимо задействовать: художественно оформленную  среду, канонизацию действий и концентрацию внимания на алгоритме их исполнения, церемониальный характер взаимодействия и его ориентация на бинарное воздействие (на воспринимающих и исполняющих  ритуал одновременно);

 

в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных  процессов воздействия:

 

ритуальные акты;

 

церемонии;

 

обряды;

 

обрядовые комплексы;

 

г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических  особенностях организации коммуникативного действия:

 

опора на национальные и территориально-профессиональные традиции и нормы общения;

 

предварительное заключение конвенции о порядке ритуала;

 

концентрация внимания на самоценности ритуальных действий;

 

театрализация коммуникативного поведения.

 

III. Формы делового общения

 

Деловая беседа - система  целесообразно подобранных мыслей и слов, посредством которых один или несколько собеседников хотят  оказать определенное влияние на другого собеседника или на группу собеседников в целях изменения  существующей деловой ситуации, то есть с целью создания новой деловой  ситуации или нового делового отношения.

 

Беседа является благоприятной  и часто единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции с тем, чтобы  он согласился ней.

 

Основным фазам деловой  беседы соответствуют пять принципов  ее проведения:

 

1. Привлечь внимание собеседника  (начало беседы).

 

2. Пробудить в собеседнике  заинтересованность (передача информации).

Информация о работе Понятие делового общения